Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека.pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения невербального проявления эмоциональных состояний человека
1.1 Невербальное поведение: структура и функции
1.2 Направления исследования невербального поведения
Глава 2. Методологические аспекты изучения невербального поведения
2.1 Эмпирическое исследование особенностей невербальных проявлений эмоциональных состояний
1.2 Направления исследования невербального поведения
Одним из существенных вопросов психологии невербального поведения является определение диапазона психологических феноменов, связанных с выразительным поведением, которые выражаются при помощи выразительных движений. Поиск ответа на данный вопрос обозначил две группы исследований в области экспрессии поведения.
В первую группу входят работы, которые рассматривают выразительное поведение как индикатор внутренних, главным образом, аффективных состояний субъекта. Определение диапазона психологических феноменов с позиции данного подхода свойственен для тех сфер психологии, где экспрессивные аспекты рассматриваются в соответствии с эмоциями – для эволюционной психологии, нейропсихологии, патопсихологии[8].
Совместно с данным направлением осуществляется развитие физиогномического подхода. Физиогномика определяет свойства характера по чертам лица. Тем не менее, многие ученые не принимают идею о прямой зависимости черт лица и свойств характера. Одновременно сложно не принимать в учет действительное существование больного количества разнородных явлений обыденного сознания, в основу которых входят устойчивые психологические ассоциации, которые возникают у многих людей, в процессе восприятия внешности другого человека.
Первоначальные аспекты обобщения такого опыта были представлены в мифологической и религиозной форме сознания, а также в искусстве. К примеру, в кинематографе отображается массовый физиогномический опыт. Однако даже там возникает сложность и драматичность соотношения лица и личности, внешнего и внутреннего. В результате, связь признаков внешности с психологическим содержанием формируется в силу взаимодействия между людьми.
В. Н. Панферов полагает, что взаимосвязь объективных и субъективных свойств человека следует искать не по линии связи психологических качеств личности с конституциональными особенностями организма, а в рамках отношения «причинно-следственные взаимосвязи человека с миром вещей и людей – психологические качества личности. То есть благодаря общению и совместной деятельности людей формируется внешность человека [9]
Согласно диалектико-материалистическому пониманию связи внешности и личности, признаки внешности являются знаковой системой психологического содержания.
Еще одним аспектом в исследовании выразительного поведения является широта средств выражения. Наиболее изученными средствами экспрессии являются мимика лица как средство выражения состояния и жесты как паралингвистические явления. И в меньшей степени изучены позы и движения корпуса как средства выражения внутренних психических состояний человека.
Исследование локальных средств выражения детерминировано:
1) историческим развитием проблемы экспрессии,
2) базовой теоретической позицией исследователя,
3) доступностью изучения одних средств выразительного поведения по сравнению с другими (например, мимику проще зафиксировать).
4) разветвленной системой явлений, в контексте которых рассматривается выразительное поведение и определяется его значимость.
Подобное пристальное внимания на локальных средствах экспрессии и условиях их выражения не следует считать оптимальным, однако оно не характеризует специфику экспрессии.
Третий аспект в исследовании невербального поведения связан с вопросом функций выразительных движений в общении. Согласно утверждению С. Г. Геллерштейна и П. М. Якобсона выразительные движения, проявляются в общении при многочисленных психических состояниях, и выполняют функцию внешнего выражения данных состояний, а также отношений к определенным людям, предметам или явлениям реальности. Выразительные движения интерпретируются как индикаторы аффективных состояний и показатели разнообразных отношений человека к внешнему миру.
Г. Гибш и М. Форверг обращают внимание на то, что действия, выразительные движения, жесты и речь содержат прямые возможности управления общественной жизнью. Авторы, так же обращают внимание на то, что выразительные движения выступают как отражение локальных динамических процессов, «внешней стороной» данных процессов, личностной психической составной частью действия. Психологическая часть в свою очередь социально направлена. В результате, выразительные движения выражаются в коммуникативной функции[10].
