Файл: Концепция электронного управления и пути ее реализации на региональном уровне (Нормативно - правовое регулирование института «Электронного правительства»…).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В целом, можно отметить, что и по информации автоматизированной информационной системы «Мониторинг государственных сайтов» [Gosmonitor, 2016], созданной Министерством экономического развития РФ, в Тамбове существует проблема популяризации взаимодействия населения с органами государственной власти через сеть Интернет. В соответствии с рейтингом, оценивающим прозрачность данных о деятельности ведомств и удовлетворенность пользователей.

Таким образом, по результатам экспертной оценки приведенный выше анализ информационных ресурсов исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, предоставляющих электронные государственные услуги, позволяет сделать выводы о том, что достижение целевого показателя в 70% по доле граждан, получающих государственные услуги в электронном виде, невозможен, по крайней мере, по причине недостаточной развитости стороны предложения. Цель же самих Методических рекомендаций по повышению осведомленности граждан об электронных государственных услуг не будет достигнута, пока органы исполнительной власти Тамбова не будут создавать условия, направленные на информирование граждан о возможности получения соответствующих услуг.

2.2. Деятельность центров общественного доступа к официальным сайтам органов государственной власти и органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и к государственным и муниципальным услугам, предоставляемым в электронном виде

Центр общественного доступа можно назвать «местечковой» организацией, так как за счет размещения на базе библиотеки он максимально приближен к населению. К тому же маршрут в местную библиотеку, особенно для «сельчан», является более привычным. Спектр услуг и возможностей ЦОД, а также характер его функционирования позволяет высоко оценивать значение и потенциал Центров общественного доступа в рамках концепции Электронного правительства. Особую популярность Центры общественного доступа получили именно в районах, в сельской местности (в данном контексте автор опирается на опыт Тамбовской области). В городской среде большая часть населения имеет личный компьютер и возможность выйти в Интернет, поэтому услуги ЦОД для горожан не столь актуальны. Гражданин либо самостоятельно обращается к Порталу государственных и муниципальных услуг, либо приходит со своим запросом в МФЦ. Однако география Многофункциональных центров и территориально обособленных структурных подразделений (ТОСП) в Томской области остается неравномерной. На первых этапах становления Электронного правительства, для которого было характерным превалирование технического подхода – информатизации ради информатизации, сформировалась ситуация отставания спроса от предложения. То есть создаваемые электронные блага не вызывали должного интереса у населения. Фактически, при внедрении элементов Электронного правительства с гражданами забыли посоветоваться и уточнить, а нужны ли им нововведения вообще? Когда данный факт был признан на официальном уровне, стало ясно, что дабы не провалить проект, необходимо выйти за рамки ведомственных интересов, поставив на первое место запросы граждан. Необходимо было начинать стимулировать спрос на новый формат взаимодействия с государством и искусственно формировать потребность в электронном типе государственных и муниципальных услуг. Создание Многофункциональных центров, а следом и Центров общественного доступа вошло в число мер, направленных на увеличение спроса населения на электронный тип услуг и повышения интереса к Порталу государственных и муниципальных услуг и Электронному правительству в целом. В данной работе я раскрою ряд проблемных направлений, проработка которых способна качественно повлиять на формирование в России Электронного правительства.


В Тамбовской области действуют следующие ЦОД:

  1. ТРМКУ «МФЦ» по адресу: р.п. Токаревка, пр. Революции, д. 72, 1 этаж, зал № 2.
  2. МБУК «Межпоселенческая центральная библиотека Староюрьевского района» - центр общественного доступа граждан к официальному сайту администрации района и к государственным и муниципальным услугамадминистрации района
  3. На базе Центральной городской библиотеки (г.Моршанск, Октябрьская пл., 32)
  4. МБУК «Межпоселенческая центральная библиотека Н.В.Басовой (Жердевка) и другие.

Таким образом, можно сделать вывод , что Тамбовская область полностью соответствует федеральным стандартам по обслуживанию населения в электронном виде.

