Файл: Исследование готовности детей к школьному обучению (Требования, предъявляемые к подготовке детей к обучению школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЕ

1.2. ГܳОТܳОܳВܳНܳОСТܳЬ К ОБУЧЕܳНܳИܳЮ В ШܳКܳОܳЛЕ ДЕТЕܳЙ ДܳОܳШܳКܳОܳЛܳЬܳНܳИܳКܳОܳВ: СУܳЩܳНܳОСТܳЬ И СܳОܳДЕРܳЖАܳНܳИЕ

1.3. ПРܳОܳЯܳВܳЛЕܳНܳИЕ ГܳОТܳОܳВܳНܳОСТܳИ РЕБЕܳНܳКА К ОБУЧЕܳНܳИܳЮ К ШܳКܳОܳЛЕ, КРܳИТЕРܳИܳИ И ПܳОܳКАܳЗАТЕܳЛܳИ ЕЕ ОܳЦЕܳНܳКܳИ

ГЛАВА II. Экспериментальная проверка технологии формирования готовности детей к обучению в школе в условиях дошкольной организации

2.1. Организация экспериментальной проверки технологии формирования готовности детей к обучению в школе в условиях дошкольной организации

2.2. Реализация технологии формирования готовности детей к обучению в школе в условиях дошкольной организации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

В основе нашего исследования лежали такие методы как: наблюдения за детьми, беседы, тестирование, проведение различных видов игр и игровых приемов, количественный и качественный анализ продуктов деятельности детей. По результатам исследования можно судить о способностях и возможностях детей, наклонностях, интересах, которые являются психологическими особенностями, способствующими в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школе.

2.2. Реализация технологии формирования готовности детей к обучению в школе в условиях дошкольной организации

Игровая технология Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» соответствует требованиям ФГОС. Она раскрывает каждую из пяти представленных областей развития ребёнка. Задачи, поставленные ФГОС по каждой области развития, и задачи, решаемые игровой технологией В. Воскобовича, во многом совпадают.

Образовательное содержание строится по принципу усложнения, постепенного и постоянного, как по спирали. Представления и умения, которые получают дети, опираются уже на приобретённые знания. Содержание выстраивается на достаточно высоком уровне трудности, что позволяет эффективно развивать познавательные способности детей дошкольного возраста. Данная технология применяется во всех видах деятельности, используется как в непрерывной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей. В самостоятельных играх происходит дальнейшее развитие умений, приобретённых в совместной игровой деятельности детей и взрослых, совершенствуется ручная умелость и интеллект.

Работа с детьми по ознакомлению с играми В. В. Воскобовича осуществлялась поэтапно.

Первый шаг – это занятие-путешествие в сказочный Фиолетовый Лес и знакомство с его персонажами (Малыш Гео, Ворон Метр, Паук Юк, Магнолик и т.д.). Включение обучающих игр и развивающих заданий в единый игровой сюжет «Сказки Фиолетового леса» снижает излишнюю дидактичность занятий и способствует наилучшему формированию у детей представлений. С этой целью в группах создан центр развивающих игр Воскабовича – нарисованный Фиолетовый Лес, с необходимым набором игр.


На первом этапе дети знакомятся с такими играми как «Двухцветный квадрат Воскобовича», «Шнур-затейник», «Математические корзинки», «Ларчик». Эти игры являются яркими, красочными и состоят из большого количества достаточно простых игровых заданий и упражнений. Так же дети усваивают образную терминологию, сказочные названия, придуманные самим автором.

На втором этапе дети обучались основным игровым приемам. Подбирались задания и игровые упражнения, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания. Дети знакомились с такими играми как «Четырехцветный квадрат Воскобовича», «Прозрачный квадрат», «Игровизор», «Геоконт», «Геовизор», «Конструктор цифр», «Конструктор букв», и т.д.

На третьем этапе обучения использовались уже все знакомые детям игры, но большое внимание уделялось развитию творчества и самостоятельности. Необходимо было, чтобы дети без помощи взрослого изобретали игровые задания и упражнения, предлагали новые решения задач, придумывали и конструировали предметные формы, составляли к ним схемы. С этой целью создавалась в группе творческая атмосфера, поощрялась и поддерживалась детская инициатива, рассматривались любые предложения детей.

