Файл: Влияние личностных качеств на выбор профессии (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ НА ВЫБОР ПОФЕССИИ).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ НА ВЫБОР ПОФЕССИИ
1.1 Подходы к проблеме выбора профессии
1.2 Виды профессиональных качеств личности
1.3 Личностные качества как фактор выбора профессии
1.4 Самооценка как ведущий фактор выбора профессии
1.5 Основные качества, при выборе профессии (Модель Facet5)
ГЛАВА II. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ САМООЦЕНКИ НА ВЫБОР ПРОФЕССИИ
2.1 Контингент испытуемых и методики исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов
Интерес - это индивидуально-психологическая особенность человека, для которого характерна избирательная направленность на явления действительности.
Значение интересов в жизни человека велико: они способствуют овладению знаниями, расширяют кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия. Интересы могут превратиться в склонности - желание заниматься определенной деятельностью. [11, с. 130]
1.4 Самооценка как ведущий фактор выбора профессии
Самооценка является одним из необходимых условий реализации личностного подхода к выбору профессии. Познание себя происходит через сравнение себя с другими людьми, через осознание собственных возможностей, достижений и сравнение их с успехами и достижениями окружающих людей. Познав себя, мы одновременно познаем и другого человека. Знание других людей помогает самопознанию. Процесс сравнения является основой не только для познания мира, но и для познания самого себя. Знание через сравнение качества другого человека, мы получаем материал, необходимый для развития нашей собственной оценки. Для лучшего познания мира и самого себя человек должен прилагать активные усилия. [11, с. 74]
Самосовершенствование начинается с процесса самопознания. Вы не можете стать лучше, не зная, какие черты характера необходимо культивировать, а какие следует устранить. Без самопознания невозможно правильно наметить программу самообразования и самообразования.
Появление потребности в познании собственных особенностей, интереса к себе и размышлений о себе - характерная черта зрелых детей. [17, с. 168]
Процесс профессионального самоопределения включает в себя развитие самосознания, формирование системы ценностных ориентаций, моделирование своего будущего, построение эталонов в виде идеального профессионального образа.
Личностное самоопределение личности происходит на основе усвоения общественно выработанных представлений об идеалах, нормах поведения и деятельности. [6]
Конкретные моменты самосознания, формирования Я - концепции, в том числе образа "я - профессионала", зависят от степени координации
идеальный и реальный "образ - я" и идеальный и реальный образ профессии.
Соотношение "Я - реальное" и "я - идеальное" определяет потребность человека в самом себе.
Я – концепция - это обобщенное представление о себе, система установок относительно собственной личности. [12, с. 91]
Формирование Я-концепции начинается в раннем детстве, проходя через ряд этапов.
1) Телесное отделение себя от внешнего мира начинается в младенчестве и заканчивается к 2 годам, когда ребенок осознает, что его тело существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему. Двухлетний ребенок способен узнавать себя в зеркале, устанавливать границы своих владений ("мой башмачок"," моя кукла"), различая себя и другого ребенка как отдельные существа.