Заключение

Неотъемлемой частью исследования является проведенный анализ и систематизация нормативно-правовых актов, которыми законодатель подкрепляет и направляет процесс развития предоставления электронных услуг населению. Изучение нормативно-правовой базы позволило не только показать историю становления Электронного правительства в России, но и проследить за изменениями в формулировании цели развития Электронного правительства, за сменой ориентиров и подходов в деле его реализации. Стоит отметить, что ряд негативных тенденций, проявляющихся в процессе становления Электронного правительства в нашей стране, выявлялся представителями научного сообщества намного раньше, чем данные темы поднимали «создатели» отечественного Электронного правительства. В частности, это касается преобладающего долгое время технологического подхода в реализации Электронного правительства, в рамках которого главным критерием эффективности работы считалось технологическое оснащение органов государственной власти и местного самоуправления. Изменить 66 сложившееся в обществе недоверие и негативное отношение к власти посредством демонстрации государством своей открытости лишь за счет интернет-присутствия оказалось недостаточным. В рамках работы было замечено, что весомым стимулом в развитии Электронного правительства выступают заданные в 2012 году Указом Президента РФ № 601 показатели доступности услуг в режиме «одного окна» и уровня удовлетворенности «потребителей» услуг. Во многом успешное достижение данных критериев обусловлено развитием сети Многофункциональных центров. Однако работу в рамках другого целевого 67 показателя – достижения 70%-й доли пользователей электронными государственными и муниципальными услугами, на данный момент нельзя назвать достаточно продуктивной. Преобладание на первых этапах развития Электронного правительства технического подхода стало причиной «разрыва» между сформированным электронным «предложением» государства и «спросом» со стороны граждан. Недостаточно эффективная работа в рамках информационно-мобилизационного направлении выражается в незнании и в незаинтересованности граждан пользоваться возможностями Портала государственных и муниципальных услуг. Одновременно с этим компьютерная безграмотность граждан проявляется в общем уровне недоверия к электронному формату взаимодействия с государством. Решить данные проблемы только мерами, спущенными «сверху», весьма затруднительно, необходимо выстраивать работу с гражданами, начиная с уровня муниципальных образований. В данном контексте особое значение имеет развитие Центров общественного доступа. Во второй главе была отмечена роль Центров общественного доступа в развитии Электронного правительства на уровне муниципальных образований, а также обозначены основные различия между «местечковыми» ЦОД и более формализованными МФЦ.


