Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета. (Бухгалтерский учет, его сущность и функции в системе управления экономикой).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Бухгалтерский учет, его сущность и функции в системе управления экономикой
1.1. Понятие и особенности бухгалтерского учета
1.2. Функции и принципы бухгалтерского учета
1.3. Метод бухгалтерского учета
2. Система нормативного регулирования и организация бухгалтерского учета
2.1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России
2.2. Международные стандарты учета и отчетности
2.3. Организация бухгалтерского учета в современных условиях
Способы и приемы бухгалтерского учёта, составляющие его методологию, взаимосвязаны и взаимообусловлены. В результате их применения в бухгалтерском учете осуществляется непрерывное, сплошное и документально обоснованное отражение всех хозяйственных операций и обеспечивается формирование достоверной информации о производственнохозяйственной и финансовой деятельности организации.
2. Система нормативного регулирования и организация бухгалтерского учета
2.1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России
В нашей стране реализуется Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. В рамках программы разрабатывается большой комплекс документов, составляющих систему нормативного регулирования бухгалтерского учета. Данная система представляет собой документы четырех уровней: законодательные акты, положения по бухгалтерскому учету (стандарты), методические указания и рабочие документы организации (табл. 2).
Таблица 2 - Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России
Уровень |
Документы |
Органы, принимающие документы |
I уровень - законодательный |
Федеральные законы, постановления, указы |
Федеральное собрание, Правительство РФ, Президент РФ |
II уровень - нормативный |
Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету |
Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ |
III уровень - методический |
Нормативные акты (иные, чем положения), методические указания, план счетов бухгалтерского учета |
Министерство финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти |
IV уровень - учетная политика организации |
Организационно-распорядительная документация (приказ, распоряжение и т.п.) |
Организации, консультационные фирмы |
Первый уровень представляют законы и иные нормативные акты (указы президента, постановления правительства), прямо или косвенно регулирующие постановку учета в организации. Особое место на этом уровне системы занимает Федеральный закон «О бухгалтерском учете», законодательно закрепляющий применяемые в учетной практике принципы и базовые правила [1]. К этой же группе документов следует отнести и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
Второй уровень системы представляют федеральные положения (стандарты) по бухгалтерскому учету. Необходимость положений заключается в обобщении и трактовке применения принципов и базовых правил бухгалтерского учета, изложении основных понятий, относящихся к отдельным участкам учета, возможные методы применения тех или иных бухгалтерских приемов без раскрытия конкретного механизма применительно к определенному виду деятельности.
Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:
- определения и признаки объектов бухгалтерского учета, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их в бухгалтерском учете;
- допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;
- порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;
- требования к учетной политике, в том числе к определению условий ее изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, в том числе видам электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета;
- состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о целевом использовании средств;
- условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период;
- упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства.
Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. По состоянию на 1 января 2015 г. в России действуют следующие федеральные стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности.
Раскрытие конкретного механизма учета отдельных объектов предусмотрено в документах третьего уровня системы - методических указаниях (инструкциях, рекомендациях и т.п.) по ведению учета. К ним относятся методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) по строительству, сельскому хозяйству, научно- и проектно-изыскательским работам, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, разрабатываемые Минфином РФ, комиссией по рынку ценных бумаг с учетом отраслевой специфики и видов деятельности организации и др.
Рекомендации в области бухгалтерского учета принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета. Рекомендации в области бухгалтерского учета применяются на добровольной основе.
Особое место в системе нормативных документов третьего уровня отводится плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкции по его применению, определяющими порядок отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
Четвертый уровень системы - это рабочие документы организации, определяющие конкретный порядок организации документооборота, учета имущества и обязательств (стандарты экономического субъекта).
Принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности - утверждаемая руководителем организации, называется учетной политикой организации.
Стандарты экономического субъекта применяются всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.
2.2. Международные стандарты учета и отчетности
Комитет по международным бухгалтерским стандартам является единственной официально признанной организацией, выпускающей стандарты по бухгалтерскому учету и отчетности.
