Файл: Особенности формирования и функционирования глобальной олигополии (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНКА ОЛИГОПОЛИИ).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Экономический рынок в определенной сфере может быть представлен некоторым количеством фирм, отдельные из которых занимают лидирующие позиции. Для описание подобной ситуации используется термин «олигополия». Отметим, что олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых затруднено или невозможно вовсе.
Данная структура является наиболее распространенной на рынке в современной экономике. К таким структурам относятся рынки, где несколько крупнейших фирм производят более пятидесяти процентов всей выпускаемой продукции. К подобным сферам деятельности относятся, например, машиностроение, самолетостроение, электроника и т.д. Если же концентрация производства ниже пятидесяти процентов, то это монополистическая структура рынка.
Фирмы-олигополисты могут производить дифференцированную или однородную продукцию. Первая в большинстве своем преобладает на рынке потребительских товаров, например, автомобили, бытовая техника. Вторая - преимущественно на сырьевом рынке (металлургия, полезные ископаемые).
Целью данной работы является исследования особенностей формирования и функционирования глобальной олигополии, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты рынка олигополии;
- провести анализ особенностей формирования и функционирования глобальной олигополии на примере теллекомуникативного рынка.
Объект исследования – теллекомуникативный рынок.
Предмет исследования - формирование и функционирование глобальной олигополии.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области экономики.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЫНКА ОЛИГОПОЛИИ
1.1 Олигополия как структура экономического рынка
Олигополию как структуру отличает малое представительство. Стоит отметить, что появление новых игроков на рынке олигополистической структуры весьма затруднительно. Связано это, в первую очередь, с необходимостью больших капиталовложений. В связи с этим олигополистический рынок представлен немногочисленно. Однако стоит учитывать, что помимо лидеров, на чью долю приходится большая часть оборота продукции в определенной отрасли, на рынке функционируют и малые предприятия.
Помимо больших капиталовложений появление новых фирм на олигополистическом рынке затрудняют и другие причины. К ним можно отнести:
• государственная политика, проводимая на момент регистрации фирмы;
- затраты на проведение маркетинговой компании;
- затруднения, связанные со сбытом и последующим обслуживанием товаров.
На фоне сложившейся ситуации «игроки» рынка прибегают как ценовой, так и к неценовой конкуренции. Ценовая конкуренция является не всегда эффективной, поскольку снижение цены одной фирмы на продукцию приведет к тому, что конкуренты поступят так же, в итоге производители придут к снижению доходов. На олигополистическом рынке наиболее эффективно действует неценовая конкуренция, к которой можно отнести:
- качественные показатель выпускаемой продукции;
- надежность и долговечность использования;
- внедрение результатов технического прогресса;
- использование маркетинговых инструментов.
Количество фирм-участников на олигополистическом рынке, диктует его структуру. Таким образом, олигополистический рынок может быть разряженным (представлены от двух до восьми участников) или плотным (включают более восьми объектов). Подобное деление позволяет более детально исследовать поведение фирм в разных условиях олигополистического рынка. Кроме того, исследуя количество представленных производителей можно проанализировать уровень предложения той или иной продукции. Количество фирм в отрасли влияет и на проводимую ими политику: действуют ли участники рынка независимо друг от друга, или же вступают в сговор, который может быть явным, открытым или скрытым. При независимой деятельности обычной используют понятие некооперированной олигополии, при сговоре - о кооперированной.
В целом, поведение фирм на олигополистическом рынке подвержено двум тенденциям: во-первых, взаимозависимость фирм может способствовать вступлению в сговор; во-вторых, участники рынка стремятся конкурировать таким образом, чтобы получить большую долю прибыли в отрасли. Необходимо учитывать, что эти тенденции несовместимы друг с другом и реализуемы только по отдельности. Чем больше фирмы конкурируют между собой ради получения преимущества в прибыли, тем меньше становится общая величина этой прибыли.
Олигополистическая структура рынка недостаточно проработана на данный момент. В настоящий момент это наименее изученная модель конкуренции, однако, играющая важную роль в становлении экономики.
1.2 Спрос в условиях олигополии
Большинство экономистов считают, что обычные концепции кривой спроса являются неприменимыми к изучению олигополии. Чтобы продавать по различным ценам, необходимо чтобы все оставшееся неизменным не касалось предпринимателя. При этом данный предприниматель знает, что все остальное, и в частности, отпускные цены его конкурентов, вряд ли останутся неизменными. Предприниматель оценивает объемы продаж в зависимости от цены, он может делать скидку для проверки возможной реакции конкурентов. Эти оценки могут быть организованы в виде шкалы спроса, но ее нельзя путать с графиком спроса, который обычно используется в экономической теории. Николас Калдор предложил понятие «воображаемая кривая спроса» для концепции, которая применима в случае олигополии [2]. Мы будем использовать это понятие в нашей статье.
Олигополия - это обычный пример для значительной части современной экономики, однако теория олигополии не находится в продвинутом состоянии, она состоит из ряда особых случаев, которые допускают небольшое обобщение. Цель написания статьи - показать, что весьма значительная степень уточнения может быть введена в изучение данного вопроса путем систематического исследования природы воображаемых кривых спроса.