Список источников и литературы

  1. Азизов Р.Ф. Электронное правительство как элемент электронного государства: теоретико-правовой аспект // Интернет и современное общество: сборник научных статей. Материалы XIV Всероссийской объединенной конференции (12-14 октября 2011 г., Санкт-Петербург). СПб., 2011. С. 151-154.
  2. Баранов А.В. Формирование электронного правительства в субъекте Российской Федерации: проблемы и перспективы развития региональных проектов [электронный ресурс]. URL: http://ojs.ifmo.ru/index.php/IMS/article/view/227/222 (дата обращения: 10.05.2017).
  3. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 330—342. 5 Бета-версия Портала государственных и муниципальных услуг [электронный ресурс]. URL: https://beta.gosuslugi.ru (дата обращения: 30.05.2017).
  4. Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе: перспективные направления исследований // Актуальные проблемы теории коммуникации. Сборник научных трудов. СПб.:Изд-во СПбГПУ, 2004. C. 253-270.
  5. Вершинин М.С. Электронная демократия: российские перспективы // Технологии информационного общества – Интернет и современное общество: материалы Всероссийской объединенной конференции (Санкт- 70 Петербург, 20-23 ноября 2001 г.). СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. С. 150-152.
  6. Воронина И. А. Доступность электронных государственных услуг: вопросы мониторинга [электронный ресурс]. URL: http://ojs.ifmo.ru/index.php/IMS/article/view/52/70 (дата обращения: 18.05.2016).
  7. Воронина Т. П. Информационное общество: сущность, черты, проблемы. М., 1995. 111 с. 10 Вступительное слово на заседании Совета по развитию информационного общества в России [электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/316070 (дата обращения: 15.05.2016).
  8. Втюрина А. С. и Филатова О. Г. PR-сопровождение Единого портала государственных услуг: проектный подход [электронный ресурс]. URL: http://ojs.ifmo.ru/index.php/IMS/article/view/239/235 (дата обращения: 18.05.2016).
  9. Грачев М. Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции, модели, векторы развития: Монография. М.: Прометей, 2004. 328 с.
  10. Доля граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме [электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 20.05.2016).
  11. Дьякова Е. Г. Переход к электронному правительству как процесс институциональной адаптации // Научный ежегодник института философии и права Уральского отделения Российской академии наук, 2011. Вып. 11. С. 235-252. 71
  12. Дьякова Е. Г. Электронное правительство как нормативная концепция: пределы применимости // Информационные системы для научных исследований: Сборник научных статей. Материалы XV Всероссийской объединенной конференции Интернет и современное общество (Санкт- Петербург, 10 – 12 октября 2012 г.). СПб., 2012. С. 280-283.
  13. Единый портал государственных и муниципальных услуг [электронный ресурс]. URL: http://www.gosuslugi.ru/pgu/ (дата обращения: 30.05.2016).
  14. Зотов В. Б. Информационные технологии как инструмент повышения эффективности управления городом // Управленческие науки, 2012. № 1 (2). С. 4-12.
  15. Иванов В. Е. Правительство-население: диалог в виртуальном пространстве // Технологии информационного общества – Интернет и современное общество: материалы Всероссийской объединенной конференции (Санкт-Петербург, 20-24 ноября 2000 г.). СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2000. С. 46-47.
  16. Индекс цифровой грамотности [электронный ресурс]. URL: http://www.mindex.rocit.ru/ICG_bright_color_print.pdf (дата обращения: 18.05.2016).
  17. Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос, 2000. 304 с.
  18. Калинина А. Э. и Шевандрин А. В. Формирование элементов электронного правительства в органах местного самоуправления муниципальных образований // Власть, 2012. № 12. С. 17-21.
  19. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева nод ред. В. Харитонова. Екатеринбург: У -Фактория (nри участии изд-ва Гуманитарного ун-та), 2004. 328 с. 72
  20. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.
  21. Конашев М. Б. «Информационное общество» и «электронная демократия»: соотношение понятий // Технологии информационного общества – Интернет и современное общество: труды X Всероссийской объединенной конференции (23-25 октября 2007 г., Санкт-Петербург). СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2007. С. 200-202.
  22. Концепция региональной информатизации [электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/Ea8O35fPr3I.pdf (дата обращения: 18.05.2016).
  23. Кузнецов А.В. Проблемы формирования электронной демократии в современной России // Технологии информационного общества – Интернет и современное общество: труды X Всероссийской объединенной конференции (23-25 октября 2007 г., Санкт-Петербург). СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2007. С. 207-212.
  24. Купряшин Г. Л. Соловьев А. И. Государственное управление: учебное пособие. М.: МГУ, 2013. 643 с.
  25. Курносов И. Н. Реализация концепции электронного правительства: новый этап [электронный ресурс]. URL: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/890b2440d66b70fcc32571780046 f577 (дата обращения: 10.05.2016).
  26. Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие [электронный ресурс]. URL: http://sbiblio.com/biblio/archive/hrest_pr/01.aspx (дата обращения: 18.05.2016).

  1. Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» [электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99708 (дата обращения: 10.09.2017).

  2. ФЗ № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».[электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99708 (дата обращения: 10.09.2017).

  3. ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и уставами муниципальных образований». ».[электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99708 (дата обращения: 10.09.2017).

  4. «Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде [электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99708 (дата обращения: 10.09.2017).

  5. Социологические исследования уровня удовлетворенности граждан качеством государственных услуг: какой уровень сервиса ожидают граждане [электронный ресурс]. URL: http://ar.gov.ru/files/library/1427288330.src.pdf (дата обращения: 15.05.2017).

  6. «Электронная Россия (2002-2010 годы)»» [электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/90201856 (дата обращения: 15.05.2017).

  7. «Концепция региональной информатизации до 2010 года» [электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/90201856 (дата обращения: 15.05.2016).

  8. «Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» http://docs.cntd.ru/document/90201856 (дата обращения: 15.05.2016).

  9. «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212» [электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/3160 (дата обращения: 15.05.2017).

  10. Распоряжение Правительства РФ от 17.10.2009 № 1555-р «О плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти» [электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163390 (дата обращения: 10.09.2017).

  11. Федерального закона РФ от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163390 (дата обращения: 10.09.2017).

  12. Указ № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления». [электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163390 (дата обращения: 10.09.2017).

  13. «Концепция развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде» [электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163390 (дата обращения: 10.09.2017).

  14. «Концепции региональной информатизации» [электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163390 (дата обращения: 10.09.2017).

  15. Указ президента № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163390 (дата обращения: 10.09.2017).