2) Формирование отношения к себе происходит в дошкольном детстве: ребенок, например, считает себя “хорошим” или признает себя “неуклюжим”, в основном такие самооценки ребенка являются прямым отражением отношения окружающих его людей, прежде всего родителей, братьев, сестер. Эти ранние отношения с самим собой со временем становятся базовыми элементами Я - концепции человека, хотя впоследствии их трудно идентифицировать, так как они приобретаются в то время, когда речевое развитие ребенка еще не позволяет адекватно вербализовать их. [15, с. 125]
Дошкольники увлечены собой, и поэтому многие их действия и мысли направлены на то, чтобы узнать как можно больше о себе. Они сравнивают
с другими детьми, обнаруживая различия в росте, цвете волос, происхождении, симпатии. Они сравнивают себя со своими родителями, узнают, что у них есть сходство, и обнаруживают формы поведения, которые пытаются применить к себе. Желая узнать как можно больше о себе, дошкольники задают много вопросов: откуда они взялись, почему их обувь стала маленькой и т. д. [21, с. 48]
Как только дети узнают, кто они и то, что они есть, и начинают считать себя активными властями в своем окружении. Они создают когнитивную теорию себя, или "личный сценарий", который помогает им интегрировать их
поведение. Родители обычно оказывают самое сильное влияние на развивающуюся самооценку ребенка, так как именно они обеспечивают детей определениями правильных и неправильных действий, паттернов поведения и оценки действий, и все это положено в основу их собственных представлений ребенок. Происходит процесс интернализации, в ходе которого ребенок делает социальные правила и нормы поведения частью себя, то есть принимает их как свои собственные ценности. Вначале ребенок может просто копировать словесные формулировки родителей. [18, с. 108]
Эволюционирующая Я - концепция и формирующиеся социальные концепции способствуют попыткам детей контролировать свое поведение.
3) В школьном возрасте происходит значительное изменение "я-образа" в
в зависимости от успехов (неуспехов) в учебе, от отношения учителей, родителей и вглядывается в ребенка. Если ребенок способен добиться успеха в школе, он включает в себя тяжелый труд как неотъемлемую часть своего "я-образа". [4, с. 99] Сравнение со сверстниками, и это чувство может остаться с ними на всю жизнь, особенно обостряясь в ситуациях оценки. Если, однако, они все они могут преуспеть в чем-то, что ценится в их окружении (в спорте, музыке и т. д.), у них есть шанс сохранить рабочий настрой, позитивный "Я - образ" и желание видеть вещи насквозь.
Способность видеть себя отличным от других людей с определенными свойствами составляет “образ я". Самоуважение означает видеть себя человеком, способным добиться успеха в том, что для него важно.
В раннем школьном возрасте самооценка тесно связана с академической уверенностью, которая коррелирует с успеваемостью в школе. Дети, которые хорошо учатся в школе, имеют более высокую самооценку, чем ученики, которые плохо учатся. Если ребенок принадлежит к социальной среде, где образованию не придается большого значения, его самооценка может вообще не ассоциироваться с успеваемостью. [21, с. 26]
4) В подростковом и юношеском возрасте самооценка приобретает более абстрактный характер, и подростки испытывают заметное беспокойство по поводу того, как другие воспитывают их. Поиск себя, собирание собственной идентичности из мозаики знаний о себе становится первостепенной задачей для подростков. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им думать о том, что такое окружающий мир и каким он должен быть. С открытием этих новых когнитивных способностей молодые мужчины и женщины развивают эго-идентичность-целостный, последовательный взгляд на самих себя. [10]
Самооценка во многом определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. На формирование самооценки и самоуважения влияют многие факторы, которые действуют уже в раннем детстве - отношение родителей, позиция среди сверстников, отношение учителей.
Сравнивая мнения окружающих людей, человек формирует самооценку самого себя, и любопытно, что человек сначала учится оценивать других, а затем оценить себя. И только к 14-15 годам подросток овладевает навыками самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует собственные достигнутые результаты и тем самым оценивает себя. [3, с. 146]
Самооценка человека может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя) или неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, повлияет на уровень личностных устремлений, который характеризует степень трудности достижения этих целей, к чему стремится человек и достижение чего кажется ему привлекательным и возможным. [9]
В психологии самооценка рассматривается как феномен самопознания.
Самопознание - это осознание человеком самого себя, своего “я” [14].
Реализовать себя - значит дать отчет своим силам, способностям, личностным качествам об уровне их развития.
В профессиональном самоопределении личности самооценка - это оценка, которую человек дает самому себе, своим способностям, соответствующим или несоответствующим специфике профессии.
Самооценка, как и любое психическое образование, формируется в естественных условиях.
