Файл: «Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Складской учет.»».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Компании, занимающиеся реализацией какой-либо продукции, непременно сталкиваются со складским учетом. Для успешной деятельности компании необходимо обеспечить ее товарными ресурсами и осуществить контроль количества остатков на складе. Поэтому складской учет также не обходится без использования информационных технологий. Трудно представить себе формирование и организацию работы цепей доставки товаров без интенсивного, постоянного оперативного обмена информацией, без быстрого реагирования на потребности рынка.

Сегодня практически невозможно обеспечить требуемое потребителями качество товаров и услуг без применения информационных систем и программных комплексов для анализа, планирования и поддержки принятия коммерческих решений в процессе продаж товаров [3]. Более того, именно благодаря развитию информационных систем и технологий складская логистика стала доминирующей формой организации товародвижения на высоко-конкурентных рынках экономически развитых стран.

Обычными, традиционными способами уже не удается из потока данных извлечь нужную информацию и использовать ее для управления предприятием [4]. Определяющим фактором в управлении становится скорость обработки данных и получение нужных сведений.

Актуальность данного проекта заключается в применении информационных технологий для повышения эффективности складского учета и снижения издержек, связанных с отсутствием или порчей товара на складе.

Объектом исследования является бизнес-процесс складского учета.

Предметом исследования является автоматизация процесса складского учета.

Целью работы является проектирование реализации операций бизнес-процесса планирования производства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Выбрать комплекс задач автоматизации.
  2. Охарактеризовать существующие бизнес-процессы.
  3. Описать документооборот, возникающий при решении задачи.
  4. Обосновать проектные решения по информационному обеспечению.
  5. Дать обоснование проектным решениям по программному обеспечению.
  6. Создать и описать информационную модель.
  7. Дать характеристику нормативно-справочной, входной и оперативной информации.
  8. Охарактеризовать результативную информацию.
  9. Разработать общие положения.
  10. Дать характеристику базе данных.
  11. Разработать структурную схему пакета.
  12. Описать программные модули.
  13. Разработать контрольный пример реализации.

Аналитическая часть

  1. Выбор комплекса задач автоматизации

Важным процессом для предприятия, которое производит готовую продукцию, является ее реализация. Рассмотрим процесс реализации готовой продукции с помощью метода структурного анализа [8]. На рисунке 1 представлена контекстная диаграмма бизнес-процесса реализации готовой продукции, разработанная согласно нотации IDEF0.

Рисунок 1. Контекстная диаграмма бизнес-процесса

Входным информационным потоком бизнес-процесса является план производства. Выходными информационными потоками являются отгруженная продукция и товарно-транспортная накладная. Управление бизнес-процессом осуществляется согласно уставу компании. Механизмами процесса являются производственный отдел, склад и отдел сбыта.

Рассмотрим декомпозицию контекстной диаграммы, представленной на рисунке 2. Согласно плану производства, осуществляется изготовление готовой продукции, которая приходуется на склад. В процессе сбыта готовой продукции договоры купли-продажи передаются на склад для отгрузки продукции покупателю. Из представленной диаграммы можно сделать вывод о важности складского учета в процессе реализации продукции, потому что складской учет предоставляет данные о наличии продукции на складе и движении готовой продукции.

Рисунок 2. Декомпозиция контекстной диаграммы

  1. Характеристика существующих бизнес – процессов

Дадим характеристику процессу складского учета с помощью диаграммы, представленной на рисунке 3. Складской учет будет рассматриваться от поступления продукции на склад до ее отгрузки. Входными информационными потоками процесса являются: произведенная продукция, лимитно-заборная карта и договор купли-продажи. Выходными информационными потоками процесса являются: оприходованная продукция, накладная на внутреннее перемещение, отгруженная продукция и товарно-транспортная накладная.

Рисунок 3. Декомпозиция процесса складского учета

Важность процесса в целом для организации заключается в необходимости оперативных данных о наличии продукции на складе. Складской учет связан с производством и сбытом готовой продукции, поскольку эти процессы участвуют в движении продукции на складе.


Складско учет осуществляется специалистами склада – кладовщиками, в обязанности которых входит ведение учета продукции на складе и оформление перемещений продукции на складе организации.

Результатными показателями процесса являются данные о движении товаров на складе организации (приход, перемещение, расход), которые отражены в Книге складского учета. Также результатными показателями процесса являются данные об остатках товара на складе, которые отражены в отчете об остатках товара на складе. Расчет количества товаров на складе организации осуществляется по формуле:

Остаток = Приход – Расход (1)

Полученные данные должны соответствовать фактическому наличию товаров на складе.

  1. Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи

Рассмотрим документооборот, возникающий в процессе складского учета. Для наглядности представим процесс в виде схемы. Схема документооборота показывает движение документов от источника до получателя между этапами рассматриваемого процесса [6]. Схема документооборота представлена на рисунке 4.