Приведём пример «Недели игр» Воскобовича. Утро детей начиналось со сказки, которая продолжалась в течение всего дня в разных видах деятельности с использованием развивающих игр. В группе в конце каждой недели увлекательно проходила интеллектуальная игра «Почемучки и Любознайки». Соревнуясь друг с другом, ребята проявили логическое мышление, сенсорные и творческие способности, а также умение слушать и договариваться между собой и в команде в процессе решения игровых задач. Выставка рисунков по мотивам сказок «Фиолетового леса» стала заключительным мероприятием недели игры В. Воскобовича.

Успешному решению задач по развитию интеллектуальных способностей, формированию математических представлений способствует совместная работа с родителями. В рамках Недели игры родители приняли участие в мастер-классе по играм Воскобовича. Взаимодействие с родителями проходит систематически. Воспитатель старался заинтересовать и привлечь родителей к данной работе через: индивидуальные беседы, консультации «Домашняя игротека», «Просто научиться логически мыслить», «Развиваем внимание»; игровые тренинги, на которых познакомили родителей с развивающими пособиями, приглашали родителей на открытые мероприятия, провели мастер-класс на тему «Интеллектуальные игры дошкольников».


План развивающих игр В. В. Воскобовича в старшей группе представлен в таблице 1.

Таблица 3

План развивающих игр В. В. Воскобовича в старшей группе

Содержание

Месяц

Название игры

Что развивает

Количество занятий

Июнь

а) «Геовизор»

б) Квадрат Воскабовича (2-хцветный)

в) Квадрат Воскобовича (4-хцветный)

г) «Змейка»

д) «Прозрачный квадрат»

а) Освоение таких понятий, как пространственные отношения, система координат, количественный счет, деление целого на части, симметрия; научится решать логико-математические задачи.

б-в) Складывая «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок конструирует геометрические и предметные фигуры по схеме или собственному замыслу.

г) Ребенок сгибает и перекручивает ее, составляя из нее другие фигуры.

д) Ребенок накладывает пластинки друга на друга, совмещает закрашенные части и составляет из них геометрические фигуры или предметные силуэты. Предметные силуэты можно получить и путем приложения геометрических фигур на пластинках друг к другу.

— умение ориентироваться в форме и размере геометрических фигур, пространственных отношениях;

— умение конструировать плоскостные и объемные фигуры, пользуясь пооперационной схемой или собственным замыслом;

— внимание, память, пространственное и логическое мышление;

— воображение, творческие способности;

— мелкую моторику рук.

— освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера;

— умение составлять геометрические фигуры из частей, понимание соотношения целого и части;

— внимание, память, воображение, умение анализировать, сравнивать, творческие способности, речь, мелкую моторику рук.

а) 2

б) 1

в) 1

г) 1

д) 2

Июль

а) «Домино»

б) «Математические корзинки 5»

в) «Математические корзинки 10»

г) «Фонарики»

д) «Счетовозик»

е) «Чудо-крестики»

а) Ребенок запоминает образные обозначения пространственных углов квадрата и в соответствии с ними располагает карточки с геометрическими фигурами. В коллективной игре «Кто соберет больше квадратов» составляет квадраты из геометрических фигур.

б-в) Цветочки складываются и вычитаются, дети учатся различать полное или неполное множество чисел.

г) Фигуры сортируются по цвету (на красные и зеленые), по форме, на те, у которых есть углы и те, которые без углов или по количеству углов.

д) Ребенок продевает шнурок сквозь отверстия, обкручивает его вокруг кнопки и таким образом выделяет нужные цифры, знаки, решает задачи.

е) Ребенок складывает «крестики» из частей в рамке, на столе в виде «башни» («крестики» накладываются друг на друга), «дорожки» («крестики» прикладываются друг к другу). И самое интересное – конструирует фигурки по схемам из альбома и собственному замыслу.

— умение сортировать пластинки по цвету, количеству и пространственному расположению полосок;

— объем и концентрацию внимания, память, умение анализировать, сравнивать;

— объем и концентрацию внимания, память;

— умение анализировать, сравнивать, синтезировать;

— умение складывать и вычитать, различать полное или неполное множество чисел.

— творческие и сенсорные способности ребенка, его воображение, речь, тренировка моторики, тактильных и осязательных анализаторов;

— умение «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей;

— внимание, память;

— воображение, творческие способности.

а) 1

б) 1

в) 1

г) 1

д) 1

е) 1

Август

а) «Чудо-крестики 3»

б) «Чудо-соты 1»

в) «Игровизор»

г) «Коврограф Ларчик»

а) Ребенок складывает «крестики» из частей в рамке, на столе в виде «башни», «дорожки». И самое интересное – конструирует фигурки по схемам из альбома и собственному замыслу.

