Файл: Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития (Конституционные основы местного самоуправления ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В демократическом государстве организация и осуществление власти базируются на принципе разделения властей, который сочетается с принципом местного самоуправления. Данный принцип децентрализации системы управления в России, которая делает эту систему наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

В тоже время местное самоуправление – это не только один из основных демократических принципов организации и осуществления власти. Это и право граждан различных муниципальных образований управлять в рамках закона самостоятельно, а также в собственных интересах большей частью общественных дел.

Система местного самоуправления находится на стадии реформирования и становления в новом качестве в условиях современной России. В сфере общественных отношений местное самоуправление оказывается в настоящее время одним из наиболее динамичных.

Актуальность темы исследования определяется современным периодом становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации. Практическое развитие местного самоуправления предусматривает постановку и решение вопросов совершенствования правовых, территориальных, а также организационных основ местного самоуправления.

Развитие местного самоуправления в России имеет исключительно важное значение не только потому, что позволяет создавать условия для более активного и инициативного решения местных проблем, обеспечения нормальной повседневной жизни населения. Оно жизненно важно для нашей страны и потому, что связано и с укреплением государственной целостности Российской Федерации.

Актуальность выбранной темы курсовой работы «Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития» в значительной мере вытекает из необходимости углубления научного изучения основ развития местного самоуправления в Российской Федерации.

В Российской Федерации проблемы, связанные с исследованием института местного самоуправления изучались в трудах таких современных ученых как: С.А. Авакьян, М.В. Баглай, И.Т. Беспалый, Р.В. Енгибарян, О.Е. Кутафин, Ю.И.Лейбо, В.В. Полянский, И.А. Соколов, Н.М. Чепурнова и др.

Цель настоящей курсовой работы состоит в изучении сущности, системы и функций местного самоуправления.

Исходя из цели, поставленной в курсовой работе, определены основные задачи исследования:

1) изучить понятие и истоки местного самоуправления;


2) определить принципы и функции местного самоуправления;

3) рассмотреть понятие современной системы местного самоуправления в России;

4) дать общую характеристику организационным формам осуществления местного самоуправления.

Объектом исследования, в данной курсовой работе выступает местное самоуправление, а предметом – решение задач, поставленных в ходе написания курсовой работы по выбранной теме.

Теоретико-методологическую основу при написании курсовой работы составили общенаучные и междисциплинарные методы: анализа и синтеза, дедукции, индукции. Методологическая база настоящего исследования также включает теоретические и эмпирические методы.

При написании курсовой работы автором детально изучена законодательная база Российской Федерации по местному самоуправлению.

Практическая значимость исследования заключается в том, что сделанные в курсовой работе выводы уточняют современные представления о местном самоуправлении в системе социального управления обществом.

ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

§1. Понятие и истоки местного самоуправления

Местное самоуправление в России – это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, которые установлены Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и других местных традиций .

Местное самоуправление не является аналогом коммунистической идеи общественного самоуправления либо проявлением только непосредственного волеизъявления населения. Однако отдельные элементы непосредственной демократии в нем имеются (например, сельские сходы). Одно то, что на местном уровне сосредоточена немалая муниципальная собственность, требует установления властных отношений, а также определенной системы органов управления. В тоже время влияние населения на деятельность таких органов может быть очень значительным, рождая эффективные организационно-правовые формы решения местных вопросов.


Местное самоуправление представляет собой составную часть демократии, в связи с чем Европейская хартия местного самоуправления 1985 года устанавливает, что оно должно быть закреплено в законодательстве или даже конституции каждой страны.

Местное самоуправление начало развиваться в Европе еще в Средние века. В XVIII веке Американская и особенно Французская революции вызвали к жизни организованные и сравнительно единообразные системы местного самоуправления, придав им функцию выражения, а также охраны прав и свобод человека и гражданина. Идеи общинного управления получили развитие в Великобритании, Бельгии, Германии и других странах. При этом стало осознаваться, что между местными интересами и государством существует определенное противоречие и что местное общество представляет собой основную ячейку свободного гражданского общества.

В XIX веке сложились и по настоящее время существуют три основные системы местного самоуправления:

1) англосаксонская система, при которой исключаются какие-либо представители центрального правительства на местах, а муниципалитеты самостоятельно осуществляют власть в пределах своих полномочий (выход за установленные пределы позволяет вмешиваться правительству);

2) французская система, которая допускает контроль центральной власти через специально назначаемых представителей либо в других формах;

3) германская система, при которой органы местного самоуправления действуют по поручению государства, а община самостоятельно, а также под свою ответственность решает задачи на своем уровне, но в соответствии с законами.