1.5 Основные качества, при выборе профессии (Модель Facet5)
Существует много теорий, вокруг которых типы личности подходят для конкретных рабочих ролей. Одной из таких теорий является теория Холланда о выборе профессии, которая классифицирует людей на шесть типов личности. Например, есть реалистичные "деятели": плотники, электрики и инженеры, а также исследователи - "мыслители", которые являются биологами, математиками и программистами всего мира.
Более продвинутые личностные показатели также дают представление о предпочтениях людей в работе. Например, многие исследовали, как типы личности MBTI вписываются в определенные рабочие роли. Однако эти связи иногда чрезмерно упрощаются. [11]
Модель Facet5 была создана специально для рабочего места, и личностный профиль человека включает в себя подробное резюме того, как его личностные черты проявляются в его предпочтениях в работе.
Здесь я рассмотрю "элементы роли", связанные с каждым из пяти факторов в модели Facet5. [11, с. 33]
Воля
Люди с высокой волей, скорее всего, будут уверены в своем направлении карьеры. Они рано примут решение и будут придерживаться его. Ими движет способность влиять, и поэтому неудивительно, что большинство юристов обладают высокой волей. Напротив, люди с низкой волей гораздо больше интересуются тем, что думают другие, прежде чем принимать решения. [4, с. 49]
Рабочие предпочтения лиц с высокой волей:
- Иметь контроль над людьми и ситуациями, чтобы сформировать направление
- Принятие решений, особенно тех, которые действительно повлияют на производительность
- Руководить людьми и брать на себя ответственность
Рабочие предпочтения лиц с низкой волей:
- Общие обязанности в команде
- Роли, требующие исследования и выяснения точек зрения других людей
- Роли, которые фокусируются на построении отношений. [9, с. 54]
Энергия
Люди с высокой энергией могут быть более склонны к перемещению по разным ролям. Они склонны оставаться в роли только до тех пор, пока не почувствуют, что изучили ее настолько, насколько им хочется, и тогда их привлекает что-то другое, предлагающее возможность измениться и научиться новым навыкам. Люди с низкой энергией в этом отношении совершенно противоположны. Они не любят продвигать себя, и как только они найдут область работы, которая их интересует, они продемонстрируют глубину фокуса в этой роли. [20, с. 137]
Рабочие предпочтения высокоэнергичных индивидуумов:
- Решать множество проблем
- Быть вовлеченным в новые предприятия и изменения
- Знакомство с новыми людьми (как внутренними, так и внешними)
Рабочие предпочтения низкоэнергетических индивидуумов:
- Работая в технической специальности, где они чувствуют себя экспертом
- Роли, которые можно выполнять без необходимости работать с другими людьми
- Более спокойная, тихая рабочая среда, свободная от отвлекающих факторов и шума. [7, с. 164]
Привязанность
Люди, которые сильно зависят от привязанности, должны чувствовать, что их работа имеет смысл. Хотя они, как правило, остаются работать в одной широкой области, они стремятся расширить свои горизонты в этой области, ища интересные альтернативы тому, что они делают. На другом конце шкалы люди с низкими баллами гораздо больше внимания уделяют своей карьере. Они хотят получить от него то, что вложили.
Рабочие предпочтения высоко привязанных индивидуумов:
- Имеют чувство товарищества на работе
- Работа ради достойного дела
- Способность помогать другим и вносить свой вклад в общество
Рабочие предпочтения лиц с низкой привязанностью:
- Быть вознагражденным пропорционально приложенным усилиям
- Возможность блистать в конкурентном смысле
- Имея четкие цели, которые не открыты для интерпретации. [10, с. 51]
Контроль
Люди с высоким уровнем контроля склонны развивать свою карьеру логически и планомерно. Они хотят знать, куда идут и что находятся на пути к достижению своих целей. Люди с низким уровнем контроля имеют совершенно другое отношение. Они хотят работать в ролях, которые позволяют им делать свои собственные вещи и дают автономию и гибкость.