Файл: Концепция электронного управления и пути ее реализации на региональном уровне (Нормативно - правовое регулирование института «Электронного правительства»…).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Внедрение информационно- коммуникационных технологий в различные сферы жизни общества и широкое распространение интернета способствуют изменению самих членов общества. Сегодня граждане отличаются большей информированностью и независимостью в выборе источников получения информации, увеличивается число их потребностей и растет уровень требований по отношению к государству. В свою очередь и государство не может игнорировать тенденции времени в силу того, что прежние методы управления во многом оказываются неэффективными. Ему приходится перестраиваться на «электронные рельсы», активно применяя новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Трендом становится развитие Электронного правительства. При этом выстраивается новый тип коммуникации с гражданами, в том числе за счет обеспечения открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также предоставления более качественных услуг населению, то есть в приоритете - ориентация на удовлетворение потребностей и запросов граждан. Развитие государственных электронных услуг, затрагивающее не только федеральный и региональный уровни власти, но и местное самоуправление, сопровождается изменением методов государственного и муниципального управления. Однако становление системы предоставления государственных электронных услуг не происходит одномоментно. В 2012 году Указом № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Президент РФ Владимир Путин обозначил ряд показателей, достижение которых должно способствовать как развитию системы государственного управления в целом, так и становлению в России непосредственно Электронного правительства. В связи с этим, актуальным представляется не только изучение теоретических основ и нормативно правовой базы реализации Электронного правительства в России, но и оценка текущего состояния его развития. Необходимо обратить внимание на меры, предпринимаемые государством для выстраивания электронного формата взаимодействия с гражданами, а также оценить эффективность работы в реализации Электронного правительства на уровне муниципальных образований, за счет изучения действующих практик и выявления проблемных и перспективных направлений. Объектом исследования выступает процесс формирования электронного правительства в Российской Федерации, в частности в Тамбовской области. Предметом исследования курсовой работы являются практики, предпринимаемые на уровне муниципальных образований, для популяризации государственных электронных услуг. Целью исследования является оценка текущих результатов и выявление проблемных и перспективных направлений электронного правительства региональном уровне.


Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть проблему становления института электронного правительства в отечественных исследованиях;
  2. Охарактеризовать концепцию «Электронное правительство»;
  3. Изучить нормативно - правовое регулирование элктронного правительства и предоставления государственных электронных услуг населению;
  4. Рассмотреть виды государственных электронных услуг в Тамбовской области;
  5. Проанализировать деятельность центров общественного доступа к официальным сайтам органов государственной власти и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и к государственным и муниципальным услугам, предоставляемым в электронном виде.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования электронного правительства

1.1.Нормативно - правовое регулирование института «Электронного правительства»

Принятая в 2008 году «Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» [1] включала в себя сразу несколько целей, но центральной, на мой взгляд, являлось совершенствование работы в области предоставления государственных услуг. Это предполагало повышение их качества и доступности для граждан и организаций, сокращение временных и финансовых издержек заявителей, и, конечно, внедрение единых стандартов по предоставлению услуг. Можно выделить четыре направления функционирования Электронного правительства, которые связаны с выстраиванием более эффективного взаимодействия:

  1. между государством и населением, то есть гражданами;
  2. между государством и бизнес-структурами;
  3. между ветвями государственной власти;
  4. между государством и государственными служащими.

Первые две модели подразумевают выстраивание отношений в деле предоставления и получения государственных и муниципальных услуг, а также обеспечения доступности информации о деятельности органов власти. Две последние модели относятся к внутриведомственному и межведомственному взаимодействию органов власти.


В нормативно-правовых актах это выражается в повышении эффективности подобной коммуникации посредством создания системы межведомственного электронного документооборота и системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), облегчающей процесс предоставления услуг гражданам и организациям. Несложно заметить, что центральной категорией при этом выступает «государственная услуга». Как уже было сказано ранее, данное понятие появилось в России в связи со вступлением в силу ФЗ № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».[2] В нем законодатель дал следующее определение государственным услугам – это «деятельность по 32 реализации функций федерального органа исполнительной власти (Правительства РФ), государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ полномочий органов, предоставляющих государственные услуги».

В число таких услуг входят оформление заграничного паспорта, получение и замена внутреннего паспорта гражданина РФ, предоставление сведений о налоговых задолженностях и проверка пенсионных накоплений. Существует и другой тип услуг, соответствующий муниципальному уровню власти. Речь идет об оказании муниципальных услуг, охарактеризованных в выше обозначенном законе как «деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и уставами муниципальных образований». [3] Примерами муниципальных услуг являются выдача разрешений на строительство, разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального образования, предоставление сведений из Реестра муниципальной собственности МО, выдача разрешений на переустройство и (или) перепланировку жилого (нежилого) помещения. Еще недавно, чтобы получить государственную или муниципальную услугу, например, оформить заграничный паспорт или заменить водительское удостоверение, нужно было самостоятельно собрать комплект документов, обойти множество инстанций, в каждой из которых отстоять очередь, чтобы заполнить другие необходимые бумаги. И, если повезет и все будет заполнено без ошибок, то пройти всю процедуру получится с первого раза. Традиционный формат получения заявителем услуг - это траты не только финансовые и временные, но и моральные. Еще в 2010 году было подсчитано, что россияне, пытаясь получить государственные услуги, тратят 25 миллионов часов рабочего времени, издержки терпит и бизнес. В сумме же это превращается в упущенные возможности для всей экономики страны.


