Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика. Теоретические основы аудита и аудиторской деятельности.pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования темы данной курсовой работы обусловлена тем, что переход к рыночной экономике выявил необходимость создания новой дисциплины, регулирующей взаимоотношения различных субъектов предпринимательства - аудита, главной целью которого является обеспечение контроля за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской и статистической отчетности.
Аудит – одна из форм финансового контроля. «Audite» в переводе с латинского означает «слушать».
В сложных экономических условиях при переходе к рыночным отношениям стало важным иметь достоверную экономическую информацию о финансово-хозяйственной деятельности организации. Кроме того, создание коммерческих структур вызвало приток новых предпринимателей, не обладающих должным опытом работы в новых условиях хозяйствования, слабо разбирающихся в законодательных актах, поэтому появились и первые нарушения (иногда неумышленные) в соблюдении требований нормативных документов, относящихся к хозяйственной деятельности.
В связи с этим возникла новая форма контроля за хозяйственной деятельностью, включающая консультации по вопросам ведения бухгалтерского учета, правильности исчисления налогов – аудит.
Аудиторская деятельность – это предпринимательская деятельность аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций, финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.
Таким образом, аудиторская деятельность - более широкое понятие, включающее как собственно аудит (аудиторскую проверку с целью подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности), так и сопутствующие услуги (налоговое консультирование, анализ финансово-хозяйственной деятельности, вопросы прогнозирования и т. д.).
Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
Значение аудита состоит в том, что он не только является независимой проверкой финансово-хозяйственной деятельности, но и дает рекомендации, предложения по совершенствованию этой деятельности, расширению аудиторских услуг и созданию аудиторских компаний и фирм на международном уровне.
Объектом курсовой работы выступает сущность аудита и аудиторской деятельности.
Предметом исследования является Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Цель курсовой работы заключается в том, чтобы, опираясь на теоретико-методологические основы, выявить сущность аудита и аудиторской деятельности в настоящее время.
Исходя из цели курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
1) рассмотреть этапы становления и развития аудита;
2) изучить сущность аудита и аудиторской деятельности;
3) раскрыть понятие аудита и аудиторской деятельности;
4) рассмотреть цели и задачи аудиторской деятельности;
5) рассмотреть виды аудита.
Структура и содержание работы обусловлены целью и задачами курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЕСКИЕ ОСНОВЫ АУДИТА И АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
§1. Этапы становления и развития аудита
Аудит (в разных переводах это слово означает «он слышит», «слушающий») имеет достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы.
Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятий. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверенными в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались специальные люди - аудиторы, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета сначала не было главным, однако по мере усложнения бухгалтерского учета необходимым требованием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора.
Исторической родиной аудита считается Великобритания, где с 1844 г. выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны не реже одного раза в год приглашать специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.
В 1853 г. был создан Эдинбургский институт аудита (во Франции институт аудита создан в 1862 г., в США - в 1937 г.).
С 1905 г. начинается формирование профессии аудитора. В 70-е годы XX в. стали выпускаться международные стандарты аудита, в которые вносились изменения и дополнения вплоть до сегодняшнего времени.
В настоящее время во всех странах с рыночной экономикой имеется общественный институт аудита со своей правовой и организационной инфраструктурой.
В России звание аудитора было введено при Петре I в армии, где должности аудитора совмещали обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. С 1867 г. с введением в России военно-судебной реформы должность армейского аудитора была упразднена.
Попытки создать институт аудита со сдачей экзаменов в России были предприняты в 1889 г., 1909 г., 1912 г., 1928 г. (институт государственных бухгалтеров-экспертов), но все они закончились провалом из-за отсутствия механизма действия этих органов финансового контроля и экономических предпосылок аудиторской деятельности.
В России важной особенностью для создания аудита явился переход к рыночной экономике. В 1987 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР была создана первая аудиторская фирма «Инаудит», приватизированная в 1991 г.
С 1987 г. с созданием данной фирмы начинается становление аудита в России, но официальная дата - 1991 г. (переход к рыночной экономике).
Деятельность аудиторов в России, как и в других странах рыночной экономики, регулируется на основании законов.
В 1993 г. аудит получает правовую основу - введены Временные правила аудиторской деятельности (Указ Президента России № 2263 от 22 декабря 1993 г.).
С 1998 г. начинается разработка норм и стандартов применительно к условиям России, между тем за рубежом разработка норм и стандартов относится к 70-м годам.
С 1999 г. начинают выходить отдельные тома Энциклопедии общего аудита.
В 2001 г. вышел Федеральный закон об аудиторской деятельности № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г.
Аудит в нашей стране начинает набирать темпы.
Аудитом могут заниматься физические лица, имеющие лицензию на осуществление такой деятельности. Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ определяет порядок выдачи и отзыва лицензий, организует работу по выработке стандартов и рекомендаций в области аудита, бухгалтерского учета, экономического анализа. Лицензии выдаются на проведение: банковского аудита; аудита страховых организаций; аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; общего аудита. Наличие одной лицензии, например на общий аудит, не дает право на проведение банковского аудита без соответствующей лицензии.
Создание аудита и аудиторских фирм в России имело следующие направления:
1) в начале 1990 г. доминирующими на рынке аудиторских фирм были иностранные фирмы;
2) в настоящее время лидерство переходит к отечественным фирмам, которые стали работать совместно с крупными международными клиентами.
§2. Сущность аудита и аудиторской деятельности
Сущность аудита и аудиторской деятельности определена как Международным стандартом аудита МСА 200, так и российским Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности».
Существует множество определений аудита — одни из них закреплены в официальных нормативных документах, как международных, так и национальных, другие определения даются специалистами в области аудита.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»: «Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей».
На макроэкономическом уровне аудит является элементом рыночной инфраструктуры, необходимость функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:
а) бухгалтерская отчетность используется для принятия решений заинтересованными в ней пользователями, в том числе руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и общественностью в целом;
б) бухгалтерская отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности применения оценочных значений и возможности неоднозначной интерпретации фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской отчетности не обеспечивается автоматически ввиду возможной пристрастности ее составителей;
в) степень достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации, а также многочисленности и сложности хозяйственных операций, отражаемых в бухгалтерской отчетности экономических субъектов.
Особое значение имеет тот факт, что проверку достоверности отчетности предприятия, соблюдения действующего законодательства и составление аудиторского заключения по этому вопросу выполняет независимый аудитор.
Независимость аудитора определяется:
1) свободным выбором аудитора (аудиторской фирмы) хозяйствующим субъектом;
2) договорными отношениями между аудитором (аудиторской фирмой) и клиентом, что позволяет аудитору свободно выбирать своего клиента и быть независимым от указаний каких-либо государственных органов;
3) возможностью отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных недостатков;
4) невозможностью аудиторской проверки при родственных или деловых отношениях с клиентом, превышающих договорные отношения по поводу аудиторской деятельности;
5) запрещением аудиторам и аудиторским фирмам заниматься хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельностью, не связанной с выполнением аудиторских, консультационных и других услуг, разрешенных законодательством.
Аудит согласно закону об аудиторской деятельности в Российской Федерации не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.
Согласно этому же закону аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.
Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.
Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.
Аудиторская организация - это коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги.
Одной из международных организаций, до недавнего времени контролирующей и координирующей аудиторскую деятельность, был Комитет по аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров (IFАС), который состоял из представителей всех основных профессиональных бухгалтерских организаций. Комитет был ответствен за установление стандартов и инструкций аудита с 1976 по 1991 г.; в настоящее время эту функцию выполняет Совет по аудиторской практике.