б) Дети собираются все соты воедино в рамке или конструируются из них всевозможные фигуры и силуэты. Предметы складываются по предложенной схеме, затем дети придумывают их сами

в) Под пленку кладется  лист с графическим изображением (прописи, лабиринты, раскраска)

г) Коврик прикрепляется к стене, пособия располагаются на нем и далее организовываются игры по методическому пособию или придумываются самостоятельно.

— сенсорные способности;

— умение «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей;

— тренирует тактильно-осязательные анализаторы, мелкую моторику, развивает воображение, сенсорику и творческие способности, совершенствует речь, внимание, память и пространственное мышление, способность анализировать и принимать самостоятельные решения. Освоит начальные логико-математические понятия: количественный счет, соотношение целого и части, пространственные отношения предметов

‒ математическое, речевое развитие, экологическое образование, знакомство с предметным миром.

а) 1

б) 1

в) 2

г) 2

Сентябрь

а) «Кораблик Брызг-брызг»

б) «Лепестки»

в) «Фонарики» Ларчик

г) «Шнур-затейник»

д) «Волшебная восьмерка 1 и 2»

а) Количество мачт на игровом поле, к которым дети прикрепляют флажки, уменьшается до трех. Остальные мачты не рассматриваются. Цвет флажков выбирается по следующим принципам:

основные цвета: красный, желтый, зеленый;

радуга: красный, оранжевый, желтый.

б) Детям предлагается назвать цвета лепестков, посчитать их);

в) Фигурки сортируются по цвету (на красные и зеленые), по форме, на те, у которых есть углы и те, которые без углов или по количеству углов.

г) Ребенок продевает шнурок через блочку, обкручивает его вокруг блочки и таким образом «вышивает» по схеме или словесному диктанту узоры, цифры, буквы, слова, различные предметные силуэты.

— освоение счета, пространственного расположения и его смыслового отражения в речи;

— умения считать, отсчитывать нужное количество, определять порядковый номер;

— внимание, память, речь, логическое мышление, моторику рук, фантазию.

— умение ориентироваться на плоскости (верхний, средний, нижний ряд);

— умение вышивать различные узоры по схеме и графическому диктанту;

-пространственное воображение, творческие способности;

— развивает интеллект: процессы внимания, словесно – логической памяти, операции пространственного и логического мышления, умения составлять цифры и складывать образные фигуры.

а) 1

а) 2

а) 1

а) 2

а) 2

Ноябрь

а) «Снеговик»

б) «Яблонька»

в) «Конструктор букв 1-3»

а) Самостоятельно «писать» шнурком или «читать» слова написанные взрослыми, соревноваться в количестве составленных слов из трех или четырех букв, вспоминать имена и так далее.

б) Слова пишутся шнурком, продевая его сквозь отверстия или наматывая на кнопки

в) Складывание букв из различных элементов конструктора, трансформация одной буквы в другую, замена модулей – все это помогает ребенку запоминать графический образ каждой буквы, учит соотносить каждый звук с определенным знаком.

— развивает интеллект, подготовка к чтению и письму, укрепление мелкой моторики

-знакомство с буквами, тренировка навыков чтения, составление слов, словотворчество; внимание, память, мышление; координацию «глаз-рука»; мелкую моторику рук.

-развивает у ребенка мелкую моторику рук и пространственно-логическое мышление, делает ум гибким, учит анализировать, делать выводы и находить для задачи разные способы решения.

а) 2

б) 1

в) 3

май

а) «Чудо-соты 1» Ларчик

б) «Чудо-крестики 2» Ларчик

в) «Геоконт Малыш»

г) «Геоконт Великан»

а) Из различных по форме деталей конструктора ребенок сначала складывает «соты» непосредственно в рамке или на столе, а затем конструирует фигуры по схемам из альбома или по собственному замыслу

б) Ребенку предлагается обвести предметный контур на бумаге, а затем разрисовать или заштриховать его.

в) Игра размещается на столе. Ребенок натягивает резинки на гвоздики и создает предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы по образцу, словесному алгоритму и собственному замыслу.

‒ внимание, память, мелкую моторику рук, воображение и мышление. Кроме того, комплект помогает в развитии творческих и сенсорных способностей ребенка.

‒ обучение математике и логике, ознакомление с окружающим миром, развитие речи, сенсомоторное развитие

— различение цветов радуги;

— умение строить симметричные, несимметричные фигуры, узоры ориентироваться в пространстве.

а) 2

а) 2

а) 2

а) 1


Сценарий совместной образовательной деятельности с использованием игр «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича для детей 5-7 лет.