Авторы полагают, что вовлечение выразительных движений в область общественных явлений способствует появлению у них новых функций: формирование эмоциональной структуры и его нейтрализация посредством конвенциализации выразительных движений.
Т. Шибутани к выразительному поведению относит любой воспринимаемый звук или движение тела, которые служат показателем внутреннего состояния человека. Он считает, что «движения и звуки становятся жестами только в социальном контексте, когда они служат показателями намерений человека и таким образом представляют другим какую-то основу для соответствующих реакций».
Т. Шибутани подразделил выразительные движения, в соответствии их социальной или биологической природы. В контексте коммуникаций и личностных отношений автор рассматривает так называемые общественные выразительные движения, в контексте эмоциональных состояний субъекта рассматриваются выразительные движения, характеризующиеся биологической природой. Выразительные движения согласно социальной природе наделяются функциями установления согласия между взаимодействующими, а так же выработки общего отношения к ситуации, точки зрения биологической природы наделяются функцией выражения эмоционального состояния[11].
Решение проблемы, как считает автор, находится, а стыке противопоставления согласованных и несогласованных выразительных движений. В контексте методологии данное обстоятельство является недостаточно верным. Появление общественных функций выразительных движений, их соглашение могут быть в соответствии с тем, что осуществляют функции диагностики и выражения конкретных психических явлений.
Данная функция выразительных движений, как создание «образа действующего лица», особую роль выполняет в рамках социальной перцепции. В результате сложные психологические образования, которые динамично выражаются в поведении и внешнем виде субъекта, интерпретируются как совокупность сигналов, предоставляющих информацию о психических процессах и состояниях человека воспринимающего информацию. Одновременно каждым комплексом выполняется осведомительная и регулятивная функции. То есть получается, что выражение как индикатор, сигнал, воздействие, регулятор деятельности является интегральным образованием.
В рамках познавательной и экспрессивной функциях выразительные движения интерпретируются как носители автономного сообщения. Согласно характерной для них функции симптома, показателя внутреннего состояния живого существа, в ситуации общения они одновременно выступают элементом более высокой ступени, и реализуют коммуникативную функцию.
Совместно с выше обозначенными функциями, выразительное поведение дополняется функциями регуляции процесса возбуждения, разрядки, облегчения. Не менее актуальной является такая экспрессивная функция, как целенаправленное действие. Данная функция выражения была выделена на базе положения Ч. Дарвина о выразительных движениях как остатка некогда уместных действий, ориентированных на удовлетворение конкретной потребности. Тем не мене, согласно воззрениям некоторых исследователей, биологическая уместность выразительных движений у субъекта во многих случаях утрачена. Средством отражения остается их объективное значение, информации и сообщения о внутреннем мире субъекта[12].
Уместность выразительных движений следует изучать в рамках социальной деятельности. По мнению Н. Фрийда выразительные движения необходимы, главным образом, потому что они напрямую служат установлению отношений или исчезновению отношений между людьми, осуществляют функцию чрезмерного контроля движений и функцию «активной манифестации».
Уместность данных движений обуславливается возможностью управлять эмоциями и способны переходить на различные недостаточно эффективные ситуации. Ведущей функцией выразительных движений в данной ситуации выступает устранение деструктивного состояния (например, агрессии) и воспроизведение социально-желательных эмоциональных состояний. Биологически обусловленные движения, находясь в согласи, способны воспроизводиться в независимости от состояния. В результате, данные движения могут управлять коммуникацией без значительной аффективной нагрузки партнеров по общению.
Таким образом, выразительные движения оказывают осведомительную и регулятивную функции в контексте коммуникации, и выступают специфическим языком общения.
Еще одной, однако, мало исследуемой подструктурой кинесики, выступают движения глаз или, как часто это называют «контакт глаз».
