Файл: Правовые основы деятельности нотариата (Виды нотариальных действий и компетенция нотариусов).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НОТАРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и назначение системы нотариата
1.2 Источники права о нотариате
ГЛАВА 2. НОТАРИАЛЬНАЯ ФОРМА ЗАЩИТЫ И ОХРАНЫ ПРАВА
2.1 Разграничение компетенций между нотариальными органами
– удостоверяют завещания;
– удостоверяют доверенности;
– принимают меры к охране наследственного имущества;
– свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;
– свидетельствуют подлинность подписи на документах
2.2 Виды нотариальных действий и компетенция нотариусов
Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 регулируют юридические основы деятельности нотариата, процедуры совершения нотариальных действий как непосредственно нотариусами, так и иными специально уполномоченными лицами.
соответствии со ст. 35 Основ о нотариате нотариусы на территории России совершают нотариальных действия, в том числе удостоверяют сделки; свидетельствуют верность копий документов и выписок из них; свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой; совершают исполнительные надписи; удостоверяют равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе; выдают свидетельства о праве на наследство; выдают выписки из реестра списков участников обществ с ограниченной ответственностью единой информационной системы нотариата.[17]
Список нотариальных действий является открытым и может быть дополнен законодательными актами России. В России современное правовое поле отражает презумпцию законности и достоверности нотариального акта. Нотариальный акт достоверно и на законном основании подтверждает правомочия, обязанности, удостоверяет события и юридически значимые факты.[18]
Термин «достоверный» отражает такое значение как «верный», то есть тот, который не подразумевает сомнений. Документы, заверенные нотариально, априори наделены повышенной юридической достоверностью и повышенной доказательственной важностью. Презумпция – это утверждение, которое обладает свойством вероятности, то есть временно настолько, пока не будут получены доказательства иного (в противовес) утверждения. Обоснованные сомнения в достоверности документа, который получил удостоверение нотариуса, могут возникнуть только при наличии неустранимых противоречий с иным аналогичным документом. Стоит отметить, что наличие профессиональных ошибок нотариальных актов нивелируется обязанностью нотариусов по страхованию профессиональной ответственности.[19] Также необходимо обратить внимание на тот факт, что действующий ГПК РФ регулирует аспекты реализации судебного контроля за деятельностью нотариусов (в рамках главы 37). В настоящее время обращает на себя внимание то обстоятельство, что совершенствование юридического регулирования в отношении нотариата осуществляется с высокой скоростью и эффективностью для защиты прав и законных интересов граждан. Сегодня самым ожидаемым нормотворческим решением является внедрение обязательной нотариальной формы договоров с недвижимостью в жилом фонде России. Физические лица априори представляют собой более незащищенную сторону в договоре, то есть им требуется повышенная юридическая защищенность. Именно нотариус является той правовой единицей, на которую возлагается полная материальная ответственность за результат его деятельности, так как возмещение ущерба, вызванного виновными действиями нотариуса, обеспечивается структурированной моделью страхования, которая функционирует в отечественном государстве в течение ряда лет. Президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик отмечает: «Помимо индивидуального нотариального страхования и коллективного страхования нотариальной палаты, в этом году Компенсационный фонд ФНП начал полноценно функционировать». Стоит обратить внимание на тот факт, что Помимо эффективной юридической экспертизы всех документов, только нотариус разъясняет и устанавливает реальность воли сторон, разъясняет им юридические последствия договора. Следует помнить, что новейшие цифровые и электронные технологии не являются гарантом обеспечения юридической безопасности контракта. Но это только говорит о том, что этапы и концепции совершенствования цифровой экономики призваны обеспечить единовременное и текущее развитие нотариусов. Технологии цифровой экономики должны являться гарантией эффективного выполнения нотариусом возложенных на него полномочий.
