Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 180
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
1.1 История возникновения и сущность налога на добавленную стоимость
1.2 Взаимодействие субъектов налоговых отношений
1.3 Формирование налогового обязательства по налогу на добавленную стоимость
2. ПРАКТИКА ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ НА ПРИМЕРЕ ООО «ПРИБОРЫ УЧЕТА»
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации ООО «Приборы учета»
2.2 Организация бухгалтерского и налогового учета в организации
2.3 Порядок исчисления и уплаты НДС в организации
2.4 Составление налоговой отчетности по НДС
3. АНАЛИЗ НАЛОГОВОГО ПРОИЗВОДСТВА ООО «ПРИБОРЫ УЧЕТА»
3.1 Анализ динамики и структуры налоговых обязательств организации
Законодательство по налогам и сборам определяет участников налоговых отношений, согласно ст.9 НК РФ:
субъекты налога;
налоговые агенты;
государственные органы [2].
К субъектам налоговых отношений относят:
Федеральную налоговую службу Российской Федерации, ее территориальные подразделения.
Государственный таможенный комитет Российской Федерации, его территориальные подразделения.
Государственные внебюджетные органы (Счетная палата РФ, Федеральное казначейство).
Органы внутренних дел.
Министерство финансов РФ и финансовые органы субъектов федерации.
Государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие взимание налогов и сборов;
Организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами (на них возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов);
Налогоплательщики: организации, физические лица-граждане, физические лица и индивидуальные предприниматели, налоговые агенты.
Государственные налоговые органы являются единой системой. Они осуществляют контроль по соблюдению налогоплательщиками налогового законодательства, за правильным исчислением налогов и сборов, за порядком их перечисления в бюджет, за соблюдением валютного законодательства. Налоговые органы взаимодействуют с органами правоохранительной и исполнительной власти, с государственным таможенным комитетом РФ.
В компетенцию таможенных органов входит контроль за исполнением налогового и таможенного законодательства в ситуациях, связанных с перемещением продукции через таможенную границу РФ.
Органы исполнительной и правоохранительной власти предупреждают, выявляют и пресекают налоговые правонарушения, преступления. Так обеспечивается экономическая безопасность страны.
Согласно Налоговому кодексу РФ, к налоговым органам в РФ относят только Федеральную налоговую службу Российской Федерации и её территориальные подразделения. Федеральная налоговая служба РФ находится в подчинении у Президента и Правительства РФ. Она занимается общим руководством, проводит контроль и координацию деятельности подчиненных ей территориальных налоговых органов. Федеральная налоговая служба наделена правом заниматься разработкой форм расчетов по налогам, форм налоговых деклараций, заявлений на постановку на учет в налоговые органы. Аналогичными функциями наделены территориальные подразделения Федеральной налоговой службы.
Первичным звеном налоговых органов являются государственные налоговые инспекции, создаваемые в районах. Налоговые инспекции на местах ведут реестры налогоплательщиков, контролируют сроки предоставления документов по исчислению налоговых платежей, формируют налоговую отчетность. Данную отчетность предоставляют вышестоящим налоговым органам. Дополнительно налоговые инспекции ежемесячно предоставляют в финансовые органы информацию о суммах налогов и сборов, которые поступили в бюджет. Налоговый кодекс РФ содержит перечень прав и обязанностей, которыми наделены налоговые и таможенные органы, а также органы внутренних дел.
Согласно Налоговому кодексу РФ, физические лица, организации, предприятия могут выступать как в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов, так и в качестве налоговых агентов.
В налоговой практике российского законодательства в основе лежит понятие «резидент». В соответствии со ст. 207 Налогового кодекса РФ, резидентами РФ считаются физические лица, их еще называют налоговыми резидентами РФ, которые находятся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году [3]. Налоговый кодекс РФ в части первой (глава 3) содержит перечень прав и обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов.
Организации и физические лица, которые согласно налоговому законодательству наделены обязательством уплаты налогов и сборов, определяются как налогоплательщики и плательщики сборов. Исполнение полномочий налогоплательщиков возложено на филиалы и территориальные подразделения налоговых инспекций.
Лица, наделенные обязанностью исчислить сумму налога за налогоплательщика, удержать эту сумму у налогоплательщика и перечислить её в государственный бюджет, признаются налоговыми агентами.
Налоговое законодательство, ст. 24 части первой НК РФ, устанавливает круг налоговых агентов [2]. Ими являются физические лица – предприниматели, организации, обязанность которых возникает по исчислению:
налога на доходы физических лиц;
налога на дивиденды и доходы от долевого участия;
НДС с объема проданной продукции, реализация которой происходит на территории РФ иностранными юридическими лицами, которые не состоят на налоговом учете, и с услуг по аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества.
Ситуации, при которых лица определяются налоговыми агентами по НДС:
Приобретение товаров на территории РФ у иностранных лиц, которые не состоят на учете в налоговых органах РФ.
Аренда или покупка федерального имущества, имущества субъектов РФ, муниципального имущества.
Продажа конфискованного имущества или имущества, реализация которого осуществляется на основании решения суда. А также продажа бесхозных ценностей, кладов, скупленных ценностей или ценностей, перешедших по праву наследования государству. Исключением является продажа имущества должников, которые признаны банкротами.
Взятие на себя роли посредника при продаже товаров, работ, услуг на территории РФ у иностранных лиц, которые не состоят на учете в налоговых органах РФ.
Применение организациями и индивидуальными предпринимателями спец режимов, а именно, упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, патентную систему налогообложения или использование освобождения от уплаты НДС.
