Файл: Понятие предпринимательского права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Важно, чтобы каждый предприниматель осознал необходимость культуры договорных отношений. Договорное право у нас пока в стадии разработки, но культура договорных отношений следствие общей культуры человека, а его общая культура формируется внешней средой. Усложнение экономических связей, экономической структуры общества неизбежно приведет предпринимателей к необходимости соблюдения определенных правил игры.

Говорить до этого о необходимости соблюдения этики, этикета предпринимателя если не бесполезно, то недостаточно. Но нужно быть готовым к постепенному появлению новой, с точки зрения сегодняшнего дня, культуры взаимоотношений. А быть готовым к этому означает прежде всего умение выполнять договорные обязательства. Уметь разрабатывать договоры, знать содержание и возможные формулировки их условий должен каждый, кто занимается предпринимательской деятельностью.

С помощью договора у граждан и юридических лиц формируется уверенность в том, что их предпринимательская деятельность будет обеспечена всеми необходимыми материальными предпосылками, а результаты предпринимательской деятельности найдут признание у потребителей и будут реализованы. Такая уверенность, в свою очередь, способствует развитию производственной сферы. С помощью договора совершенствуется и процесс распределения произведенных в обществе материальных благ, поскольку договор позволяет доставить произведенный продукт тому, кто в нем нуждается. В данной курсовой работе рассматривается тема предпринимательского договора, понятие, его назначение и сфера применения. Приводится классификация предпринимательских договоров. Оферта, как форма договора. А так-же сформулированы основные формы условий заключаемых договоров.

1. Понятие предпринимательского договора

Партнерские связи предпринимателя формируются по двум направлениям:

а) с поставщиками - для того, чтобы нормально организовать процесс производства;

б) с потребителями - с целью реализации того, что произведено предпринимателями.

Схема возможных партнерских связей можно изобразить следующим образом.

Поставщики 1

1 Потребители

Поставщики 2

Предприниматель

2 Потребители

Поставщики 3

3 Потребители

Поставщики 4

4 Потребители


Рис. 1. Схема партнерских связей

Сами взаимоотношения между предпринимателями и поставщиками могут быть самыми разнообразными, но все они основываются на соблюдении собственных прав и стремлении выполнить обязательства, данные партнерам. Права и обязанности предпринимателя закрепляются в договоре, который подписывается партнерами.

Договор (контракт, соглашение) - это форма закрепления партнерских связей, а именно:

предмета договоренности;

взаимных прав и взаимных обязанностей;

последствий, вытекающих из фактов нарушения договоренностей.

Чаще всего договор заключается письменно, т.к. в этом случае появляется документальная основа для рассмотрения претензий. Правовое регулирование отношений, возникающих в ходе реализации договора, занимается особая отрасль права, которая называется договорное (контрактное ) право.

Считается, что, как отрасль юриспруденции, договорное право возникло в Великобритании на рубеже XVI - XVII веков и непосредственно связывается с вынесением судебного решения по делу Слейда в 1602 году. Обстоятельства этого дела следующие: Слейд договорился с покупателями о продаже предстоящего урожая пшеницы за определенную цену. Покупатель должен был заплатить деньги в середине лета, однако этого не сделал. Слейд предъявил иск в суд. Ответчик не оспаривал факта договоренности, но расценивал неуплату денег только как долг. Судебным же решением ответчик должен был возместить убытки Слейда, а не выплачивать цену за пшеницу, как долг.

В предпринимательстве различают два вида договоров: учредительный договор и предпринимательский договор.

Учредительный договор - это письменный документ, свидетельствующий о волеизъявлении физических и юридических лиц по учреждению новой организационно-правовой структуры для реализации предпринимательской идеи.

Предпринимательский договор - это волеизъявление сторон по поводу осуществления предпринимательского процесса, не предполагающее учреждение новой организационно- правовой структуры.

Предпринимательский договор может носить произвольный характер. Тем не менее, стороны стремятся придерживаться определенной структуры документа.

Любой предпринимательский договор состоит из:

преамбулы;

основной части;

заключительной части.

Преамбула должна включать в себя наименование договора (купли-продажи, поставки, комиссии и т.д.)); указание места и времени составления договора; фиксирование факта заключения договора в соответствии с условиями, которые формулируются в основной части договора; наименования сторон.


Основная часть договора состоит из специфических и общих условий. Специфические условия включают в себя: предмет договора или количество товара; количество товара; цену; скидки (надбавки) к цене; базисные условия поставки; форма платежа; сроки поставки; маркировка и упаковка товара; процедура приемки-сдачи; ответственность сторон; описание сопутствующих работ; запретительные оговорки.

В заключительной части договора указываются: юридические адреса сторон; банковские и транспортные реквизиты; все приложения, которые являются неотъемлемыми частями договора; подписи сторон; указание места и даты заключения договора, если это не было оговорено в преамбуле.

Схематично структуру договора можно представить следующим образом:

Преамбула

Основная часть договора

Специфические условия

Общие условия

Заключительная часть

Рис. 2. Структура договора.

2. Подготовка к заключению договора

Содержание прав и обязанностей определяется в основном предметом договора, а это определяет и тип договора.

Практические все существующие типы договоров можно свести к следующим:

договор купли-продажи;

агентское соглашение;

лизинговое соглашение;

бартерное соглашение;

договор подряда;

договор производственной кооперации;

договор о финансировании.

