Файл: Влияние личностных качеств на выбор профессии (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ НА ВЫБОР ПОФЕССИИ).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ НА ВЫБОР ПОФЕССИИ
1.1 Подходы к проблеме выбора профессии
1.2 Виды профессиональных качеств личности
1.3 Личностные качества как фактор выбора профессии
1.4 Самооценка как ведущий фактор выбора профессии
1.5 Основные качества, при выборе профессии (Модель Facet5)
ГЛАВА II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ
2.1 Контингент испытуемых и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов
Рабочие предпочтения лиц с высоким уровнем контроля:
- Способность организовывать
- Иметь систему или график работы, чтобы они знали, где они находятся
- Работа с адекватными ресурсами и руководящими принципами
Рабочие предпочтения лиц с низким уровнем контроля:
- Работа в спокойной обстановке без слишком большого количества правил
- Иметь свободу быть инновационным
- Компании, где ценится индивидуальность
- Эмоциональность. [14, с. 28]
Выводы по I главе: проанализировав психолого-педагогическую литературу, я могу сделать ряд выводов:
1) В психолого-педагогической литературе существуют различные подходы к определению психологических факторов принятия решения о выборе профессии. Ряд исследователей придерживается точки зрения выбора профессии как выбора вида деятельности. Профессиональное самоопределение рассматривается в данном случае как процесс развития субъекта труда. В контексте понимания профессии как выбора вида деятельности широко распространена также точка зрения о том, что главным определяющим фактором правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная ориентация.
Наиболее продуктивным является подход к выбору профессии как к одному из важнейших событий в целостном определении личности. Этот подход фокусируется на активности субъекта в процессе выбора профессии, которая определяет, какие факторы доминируют в этот критический период жизни.
2) Количество личностных характеристик, присущих человеку, очень велико, при выборе профессии далеко не все имеют большое значение. Некоторые профессии не предъявляют особых требований по отношению к личностным качествам человека, то есть они как бы "универсальны" по отношению ко всем людям, ими может овладеть практически каждый. Но для того, чтобы овладеть многими профессиями, человеку потребуется наличие (или отсутствие) определенных качеств, каких-то умственных, духовных или физических способностей. Выбирая профессию, подростки чаще всего ошибаются на этот счет. В результате даже в благоприятных условиях они с трудом осваивают эту профессию или становятся посредственными специалистами.
Подросток должен хорошо знать те особенности будущей профессии, которые тесно связаны с наличием или отсутствием определенных качеств и способностей.
3) Люди, находящиеся на грани профессионального выбора, имеют особое психологическое отношение к самопознанию. Они характеризуются: стремлением понять себя, оценкой своих возможностей в современном мире, в том числе профессиональном, стремлением оценить, какие условия могут способствовать, а также препятствовать вхождению в мир профессий. Но подростки слабо осознают роль самооценки в выборе профессии. Большинство из них выбирают профессию, не анализируя свою самооценку, а если и делают это, то очень поверхностно. Адекватная самооценка доступна лишь небольшому числу студентов. В основном они склонны либо переоценивать, либо недооценивать свои возможности. При переоценке уровень притязаний оказывается ниже имеющихся возможностей выбор карьеры, сделанный на этой основе, в конечном счете приводит к разочарованию. Низкая самооценка также отрицательно сказывается на выборе профессии и развитии личности. В главе I я выполнила 1-ю задачу работы: проанализировала психолого-педагогическую литературу с целью изучения влияния личностных особенностей на выбор профессии.
Исследование Facet5 показывает, что эмоциональность действительно влияет на предпочтения в работе, но не так, как другие факторы. Вместо того, чтобы иметь конкретные виды деятельности, которые привлекательны, эмоциональность, по-видимому, больше связана с условиями трудовой жизни. Например, люди с высокой эмоциональностью могут больше волноваться и испытывать недостаток уверенности в себе, а потому могут нуждаться в большей поддержке и поощрении.
Теперь я могу перейти ко второму этапу работы: экспериментальному исследованию самооценки как ведущего фактора, влияющего на выбор профессии.
