Файл: Понятие и значение приватизации (Способы и формы приватизации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 159

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практикой доказано, что использование коллективного разума является лучшим методом владения и управления собственностью. Компании с партнерскими отношениями ("Энергия" - Воронеж, "Элинар" - Московская область) применяют новые методы хозяйствования, основанные на вовлечении всех работников в решение производственных проблем и их участии в принятии управленческих решений, используемых лучшими компаниями Запада, Японии, Китая. Немаловажно учитывать также социальные и морально-психологические последствия демократизации собственности и управления. В США, например, в обществе утвердилось мнение, что собственность должна поддерживаться государством, потому что ее развитие реально обеспечивает более равномерное распределение богатства в обществе и способствует утверждению в нем отношений социальной справедливости.

Организаторы приватизации старались придать своим действиям видимость социально-справедливых, раздав населению ваучеры. Но сразу же стало очевидно, что цена этой бумаги прямо зависит от того, кто является ее владельцем. Для подавляющей части населения она оказалась практически нулевой. Передача же ваучеров в различные инвестиционные фонды означала подарок их руководителям.

Проводя приватизацию, реформаторы исходили из в общем-то правильной предпосылки, что для успешного социально-экономического развития страны нужны огромные инвестиции. Отсюда был сделан вывод о необходимости создания группы крупных собственников. Между тем значительные инвестиционные ресурсы могут, как показывает опыт Польши, Венгрии и особенно Англии, формироваться и за счет больших групп мелких собственников путем концентрации их сбережений в банках, инвестиционных компаниях, различного рода фондах.

Приватизация оказала серьезное влияние на изменение структуры российской экономики. За сравнительно короткий срок в структуре российской экономики произошли весьма значительные изменения: почти на 10 % сократилась доля работников, занятых в отраслях сферы материального производства при одновременном росте на эту величину удельного веса отраслей непроизводственной сферы. Таких темпов преобразования структуры экономики в России раньше не было. Объясняется это прежде всего тем, что капитал, особенно частный, в первую очередь устремляется в отрасли, обеспечивающие его быстрый оборот и высокую рентабельность: пищевую промышленность, торговлю, бытовое обслуживание населения, сферу финансов и кредита, связь, отрасли естественных монополий. Исключение составляют отрасли сельского и лесного хозяйства, приток рабочей силы в которые обусловлен миграцией на село избыточного населения в городах из-за резкого падения производства, поиска средств для выживания. В целом изменение структуры экономики можно рассматривать как положительное явление. Оно опирается на новые технику и технологии, происходит с учетом требований рынка, удовлетворения потребностей населения.


Приватизация оказала положительное влияние на рост объемов производства. Занимая по численности работников 86,3 %, объёмы дали 89,8 % всего объема промышленной продукции. Следовательно, производительность труда на приватизированных предприятиях была на 4 % выше, чем на государственных, т.е. там, где выплачиваются "живые" деньги предприниматели принимают меры к сокращению затрат живого труда. В то же самое время затраты общественного труда, в условиях неработающей системы конкуренции остаются без должного внимания и их рост сопровождается увеличением цен. Подтверждением этого тезиса служит то, что уровень материальных затрат на рубль промышленной продукции Российской Федерации за 1993-1997 годы вырос на 18 процентов.

Процессы приватизации по отдельным типам регионов проходят не одинаково.

Из приведенных данных видно, что основная доля приватизированных предприятий и организаций сосредоточена в регионах с высоким уровнем развития и совсем небольшой удельный вес - в регионах с низким уровнем развития. Причем разница в уровнях приватизации между отдельными типами регионов составляет 15 %. Существенны также различия между типами регионов по способам приватизации и ее эффективности. Здесь сказывается специфика их экономики, отношение населения к приватизации, политическая и социально-экономическая ситуация, размеры сформировавшейся прослойки богатых людей и т.д.

Вся программа реформ базировалась лишь на двух факторах: либерализации цен и приватизации. Эти условия, необходимы, но не достаточны. Ущербность программы реформ, пренебрежение к институциональным изменениям привели к пагубным последствиям.

Немедленной реакцией на либерализацию цен стали: резкое падение производства, огромная инфляция, сокращение доходов населения, его обнищание. Налицо глубочайший экономический кризис, отбросивший Россию в число самых отсталых стран мира. В его недрах практически отсутствуют факторы, использование которых могло бы привести к возрождению экономики.

Видимо, необходимо тщательно проанализировать происходящее, чтобы понять, почему уникальные возможности не были использованы, какие фундаментальные принципы функционирования экономики были нарушены, как их восстановить.

Среди негативных последствий приватизации к числу основных можно отнести:

- ослабление фундаментальных заделов в перспективных отраслях;

- замедление модернизации в большинстве экономики и нарастание отставания в техническом оснащении производства;


- недогруженность даже современных мощностей из-за резкого падения спроса на продукцию отечественных производств;

- снижение конкурентоспособности производимой продукции как по потребительским качествам, так по трудоемкости и стоимостным показателям;

- сокращение потенциала внутренних накоплений и как следствие резкое ухудшение инвестиционного климата;

- невостребованность имеющихся технологических новшеств на многих производствах;

- появление избыточного числа работников высшей квалификации, не находящих применения в связи с резким падением производства;

- снижение эффективности производства, следовательно, возможности для инвестирования и поддержания уровня жизни населения.

Следствием российской приватизации явилась концентрация богатств в руках очень узкого круга супербогачей. Средний класс сформировался в значительной степени за счет немногочисленной группы лиц, обслуживающих нужды новых собственников имущества. Большая же часть населения - низший класс, находящийся на грани прожиточного минимума, а чаще за ее чертой.