При подготовке к заключению договора исходной является психологическая подготовка. Она означает необходимость определения своей позиции при ведении переговоров с партнером при заключении договора. Позиция предпринимателя определяется большим числом факторов, но исходит каждый предприниматель из определения места конкретного договора, которое он будет занимать в деятельности предприятия в целом. Если договор является важным с точки зрения перспектив развития предприятия, то предприниматель должен быть готов к компромиссным решениям по большому кругу вопросов. Если же договор является лишь эпизодом в деятельности предприятия, то позиция предпринимателя может быть более жесткой. Исходя из принципиальной позиции, выбранной для ведения переговоров, в дальнейшем будет определяться и формулирование всех основных условий договора.

Исходным моментом при подготовке конкретных формулировок условий договора является определение ценового показателя, на который можно было бы полагаться. С этой целью выделяют максимально возможную, минимально допустимую и объективную цены.


Максимально возможная цена - это цена, которая превышает средний уровень цен с учетом качественных характеристик продаваемого товара. Причем это, как правило, такая цена, на которую партнер не согласится.

Минимально допустимая цена - это цена продажи товара, ниже которой предприниматель опускаться не может по чисто экономическим причинам. Определяет эту цену предприниматель исходя из издержек и минимально допустимой прибыльности сделки.

При покупке товара ситуация меняется на прямо противоположную.

Ценообразование

Цена - один из наиболее важных показателей для предприятия, т.к. ее основная функция состоит в обеспечении выручки от продажи товаров. Помимо этого, цена является фактором, представляющим большое значение для потребителей товара, поэтому она очень важна для установления отношений между предприятием и товарными рынками.

Существует несколько альтернативных методов установления цены товаров:

1. Метод установления цены товара на основе издержек производства;

2. Метод безубыточности;

. Определение цен с ориентацией на спрос;

. Определение цен с ориентацией на уровень конкуренции.

Метод установления цены товара на основе издержек производства

Основное преимущество этого метода заключается в его простоте. Основой определения цены являются базовые издержки на единицу продукции, к которым прибавляется величина, покрывающая неучтенные издержки и включающая прибыль предприятия.

На практике существуют два основных подхода к использованию данного метода: с использованием полных и предельных издержек производства. При использовании полных издержек, помимо переменных затрат, учитываются также постоянные расходы предприятия, которые распределяются между отдельными объектами производства пропорционально наиболее большой и стабильной статье переменных расходов. Реализуя товар по установленной таким образом цене, компания возмещает все свои издержки и получает прибыль в заранее установленном размере.

При использовании предельных издержек, учитываются только те затраты, которые имеют непосредственное отношение к его производству. Этот метод не может быть использован для установления цен на все выпускаемые предприятием товары, поскольку постоянные накладные расходы, в конечном счете, должны быть возвращены предприятием в общей выручке.

Метод безубыточности.

Этот метод дает возможность сравнить размеры прибыли, получаемой при различных ценах, и позволяет предприятию, которое уже определило для себя норму прибыли, продавать свой товар по такой цене, которая при определенной программе выпуска позволила бы в максимальной степени добиться выполнения этой задачи. Первая задача при использовании этого метода состоит в оценке полных затрат при различных программах выпуска. Вторая задача - оценить предполагаемый в течение планируемого периода объем выпуска товара. Третья задача состоит в том, чтобы установить задание по коэффициенту окупаемости капиталовложений.


Например, предполагаемый объем выпуска N = 75 т. шт., полные затраты на производство Зп = 1600 тыс. руб., коэффициент окупаемости капиталовложений Кк = 25%.

Тогда, планируемая прибыль будет равна:

П = = () = 400 тыс. руб.,

планируемый объем реализованной продукции будет равен:

Qp = () = 2000 тыс. руб.,

а цена будет равна:

Ц = = = 266 руб.

Определение цен с ориентацией на спрос

Изменение цен ставится в зависимость от изменения уровня спроса на товар таким образом, что цена увеличивается тогда, когда спрос относительно велик, и уменьшается, когда он ослабевает, несмотря на то, что затраты на производство остаются неизменными. Производственные затраты при этом учитываются только как ограниченный фактор.

Определение цен с ориентацией на уровень конкуренции

Влияние фактора конкуренции на принятие решений об установлении цены на товар зависит от структуры рынка, т.е от числа и типа предприятий, работающих на рынке. При этом методе цена в большей степени зависит от уровня цен на товары, устанавливаемые конкурентами и меньшей степени от уровня издержек и поведения потребителей. Существует две разновидности этого метода: метод текущей цены и метод «запечатанного конверта». Метод текущей цены используется на рынке с однородным товаром и высокой степенью конкуренции. Цены на таком рынке устанавливаются в результате совместных действий хорошо информированных покупателей и продавцов. Метод «запечатанного конверта» или тендерного ценообразования предполагает установление цены, при определении которой, исходят прежде всего, из цен, которые могут назначить конкуренты, а не из уровня собственных издержек или величины спроса на товар.

Любое предприятие имеет свободу действий при ценообразовании в относительно небольших пределах, между max и min ценой.

Объективная цена - это средняя цена данного или аналогичного товара со средними качественными характеристиками.

Объективная цена определяется на основе сравнения цен и качественных характеристик аналогичных товаров. Одним из способов определения объективной цены является составление конкурентного листа. Цель составления конкурентного листа при продаже товара - определение объективной цены продажи, а при покупке - выбор из ряда предлагаемых такого товара, который в наибольшей степени устраивает предпринимателя по цене и качественным характеристикам.