Файл: Определение, задачи и функции бухгалтерского учета предприятия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • наличия оборудованных складских помещений, контрольно-измери­тельных приборов и автоматов, мерной тары, и т.д.;
  • совершенствования самой системы учета, применения научно обос­нованных методов определения объема веса материальных ресурсов, методов выявления недостач, растрат, хищений;
  • широкого использования современных средств вычислительной тех­ники для сбора, обработки и передачи информации.

Информационная функция является одной из главных функций, которую выполняет бухгалтерский учет в системе управления. Бухгалтер­ский учет является основным источником информации, на основании ко­торой принимаются управленческие решения. Информация бухгалтерского учета широко используется в оперативном и статистическом учете, а также для планирования, прогнозирования, выработки тактики и стратегии деятельности организации. Пользователями бухгалтерской информации являются налоговые службы, банки, фонды, предприятия-поставщики и т.д. Для удовлетворения требований всех пользователей бухгалтерская инфор­мация должна быть достоверной, объективной, своевременной и опера­тивной. Информация должна быть целесообразной по своему составу (исключающей лишние показатели) и экономной (с минимальными трудо­выми затратами на ее формирование).

Для осуществления текущего контроля аппарату управления необхо­дима обратная связь. Бухгалтерский учет формирует и передает информацию о фактических параметрах развития объекта управления и тем самым вы­полняет функцию обратной связи.

Применительно к бухгалтерскому учету основными компонентами информационной системы обратной связи являются:

  • в качестве ввода - неупорядоченные данные;
  • в качестве процесса - обработка данных;
  • в качестве вывода - упорядоченная информация.[16, c.48]

Бухгалтерский учет призван обеспечить все уровни управления ин­формацией о фактическом состоянии объекта управления и обо всех суще­ственных отклонениях объекта от заданных параметров.

Аналитическая функция тесно связана с информационной, но при этом имеет большое самостоятельное значение. Реализация этой функции позволяет осуществить анализ использования всех видов ресурсов, затрат на производство и реализацию продукции, правильности применяемых цен и т.д. Специфические приемы, методы и формы бухгалтерского учета, широкое использование средств вычислительной техники позволяют дета­лизировать анализируемые показатели вплоть до данных первичных доку­ментов. Сопоставление фактических данных с нормативными и плановыми показателями, находящимися в памяти ЭВМ, дает возможность получить отклонения, сгруппированные по различным признакам (по причинам, ви­новникам и т.д.). Такая информация бухгалтерского учета значительно об­легчает анализ финансовой, производственно-хозяйственной деятельности и широко используется для подготовки, обоснования и принятия управ­ленческих решений.


Современный бухгалтерский учет базируется на принципах, выверен­ных многовековой практикой. К таковым, в частности, относятся принци­пы двойственности, непрерывности, денежного измерения, автономности, соответствия, последовательности, разделения текущих затрат и капиталь­ных вложений.

Одним из основных является принцип двойственности. Этот прин­цип заключается в обязательном соблюдении равенства между средствами организации и источниками формирования этих средств и достигается методом двойной записи хозяйственных операций.

Принцип непрерывности (принцип работающего предприятия). В бухгалтерском учете исходят из положения, что предприятие (организа­ция) будет функционировать неопределенно длительный период времени и владельцы не намерены его ликвидировать или продавать. Следовательно, все средства предприятия будут использованы для обеспечения нормальной деятельности и обязательства будут погашаться в установленном порядке.

Принцип денежного измерения. Бухгалтерский учет оперирует только теми фактами, которые поддаются оценке в денежном выражении с доста­точной степенью объективности.

Принцип автономности (обособленности имущества). В соответствии с этим принципом средства организации должны учитываться обособленно от средств других юридических лиц, находящихся у данной организации, в том числе и от имущества собственников. Это относится к имуществу, полученному в доверительное управление, к материальным ресурсам, при­нятым в переработку или на ответственное хранение.

Принцип соответствия (временной определенности фактов хозяй­ственной деятельности). Все факты хозяйственной деятельности организа­ции должны относиться к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты де­нежных средств, связанных с этими фактами. Таким образом, все доходы данного отчетного периода должны соотноситься с расходами, обусло­вившими получение этих доходов.

Принцип разделения текущих затрат и капитальных вложений.

В бухгалтерском учете текущие затраты включаются в себестоимость от­четного периода, а капитальные вложения увеличивают внеоборотные ак­тивы и включаются в себестоимость в течение длительного периода в виде амортизационных отчислений.

Принцип последовательности применения методов бухгалтерского учета. Организация использует принятую учетную политику последова­тельно, от одного отчетного периода к другому [10, c.64-69].


Давно сформулированные и используемые в мировой практике осно­вополагающие принципы находят отражение в регламентирующих доку­ментах по бухгалтерскому учету и в нашей стране.

Помимо перечисленных известны и другие принципы, имеющие практическое значение. Это принципы осмотрительности, рациональности, приоритета содержания перед формой и др.

Осмотрительность предполагает большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов. Следование этому принципу ограждает организацию от появления скры­тых (даже непреднамеренных) резервов.

Рациональность ведения учета означает получение достаточно пол­ной информации при минимальных трудовых и материальных затратах. Незначительным событиям не следует уделять большого внимания.

Приоритет содержания перед формой оправдывает отражение хо­зяйственной деятельности не столько из правовой формы фактов и условий хозяйствования, сколько из их экономического содержания.

1.3. Метод бухгалтерского учета

Совокупность приемов и способов, применяемых в определенной последовательности и взаимосвязи для отражения объектов учета, составляет метод бухгалтерского учета.