Ущерб, наносимый созданием небольшой группы владельцев национального богатства России, огромен. Он не допускает действия важнейшего механизма рыночной экономики - конкуренции, что в свою очередь подавляет стимулы к расширению производства, сокращению издержек, повышению качества, вывозу за границу капитала, ухудшению инвестиционного климата.[9]

Формирование общих принципов хозяйственной деятельности - основа всей законотворческой деятельности в области экономики. Из этого следует, что стратегия приватизации должна базироваться на обеспечении ряда фундаментальных условий:

- наличие законодательства, гарантирующего каждому гражданину все общепризнанные права личности;

- равенство перед законом всех граждан независимо от занимаемых ими постов, сужение возможностей безнаказанно совершать противозаконные действия;

- открытость для общественности социально-экономической политики государства и мер по ее реализации, контроль за действиями властей;

- полная и открытая информация о размерах и источниках доходов в первую очередь высших чиновников и крупнейших предпринимателей;

- восстановление утраченных функций долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития;

- социальные гарантии для всех граждан;

- формирование единой системы правил экономического поведения, суть которых должна состоять в том, чтобы основным источником дохода любого эффективного хозяйственного субъекта стала его общественно-полезная деятельность;


- создание адаптированных к условиям рынка экономических механизмов, связанных с охраной окружающей среды и рентными платежами;

- особые правила хозяйствования для монополий, необходимо использовать либо прямое централизованное планирование и ценообразование, либо жесткий государственный контроль над ценами, объемами производства и уровнем заработной платы работников.

Другими словами, нужно сформулировать условия, которые необходимо соблюдать при реализации любой конкретной программы реформирования, разработать общие правила хозяйственного поведения, регламентирующие деятельность любого физического или юридического лица. Эти правила должны быть построены таким образом, чтобы доход каждого работника и коммерческой организации мог повышаться лишь в том случае, когда их деятельность приносит пользу обществу и лишь в объеме, не превышающем ее размеры. Иных легитимных источников обогащения, таких как льготы и привилегии для одних и запреты для других, рента, монопольные эффекты, отрицательные ставки депозитных процентов и т.д., быть не должно.

2.2 Приватизация в бывших социалистических странах

Трансформация экономики бывших социалистических стран не имеет прецедентов в современной истории. Если в Англии, Франции, Канаде и других странах приватизация означает просто продажу государственной собственности частным лицам, то в бывших социалистических странах она имеет гораздо большее значение. Посткоммунистическая приватизация — это не только лишение государства прав собственности и продажа государственных компаний. Это также процесс восстановления экономики, разрушенной годами «коммунизма». В случае успеха приватизация способствует созданию среднего класса собственников.

Среди особенностей приватизации стран переходной экономики исследователи отмечают такие, как:

1.связь приватизации с изменением властных отношений в обществе;

2.ее масштабы;

3.отсутствие рациональной рыночно-конкурентной среды;

4.технические сложности;

5.необходимость идеологического выбора;

6.отсутствие на стартовом этапе необходимой институциональной структуры.

Если мы рассматриваем приватизацию как процесс, стимулирующий глубокие изменения в национальной экономике и в обществе, то возникает вопрос о взаимоотношениях между приватизацией и политикой регулирования экономики.[10]


Так, польская программа регулирования экономики стала классическим примером удачной валютной политики в «посткоммунистических» преобразованиях. Она была применена и одобрена многими международными финансовыми организациями. Наиболее важные меры включают:

- освобождение от административного контроля

- ослабление ограничений в торговле и платежах; - быстрое понижение цены злотого до рыночного курса и т. д.

Благодаря этой политике в Польше в 1990 г. инфляция значительно снизилась, а польский злотый стал более твердой валютой.

С самого начала приватизация находилась под сильным политическим и социальным давлением. Большинство либерально настроенных экономистов и политиков требовали ее немедленного осуществления, тогда как активисты рабочих советов требовали организовать все так, чтобы не пострадало их влияние на экономическую систему. Сегодняшняя программа приватизации в Польше — это результат эволюции политики приватизации от упора на продажу через рынки до приватизации через свободную раздачу государственного имущества.

Внедрение программы приватизации 1991 г. проходило при неблагоприятных условиях: нарастающая инфляция, спад производства и безработица.

Выбор способа приватизации зависел от размера предприятия, финансовой ситуации, а также от потенциального покупателя; скажем, приватизация через продажу акций польским и иностранным (а их вклад вследствие ограниченности внутренних инвестиционных ресурсов был весьма значителен) инвесторам больше подходит крупным предприятиям.

Для приватизации через ликвидацию законом разрешено три способа продажи имущества ликвидированных компаний:

1.продажа части имущества ликвидированных компаний;

2.передача имущества такой компании;

3.сдача имущества такой компании в аренду (этот метод приватизации оказался наиболее популярным при добровольном изменении владения предприятием, им было приватизировано на 30 сентября 1991 г. 297 из 370 Предприятий).

Что касается результатов приватизации в Польше, то они положительны: в настоящее время находятся в частном владении транспорта и более 40 % строительных компаний, около 65 % крупных предприятий промышленности.

Следует также отметить, что, хотя в 1990—1993 гг. в странах Восточной Европы наблюдался так называемый «трансформационный спад», связанный с переходом к рыночной экономике, сейчас оживление платежеспособного спроса послужило тому, что ситуация более или менее стабилизировалась и начался экономический подъем, что означает завершение спада и его смену обычным рыночным циклом.