Средства обмена взглядом в процессе беседы, организации визуального контакта в каждом локальном случае – время фиксации взгляда на партнере, частота фиксации – широко применяются при изучении так называемой атмосферы интимности в межличностном общении, взаимных установок взаимодействующих людей. Качество оценок визуального контакта обусловлено целым рядом факторов[13]:
- угол между осью коммуникации партнеров и осью «наблюдаемый – наблюдатель»,
- положение головы наблюдаемого,
- движение глазных яблок.
В некоторых исследованиях было зафиксировано, что наблюдатель в субъективных оценках базируется на положение зрачка в видимой части глаза.
Согласно представлениям А. А. Леонтьева, систематическое изучение проблемы контакта глаз началось Р. Экслайном и М. Аргайлом. Данные авторы устанавили, что направление взгляда в коммуникации зависит от его фиксации, от его содержания, от индивидуальных различий, от характера взаимоотношений и от взаимоотношений которые предшествовали их развитию[14].
После анализа исследований в этой области А. А. Леонтьев подчеркивал необходимость не столько статических параметров направленности, сколько их изменения: не так важно оказывается то, на сколько часто партнер смотрит в глаза собеседнику, сколько начало или окончание данного движения. В результате, расстояние между взаимодействующими оказывается не столь важным, сколько то, на сколько они отдалятся от друг от друга, или сближаются.
В трудах X. Миккина была приведена следующая классификация функций визуального контакта:
1) информационный поиск;
2) оповещение об освобождении канала связи;
3) стремление скрывать или выставлять свое «Я»;
4) установление и поддержание социального взаимодействия;
5) поддержание стабильного уровня психологической близости.
Телодвижения, жесты рук, выражения лица так же относят к системе паралингвистических явлений. Круг вопросов, обсуждаемых паралингвистикой, достаточно широкий. Он охватывает все виды кинесики и фонации.
С функциональной точки зрения паралингвистические средства проявляются в физических движениях говорящего субъекта, которые важны для человека при восполнении пробелов в словесной коммуникации.
Как подчеркивает Г. В. Колшанский, если речь идет не о функциональных параязыковых средствах, то вероятные виды кинесики и мимики следует относить к форме прямого выражения аффективного состояния человека[15].
Главная функция паралингвистических средств сводится к реализации, дополнению, обеспечению объяснению речевого сообщения. В работах Д. И. Рамишвили проводилось исследование функций различных невербальных средств общения. Как считает автор, функция выразительных движений заключается не столько в том, чтобы вне существования вербальной психики как таковой довести качества, специфику состояния живого существа до партнера. Главной ролью выразительных движений является усиление эмоциональной насыщенности сказанного, создания объективного фона вербального содержания, поднятия его выразительности и силы.
Невербальные коммуникации могут осуществлять все базовые функции языковых знаков, т.е. фактически заменять текст. В ситуации общения люди реализуют определенную коммуникативную программу, накладывая на нее вербальную форму, посредством которой говорящий человек приспосабливает ее к общей схеме коммуникации, при этом «убирая» все вербально-избыточное, дублирующее иные невербальные средства понимания.
В соответствии с семантической природой невербальных коммуникаций, И. Н. Горелов классифицировать их на базе того, какие они вносят абстрактные значения в сообщения. В результате, при помощи жестов происходит реализация указательных значений; описательные значения жестами и пантомимикой. Значения побуждения, вопроса, утверждения и отрицания – различными невербальными коммуникациями. Полярные значения (одобрение, согласие, решительность) – некоторыми жестами и мимикой [16].
На базе анализа литературных примеров автор сделал вывод о том, что вербальная часть сообщения, как правило, «накладывается» на предварительно развернутую схему невербальных компонентов. На наш взгляд, такое соотношение речи и невербального поведения отражает реальный процесс общения.
Из наблюдений было зафиксировано, что отношения партнеров по взаимодействию, их психические состояния, социальные роли переносятся на общение при помощи кинесической структуры в ряде случаев раньше, чем словом. В соответствии с данной ситуацией у кинесической структуры имеется специфический приоритет в организации образа партнера, всей коммуникативной ситуации.