В России развитие местного управления, которое неоднократно преобразовывалось в XVII - XVIII веках, привело к земской (1864 год) и городской (1870 год) реформам, которые создали децентрализованную систему местного самоуправления. Эти реформы предусматривали избрание населением земских собраний (губернских, уездных) или городской думы и управы, которые получали широкие полномочия. Земские и городские органы не подчинялись местной администрации (губернатору), хотя действовали под ее контролем. Следовательно, на местном уровне существовало как самоуправление, так и государственное управление, между которыми довольно часто возникали разногласия. Социалистическое государство уничтожило местное самоуправление, установив жесткую централизованную систему управления.

Его возрождение началось с принятием в 1990 году союзного, а в 1991 году российского законов о местном самоуправлении. Осенью 1993 года начался новейший этап реформирования местного самоуправления: 9 октября 1993 года был издан Указ Президента Российской Федерации «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации», а 26 октября 1993 года - Указ Президента Российской Федерации «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации». Этим Указом Президента России было утверждено положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, а Указом Президента 29 октября 1993 года были утверждены основные положения о выборах в органы местного самоуправления.


В соответствии с перечисленными выше указами Президента России деятельность местных Советов, то есть представительных органов в системе местного самоуправления прекращалась. Функции местных Советов были возложены на местную организацию, иными словами исполнительные органы в системе местного самоуправления. Выборы новых представительных органов местного самоуправления в основном состоялись в 1994 году. 28 августа 1995 года Президентом России был подписан Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который определил роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления, а также государственные гарантии его осуществления, установил общие принципы организации местного самоуправления в России.

Однако со временем выявился ряд проблем, которые препятствовали эффективному функционированию системы местного самоуправления, в числе которых нечеткость в определении законом компетенции муниципальных образований, несоответствие ресурсов исполняемым органами местного самоуправления обязанностям, удаленность органов местного самоуправления от населения и др. В связи с этим с 2003 году начала проводиться реформа всей системы. Новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в настоящее время действует в редакции от 29 декабря 2006 года) направлен на изменение принципов территориальной организации местного самоуправления. Устанавливается обязательное формирование муниципальных образований на двух территориальных уровнях - в поселениях и муниципальных районах с разграничением и закреплением за каждым уровнем присущих ему полномочий по решению вопросов местного значения, а также переданных государственных полномочий. На территории России были образованы свыше 25 тысяч муниципальных образований четырех видов: сельские и городские поселения, городские округа и сельские районы. Муниципалитетами стали многие поселения, в которых никогда не было самоуправления, а жизнь организовывалась, в основном, районными властями.

Единые принципы организации местного самоуправления для всех субъектов Российской Федерации позволят реализовать на местном уровне новую систему межбюджетных отношений между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Законодательно определяется процедура передачи органам местного самоуправления 27 государственных полномочий, которая исключает возникновение нефинансируемых мандатов и предусматривает необходимые меры, включая ответственность органов местного самоуправления, по эффективному исполнению указанных полномочий.


Федеральным законом от 12 октября 2005 года установлен переходный период до 1 января 2009 года, в течение которого действует определенный порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений . Предусматривается порядок распределения региональных фондов финансовой поддержки при формировании бюджетов муниципальных районов, право безвозмездно использовать имущество до регистрации права собственности и др.

Становление органов местного самоуправления проходит с определенными трудностями по причине недостаточного усвоения населением негосударственного характера таких органов и отсутствия у него навыков общественной самодеятельности. С другой стороны, дело тормозят некоторые органы власти субъектов Российской Федерации, не согласные с передачей собственности и полномочий по формированию бюджета на места, а также с введением выборности нижнего слоя местного чиновничества, не подчиняющегося «верхам». В связи, с чем в ряде регионов, особенно в республиках, приняты законы, которые извращают самую суть самоуправления и ставят его под контроль региональных органов.

Правовая база местного самоуправления была существенно укреплена с принятием в 1996 году федеральных законов «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации». В большинстве субъектов Российской Федерации приняты собственные законы.

§2. Принципы и функции местного самоуправления

Сущность местного самоуправления проявляется, в первую очередь, в его принципах, под которыми понимаются основополагающие начала, руководящие идеи, которые лежат в основе его организации и функционирования . Будучи закрепленными, в законодательстве, принципы местного самоуправления приобретают правовой характер и защищаются государством.

Содержание принципов определяется объективными потребностями в обеспечении стабильности общественных отношений, которые возникают в процессе осуществления местного самоуправления. Вместе с тем принципы местного самоуправления, которые формулируются законодателем, отражают субъективные представления законодателя о смысле самоуправления.

С учетом того, что местное самоуправление реализуется в пределах территории субъектов Российской Федерации, оно выступает разновидностью публичной власти, имеет определенное соотношение с государственной властью, властью общественных объединений, необходимо выделить две группы принципов местного самоуправления.