Файл: Понятие предпринимательского права.pdf
Добавлена: 26.05.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 0
Введение
Важно, чтобы каждый предприниматель осознал необходимость культуры договорных отношений. Договорное право у нас пока в стадии разработки, но культура договорных отношений следствие общей культуры человека, а его общая культура формируется внешней средой. Усложнение экономических связей, экономической структуры общества неизбежно приведет предпринимателей к необходимости соблюдения определенных правил игры.
Говорить до этого о необходимости соблюдения этики, этикета предпринимателя если не бесполезно, то недостаточно. Но нужно быть готовым к постепенному появлению новой, с точки зрения сегодняшнего дня, культуры взаимоотношений. А быть готовым к этому означает прежде всего умение выполнять договорные обязательства. Уметь разрабатывать договоры, знать содержание и возможные формулировки их условий должен каждый, кто занимается предпринимательской деятельностью.
С помощью договора у граждан и юридических лиц формируется уверенность в том, что их предпринимательская деятельность будет обеспечена всеми необходимыми материальными предпосылками, а результаты предпринимательской деятельности найдут признание у потребителей и будут реализованы. Такая уверенность, в свою очередь, способствует развитию производственной сферы. С помощью договора совершенствуется и процесс распределения произведенных в обществе материальных благ, поскольку договор позволяет доставить произведенный продукт тому, кто в нем нуждается. В данной курсовой работе рассматривается тема предпринимательского договора, понятие, его назначение и сфера применения. Приводится классификация предпринимательских договоров. Оферта, как форма договора. А так-же сформулированы основные формы условий заключаемых договоров.
1. Понятие предпринимательского договора
Партнерские связи предпринимателя формируются по двум направлениям:
а) с поставщиками - для того, чтобы нормально организовать процесс производства;
б) с потребителями - с целью реализации того, что произведено предпринимателями.
Схема возможных партнерских связей можно изобразить следующим образом.
Поставщики 1 |
1 Потребители |
|
Поставщики 2 |
Предприниматель |
2 Потребители |
Поставщики 3 |
3 Потребители |
|
Поставщики 4 |
4 Потребители |
Рис. 1. Схема партнерских связей
Сами взаимоотношения между предпринимателями и поставщиками могут быть самыми разнообразными, но все они основываются на соблюдении собственных прав и стремлении выполнить обязательства, данные партнерам. Права и обязанности предпринимателя закрепляются в договоре, который подписывается партнерами.
Договор (контракт, соглашение) - это форма закрепления партнерских связей, а именно:
предмета договоренности;
взаимных прав и взаимных обязанностей;
последствий, вытекающих из фактов нарушения договоренностей.
Чаще всего договор заключается письменно, т.к. в этом случае появляется документальная основа для рассмотрения претензий. Правовое регулирование отношений, возникающих в ходе реализации договора, занимается особая отрасль права, которая называется договорное (контрактное ) право.
Считается, что, как отрасль юриспруденции, договорное право возникло в Великобритании на рубеже XVI - XVII веков и непосредственно связывается с вынесением судебного решения по делу Слейда в 1602 году. Обстоятельства этого дела следующие: Слейд договорился с покупателями о продаже предстоящего урожая пшеницы за определенную цену. Покупатель должен был заплатить деньги в середине лета, однако этого не сделал. Слейд предъявил иск в суд. Ответчик не оспаривал факта договоренности, но расценивал неуплату денег только как долг. Судебным же решением ответчик должен был возместить убытки Слейда, а не выплачивать цену за пшеницу, как долг.
В предпринимательстве различают два вида договоров: учредительный договор и предпринимательский договор.
Учредительный договор - это письменный документ, свидетельствующий о волеизъявлении физических и юридических лиц по учреждению новой организационно-правовой структуры для реализации предпринимательской идеи.
Предпринимательский договор - это волеизъявление сторон по поводу осуществления предпринимательского процесса, не предполагающее учреждение новой организационно- правовой структуры.
Предпринимательский договор может носить произвольный характер. Тем не менее, стороны стремятся придерживаться определенной структуры документа.
Любой предпринимательский договор состоит из:
преамбулы;
основной части;
заключительной части.
Преамбула должна включать в себя наименование договора (купли-продажи, поставки, комиссии и т.д.)); указание места и времени составления договора; фиксирование факта заключения договора в соответствии с условиями, которые формулируются в основной части договора; наименования сторон.
Основная часть договора состоит из специфических и общих условий. Специфические условия включают в себя: предмет договора или количество товара; количество товара; цену; скидки (надбавки) к цене; базисные условия поставки; форма платежа; сроки поставки; маркировка и упаковка товара; процедура приемки-сдачи; ответственность сторон; описание сопутствующих работ; запретительные оговорки.
В заключительной части договора указываются: юридические адреса сторон; банковские и транспортные реквизиты; все приложения, которые являются неотъемлемыми частями договора; подписи сторон; указание места и даты заключения договора, если это не было оговорено в преамбуле.
Схематично структуру договора можно представить следующим образом:
Преамбула |
|
Основная часть договора |
Специфические условия |
Общие условия |
|
Заключительная часть |
Рис. 2. Структура договора.
2. Подготовка к заключению договора
Содержание прав и обязанностей определяется в основном предметом договора, а это определяет и тип договора.
Практические все существующие типы договоров можно свести к следующим:
договор купли-продажи;
агентское соглашение;
лизинговое соглашение;
бартерное соглашение;
договор подряда;
договор производственной кооперации;
договор о финансировании.