Деятельность нотариусов представляет собой технологически выверенную инфраструктуру, которая гарантирует безопасность юридически значимых действий, а также своевременность и бесспорное качество актов нотариальных действий. В течение ряда последний лет современные технологии стали отличительной особенностью всего спектра нотариальных услуг. Именно нотариусы предоставляют уникальные виды услуг, которые в основе своей содержат электронные документы, и все это с помощью усиленных квалифицированных цифровых подписей. По сведения Федеральной нотариальной палаты, за 2017 г. нотариусы трансформировали более 670 тысяч документов из бумажной в электронную форму и обратно с сохранением их юридической силы.[20] В настоящее время нотариусы обладают доступом ко всем электронным реестрам ФНС, что упрощает и ускоряет процесс получения и проверки юридически значимых сведений при осуществлении нотариального действия. Каждый день возрастает применяемость нотариальной услуги по подаче документов в электронной форме, с целью регистрации юридического лица при создании. В период 2017 г. более 140 тысяч вновь созданных юридических лиц зарегистрировано по указанной схеме.
Начиная с 1 июня 2018 г., нотариусы осуществляют функции эскроуагентов в отношении сделок условного депонирования. Данное обстоятельство говорит о том, что нотариус будет являться стороной, которая будет гарантировать исполнение отраженных в сделке правомочий и последующего гарантированного расчета между сторонами.
К тому же, чтобы обеспечить сохранность денежных средств до выполнения всех условий договора, будет применяться депозитный счет нотариуса. Еще одно важное правило вступает в силу 1 сентября 2018 г., которое отражает возможность формирования россиянами наследственных фондов.[21] Исключительно нотариусы будут уполномочены на учреждение названного фонда, образование исполнительных органов этого фонда и все иные действия с его регистрацией. Волеизъявление о создании наследственного фонда будет отражаться в завещании и вноситься нотариусом в Единую информационную систему нотариата, что гарантирует защиту завещания от фальсификации, подмены или потери.[22]
Также подлежит обсуждению законопроект о том, что все мероприятия в рамках взаимодействия нотариусов и Росреестра будут перенесены в электронный формат. Значимым для нотариусов будет принятие положения о доступе к биометрической системе удаленной идентификации клиентов кредитных организаций, что позволит минимизировать риски реализации мошеннических схем. Современная цифровая экономика предоставляет органам нотариата возможность осуществлять нотариальные действия удаленно посредством электронных технологий. На основании изложенного можно утверждать, что современный нотариат направляет свои силы и ресурсы на укрепление своего статуса в рамках актуальных потребностей гражданского общества и правового государства.
Государство всеобщего благосостояния в России обеспечивается, помимо прочего, правовым механизмом защиты прав и законных интересов граждан. С нашей точки зрения, этот механизм включает публично-правовую систему предоставления квалифицированной юридической помощи. Элементом системы защиты является нотариальная деятельность: нотариальные действия, определенные законодательными актами. Основываясь на широком понимании термина «нотариусы» как совокупности государственных нотариальных нотариальных действий нотариусов и должностных лиц (специально уполномоченных должностных лиц органов местного самоуправления, консульских должностных лиц), давайте сосредоточимся на изучении одной из перспектив - реализации нотариальных действий. действует местными органами власти.
В соответствии со ст. 37 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г., если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, соответственно, глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района имеют право совершать определенные нотариальные действия. Федеральный закон от 06.10.2003 г. (ред. от 18.04.2018) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"[23] указывает на то, что есть вопросы, не относящиеся к вопросам местного значения определенных муниципальных образований, но органы этих муниципальных образований вправе решать этот предусмотренный законом перечень вопросов.
Так, согласно ст. 14.1, органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса; согласно ст. 15.1, органы местного самоуправления муниципального района вправе совершать нотариальные действия, предусмотренные законодательством, в случае отсутствия в расположенном на межселенной территории населенном пункте нотариуса.
Таким образом, в качестве составной части правомочий органов местного самоуправления законодатель юридически закрепил совершение нотариальных действий. Следовательно, принимая во внимание, что совершение нотариальных действий не отнесено к вопросам местного значения, согласимся с выводом о том, что нотариальные действия, осуществляемые должностными лицами местного самоуправления, являются отдельными государственными полномочиями, переданными для осуществления органам местного самоуправления.[24] Органы государственной власти в современной России устанавливают различные формы взаимодействия с субъектами гражданского общества для реализации новых задач, стоящих перед государством и обществом.
Следует отметить, что в число государственных ученых входят нотариат и местное самоуправление как институт гражданского общества, рассматривающие правовые формы взаимодействия по выбранной теме. Особенностью осуществления нотариальных действий со стороны местного самоуправления называют особые формы взаимодействия по определенным (в рамках переданных полномочий) вопросам с различными субъектами правоотношений.
