Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека.pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения невербального проявления эмоциональных состояний человека
1.1 Невербальное поведение: структура и функции
1.2 Направления исследования невербального поведения
Глава 2. Методологические аспекты изучения невербального поведения
2.1 Эмпирическое исследование особенностей невербальных проявлений эмоциональных состояний
Наличие автономных невербальных средств общения, а также такой их функции, как опережающая манифестация психологического содержания общения, позволяет рассматривать их вне речевого контакта как самостоятельные единицы; общения с различной информационной нагрузкой.
Согласно выбранному принципу рассмотрения невербального поведения следующая система отражения – акустическая. Известно, что многочисленные характеристики голоса человека создают его образ, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической: индивидуальности. Основная нагрузка в процессе восприятия голосевых изменений человека ложится на акустическую систему общающихся партнеров [17].
Выводы по главе 1
Невербальное поведение оказывается вплетенным во внутренний мир личности. Его функция не связана только с сопровождением переживаний человека. Таким образом, невербальное поведение является внешней формой существования и выражения психического мира личности. Согласно данному обстоятельству еще одним способом диагностики степени развития человек как субъекта общения выступает анализ структуры, содержания индивидуального невербального поведения. При выделении базовых компонентов невербального поведения и определения его функций открывается возможность для создания культурно-специфической типологии невербального поведения.
Анализ известных классификаций невербальных средств общения, показал, что в их базе заложены ведущие атрибуты бытия, материи, всеобщие формы и способы ее существования: движение, время, пространство.
Глава 2. Методологические аспекты изучения невербального поведения
2.1 Эмпирическое исследование особенностей невербальных проявлений эмоциональных состояний
Экспериментальное исследование проходило в общественной организации «Северный берег».
В исследовании приняли участие молодые люди в возрасте от 20 до 27 лет в количестве 10 человек.
Общественная организация социальной поддержки "Северный берег", созданная силами людей, не безразличных к социальным проблемам общества, успешно ведёт свою деятельность на территории г. Бельцы более 10 лет. Социально ориентированная помощь, как отдельным гражданам, так и обществу в целом. Содействие в восстановлении и развитии институтов социального государства через воспитание активной гражданской и социальной позиции населения.
Являясь одновременно волонтёрским и благотворительным объединением, функционирует на основе самофинансирования и партнёрских взаимоотношений с предпринимателями, принимая участие в решении широкого спектра социально значимых проблем.
Организация преследует общественно полезные цели, направленные на оказание социальной и психологической помощи лицам, попавшим в сложную жизненную ситуацию, инвалидам, многодетным, малообеспеченным семьям и детям сиротам. Одним из направлений организации является профилактика наркомании и алкоголизма среди молодежи и школьников, помощь детским специализированным, общеобразовательным, оздоровительным учреждениям.
Для определения особенностей невербальных проявлений эмоциональных состояний была использована методика «Перцептивная самооценка парциальной и интегральной эмоциональной экспрессивности» (Л.Е.Бачина, А.Е.Ольшанникова).
Шкалы: уровни эмоциональной экспрессии по каналам: громкость голоса, темп речи, образность речи, сбой речи, интонация, двигательная эктивность, лишние движения, мимика, недифференцированная по каналам экспрессия
Назначение теста: перцептивная оценка парциальных и экспрессивных эмоций и их интегративных проявлений: интенсивность экспрессии, двигательная активность, изменения речи и поведения.
Инструкция к тесту: испытуемым раздавались бланки, на которых они отвечали на каждый вопрос, посредством выбора одного из трех предложенных вариантов ответа (а, б или в).
Предлагалось, при ответе на вопрос, каждый раз проверять, совпадает ли номер вопроса с таким же номером в листке для ответов. Ответы должны быть даны на все вопросы без исключения.
Отвечать на вопросы, необходимо было исходя из того, что для каждого испытуемого являлось характерным в настоящее время.
Обработка и интерпретация результатов теста
Количество баллов за каждый ответ: “безусловно, да” – 3, “иногда” – 2, “нет” – 0;
В таблице 1 представлен ключ у методике.
Таблица 1
Ключ к тесту
Канал экспрессии |
Номера вопросов |
Громкость голоса |
да – 1, 11, 26, 28, 36 |
Темп речи |
да – 6, 14, 17, 25, 41 |
Сбой речи |
да – 10, 24, 43 нет – 33, 35 |
Интонация |
да – 8, 9, 13, 19, 37 |
Двигательная активность |
да – 5, 7, 20, 31, 39 |
Лишние движения |
да – 3, 16, 21, 23, 44 |
Мимика |
да – 27, 29, 32, 42 нет – 18 |
Недифференцированная по каналам экспрессия да |
да – 12, 15, 30, 38, 40, 47 нет – 22, 34 |
Уровни эмоциональной экспрессии:
• 12 и более – высокий;
• 6-11 – средний;
• 5 и менее – низкий.
Уровни недифференцированной (стабильно-регулируемой) экспрессии:
• 19 и более – высокий;
• 10-18 – средний;
• 9 и менее – низкий.
Показатели тестирования представлены в таблице 2.
