Файл: Юридические факты в гражданском праве (Общая характеристика юридических фактов ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И.С. Перетерский, который впервые стал рассматривать данную проблему считал: если действие имеет вид сделки, но направлено против закона или в обход закона, то оно не является сделкой[27].

Автор данной работы считает, что правомерность сделки должна быть неотъемлемым ее признаком, поскольку направленность сделки (договора) всегда соответствует определенному правовому результату, поэтому стороны сделки вряд ли согласятся на то, что правоотношение, возникшее в результате сделки будет противоправным. (Хотя иногда сделки бывают и неправомерными: причинение вреда, злоупотребление правом и так далее), что отличает сделку от правонарушения. В случае несоответствия требованиям закона сделка может быть признана недействительной (ст.ст. 166-181 ГК РФ) и не влечет никаких юридических последствий.

В мировой и отечественной юридической практике сделки являются самыми распространенными юридическими фактами, которые, в свою очередь, являются обстоятельствами реальной действительности. Традиционно именно с юридическими фактами, согласно законодательству, связаны наступление тех или иных правовых последствий. Следует учитывать, что все юридические факты могут быть классифицированы по различным основаниям в силу своей разнообразной природы. Важную роль в данной классификации играет разделение на действия и события. По мнению Г.Ф. Шершеневича, юридическим действием называется «внешнее выражение воли человека, влекущее за собой юридические последствия».[28] И если действие – это юридический факт, в котором проявлена воля совершившего его лица (физического или юридического), то события - юридические факты, которые происходят и оказывают влияние на людей независимо от их воли. Следовательно, сделка, представляющая собой волевой акт, существенно отличается от события. Также сделка отличается и от юридического поступка, поскольку правовые последствия юридического поступка наступают независим от наличия у совершающих его дееспособности и наступают в силу закона. Для сделки же необходимо наличие дееспособности.

Как уже указывалось выше, сделки обычно направлены на достижение того или иного результата, что сближает их с административными актами, однако при этом имеются существенные отличия. Несмотря на то, что акты государственной власти также являются основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей (ст.8 ГК РФ), но при этом имеют императивный характер, а субъекты правоотношения в этом случае не являются равноправными, что противоречит основным началам гражданского законодательства, закрепленным в ст.1 ГК РФ.


Указанное в ст. 153 ГК РФ обстоятельство направленности сделок на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, проводит разделительную черту между сделками и другими волевыми актами, относящимися к сфере регулирования других отраслей права[29]. К примеру подача заявления в ЗАГС о регистрации брака является волевым актом лица, направленным на возникновение правоотношения, которое регулируется семейным законодательством.

Поскольку предметом гражданского права в нашей стране, в первую очередь, являются имущественные отношения, то сделки, чаще всего, призваны регулировать тот или иной экономический интерес совершающих сделку субъектов, то есть являются имущественными сделками. Однако, гражданское право регулирует и неимущественные отношения, в связи с чем в литературе возникла полемика на тему: могут ли сделки быть неимущественными? Римское право отвечало на данный вопрос отрицательно. Автор данной работы согласен с мнением Н.В. Рабинович, которая считает, что личные неимущественные отношения неразрывно связаны с личностью и поэтому неотчуждаемы[30].

Остановимся подробнее на рассмотрении признаков сделки.

Чтобы сделка могла повлечь за собой желаемые сторонами последствия, она должна соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством РФ. Существуют общие и специальные требования, специальные требования устанавливаются применительно к тому или иному виду гражданско-правовых сделок, в то время как обычные требования к сделкам распространяются на каждую сделку. Обычно различают таких требования: к субъектному составу сделки; требование единства воли и волеизъявления; требования к содержанию сделки; к форме сделки[31].

Строгие требования закон предъявляет к сторонам, участвующим в совершении сделки. Субъектами сделки могут быть граждане и юридические лица, а также в соответствии со ст. 124 ГК РФ на равных началах с ними могут выступать Российская Федерация, муниципальные образования. Учитывая волевой характер сделки, ее могут совершать только лица, обладающие дееспособностью и правоспособностью.

Отдельные виды сделок, перечень которых определяется законом, могут совершаться юридическими лицами только на основании специального разрешения - лицензии (п. 3 ч.1 ст.49 ГК РФ). Волю юридического лица при совершении сделки выражает его орган или представитель. При этом юридические последствия возникают у юридического лица, если орган или представитель действовали в рамках своих полномочий.


Таким образом, для действительности сделки необходимо, чтобы каждая сторона сделки была в требуемой законом мере правосубъектна,

Важной стороной сделки является ее волевой компонент, однако, воля лица, совершающего ту или иную сделку должна быть свободной, без какого-то ни было давления или насилия. Воля участников сделки должна быть ясной для окружающих. Способы волеизъявления и его закрепления принято называть формами сделок. Закон, предъявляя ряд требований к форме сделок, указывает, что только при соблюдении необходимой формы сделка сможет порождать ряд прав и обязанностей.

Однако, стоит отметить, что принятая в психологии концепция воли и волеизъявления не вписывается ни в одну правовую конструкцию, позволяющую эффективно использовать указанные понятие в формировании признаков сделки. Данную проблему детально освещал В.А. Ойгензихт[32], посвятивший проблематике воли отдельную монографию. Автор определял волю через понятия психологии, относя ее к области субъективного, психического.

В виде общего правила волеизъявление принимает форму определенного действия, выраженного с помощью определенных слов. При этом в случаях, указанных в ГК РФ, выражение воли может быть либо устным, либо письменным (п.1 ст. 158 ГК РФ). Причем письменная форма сделки бывает простой или нотариальной. Нотариальное удостоверение сделок обязательно: в случаях, указанных в законе; в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась (п.2 ст. 163 ГК РФ).

Однако способом волеизъявления являются и конклюдентные действия. Сходную роль иногда играет молчание. Кроме того, для сделки характерно совпадение правового результата и цели. Типичная для каждого вида сделок правовая цель, ради которой она совершается, называется основанием сделки (causa). [33]

Основания сделок нетождественны с социально-экономическими целями субъектов сделки. Данное разграничение важно по следующим причинам:

- одна и та же социально-экономическая цель может быть достигнута через реализацию различных правовых целей;

- по себе факт противоречия социально-экономических целей субъектов, совершающих действия в форме сделки, интересам государства и общества служит основанием признания неправомерности такого действия.

Напомним, что сделка – это только правомерное действие, совершенное в соответствии с требованиями закона. Соответственно, сделка, совершенная в соответствии с требованиями закона, действительна, а следственно, признается реально существующим юридическим фактом, породившим желаемый субъектами сделки правовой результат.


Вопрос правомерности сделок имеет длительную историю. Сторонниками признания сделками лишь правомерных действий в дореволюционной литературе были Г.Ф. Шершеневич и Д.И. Мейер[34]. По мнению других авторов, недействительные сделки — это такие же сделки, которые, являясь юридическими фактами, порождают правовые последствия, отличные от правомерных действий[35]. Однако, стоит заметить, что российское гражданское право исходит из презумпции того, что действия, совершенные в форме сделок правомерны и действительны.

Рассматривая правовую природу сделок, необходимо провести параллель с понятием договора. Напомним, что термин «договор» может означать различные по своему значению понятия. Зачастую под заключением договора понимается возникновения правоотношения, а, следовательно, юридический факт. В таком случае, договор представляет собой многостороннюю сделку, поскольку при заключении договора участвуют несколько сторон (как правило, две), что в свою очередь противоречит односторонним сделкам. Иногда под договором понимается правоотношение, возникшее в результате заключённой сделки (договоры – сделки и договоры - правоотношения)[36].

В отечественном гражданском праве принято деление сделок на виды:

- сделки бывают одно-, двух-и многосторонними;

- сделки делятся на возмездные и безвозмездные;

- сделки они делятся на реальные и консенсуальные;

- сделки бывают каузальными и абстрактными;

- выделяются условные сделки.[37]

Следует отметить, что существует множество видов классификаций сделок по различным основаниям и их разновидностей, характеризующих сделку с той или иной стороны. Автор данной работы согласен с мнением В..П. Егорова, который считает, что при рассмотрении сделок для их более полной и всесторонней характеристики необходимо обращаться прежде всего к видовой принадлежности.[38] При таком подходе в основу классификации ложится функциональная направленность сделок. Этот подход позволяет отграничить, в частности, односторонние сделки от иных актов поведения субъектов права.

Также цель сделки не тождественна ее мотивам. Гражданский кодекс РФ в ст. 154 закрепил основное разграничение сделок, который свел к их делению на односторонние, и двух- или многосторонние.

ГК РФ впервые специально урегулировал односторонние сделки с учетом значения, которое этот вид сделок в гражданском обороте, и, прежде всего, для отношений, складывающихся в ходе предпринимательской деятельности.


В соответствии со ст. 155 ГК РФ, правовое значение односторонней сделки состоит в том, что она порождает у того, кто её совершает, определенные обязанности, а у указанных в ней лиц только права.

Для совершения многосторонней сделки необходимо выражение согласованной воли нескольких сторон. Причем воля сторон должна быть встречной.

Двухсторонние и многосторонние сделки называются договорами, которые являются самой распространенной гражданско-правовой конструкцией, порождающей экономические связи между участниками экономического оборота.

Кроме того, договоры занимают главное место среди юридических фактов, которые являются основанием возникновения обязательств.

Кодифицированное гражданское право не содержит исчерпывающего перечня допускаемых им сделок из-за невозможности и нецелесообразности жесткой фиксации всего многообразия жизненных ситуаций. Для регулирования вышеуказанных ситуаций в ст. 421 ГК РФ закреплен принцип «свободы договора», коррелирующий с принципом допустимости, то есть, разрешено заключение всех сделок, не запрещенных законом.[39]

Таким образом, подводя итоги параграфа автор предлагает следующее понятие сделки: «Сделка - это правомерное юридическое волеизъявление одного или нескольких дееспособных субъектов гражданских прав, совершенное в установленной законом или их соглашением форме, соответствующее подлинной воле субъектов и приводящее к правовым последствиям), на достижение которых оно направлено».

2.2. Пути совершенствования института юридических фактов

Правовое регулирование в обществе - мощный фактор преобразования общественных отношений, перестройки народного хозяйства, формирования позитивных социально-политических процессов. Но оно может выполнить свои задачи лишь в том случае, если опирается на объективную реальность, учитывает действительное положение дел. Социальное управление, которое игнорирует факты, неизбежно теряет свою эффективность, превращается в конечном счете в бесполезную деятельность. Это в полной мере справедливо и для правового регулирования - одной из форм социального управления.

В процессе создания юридических норм, разработки и совершенствования нормативных актов правотворческий орган должен стоять на твердой почве реальности: недопустимо ни забегание вперед, ни отставание от достигнутого уровня социального развития. Для этого нужна полная информация о социальной обстановке действия нормативного акта, финансовых, организационных и иных затратах, которые потребует его реализация; необходимо знать объективные интересы участников правовых отношений, их установки и мотивы деятельности, изучить возможные побочные последствия и многое другое. Только на базе такой информации можно разработать оптимальную модель правового регулирования, в том числе и модель юридических фактов, способную оказать позитивное воздействие на развитие социалистических общественных отношений[6].