Приемы и способы осуществления бухгалтерского учета, которые на­зывают элементами метода, постоянно совершенствуются и изменяются под влиянием экономических отношений и новых требований к бухгалтер­скому учету. Элементами метода бухгалтерского учета являются докумен­тация, оценка, система счетов и двойная запись, инвентаризация, кальку­ляция, балансовое обобщение, отчетность.

Документация способ сплошного и непрерывного отражения фактов хозяйственной деятельности. Первичный документ есть письменное свиде­тельство о совершении хозяйственной операции или о праве на ее совер­шение. Данные первичных документов в последующем подвергаются эко­номической группировке и обобщению. Документальное оформление опе­раций является важнейшим средством контроля за соблюдением законно­сти, сохранностью и целесообразностью использования хозяйственных средств. В связи с этим к документам предъявляется ряд требований: они должны быть объективными, достоверными и содержать четко изложенное содержание операции. Дальнейшее отражение и обобщение в учете доку­ментально подтвержденных хозяйственных операций требует их оценки [ 14,c.97].


Оценка - способ, с помощью которого все средства организации, их источники и операции получают денежное выражение. В процессе оценки натуральные и трудовые показатели, содержащиеся в первичных докумен­тах, пересчитываются в денежные с помощью цен, расценок, тарифных ставок и др. Реальность и точность оценки имущества организации имеет важнейшее значение как для построения системы бухгалтерского учета, так и для осуществления управления хозяйственными процессами. Для достижения сопоставимости все предприятия должны соблюдать установ­ленные положения и правила оценки. При оценке средств учитываются все виды затрат, связанные с движением учитываемых объектов, и исчисляется их фактическая себестоимость. Для получения итоговых данных о каждом объекте бухгалтерского учета все операции обобщают и группируют в оп­ределенном порядке с помощью бухгалтерских счетов.

Система счетов и двойная запись. Счета бухгалтерского учета предназначены для группировки и текущего учета однородных хозяйст­венных операций. На каждый вид хозяйственных средств и источников их образования открываются отдельные счета, совокупность которых и назы­вают системой счетов. Сведения, содержащиеся в первичных документах, дают разрозненную характеристику объектов учета, а счета позволяют по­лучить обобщенные представления об учитываемых объектах. Отражение хозяйственных операций в системе счетов осуществляется методом двой­ной записи, которая обеспечивает взаимосвязанное отражение различных явлений в бухгалтерском учете. Например, процесс поступления закуплен­ных материалов на склад предприятия, увязывается с расходованием де­нежных средств, выплачиваемых поставщику материалов [15,c.46]. Метод двойной записи операций раскрывает их экономическое содержание, позволяет бо­лее глубоко изучать производственно-хозяйственную деятельность и соз­дает условия для контроля. Метод двойной записи обеспечивает равенство итогов на счетах в конце отчетного периода (равенство средств и источни­ков их формирования).

Правильность отражения операций на счетах бухгалтерского учета периодически проверяется с помощью инвентаризации.

Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического на­личия имущества в натуре данным бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерско­го учета и сохранности имущества. При инвентаризации регистрируются явления и процессы, не отраженные первичными документами (порча, хи­щения, усушка и т.д. материальных ресурсов). Итоги инвентаризации до­полняют первичную документацию. Выявленные излишки или недостатки также находят отражение на счетах бухгалтерского учета. При выявлении виновных лиц с них может быть взыскана часть или полная сумма нане­сенного ущерба. Тем самым инвентаризация повышает ответственность работников соответствующих подразделений и позволяет реализовать принцип обеспечения сохранности имущества.


Документально обоснованные операции, отраженные и сгруппиро­ванные на счетах бухгалтерского учета в денежной оценке методом двой­ной записи, проверенные с помощью инвентаризации, служат основанием для калькуляций.

Калькуляция - способ исчисления себестоимости средств и предме­тов труда, произведенной продукции, оказанных услуг, выполненных ра­бот. Калькулирование заключается в подведении общей суммы затрат по тому или иному объекту и определении себестоимости единицы продук­ции, работ, услуг, материалов и др.

Себестоимость продукции, относящейся к различным отраслям на­родного хозяйства, определяется на основе соответствующих нормативных актов, регламентирующих состав затрат на производство и реализацию продукции, включаемых в себестоимость.

Затраты на производство составляют производственную себестои­мость продукции. Полная себестоимость, помимо производственных, включает затраты, связанные с реализацией. По материалам определяется фактическая себестоимость, включающая затраты на их приобретение по ценам поставщика и транспортно-заготовительные расходы. [10, c.64]

Исчисление себестоимости материалов, готовой (реализованной) про­дукции необходимо для определения финансового результата хозяйственной деятельности организации (прибыли или убытка). Выверенные итоговые данные по счетам, включая и счета финансовых результатов, подвергают дальнейшему обобщению, для чего составляется бухгалтерский баланс.

Бухгалтерский баланс - способ экономической группировки и обоб­щения информации об имуществе и обязательствах организации по соста­ву, размещению и источникам их образования в денежной оценке на опре­деленную дату (на первое число месяца). С помощью балансового обоб­щения осуществляется контроль по всей совокупности объектов бухгал­терского учета путем сопоставления хозяйственных средств с их источни­ками. Баланс - равенство средств и источников их образования, которое должно сохраняться постоянно. Бухгалтерский баланс отражает финансо­вое состояние организации и является одной из основных форм бухгалтер­ской отчетности.

Бухгалтерская отчетность - единая система показателей, характе­ризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность за определенный период. Бухгалтерская отчетность составляется по установ­ленным формам на основании данных бухгалтерского учета и должна от­вечать ряду требований: быть достоверной, целостной (охватывать все операции без исключения), сопоставимой по периодам, последовательной (данные отчетного периода должны быть сравнимы с данными предыду­щего периода). Отчетность должна быть представлена за отчетный период в валюте Российской Федерации на русском языке.