Каждый стандарт обязательно включает информацию о целях и концепциях, лежащих в основе его разработки; перечень вопросов, охваченных этим стандартом; определения используемых терминов; критерии применения данного стандарта; основы измерений и методы учета; способы раскрытия информации и пояснительные замечания.
- Международные стандарты финансовой отчетности и Разъяснения международных стандартов финансовой отчетности, введенные в действие на территории РФ, например: Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»; Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 2 «Запасы»; Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств»; Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» и др.
В международных стандартах, как правило, жестко регламентируются лишь основные моменты. Например, стандарт «Информация, необходимая для раскрытия в финансовых отчетах» определяет обязательный минимум информации, которая должна входить в публикуемые финансовые отчеты предприятий, однако не предлагает определенной формы этих отчетов; этот вопрос оставлен на усмотрение самих предприятий либо национальных учетных органов. Такой метод является оптимальным, так как увеличивает возможность внедрения международных стандартов в различных условиях и облегчает разработку национальных бухгалтерских стандартов с учетом международных.
Все изданные до настоящего времени международные бухгалтерские стандарты тесно взаимосвязаны и составляют единую систему. Так, в стандарте «Информация, необходимая для раскрытия в финансовых отчетах» указывается, что детально раскрывать отдельные блоки информации необходимо в соответствии с другими международными стандартами.
2.3. Организация бухгалтерского учета в современных условиях
Вопросы формирования бухгалтерской службы и организации бухгалтерского учета в настоящее время представляются весьма актуальными. Это обусловлено, во-первых, введением нового закона о бухгалтерском учете, который по-новому отражает подходы к структуре бухгалтерии. Во-вторых, желанием руководства предприятия минимизировать затраты, связанные с организацией и управлением.
Построение рыночной экономики потребовало существенных изменений в методологии бухгалтерского учета. Так, в отношении бухгалтерского учета государство стало устанавливать общий порядок его ведения, обеспечивая всем предприятиям равные условия на рынке. Вопросы, связанные с конкретными условиями бухгалтерского учета, были переданы
непосредственно организациям. В результате сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны, организации заинтересованы в раскрытии высококачественной информации о своей деятельности, с другой стороны, большинство коммерческих предприятий практически не имеют
возможности формировать документированную информацию об объектах бухгалтерского учета. Во многом это объясняется тем, что с исторической точки зрения довольно часто вопросы экономии ресурсов не считались приоритетными [5, c. 120].
Важную роль играет сохранившийся еще с отечественных времен менталитет российских бухгалтеров, которые привыкли к тому, что вся их деятельность полностью регламентирована законодательно-нормативными документами. Они готовы скорее следовать правилам, нежели брать на себя минимальную ответственность и применять творческий подход к решению учетных проблем.
Международный опыт говорит о том, что государство не может эффективно осуществлять регулирование бухгалтерского учета, исходя из информационных потребностей конкретных субъектов экономики. Исходя из этого, в большинстве стран применяется двухуровневое регулирование бухгалтерского учета: на первом уровне - положения законодательства по бухгалтерскому учету, на втором - учетные стандарты и документы конкретных хозяйствующих субъектов.
К наиболее значимым факторам организации бухгалтерского учета, бухгалтера относят следующие:
- внешние факторы организации бухгалтерского учета:
- требования законодательно-нормативных документов к организации бухгалтерского учета, к порядку ведения бухгалтерского учета активов, капитала и обязательств, а также к составлению финансовой отчетности;
- содержание этических норм в бухгалтерской профессии;
- информационные потребности внешних пользователей;
- внутренние факторы организации бухгалтерского учета:
- миссия бухгалтерского учета на предприятии;
- требования руководства и финансовой службы к структуре и содержанию бухгалтерской информации;
- требования службы внутреннего аудита к совершенствованию учетной работы на предприятии;
- экономическая целесообразность затрат на подготовку и представление бухгалтерской информации пользователям.