Исследуем три группы субъектов – органы государственной власти, органы местного самоуправлении и нотариальные органы. Взаимодействие с органами государственной, муниципальной власти, нотариата происходит по следующим вопросам:
- с федеральным уровнем власти: реализуя федеральное законодательство, выполняя решения и правовые позиции Конституционного суда России;[25]
- с органами юстиции: - в сфере организация деятельности и учет персон, осуществляющих нотариальные действия.
Так, согласно Основам нотариального права, информация о главе местной администрации поселения и специально уполномоченном должностном лице местного самоуправления поселения или главе местной администрации муниципального района и специально уполномоченном должностном лице Органы местного самоуправления муниципального района направляются в территориальный орган юстиции для учета в форме и порядке, установленных федеральным органом юстиции. - при осуществлении нотариальных действий - руководствуются актами правосудия. Например, порядок отправки в нотариальную палату субъекта Российской Федерации информации о свидетельстве или отзыве завещания или доверенности органом, в котором должностное лицо местного самоуправления удостоверяет завещание или доверенность.[26]
Инструкция о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов, утвержденную Приказом Минюста РФ от 27 декабря 2007 г. N 256. и др. - контрольные мероприятия: Территориальный судебный орган на основании сведений о существовании нарушения законодательства Российской Федерации о нотариальной деятельности, согласно Основам, проводит проверку в порядке, установленном федеральным судебным органом.
С органами государственной власти субъекта:
- органы государственной власти субъекта имеют право устанавливать требования к лицу, осуществляющему нотариальную деятельность: например, в Республике Башкортостан муниципальным служащим может быть уполномоченное лицо местного самоуправления поселения, замещающее старшую или более высокую должность. муниципальной службы на групповой или младшей муниципальной должности, прошедшей обучение (повышение квалификации, обучение) по совершению нотариальных действий: в еврейском автономном округе полномоченным лицом может быть муниципальный служащий, имеющий высшее юридическое образование и прошедший подготовку в данной области нотариальной палаты нотариальных действий.
- в соответствии с законодательством города Севастополя, нотариусы имеют право требовать от органов государственной власти города Севастополя, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц информацию и документы (в том числе содержащие персональные данные), необходимые для нотариальных действий;
- в соответствии с законодательством города Севастополя нотариус предоставляет справки о совершенных нотариальных действиях - по запросу следственных органов, суда и прокуратуры в связи с возбуждением уголовных, гражданских и административных дел в их производстве, а также по требованию судебных приставов в связи с изготовлением материалов об исполнении исполнительных документов и нотариусов в связи с совершением нотариальных действий;- согласно закон города Севастополя, нотариус предоставляет сведения финансового характера о совершенных нотариальных действиях, а также справки о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения - в налоговые органы в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации.
2) с органами местного самоуправления: - по организации деятельности: наделение уполномоченного лица местного самоуправления поселения полномочиями по совершению нотариальных действий – в Республике Башкортостан, например, осуществляется решением главы администрации поселения на срок не менее чем один год, но не более чем на срок полномочий главы администрации поселения;[27] в Еврейской автономной области[28] срок полномочий уполномоченного лица определяется главой поселения, но не может быть менее двух лет; прекращение полномочий по совершению нотариальных действий.
Полномочия по совершению нотариальных действий уполномоченного лица местного самоуправления поселения в Республике Башкортостан, например, досрочно прекращаются решением главы администрации поселения в случаях: увольнения с муниципальной службы; нарушения законодательства при осуществлении нотариальной деятельности, если эти факты установлены судом или по результатам проверки нотариальной деятельности; начала исполнения полномочий нотариусом, определившим местом совершения нотариальных действий поселение, где ранее нотариус отсутствовал; смерти или объявления в установленном законодательством порядке умершим либо безвестно отсутствующим; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; - по информационному обеспечению: администрация поселения информирует население поселения об уполномоченных лицах местного самоуправления поселения, месте и графике приема главой администрации поселения, уполномоченными лицами местного самоуправления поселения для совершения нотариальных действий, о прекращении полномочий по совершению нотариальных действий - путем размещения соответствующей информации на официальном сайте органа местного самоуправления, в распространяемых на территории муниципального образования печатных средствах массовой информации, на информационных стендах в помещении органа местного самоуправления; - иные вопросы взаимодействия, в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.