Для нас наиболее важным фактором в этой связи является факт того, что конкуренты по-разному реагируют на изменение цены. Если производитель А поднимает свою цену, его конкурент производитель В приобретает новых клиентов. Если, с другой стороны, А снижает свою цену, В будет терять покупателей. Обычно реакция на выигрыш в бизнесе - это приятное чувство, но не конкретное действие; реакция на потери в бизнесе, однако, некоторая тревога, сопровождающаяся мерами, призванными компенсировать потери. Если причиной потери является заниженная цена конкурента, естественная ответная мера - это то же самое снижение цены. С точки зрения какого-либо конкретного производителя, это означает, что, если он поднимает свою цену, то должен ожидать отдачи части выпуска своим конкурентам (его кривая спроса эластичная и восходящая), а если он снижает свою цену, у него нет причин верить, что он выиграет часть бизнеса своих конкурентов (его кривая спроса неэластичная и нисходящая). Иными словами, воображаемая кривая спроса имеет «угол» при текущей цене. На рисунке 1 показана такая кривая АРВ, где Р - текущая цена.
Многие производители не думают о своих кривых спроса, имеющих такую форму, и это становится очевидным для всех, кто хочет исследовать данный вопрос путем опроса предпринимателей. Они часто объясняют, что они потеряют своих клиентов за счет повышения цен, но при этом будут продавать немного больше за счет снижения цен. Экономисты, которые привыкли думать в терминах традиционного анализа кривой спроса, вероятно, отнесут данный ответ к невежеству и своенравию, но на самом деле, он имеет рациональное основание, которое становится понятным при анализе в условиях воображаемой кривой спроса.
Кривая предельного дохода, которая является производной от кривой спроса, на рисунке 1 показана ломаной линией ACDE. Где кривая спроса имеет угол, предельный доход кривой имеет разрыв. Кривая предельных издержек ММ’ проходит между двумя частями кривой предельного дохода. Опишем последствия, которые вытекают из этого. Первое заключается в том, что условия краткосрочного равновесия не совсем точные. Невозможно применить условие, что предельные издержки должны быть равны предельной выручке; мы можем сказать, что предельная стоимость не должна быть больше, чем предельная выручка. Однако она может быть меньше. Во-вторых, не допустимо говорить о факторах вознаграждения труда, равных значению предельной производительности труда. И, в-третьих, любое нарушение, которое влияет только на положение кривой предельных затрат, может оставить в краткосрочном периоде полностью нетронутым равновесие цены и выпуска. Так, например, удачная забастовка за повышение зарплаты может не повлиять на цену или выпуск. Профсоюзы, которые считают, что единственным эффектом от повышения заработной платы является снижение прибыли, могут быть правы больше, чем это готовы допустить экономисты.
Это соображение позволяет нам привести в сферу компетенции теории широко признанный феномен фактической деловой практики, а именно, практики отхода от объявленных цен. При этом полный анализ данной практики в теоретическом плане будет провести гораздо сложнее, чем представить эти несколько замечаний, которые могут лишь направить на верное рассуждение. Например, существует очень высокая степень вероятности того, что негласное снижение цены будет сопровождаться определенным количеством дискриминации между различными клиентами или группами клиентов. С формальной точки зрения, было бы более удовлетворительным описать кривую PM на рисунке 2 как дискриминационную кривую средних доходов для нисходящего движения средней цены всех клиентов.
Кривая LP на рисунке 2 изображает ожидаемую реакцию повышения цен, предполагая, что конкуренты тоже будут поднимать свои цены. Этот тип кривой для восходящего движения цен особенно актуален для производителей, которые занимают позицию ценового лидера.
Далее рассмотрим влияние изменений в спросе, с точки зрения покупателей, по форме воображаемых кривых спроса. Очевидно, что любой такой переход будет сначала проявляться в изменении количества продаж по текущей цене. Но обычно это также заставляет производителей пересмотреть свои представления о возможных реакциях на изменения их цен. Мы полагаем, что увеличение спроса приведет к более полному использованию потенциала, к большим трудностям в получении быстрой доставки, сделает воображаемую кривую спроса менее эластичной для восходящего движения цены. Для нисходящего движения цены результатом, вероятно, будет более эластичная кривая, поскольку можно предположить, что конкуренты меньше беспокоятся по поводу потерь в бизнесе и, следовательно, меньше готовы использовать ответные меры против снижения цен. С точки зрения кривой предельного дохода, следствием должно стать сближение двух частей и уменьшение разрыва между ними. Это может заставить, а может и не заставить производителя изменить свою цену. Многое зависит от расположения кривой предельных затрат. Поскольку предполагается, что кривые предельных затрат будут, скорее всего, смещается вверх, в то время, когда растет спрос, из-за более высокой заработной платы и затрат на сырье, то увеличение спроса скорее приведет к росту цен, чем к их снижению.
Снижение спроса по причинам, аналогичным тем, которые только что были изложены, может иметь противоположное влияние на форму воображаемых кривых спроса, делая их более эластичными при восходящих движениях цены и менее эластичными при нисходящих. С точки зрения кривой предельного дохода, две части будут отдаляться дальше, чем они были раньше. Результатом будет то, что производитель будет более обеспокоен удерживанием цены на постоянном уровне.
Рост спроса, вероятно, приведет к росту цен в условиях олигополии; в то время как сокращение спроса создаст сильное сопротивление любому снижению цен в условиях олигополии. В то же время, однако, сокращение указывает на успешное негласное снижение цен. Также стоит побеспокоиться о циклическом поведении цен олигополии. Во-первых, цены поднимаются легко и открыто во время подъема; во-вторых, цены противостоят давлению в сторону понижения в периоды спада и депрессии; и, в-третьих, прейскуранты становятся менее надежными по отношению к реальным ценам. Мы считаем, что данный анализ положил начало столь обсуждаемой проблеме жестких цен.