Соответственно уровень удовлетворенности населения от процесса получения государственных и муниципальный услуг оказывался крайне низким. Это влияло также на формирование негативного отношения со стороны граждан к органам государственной и муниципальной власти. Внедрение же Электронного правительства, сопровождающееся переводом услуг в электронный вид, предполагало изменение сложившейся ситуации - повышение качества и доступности для граждан и организаций государственных и муниципальных услуг, упрощение самой процедуры взаимодействия с государством, а вместе с тем и формирование позитивного отношения к органам государственной и муниципальной власти. В утвержденной в 2013 году «Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде», содержатся основные задачи данного развития: [4]

  1. обеспечить гражданам удобство и предсказуемость процедур взаимодействия с органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, при получении подобных услуг;
  2. минимизировать временные и финансовые расходы граждан, связанные с получением государственных и муниципальных услуг;
  3. обеспечить гражданам доступность различных каналов получения услуг;
  4. обеспечить заявителям единую точку доступа к услугам.

Работа над решением поставленных задач ведется достаточно активно. Сегодня получить необходимые государственные и муниципальные услуги заявитель может несколькими способами, например: обратившись за помощью к offline-организациям, таким как Многофункциональный центр и Центр общественного доступа; в режиме online через Портал государственных и муниципальных услуг. МФЦ - это «мостик» между гражданами, организациями и органами власти, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, который работает по принципу «одного окна». Обращение в МФЦ предполагает личную форму обращения для получения требуемых услуг. Однако заявитель освобождается от необходимости «курсировать» между инстанциями, так как после однократного обращения уже непосредственно МФЦ начинает работу по взаимодействию с органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, то есть без личного участия гражданина или организации. Многофункциональный центр берет на себя обязанность представлять интересы заявителей в уполномоченных на оказание той или иной услуги органах государственной и муниципальной власти. В то же время МФЦ выступает и представителем интересов органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, но уже при взаимодействии с гражданами и организациями. На сегодняшний день Многофункциональные центры Тамбовской области предоставляют возможность получить 452 услуги, в том числе 348 из них в режиме «одного окна». При этом 72 услуги относятся к ведению федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов и 164 услуги – к ведению исполнительных органов государственной власти Тамбовской области. Количество же предоставляемых на базе МФЦ муниципальных услуг составляет 216. В 2015 году доля тамбовчан, имеющий доступ к услугам в режиме «одного окна», уже перешагнула необходимый порог и достигла уровня 91,3%. Всего за прошлый год МФЦ приняли от 35 жителей области 539000 заявлений на получение услуг, а за первый квартал 2016 года уже получено 204000 заявлений. На муниципальном уровне, причем как в городах, так и в сельских поселениях активно развиваются Центры общественного доступа. Как правило, ЦОД создаются на базе государственных и муниципальных публичных библиотек, то есть в организациях, которые уже известны и доступны населению и оснащены материально-технической базой. Создание ЦОД в библиотеках дает мультипликативный эффект, с одной стороны, обеспечивает доступность деятельности ЦОД для населения, с другой, влияет на рост популярности и посещаемости библиотек. Сайты органов власти, консультации по работе в интернет-пространстве, курсы повышения компьютерной грамотности, юридическое консультирование через правовые интернет- системы, помощь в получении государственных и муниципальных услуг в электронной форме и регистрации на Портале государственных и муниципальных услуг – все это доступно для пользователей Центров общественного доступа . Online-доступ к электронным государственным и муниципальным услугам обеспечивает Портал государственных и муниципальных услуг, а также аналогичные порталы регионального и муниципального уровня. Однако последние, в силу разного уровня информационно-технического развития субъектов РФ, либо предоставляют услуги через собственные интернет- ресурсы в полном объеме, либо выступают в качестве информационно- презентационной площадки об услуге. Непосредственный доступ к услуге в таком случае происходит за счет переадресации на Портал государственных и муниципальных услуг. Обратившись к Порталу государственных и О достигнутых результатах в I квартале 2016 года исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Положение о центре общественного доступа к социально значимой информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет муниципальных услуг», заявитель может отфильтровать каталог услуг по классификациям: для физических лиц, для предпринимателей, для юридических лиц или для иностранных граждан, а также выбрать способ отображения: по ведомствам, по категориям (гражданство, налоги и сборы), по жизненным ситуациям (достижения пенсионного возраста) или изучить список самых востребованных услуг.