Рисунок 4. Схема документооборота

Для того, чтобы дать обоснование разработки информационной системы, необходимо сравнить трудозатраты при базовом варианте бизнес-процесса и при автоматизированном варианте [9]. В таблице 1 представлены данные о трудозатратах на формирование документооборота по базовому плану. На основании приведенных данных, годовые трудозатраты на формирование документооборота складского учета составили 1500 человеко-часов.

В таблице 2 представлена характеристика документооборота задачи после автоматизации. После автоматизации годовые трудозатраты на формирование документооборота снижены до 950 человеко-часов, что является основанием для разработки программного продукта.

Таблица 1

Характеристика формирования документооборота по базовому плану

Характеристика

Товарная накладная

Накладная на внутреннее перемещение

Лимитно-заборная карта

Количество документов в год, шт.

2000

400

400

Количество символов в документе, шт.

3 000

3 000

3 000

Частота возникновения в год

270

200

200

Трудозатраты на обработку в год, чел-час

500

500

500


Таблица 2

Характеристика формирования документооборота по проектному плану

Характеристика

Товарная накладная

Накладная на внутреннее перемещение

Лимитно-заборная карта

Количество документов в год, шт.

2000

400

400

Количество символов в документе, шт.

3 000

3 000

3 000

Частота возникновения в год

270

200

200

Трудозатраты на обработку в год, чел-час

350

350

250

  1. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению

Опишем состав входных и выходных документов складского учета. Входными документами процесса являются товарная накладная и лимитно-заборная карта. Товарная накладная является основанием для оприходования продукции на склад, а лимитно-заборная карта является основанием для списания продукции со склада. В документах указаны наименования, артикулы и количество готовой продукции. Выходным документом является товарная накладная и накладная на внутреннее перемещение продукции. В них перечислены артикулы, наименования и количество продукции, которые выбыли со склада. Все входные и выходные документы имеют унифицированные формы, поэтому не требуется оригинальное проектирование форм документов.

Определим состав классификаторов:

  • Продукция: содержит информацию о продукции, которую реализует компания.
  • Клиенты: содержит весь список клиентов компании.
  • Сотрудники: содержит список всех сотрудников, которые имеют доступ к информационной системе.
  • Номенклатура: содержит перечень артикулов готовой продукции

Информационная база должна быть интегрированной с локальной организацией для обеспечения доступа всех сотрудников к данным. Для организации базы данных будет использоваться реляционный подход, который минимизирует избыточность данных и обеспечивает простоту манипулирования ими.

  1. Обоснование проектных решений по программному обеспечению

Информационные системы позволяют пользователям осуществлять сбор и обработку данных. Для хранения данных используются базы данных. Различают следующие виды баз данных:

  1. Иерархические.
  2. Сетевые.
  3. Реляционные.

В настоящее время широко применяются реляционные базы данных в связи со следующими факторами:

  • Они обладают простотой, поскольку в реляционной модели данных существует всего одна информационная конструкция, формализующая табличное представление данных.
  • Наличие теоретически обоснованных методов нормализации отношений позволяет получать базу данных с заданными характеристиками.
  • Независимость данных заключается в том, что при необходимости внесения изменений в структуру реляционной базы данных, требуется внесение минимальных изменений.

Помимо перечисленных достоинств, в организации уже используется реляционная СУБД. Поэтому, с целью минимизации конфликтов в процессе интеграции, для разработки информационной системы будет использована реляционная база данных.

Для управления реляционной базой данных используется реляционная СУБД. На рынке широко представлены как коммерческие, так и бесплатные СУБД. Наиболее востребованными на рынке являются следующие СУБД:

  • Microsoft SQL Server;
  • PosgreSQL;
  • IBM DB2;
  • Oracle database.

СУБД IBM DB2 является кроссплатформенной, обеспечивает стабильную работу базы данных. Недостатками системы являются высокая стоимость и низкая производительность [19]. СУБД Microsoft SQL Server обладает большим пакетом инструментов, стабильностью работы и низкими затратами на администрирование. Недостаток системы заключается в том, что она работает только на платформе Windows. СУБД Oracle обладает высокой производительностью, легкостью интегрирования приложений и устойчивостью к большим потокам данных. Недостатком является высокая стоимость, необходимость приобретения мощного оборудования и персонала для поддержки СУБД. На основании перечисленных характеристик для разработки системы была выбрана СУБД Microsoft SQL Server.

Для разработки информационной системы будет использован объектно-ориентированный подход, поскольку он позволяет осуществлять конструирование из компонентов, обладающих простыми инструментами, что дает возможность абстрагироваться от деталей реализации. При этом данные и операции вместе образуют определенную сущность, и они не «размазываются» по всей программе, как это нередко бывает в случае процедурного программирования. Использование локализации программного кода и данных улучшает наглядность и удобство сопровождения программного обеспечения.

В качестве языка программирования был выбран язык программирования c++. который поддерживает объектно-ориентированный подход и обладает множеством встроенных библиотек.