Файл: Субъекты малого предпринимательства (Развитие малого и среднего предпринимательства в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние и мелкие предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших масштабов; напротив, именно малые оказываются для них более предпочтительными.

Для современной экономики характерна сложная комбинация различных по масштабам производств - крупных, средних и малых.

С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, наиболее квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

С другой стороны, в последнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства, особенно в тех сферах, где не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг.

Эффективное функционирование малых предприятий определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близость к местным рынкам и приспособление к запросам потребителей; производство продукции малыми партиями, что невыгодно крупным фирмам; исключение лишних звеньев управления и др. Развитие мелкого и среднего предпринимательства создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов.

Особое место в современной экономике России принадлежит малому предпринимательству и определению его экономического потенциала. Развитие малого бизнеса способствует постепенному созданию значительного слоя мелких собственников, который становится основой социально-экономических преобразований. Малое предпринимательство является одной из форм организации экономической жизни общества со своими характерными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Одним из основных недостатков, способствующих торможению развития и сокращению числа малых предприятий, является игнорирование роли, значения и оценки экономического потенциала.


Целью данной работы является изучение экономического потенциала субъекта малого предпринимательства как системы взаимосвязанных факторов, влияющих на его устойчивость в условиях рыночной экономики.

Задачи:

- изучить теоретические основы малого бизнеса;

- изучить критерии отнесения предприятии к малому бизнесу;

- рассмотреть проблемы становления малого бизнеса в России.

Развитие малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации

Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идет на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряженности. Что означает определение «субъект малого предпринимательства» и кто к ним относится?

Субъект малого предпринимательства – это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, который нацлен на получение прибыли. В эту категорию также попадают:

- крестьянские (фермерские) хозяйства;

- производственные и сельскохозяйственные кооперативы;

- хозяйственные партнерства.

Некомерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2017 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства, касаются численности работников и размера получаемого дохода. Кто является СМП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Росийской Федерации».

Благодаря поправкам, внесенным в закон №209-ФЗ, большее количество предприятий и ИП могут быть причислены к малому бизнесу.

  1. Для юридических лиц — суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов акционерных инвестиционных фондов, состав имущества закрытых паевых инвестиционных фондов, состав общего имущества инвестиционных товариществ), а суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должны превышать 49% каждая.
  2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

б) до 100 человек включительно для малых предприятий;

в) до 15 человек — микропредприятия.

Примечание: Если закупки проводятся для субъектов малого предпринимательства (СМП), то численность работников не должна превышать 100 человек включительно.

  1. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Примечание: В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2015 г. № 702 для субъектов малого предпринимательства эта цифра составляет – 800 млн. рублей. Для микропредприятий — 120 млн. рублей, для средних предприятий — 2 млрд. рублей.

В отношении индивидуальных предприятий действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, ьл его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимтелей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Продлен период, в течении которого бизнесмен продолжает считаться субъектом МСП, даже если им был превышен допустимый лимит по численности работников или полученной выручке. До 2016 года это было два года, а теперь- три. Например, если лимит был превышен в 2016 году, то организация утратила право считаться малой только в 2019 году.

С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещен перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основаниях данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчетности.

Федеральная налоговая служба разместила в открытом доступе Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Реестр формируется на базе имеющихся у государства сведений о количестве работников и доходах налогоплатильщиков, подходящих под критерии малого и среднего бизнесаю

По словам чиновников, реестр создан для того, чтобы снизить административные барьеры при участии малого и среднего бизнеса в госзакупках и тендерах, получении государственной поддержки, выборе самой выгодной системы налогооблажения и других ситуациях, когда статус субъекта МСБ имеет особое значение.


Теперь не придется доказывать соответствие критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2016 году, оформляя в бумажном виде подтверждающие документы. Любой партнер или госорган может убедиться в этом через форму поиска реестра. Чтобы найти информацию о малом/ среднем предприятии или об индивидальном предпринимателе. Надо указать его ИНН или наименование.

В открытом доступе находится следующая информация:

- наименование юридического илца или полное имя ИП;

- ИНН налогоплатильщика и его местонахождение (жительства);

- категория, к которой относится субъекты малого и среднего предпринимательства;

- сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;

- указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.

Кроме того, по заявлению бизнесмена,относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:

- о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;

- о включении субъекта МСП в программы партнерства с государственными заказчиками;

- о наличии контрактов, заключенных в качестве участника госзакупок;

- полную контактную информацию.

Что дает статус субъекта малого бизнеса

Как уже говорилось выше, государство создает для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

- обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;

- создать новые рабочие места, снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряженность в обществе;

- уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;

- развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:


  1. Налоговые льготы. Специальные режимы налогооблажения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%). На УСН Доходы минус Расхлды возможность снижать ставку с 15% до 5% существует не первый год. Кроме того, с 2015 по 2020 годы индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные после вступления в силу регионального закона о налоговых каникулах, вправе в течение двух лет вообще не платить налог на режимах ПСН и УСН.
  2. Финансовые льготы – это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных субсидий, выдаваемых в рамках общероссийской программы, действующей до 2022 года. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию (до 500 тысяч рублей).
  3. Административные льготы. Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощенный бухучет т кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры. При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей алого бизнеса – не менее 15% совокупного годового объема закупок. Госдарственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них. При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные горантийные организации.

Объем закупок у СМП по 44-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 30 44-ФЗ государственные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО) в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом ч. 1.1 ст. 30 44-ФЗ.

Согласно ч. 1.1. ст. 30 44-ФЗ при определении объема закупок, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

  • для обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • услуг по предоставлению кредитов;
  • у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 1 ст. 93 44-ФЗ;
  • работ в области использования атомной энергии;
  • при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).