Кроме того, на Портале предусмотрено определение геолокации, что позволяет пользователю получить услуги, доступные по месту жительства. Однако чтобы воспользоваться возможностями Портала необходимо зарегистрироваться в системе. Еще несколько лет назад регистрация была единой, то есть нужно было ввести все необходимые данные и получить пароль для активации личного кабинета. Но далеко не все граждане готовы раскрывать свои личные данные и тратить время на получение пароля от онлайн-кабинета. Сегодня для удобства пользователей действует несколько уровней учетной записи: упрощенная, стандартная и с подтверждением личности. Упрощенный уровень позволяет получить минимальный набор услуг, например, оплатить штраф ГИБДД, указав при регистрации свой номер телефона и e-mail. Для проверки же пенсионных накоплений необходим стандартный уровень регистрации, предполагающий внесение паспортных данных и номера СНИЛС. Для получения всего спектра услуг, в том числе оформления загранпаспорта, необходимо не только указать все необходимые данные, но и подтвердить свою личность. Сделать это можно, как и раньше через отделения «Почты России» и Ростелекома, либо обратившись в Многофункциональный центр. Однако процесс перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид еще не завершен. Как было сказано ранее, перевод предполагает прохождение пяти последовательных этапов. Первый этап заключается в формировании единого реестра услуг, содержащего всю информацию об услуге в соответствии со стандартом предоставления государственных и муниципальных услуг, а также размещении данной информации на Портале государственных и муниципальных услуг. Второй этап предполагает завершение загрузки на Портал необходимых для получения услуги электронных форм документов, включая заявления, которые можно тут же заполнить или сохранить на компьютер. Третий этап перевода услуг в электронный вид позволяет гражданам подать документы в электронной форме, а четвертый дает возможность самостоятельно отслеживать состояние запрошенных услуг. На пятом этапе гражданин или организация может полностью получить услугу в электронной форме непосредственно на Портале государственных и муниципальных услуг. Нужно понимать, что не все услуги могут соответствовать последнему этапу перевода. Если оплатить налоговые задолженности или проверить штрафы ГИБДД действительно можно в электронном формате, то для получения водительского удостоверения необходима личная явка заявителя в соответствующую инстанцию. Однако существенные сложности наблюдаются на уровне муниципальных образований. Далеко не все муниципальные услуги отображены на Портале, а доступные услуги, как правило, соответствуют второму этапу перевода, то есть предполагают скачивание необходимых для получения услуги заявлений и дальнейшее личное обращение гражданина в тот или иной орган государственной власти или местного самоуправления. Тем не менее, работа над выполнением Указа Президента № 601, предусматривающего достижение к 2018 году 90%-го уровня удовлетворенности российских граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг, ведется достаточно активно. Результаты социологических исследований, показывают, что тенденции последних нескольких лет в Тамбовской области действительно положительные. Если в среднем по России уровень удовлетворенности качеством услуг в 2014, то в Тамбовской области данный показатель уже тогда составлял 87%, а по итогам 2015 года достиг уровня 91,8%35. И в этом, на мой взгляд, большую роль сыграло активное развитие Многофункциональных центров в нашем регионе. Тем же Указом была обозначена необходимость достигнуть 70%-й доли граждан, получающих услуги в электронной форме. В 2014 году данный показатель в целом по РФ составил 35,2%, а по Тамбовской области - 43,8%, в 2015 же году достиг 39,6% и 47,1% соответственно. Количество зарегистрированных на Портале государственных и муниципальных услуг в прошлом году составило 157 110 человек (прирост 60%), а число поданных с помощью Портала заявлений на получения услуг - 56 63737 .[5] Как уже было сказано, работа по переводу услуг в электронный вид еще не завершена. Недостаточно быстро происходит перевод муниципальных услуг в электронный вид. Здесь мы сталкиваемся с целым рядом проблем, характерных для муниципальных образований, в том числе с финансовой ограниченностью и неудовлетворительным качеством интернет-связи. Большое Социологические исследования уровня удовлетворенности граждан качеством государственных услуг: какой уровень сервиса ожидают граждане значение в деле предоставления услуг населению имеет развитие системы межведомственного электронного взаимодействия, способной интегрировать федеральный, региональный и муниципальный уровни управления. По мнению Анны Трахтенберг, старшего научного сотрудника Института философии и права Уральского отделения РАН, кандидата политических наук, данная система работает действительно не идеально, однако это является общемировой тенденцией. В рамках экспертного интервью, Анна Трахтенберг пояснила, что «сложность состоит в том, что действует «лоскутная информатизация», то есть каждое ведомство информатизируется на свой манер, в то время как СМЭД должно стать общей средой, в которой происходит свободный документооборот». Одной из причин, обуславливающих недостаточно высокие темпы развития Электронного правительства в России, является в «пропуск хода». Именно таким термином А. Д. Трахтенберг обозначает ситуацию, когда мы, находясь «здесь и сейчас», смотрим уже на конечную цель и задаем параметры будущего, а сам промежуток между настоящим и будущим ничем не заполняется. Недоработки на промежуточном – настоящем, этапе, в конечном счете, сводятся к тому, что изначальные критерии оказываются недостижимыми. На самом этапе планирования необходимо детально прописывать каждый шаг, а затем последовательно реализовывать тот самый «промежуточный» этап. При этом необходимо учитывать как возможность совершения ошибки, так и возможность достижения заявленной цели альтернативным способом.