ГЛАВА II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ
2.1 Контингент испытуемых и методики исследования
В эксперименте приняли участие 20 человек: 8 мальчиков и 12 девочек в возрасте от 18 до 20 лет. Все предметы получают образование в
ХГУ по специальности "профессиональное обучение", Обучение на 2-м курсе
курс. Необходимо учитывать психологические особенности этого возраста.
В литературе это называется подростковым возрастом (или поздним подростковым возрастом). Подростковый возраст-это этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы и любви могут быть первостепенными. [1]
Отвечая себе на вопрос: “Кто я? Кто я такой? К чему я стремлюсь ?, молодой человек формирует:
1) самосознание - ценностное представление о себе, эмоциональное отношение к себе, самооценка своей внешности, умственных, нравственных, волевых качеств, осознание собственных достоинств и недостатков, на основе которых создаются возможности для целенаправленного совершенствования, самообразования; ;
2) собственное мировоззрение как целостная система взглядов, знаний, убеждений, собственная жизненная философия, основанная на ранее приобретенном значительном объеме знаний и сформированной способности к абстрактно-теоретическому мышлению, без которой разрозненные знания не складываются в единую систему; [8, с. 82]
3) стремление переосмыслить и критически осмыслить все вокруг себя, утвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т. д. если мир подчинится его теориям. Стремления доказать свою независимость и оригинальность сопровождаются типичными поведенческими реакциями: пренебрежением к советам старших, недоверием и критикой старших поколений, иногда даже открытой конфронтация. Но в такой ситуации молодой человек вынужден опираться на моральную поддержку своих сверстников, и это приводит к реакциям "повышенной восприимчивости" - (бессознательная внушаемость, сознательный конформизм) - к влиянию сверстников, которое определяет единообразие вкусов, стилей поведения и т. д. [9]
Подростковый возраст - это своего рода "третий мир", который существует между детством и взрослой жизнью.
Молодость выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и его
место в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения и формирование жизненной позиции, выбор спутника жизни, создание семьи. [1]
Важнейшим психологическим процессом подросткового возраста является формирование самосознания и устойчивого образа своей личности, своего “я”.
Формирование самосознания происходит в нескольких направлениях:
1) открыв свой внутренний мир, молодой человек начинает воспринимать свои эмоции не как производные от внешних событий, а как состояние своего "Я", появляется ощущение собственной своеобразности;
2) есть осознание необратимости времени, понимание неизбежности смерти заставляет задуматься о смысле жизни, о своих перспективах, о своем будущем. Осознание своих целей, жизненных устремлений, разработка жизненного плана - это важный элемент самосознания;
3) формируется целостное представление о себе, отношение к себе, и человек сначала распознает и оценивает характеристики своего тела, внешности, а затем моральные, психологические, интеллектуальные, волевые качества. Юношеские самооценки часто противоречивы;
4) происходит осознание и формируется отношение к возникающему
сексуальная чувствительность. [9]
Я рассмотрела психологические особенности периода отрочества, теперь перейдем к рассмотрению техник, которые мы использовали для выполнения цели работы.
Чтобы сделать объективные выводы из эксперимента, необходимо используйте несколько методов исследования. В этом случае стоит применить 3 метода: беседа, опрос, тестирование. [10, с. 51]
1) беседа - это способ получения информации о человеке в процессе общения с ним, в результате его ответов на поставленные вопросы. Беседа-это субъективный психодиагностический метод, поскольку исследователь субъективно оценивает ответы.
2) дифференциально-диагностический опросник (ДДО)
Методика предназначена для отбора по различным видам профессий в соответствии с классификацией видов профессий Е. А. Климова. Используя этот опросник, я могу определить, какой вид деятельности больше подходит для испытуемых.
3) в исследовании экспериментально изучается самооценка с помощью "метода ранжирования". Она заключается в следующем: субъекту предлагается 50 черт личности, он должен выбрать 20, которыми, по его мнению, обладает сам. Адаптировав этот метод для испытуемых, я предлагаю им 20 качеств. Далее необходимо составить первый ряд качеств, в соответствии со степенью их представленности в предмете. Сделайте 2-й ряд в соответствии со степенью их представленности, в идеале. Затем, используя формулу, рассчитайте самооценку.
2.2 Анализ и интерпретация результатов
Все испытуемые выбирали профессию учителя, то есть в соответствии с классификацией видов профессий Е. А. Климова профессию типа «Человек-Человек».
Существуют определенные психологические требования к профессии такого типа:
- стремление к общению;
- умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
- устойчивое благополучие при работе с людьми;
- доброжелательность, отзывчивость;
- выдержка: умение сдерживать эмоции;
- умение анализировать поведение других и свое собственное;
- понимать намерения и настроения других людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
- умение мысленно ставить себя на место другого человека;
- умение владеть речью, мимикой, жестами;
- развитая речь, умение находить общий язык с разными людьми;
- умение убеждать людей;
- аккуратность, пунктуальность, хладнокровие;
- знание психологии человека. [4,5]
Выбор профессии отражает определенный уровень личностных устремлений, основанных на об оценке своих способностей и возможностей.
Проведя ряд исследований, получены следующие результаты.
1) в ходе беседы получены следующие результаты:
а)
- 15 человек считают, что они обладают большинством качеств, необходимых для работы в качестве учителя;
- 5 человек считают, что из предложенных качеств они могут выделить только 4-5.
б)
- 14 человек выбрали профессию, руководствуясь своим интересом к содержанию работы и тщательным анализом своих возможностей;
- 6 человек ответили, что их выбор был случайным, то есть они выбрали свою профессию на основе случайных факторов;
в)
- 13 человек хотели бы работать по выбранной специальности;
- 7 человек не хотели бы идти работать по этой специальности.
2) результаты опроса DDO:
- Для 14 человек профессия такого типа -"Человек-человек".
- Для 2-х человек - "техник".
- Для 2 Человек - "Человек-знак".
- Для 2 Человек - "Человек-Природа".
3) результаты "метода ранжирования":
- адекватный: 14 человек
- завышенная самооценка: 4 человека
- занижено: 2 человека.
Зная результаты исследований, я могу сделать выводы. В своей работе я исходила из того, что самооценка влияет на выбор профессии.
В ходе беседы я выяснила следующее: 15 человек считают, что им присущи качества, необходимые для работы по выбранной специальности. По результатам опроса я вижу, что 14 человек действительно обладают этими качествами.
В то же время адекватная самооценка интересов, способностей, личностных качеств полностью соответствует действительности. Т.е. субъекты, чья самооценка завышена или занижена, частично переоценивают или недооценивают свои способности и возможности и выбирают профессию необоснованно. Большинство старшеклассников выбирают профессию, не прибегая к самооценке, а если и делают это, то очень поверхностно. Целью работы было изучение влияния личностных качеств на выбор профессии.
Проведя ряд исследований, подтвердилась выдвинутая гипотеза и достигнуты цели работы. Далее необходимо выделить ряд рекомендаций для людей, выбирающих ту или иную профессию.
2.3 Рекомендации при выборе профессии
Для выпускников средней школы выбор профессии - серьезный шаг. Но проблема в том, что они слабо ориентируются в научных основах профессионального самоопределения, прежде всего психологических.
Большинству мальчиков и девочек не хватает общих знаний психологии личности, им трудно понять свои интересы, способности, качества и черты характера. Их представления о личности остаются на уровне повседневных суждений. Все это свидетельствует о том, что старшеклассники действительно нуждаются в психологическом воспитании как условии формирования объективной самооценки, как условии правильного выбора профессии. Те, кто выбирает профессию, мало апеллируют к самооценке, то есть они не совсем понимают ее роль в выборе профессии. Большинство из них выбирают профессию, не прибегая к самооценке, а если и прибегают, то очень поверхностно. Это не правильно, с момента выявления неадекватной самооценки (завышенной или заниженной) на ранние этапы и последующая работа по его формированию приводят к положительным результатам.