Таблица 2
Тестовые показатели
№ п.п. |
Эмоциональная экспрессия |
Недифференцированная экспрессия |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
1 |
9 |
12 |
6 |
16 |
15 |
12 |
10 |
18 |
2 |
3 |
3 |
6 |
9 |
6 |
3 |
6 |
6 |
3 |
12 |
15 |
10 |
12 |
9 |
12 |
16 |
18 |
4 |
3 |
4 |
4 |
5 |
6 |
8 |
4 |
8 |
5 |
15 |
12 |
15 |
3 |
15 |
12 |
8 |
21 |
6 |
6 |
10 |
6 |
4 |
9 |
10 |
4 |
9 |
7 |
8 |
9 |
3 |
10 |
8 |
5 |
3 |
10 |
8 |
15 |
12 |
10 |
15 |
12 |
8 |
12 |
24 |
9 |
9 |
10 |
4 |
10 |
5 |
9 |
6 |
12 |
10 |
12 |
9 |
15 |
4 |
10 |
8 |
3 |
18 |
На рисунке 1 представлены сравнительные показатели по шкалам.
На рисунке 1 заметно, что по первой шкале преимущественно наблюдаются высокие и средние показатели. По второй шкалам 2, 3, 4, 5, 6, и 8 у многих респондентов наблюдаются средние показатели. По шкале 7 у большинства наблюдаются низкие показатели.
Примечания: 1-громкость голоса, 2-темп речи, 3- сбой речи, 4-интонация, 5-двигательная активность, 6-лишние движения, 7- мимика, 8- недифференцированная о каналам экспрессия
Рисунок 1. Показатели эмоциональной и недифференцированной экспрессии
Выраженные показатели по шкале «Громкость голоса» свидетельствует о том, что по голосу субъекта можно догадаться, что ему грустно, или тоскливо. Когда субъект радуется, он может говорить выше, чем обычно, а когда напуган, наоборот тише, чем обычно. Повышение голоса так же может быть ситуациях, в которых кто-то его разозлил.
Выраженные показатели по шкале «Темп речи» указывает на склонность субъекта говорить быстрее, чем обычно, когда он чем-то взволнован, либо медленнее, когда чего-то испугался. В ситуациях, когда субъект рассержен, ил рассказывает о случае, который рассмешил его может говорить быстрее, чем обычно. Так же темп речи может меняться в зависимости от рассказов касаемо печальных событий.
Выраженные показатели по шкале «Сбой речи» свидетельствуют о том, что при рассказе веселых историй, субъект может употреблять такие слова как: ”ну”, “значит” и т. п. При возбужденном состоянии речь может быть сбивчивой, т.е. некоторые слова “проглатываются”, произносятся такие лишние слова, как: “э-э”, “ну”. В рассерженном, тревожном и печальном состоянии в речи могут появляться паузы, лишние слова и неточности.
Выраженные показатели по шкале «Интонация» проявляются в том, что в состояниях взволнованности, гнева, тоски, испуганности собеседник легко угадывает данные состояния в говорящем. При рассказ веселых историй друзьям и родным речь становится более выразительной, богатой интонациями.
Выраженные показатели по шкале «Двигательная активность» указывает на то, что в зависимости от состояния субъекта происходит активизация, ил наоборот заторможенность движений и жестов. Так в состоянии печали жестикуляция более активная, а в состоянии печали движения более медленные. Так же подвижность жестикуляции может зависеть от степени раздражения связанного с другим субъектом.
Выраженные показатели по шкале «Лишние движения» выражаются в том, что при наличии страхов, радости, волнений, грусти, раздражения и злости могут появляться такие действия, без которых вполне можно было обойтись. Если есть страх или переживания, человек может почесывать затылок, одергивать одежду, манипулировать предметами, поглаживать волосы и т.д. При наличии грусти может осуществляться бесцельное движение по комнате, происходит заламывание рук.
Выраженные показатели по шкале «Мимика» указывают на экспрессивность лица в зависимости от настроения. По лицу субъекта можно догадаться получил ли он радостное или печальное известие. Лицо так же значительно меняется при наличии злости.
Выраженные показатели по шкале «Недифференцированная экспрессия» свидетельствует о том, что для окружающих людей, как правило, заметно состояние человека, как хорошее, так и плохое.
Таким образом, в рамках эмпирического исследования было зафиксировано, что у большинства молодых людей наблюдаются средние показатели эмоциональной и недфференцированной экспрессии, что в свою очередь свидетельствует об устойчивости нервной системы молодежи.
С самого раннего возраста, физический контакт является одним из важнейших источников взаимодействия человека с окружающим миром. В тот период контакт осуществляется в прикосновения, поглаживаний, поцелуев, похлопываний. При помощи различных прикосновений развиваются представления о пространстве индивидуального тела и знания о частях тела другого человека. В рамках общения поглаживающие прикосновения выполняют функцию одобрения, эмоциональной поддержки.
Применение человеком в общении такесической системы невербального поведения обусловлено различными факторами, среди которых наиболее важные связаны со статусом партнеров, возрастом, полом, степенью их знакомства и пр. К примеру, рукопожатие чаще можно наблюдать в ситуации приветствия у русских, чем у англичан или американцев, в общении мужчин, чем женщин. В Америке не принято использовать рукопожатия, если между людьми имеется интенсивное взаимодействие, что абсолютно не сходиться с использованием рукопожатия в культуре у русских[18].
Таким образом, обозначенная структура невербального поведения человека презентует телодвижения, голосовые изменения, которые определенным образом человеком осознаются и управляются.
Являясь структурами невербального поведения кинесика, такесика, и просодика, формируют образ партнера по взаимодействию при помощи многочисленных систем отражения: оптической, акустической, тактильно-кинестетической.
Среди элементов невербального поведения главная роль отводится мимике лица, которое по сути своей является ведущей характеристикой физического облика субъекта. Необходимо ответить, что социальное подражание, как одно из условий развития мимики, возможно именно благодаря произвольной регуляции. Если рассматривать, в общем, то социализация мимики происходит на базе использования органических проявлений для влияния на партнера и как преобразование эмоциональных реакций адекватно ситуации.