«Путешествие через Фиолетовый лес».

Цель: развивать интеллектуальные способности детей.

Обучающие задачи:

‒ уметь ориентироваться в числовом ряду;

‒ учить составлять предметные силуэты из частей;

‒ учить находить путь в лабиринте.

Развивающие задачи:

‒ развивать внимание, логическое мышление, память;

‒ развивать познавательную активность, любознательность.

Воспитательные задачи:

‒ формировать навыки сотрудничества на занятии;

‒ формирование коммуникативных навыков;

‒ продолжать формировать навыки самооценки.

Материал: панно «Фиолетовый лес», четырёхцветный квадрат В Воскобовича, нетающие льдинки озера Айс, «цыфрята», мальчик Гео, игровизор «Лабиринт», цветные карандаши.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель (В): Сегодня я вам расскажу немного грустную историю. Однажды мальчик Гео решил сходить со своими друзьями цыфрятами к своему другу ‒ весёлому Квадрату. Дорога проходила через Фиолетовый лес. Вдруг поднялся сильный ветер, и друзья Гео все разлетелись и потерялись. Это, наверно, незримка их так встретил. И Гео остался совсем один, ему стало очень грустно. Гео пришёл к нам, чтобы мы помогли ему найти его друзей. Кто друзья Гео? (цифрята)

Дети ищут цифры по всей группе, говорят, кто какую нашёл, на кого похожа.

Гео очень рад и предлагает поиграть с цифрами:

‒ прямой и обратный счёт;

‒ какой цифры не стало;

‒ соседи числа.

В: Понравилось вам играть с цифрятами? Наш гость из Фиолетового леса приготовил ещё одну игру (игровизор ‒ лабиринт для цифр).

В: Гео с друзьями продолжил путь по Фиолетовому лесу. А чего в лесу много? (деревьев). Постройте из нетающих льдинок свой Фиолетовый лес.

Дети выкладывают из льдинок ёлочки разными способами.

В: Дорога, по которой шёл Гео, уткнулась в ров. Мостика через него не было, но сам ров был не глубокий и весь засыпан камнями. По этим камням и собрался Гео перебраться на другой берег. Он уже занёс ногу над камнем, но вовремя увидел, что камни живые. Это были не камни, это были крабы. Поэтому Гео мудро решил с такими «камушками» не связываться. Он понял, что это опять незримка Всюсь шалит. Гео тогда решил сложить топорик оп- оп из нетающих льдинок (дети помогают сложить топорик из трёх льдинок для Гео) и быстро срубил дерево, стоящее на краю рва. Какое дерево можно рубить в лесу? (старое, больное). Получился мостик. Покажите, какой мост получился у Гео.


Дети выкладывают мост из льдинок, по которому Гео с удовольствием прошёл.

В: Уже вечерело, когда он дошёл до озера Айс. И Гео пришлось зажечь свечку, чтобы найти лодку в камышах.

Дети делают свечку из льдинок.

В: Как только он её зажёг, то сразу увидел лодочку, сел в неё и поплыл через озеро.

Дети выкладывают лодочку из льдинок. Каждый раз, когда дети выкладывают фигуру из нетающих льдинок, воспитатель спрашивает сколько льдинок понадобилось, из скольких льдинок сделано.

Выводы по второй главе

Таким образом, после проведения программы по формированию психологической готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста, можно наблюдать положительную динамику.

Оценка результативности проведённой работы показала следующие результаты. Дети 5–7 лет стали лучше концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца, стали проявлять наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности, творчество в играх. Кроме того, у дошкольников, в образовательном процессе с которыми использовали игровую технологию В. В. Воскобовича, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. Решенным оказался вопрос мотивационной готовности к школе. Дети хотят идти в школу и учиться ради самого учения.

Выбранная методика «Сказки Фиолетового леса» позволила решить следующие задачи:

‒ стимулировать у детей желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через сенсомоторные действия с предметами;

‒ совершенствовать у дошкольников процессы анализа, сравнения и синтеза, воображения и памяти;

‒ способствовать накоплению детского познавательно-творческого опыта через практическую деятельность;

‒ способствовать проявлению у детей самостоятельности, инициативы, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности;

‒ развивать у детей гибкость мышления, способность находить выход из нестандартной ситуации, видеть противоположные свойства в предметах и явлениях;

‒ создавать ситуации, стимулирующие развитие коммуникативной культуры: умение слушать и договариваться в процессе игры.

Авторская методика Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители дошкольников. В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым.