Файл: Осуществление предпринимательской деятельности с участием иностранных инвестиций).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Иностранные инвестиции в предпринимательскую деятельность: общеправовое регулирование
1.1 Понятие иностранного инвестора и иностранных инвестиций
1.2. Режим иностранного инвестирования в предпринимательскую деятельность
2.1. Иностранный инвестор в правовой системе предпринимательства (вопросы регулирования)
Введение
Актуальность. Исследовательское направление работы посвящено вопросам осуществления предпринимательской деятельности с участием иностранных инвестиций (капитала). Модель такого рода предпринимательства предполагает сбалансированное и пропорциональное привлечение разнообразных видов инвестиционных ресурсов. К ним относятся прямые иностранные инвестиции, портфельные инвестиции, кредиты банков, трансферты мигрантов. Эти действия касаются различных участников инвестиционного процесса в зависимости от сектора сферы услуг, ресурсных и факторных предпосылок, принципов инвестиционной политики (активность, целенаправленность, долгосрочность, комплексность, секторальная и проблемная ориентация) и ограничений институционально характера.
Степень разработанности: в работе различных авторов обобщены теоретические положения иностранной инвестиционной деятельности в сферу российского предпринимательства. Авторы осознают преобладающие тенденции структурных сдвигов в национальном хозяйстве в условиях глобализации, ими систематизированы методики оценки инвестиционной привлекательности секторов сферы услуг, на основе чего произведена оценка потребности в инвестициях и потенциала адаптивности отраслей сферы услуг к освоению инвестиционных ресурсов. Наиболее подходящими следует считать следующих авторов: С. Крупко, Е.В. Бессонова, Э.С. Хазанович, Л.А. Зубченко и т.д.
Объект работы – общественные отношения, имеющие транснациональный характер, предметом этих отношений являются иностранные инвестиции в области (сфере) предпринимательства РФ.
Предмет работы – научные публикации и законодательные акты системного характера, направленные на общее и частное регулирование и изучение проблем иностранного капитала с целью инвестиций.
Цель исследования – раскрытие основанных положений предпринимательских правоотношений, в основе которых лежит иностранный инвестиционный капитал.
Задачи работы:
- правовая характеристика иностранных инвестиций;
- рассмотреть нормативно-правовое регулирование иностранных инвестиций через существующий перечень законодательных актов;
- дать общую характеристику объекту, предмету и условиям иностранного инвестирования в отечественное предпринимательство.
Значение результатов исследования заключается в удачном подборе метода исследования, посредством которого работа отличается стабильным характером исследования.
Использованные (примененные) методы:
- социологический метод, сравнительно-правовой анализ, метод системного подхода, метод объективности исследования.
Структура работы:
- введение, аналитические главы, заключение, список литературы, заключение.
1. Иностранные инвестиции в предпринимательскую деятельность: общеправовое регулирование
1.1 Понятие иностранного инвестора и иностранных инвестиций
Понятие иностранного инвестора определено в статье 2 Закона об иностранных инвестициях. В соответствии с Законом иностранным инвестором является иностранное юридическое лицо, чья гражданская правоспособность определяется законодательством государства, где оно учреждено, которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;
иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, чья гражданская правоспособность определяется законодательством государства, где она учреждена, которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранный гражданин, чьи гражданская право- и дееспособность определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства, который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ;
лицо без гражданства, постоянно проживающее за пределами РФ, чьи гражданская право- и дееспособность определяются в соответствии с законодательством его постоянного места жительства, которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории РФ; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором РФ осуществлять инвестиции на территории РФ иностранные государства в соответствии с порядком, определяемом федеральными законами.[1]
Субъекты инвестиционной деятельности по А.Б. Сидельниковой различаются по разным основаниям:
- по своим функциям в ходе инвестиционной деятельности;
- по наличию иностранного элемента, по организационно-правовой форме и т.д. Функциональное положение участников инвестиционной деятельности зависит от формы этой деятельности. Например, субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица (ст. 4 Закона об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений). Инвесторы могут осуществлять капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств.
Инвесторами являются физические и юридические лица, объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора о совместной деятельности, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (иностранные инвесторы).
К заказчикам относятся уполномоченные инвесторами физические и юридические лица, которые реализуют инвестиционные проекты. Они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут выступать и инвесторы. Заказчик, не являющийся инвестором, вправе владеть, пользоваться и распоряжаться капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, установленных договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.[2]
К подрядчикам относятся физические и юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемому с заказчиками в соответствии с ГК РФ. Подрядчики обязаны иметь лицензию на виды деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с федеральным законом.
Статья 2 Федерального закона от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» дает следующее понятие иностранным инвестициям:
иностранная инвестиция - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.
Федеральный закон № 160-ФЗ дает следующие гарантии иностранным инвесторам:
1. гарантия правовой защиты иностранных инвесторов на территории РФ; 2. гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций; 3. гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу; 4. гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями и пр.[3]
Сравнительный анализ альтернативных видов инвестиционной деятельности дает основания утверждать, что иностранные инвесторы руководствуются различными мотивами в зависимости от цели и области инвестирования и выбирают стратегию поведения, опираясь на совокупность факторов привлекательности рынка (институционально-правовые, социально-экономические, культурно-ментальные), на котором они способны максимально использовать свои конкурентные преимущества. Выбор рациональной формы инвестирования осуществляется по данным О.В. Шибилевой с учетом концепции деятельности, степени участия в управлении, протекционизма, уровня риска и доходности, доступа к потребителю. Транснационализация мировой экономики, развитие научно-технического прогресса и информационных технологий, либерализация потоков капитала усиливают конкуренцию на мировом инвестиционном рынке и одновременно повышают уровень риска, нивелированию которого способствует активизация сотрудничества между национальными и иностранными инвесторами, а также дифференциация видов инвестиционных ресурсов.[4]
Эволюция теорий иностранных инвестиций отражается в переходе от парадигмы меркантилизма к концепциям неоклассического синтеза, который определяет целью инвестирования достижения максимальной эффективности использования преимуществ зарубежной территории в сочетании с уникальными внутренними ресурсами согласно. Пассивное ожидание капитала не способствует экономическому росту, которое возможно при активном, целенаправленном и комплексном характере привлечения инвестиций. Структурные изменения в экономике происходят в результате рациональной композиции экзогенных и эндогенных факторов при условии, что давление первых на вторые стимулирует возникновение инвестиционных импульсов, которые оживляют внутреннее инвестирование и активизируют приток иностранного капитала. Нужно учитывать, что ориентация на максимизацию объемов привлечения иностранных инвестиционных ресурсов ограничивается способностью региона или отрасли освоить эти ресурсы. По уровню инвестиционной привлекательности лидерами среди отраслей сферы услуг выступают оптовая и розничная торговля, операции с недвижимостью, сдача в аренду и услуги юридическим лицам, транспорт и связь. Высоким потенциалом с учетом перспективы развития характеризуются финансовые услуги, гостиничное и ресторанное хозяйство, строительство, коллективные, общественные и личные услуги.
Активизация инвестиционной деятельности на мировом рынке должна исходить из стратегических приоритетов национальной экономики, имеющихся ресурсов и эффективных механизмов реализации поставленных задач. Стратегические приоритеты интеграции в мировой инвестиционный рынок включают увеличение объемов привлечения инвестиций в сферу услуг, совершенствование структуры привлеченных инвестиций, активную интеграцию национальных субъектов экономической деятельности в мировой инвестиционный рынок.
Несовершенство институтов поддержки инвестиционной деятельности, в частности в сфере услуг, дублирование их функций и полномочий, отсутствие четкой иерархии и координации в системе органов государственной власти обусловливают недостаточное выполнение возложенных на них функций, затрудняют работу инвесторов, тормозят интеграцию в мировой инвестиционный рынок.[5]
1.2. Режим иностранного инвестирования в предпринимательскую деятельность
Правовое регулирование иностранных инвестиций в России включает как нормативные акты, регулирующие непосредственно деятельность иностранных инвесторов, так и акты, регламентирующие общий правовой режим инвестиционной деятельности и ее конкретных правовых форм. Основополагающим является положение ст. 2 Гражданского кодекса РФ, согласно которому правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.
А.С. Семенов ссылается на Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», который оп его мнению направлен на гарантирование стабильности условий и обеспечение прав инвесторов на инвестиции, получаемые от них доходы и прибыль, а также защиту прав и интересов иностранных инвесторов. Однако, по сути, этот акт носит декларативный характер.
Участие иностранного инвестора в российской организации может осуществляться или в рамках вновь создаваемых юридических лиц, или путем привлечения иностранного капитала в уже существующие российские организации.
Правовой порядок учреждения юридического лица с иностранными инвестициями не содержит ограничений, но имеет особенности. Речь идет о дополнительном документе, который предоставляется при государственной регистрации юридического лица. В соответствии со ст. 12 ФЗ от 08.08.2011 № 129-ФЗ (в ред. от 23.07.2013) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» необходимо представить выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя.[6]