При подготовке к заключению договора исходной является психологическая подготовка. Она означает необходимость определения своей позиции при ведении переговоров с партнером при заключении договора. Позиция предпринимателя определяется большим числом факторов, но исходит каждый предприниматель из определения места конкретного договора, которое он будет занимать в деятельности предприятия в целом. Если договор является важным с точки зрения перспектив развития предприятия, то предприниматель должен быть готов к компромиссным решениям по большому кругу вопросов. Если же договор является лишь эпизодом в деятельности предприятия, то позиция предпринимателя может быть более жесткой. Исходя из принципиальной позиции, выбранной для ведения переговоров, в дальнейшем будет определяться и формулирование всех основных условий договора.
Исходным моментом при подготовке конкретных формулировок условий договора является определение ценового показателя, на который можно было бы полагаться. С этой целью выделяют максимально возможную, минимально допустимую и объективную цены.
Максимально возможная цена - это цена, которая превышает средний уровень цен с учетом качественных характеристик продаваемого товара. Причем это, как правило, такая цена, на которую партнер не согласится.
Минимально допустимая цена - это цена продажи товара, ниже которой предприниматель опускаться не может по чисто экономическим причинам. Определяет эту цену предприниматель исходя из издержек и минимально допустимой прибыльности сделки.
При покупке товара ситуация меняется на прямо противоположную.
Ценообразование
Цена - один из наиболее важных показателей для предприятия, т.к. ее основная функция состоит в обеспечении выручки от продажи товаров. Помимо этого, цена является фактором, представляющим большое значение для потребителей товара, поэтому она очень важна для установления отношений между предприятием и товарными рынками.
Существует несколько альтернативных методов установления цены товаров:
1. Метод установления цены товара на основе издержек производства;
2. Метод безубыточности;
. Определение цен с ориентацией на спрос;
. Определение цен с ориентацией на уровень конкуренции.
Метод установления цены товара на основе издержек производства
Основное преимущество этого метода заключается в его простоте. Основой определения цены являются базовые издержки на единицу продукции, к которым прибавляется величина, покрывающая неучтенные издержки и включающая прибыль предприятия.
На практике существуют два основных подхода к использованию данного метода: с использованием полных и предельных издержек производства. При использовании полных издержек, помимо переменных затрат, учитываются также постоянные расходы предприятия, которые распределяются между отдельными объектами производства пропорционально наиболее большой и стабильной статье переменных расходов. Реализуя товар по установленной таким образом цене, компания возмещает все свои издержки и получает прибыль в заранее установленном размере.
При использовании предельных издержек, учитываются только те затраты, которые имеют непосредственное отношение к его производству. Этот метод не может быть использован для установления цен на все выпускаемые предприятием товары, поскольку постоянные накладные расходы, в конечном счете, должны быть возвращены предприятием в общей выручке.
Метод безубыточности.
Этот метод дает возможность сравнить размеры прибыли, получаемой при различных ценах, и позволяет предприятию, которое уже определило для себя норму прибыли, продавать свой товар по такой цене, которая при определенной программе выпуска позволила бы в максимальной степени добиться выполнения этой задачи. Первая задача при использовании этого метода состоит в оценке полных затрат при различных программах выпуска. Вторая задача - оценить предполагаемый в течение планируемого периода объем выпуска товара. Третья задача состоит в том, чтобы установить задание по коэффициенту окупаемости капиталовложений.
Например, предполагаемый объем выпуска N = 75 т. шт., полные затраты на производство Зп = 1600 тыс. руб., коэффициент окупаемости капиталовложений Кк = 25%.
Тогда, планируемая прибыль будет равна:
П = = (
) = 400 тыс. руб.,
планируемый объем реализованной продукции будет равен:
Qp = () = 2000 тыс. руб.,
а цена будет равна:
Ц = =
= 266 руб.
Определение цен с ориентацией на спрос
Изменение цен ставится в зависимость от изменения уровня спроса на товар таким образом, что цена увеличивается тогда, когда спрос относительно велик, и уменьшается, когда он ослабевает, несмотря на то, что затраты на производство остаются неизменными. Производственные затраты при этом учитываются только как ограниченный фактор.
Определение цен с ориентацией на уровень конкуренции
Влияние фактора конкуренции на принятие решений об установлении цены на товар зависит от структуры рынка, т.е от числа и типа предприятий, работающих на рынке. При этом методе цена в большей степени зависит от уровня цен на товары, устанавливаемые конкурентами и меньшей степени от уровня издержек и поведения потребителей. Существует две разновидности этого метода: метод текущей цены и метод «запечатанного конверта». Метод текущей цены используется на рынке с однородным товаром и высокой степенью конкуренции. Цены на таком рынке устанавливаются в результате совместных действий хорошо информированных покупателей и продавцов. Метод «запечатанного конверта» или тендерного ценообразования предполагает установление цены, при определении которой, исходят прежде всего, из цен, которые могут назначить конкуренты, а не из уровня собственных издержек или величины спроса на товар.
Любое предприятие имеет свободу действий при ценообразовании в относительно небольших пределах, между max и min ценой.
Объективная цена - это средняя цена данного или аналогичного товара со средними качественными характеристиками.
Объективная цена определяется на основе сравнения цен и качественных характеристик аналогичных товаров. Одним из способов определения объективной цены является составление конкурентного листа. Цель составления конкурентного листа при продаже товара - определение объективной цены продажи, а при покупке - выбор из ряда предлагаемых такого товара, который в наибольшей степени устраивает предпринимателя по цене и качественным характеристикам.