В первой ситуации, где осуществляется покупка товаров на территории РФ у иностранного лица, который не состоит на учете в налоговых органах РФ, налоговый агент вычитает сумму НДС из причитающихся иностранному продавцу средств за проданные товары. Затем перечисляет эту сумму НДС в государственный бюджет. Сумма НДС находится путем умножения налогооблагаемой базы на налоговую ставку.
Согласно со ст. 143 Налогового кодекса части второй к налогоплательщикам НДС относят:
Организации;
Индивидуальные предприниматели;
Лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза [3].
Налогоплательщикам в обязательном порядке необходимо предоставлять следующую информацию в письменной форме в налоговый орган:
Открытие или закрытие счетов в кредитных организациях в течение десяти дней.
Об участии в российских или иностранных организациях в течение первого месяца со дня такого участия.
Обо всех обособленных подразделениях на территории РФ в течение первого месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации.
Объявление о банкротстве, ликвидации или реорганизации в течение трех дней со дня принятия такого решения.
Данные, касающиеся изменения места нахождения или места жительства в течение десяти дней с момента таких изменений.
Налогоплательщики НДС делятся на две группы:
Налогоплательщики, которые уплачивают «внутренний» НДС. Подразумевается уплата НДС, возникающего при продаже продукции на территории РФ.
Налогоплательщики, которые уплачивают «ввозной» НДС. Подразумевается уплата НДС на таможне, возникающего при ввозе продукции на территорию РФ.
Надо отметить, что вторая группа плательщиков НДС больше, чем первая группа. На территории РФ «внутренний» НДС платит только определенная часть организаций и предприятий. Другая же часть имеет освобождение от уплаты НДС либо не являются плательщиками НДС вовсе.
В Налоговом кодексе РФ предусмотрено освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей от исчисления и уплаты НДС на внутреннем рынке при определенных условиях (ст. 145 НК РФ части второй):
если выручка от реализации в совокупности не более 2 млн. рублей за три последовательных календарных месяца (без учета НДС);
при получении статуса участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 (ред. от 29.06.2015) N 244-ФЗ "Об инновационном центре Сколково"[3].
Данное освобождение действует в течение двенадцати последующих календарных месяцев. Операции по ввозу товаров на территорию РФ не подпадают под действие данного освобождения. Следовательно, если организация, освобожденная от обязанностей налогоплательщика НДС, совершает операции по ввозу продукции на территорию РФ, ей необходимо будет выполнить обязанности налогового агента по данным операциям согласно со ст. 161 НК РФ части второй, то есть заплатить налог на таможне [3].
При желании организации получить освобождение от исчисления и уплаты НДС, ей необходимо поставить в известность налоговую инспекцию и предоставить документы: выписку из бухгалтерского баланса; выписку из книги продаж; выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (для ИП).
Организации, которые не являются плательщиками НДС согласно со ст.143 НК РФ части второй:
российские или иностранные организации, участвующие в проведение
Олимпийских зимних игр и Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи;
российские или иностранные организации, участвующие в проведение чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г.;
организации и предприниматели, которые применяют систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, далее ЕСХН;
организации и предприниматели, которые применяют упрощенную систему налогообложения, далее УСН;
организации и предприниматели, которые применяют систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, далее – ЕНВД;
организации и предприниматели, которые применяют патентную систему налогообложения;
организации и предприниматели, имеющие освобождение от исчисления и уплаты НДС [3].
Однако все вышеперечисленные организации должны будут заплатить
НДС, в случае выставления ими покупателям счета-фактуры с указанной суммой налога. Указанные организации не имеют право на получение вычетов по НДС.
Налогоплательщики имеют те же права, что и налоговые агенты. Они имеют право на:
получение бесплатной информации от налоговых органов о налоговом законодательстве;
получение разъяснений от налоговых органов по вопросам, касающихся применения налогового законодательства;
применение налоговых льгот;
получение отсрочки или рассрочки, налогового кредита;
на получение возврата или зачета излишне уплаченных налогов;
представление своих интересов в налоговых органах лично или посредством своего представителя;
на предоставление пояснений по исчислению и уплате налогов, по актам налоговых проверок в налоговые органы;
на личное присутствие, в случае проведения выездной налоговой проверки;
получение копий актов налоговой проверки и решений налоговых органов;
не выполнение неправомерных актов и требований налоговых органов;
обжалование актов и действий налоговых органов;
налоговую тайну;
полное возмещение убытков, понесенных в результате незаконных решений и действий налоговых органов.
Основными обязанностями налогоплательщиков и налоговых агентов являются:
постановка на учет в налоговые органы по месту своего нахождения;
уплата установленных налогов и в порядке, установленном налоговым законодательством;
ведение учета объектов налогообложения;
представление налоговой отчетности, налоговых деклараций в налоговые органы.
При постановке на учет в налоговых органах, налогоплательщику выдается его индивидуальный идентификационный номер, далее ИНН. При составлении налоговой отчетности налогоплательщик указывает свой ИНН во всех документах. Индивидуальный идентификационный номер состоит из восьми цифр. Первые две цифры соответствуют региону местонахождения налогоплательщика, третья и четвертая цифра являются номером налоговой инспекции, в которой налогоплательщик стоит на учете. Последующие цифры и есть его регистрационный номер.
Между участниками налоговых отношений могут возникать споры, касающиеся вопросов по исчислению НДС, по оформлению первичных документов, о порядке и сроков возмещения, возврата или зачета НДС, о добросовестности контрагентов.