Добавлен: 30.10.2018
Просмотров: 2292
Скачиваний: 33
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение
высшего профессионального
образования
«Тюменский государственный нефтегазовый университет»
Институт геологии и нефтегазодобычи
Кафедра автоматизации и вычислительной техники
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к контрольной работе
по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация»
для студентов направления 220700.62-Автоматизация технологических процессов и производств и специальности 220301.65-Автоматизация технологических процессов и производств (в нефтяной и газовой промышленности)
заочной и заочно-сокращенной форм обучения
Тюмень
ТюмГНГУ
2013
Утверждено редакционно-издательским советом Тюменского государственного нефтегазового университета
Составитель: ст. преподаватель Лапик Н.В.
ст. преподаватель Попова Н.В.
Утверждаю: д. ф.-м. н, профессор, зав. каф. АВТ В.Э. Борзых
© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет», 2013 г.
Содержание
Введение |
4 |
Назначение методических указаний |
4 |
Требования к знаниям и умениям студентов |
4 |
|
5 |
|
5 |
|
5 |
|
8 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
10 |
|
10 |
|
10 |
|
13 |
|
19 |
|
19 |
Список литературы |
19 |
Приложение
|
15 |
Введение
Курс разработан в предположении, что студенты, приступая к изучению дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация», имеют достаточно хорошую теоретическую и практическую подготовку по следующим дисциплинам: «Высшая математика», «Физика», «Информатика».
Также курс органически связан с большинством дисциплин, изучаемыми студентами: «Теория автоматического управления», «Технические измерения и приборы», «Моделирование систем», «Интегрированные системы управления» и др.
Стандартизация как раздел дисциплины связан с дисциплиной «Инженерная и компьютерная графика», в которой студенты используют одну из крупных межотраслевых систем стандартизации - ЕСКД
Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация» относится к профессиональному циклу дисциплин базовой части (Б.3).
Для полного усвоения данной дисциплины студенты должны знать следующие разделы ФГОС: ЕН.Б.2.1/1 – математика, ЕН.Б.2.1/3 – физика, ЕН.Б.2.2/в1 –методы планирования эксперимента, ЕН.Б.2.2/4-теория вероятностей и математическая статистика.
Знания по дисциплине «Метрология, стандартизация и сертификация» необходимы студентам данного направления для усвоения знаний по следующим дисциплинам: ПЦ.Б.3.1/12 – диагностика и надежность автоматизированных систем, ПЦ.Б.3.2/1 – технические измерения и приборы, ПЦ.Б.3.2/13 – моделирование систем.
Назначение методических указаний
Данные методические указания позволят студентам электрических специальностей усвоить основные положения современной метрологии, а также приобрести навыки правильного выбора средств измерения и оценки точности результатов измерения.
Методические указания для контрольной работы разработаны для оказания помощи студентам-заочникам в организации их самостоятельной работы над изучением материала, а также содержат рекомендации по выполнению контрольных работ.
Требования к знаниям и умениям студентов
В результате изучения дисциплины и выполнения контрольной работы студенты должны:
знать: влияние качества измерений на качество конечных результатов метрологической деятельности, методы и средства обеспечения единства измерений; методы и средства поверки (калибровки) средств измерений, методики выполнения измерений; физические основы измерений, систему воспроизведения единиц физических величин и передачи размера средствами способы оценки точности (неопределенности) измерений и испытаний и достоверности контроля; принципы нормирования точности и обеспечения взаимозаменяемости деталей и сборочных единиц;
уметь: применять компьютерные технологии для планирования и проведения работ по метрологии, стандартизации и сертификации; технологию разработки и аттестации методик выполнения измерений, испытаний и контроля; методы и средства поверки (калибровки) и юстировки средств измерения, правила проведения метрологической и нормативной экспертизы.
владеть: навыками обработки экспериментальных данных и оценки точности (неопределенности) измерений, испытаний и достоверности контроля.
1. Требования к оформлению контрольной работы
Работа выполняется в обычной ученической тетради или на листах формата А4 шрифтом №14, с соблюдением полей: сверху и снизу – 20 мм; слева – 25 мм; справа – 15 мм.
В работе необходимо представить текст задачи, решение с расчетными формулами, с объяснением буквенных обозначений, подстановкой численных значений в целых, дольных или кратных единицах системы Si (метр, Паскаль, секунда и т.д.). Окончательный результат записывается с учетом правила округления [2,3] Решение заданий, требующих графического решения, выполняется с помощью любого графического редактора или карандашом. В конце работы необходимо указать список использованных источников (в тексте обязательна ссылка на литературу).
Номера заданий соответствуют номеру варианта (таблица 2), который соответствует сумме двух последних цифр шифра зачетной книжки студента.
Таблица 2 – Варианты заданий
Номер варианта |
Номера заданий |
Номер варианта |
Номера заданий |
1 |
1, 21,41,61,81,101 |
11 |
11,31,51,71,91,111 |
2 |
2,22,42,62,82,102 |
12 |
12,32,52,72,92,112 |
3 |
3,23,43,63,83,103 |
13 |
13,33,53,73,93,113 |
4 |
4,24,44,64,84,104 |
14 |
14,34,54,74,94,114 |
5 |
5,25,45,65,85,105 |
15 |
15,35,55,75,95,115 |
6 |
6,26,46,66,86,106 |
16 |
16,36,56,76,96,116 |
7 |
7,27,47,67,87,107 |
17 |
17,37,57,77,97,117 |
8 |
8,28,48,68,88,108 |
18 |
18,38,58,78,98,118 |
9 |
9,29,49,69,89,109 |
19 |
19,39,59,79,99,119 |
10 |
10,30,50,70,90,110 |
20 |
20,40,60,80,100,120 |
2. Задания для выполнения контрольной работы
-
Метрология, составляющие метрологии.
-
Каким образом определяется размерность физической величины? Запишите размерность напряжения, давления, расхода в системе SI.
-
Дайте определение вещественной меры и эталона. Поясните, может ли государственный эталон быть первичным и в то же время вторичным?
-
Поясните, идентичны ли понятия: "поверочная схема" и "схема поверки"?
-
Шкалы измерений: типы, принципы построения. Приведите примеры.
-
Что такое эталон? Приведите примеры одиночного и группового эталонов.
-
Как определить содержится ли в результате измерений систематическая погрешность, случайная погрешность? Каким образом можно исключить влияние этих погрешностей на результат измерения?
-
Дайте определение основным терминам: мера, образцовый прибор, рабочий прибор, эталон, прямое измерение, косвенное измерение, равноточное измерение, неравноточное измерение.
-
Дайте определение понятиям: абсолютная погрешность, относительная погрешность, приведённая погрешность, среднеквадратичная погрешность, предельная погрешность. Погрешности систематические и случайные.
-
Дайте определение понятиям: основная, дополнительная и динамические погрешности прибора, класс точности, вариация показаний прибора.
-
Все ли эталоны основных физических величин реализованы в соответствии с их определением в системе SI?
-
Что такое «1 метр», «1 килограмм», «1 секунда»? Каким образом выбраны эти единицы?
-
Системы единиц физических величин. Укажите основные преимущества системы единиц SI в сравнении с прежними системами единиц.
-
Приведите классификацию средств измерения по конструктивному исполнению.
-
Классифицируйте физические величины с учетом различных признаков.
-
В чем заключаются основные постулаты метрологии?
-
При определении температурного коэффициента для резистора измеряют значения его электрического сопротивления в рабочем и предельном диапазонах температур. В итоге получают систему уравнений. Для каждого из этих уравнений коэффициенты известны — они получены в результате прямых измерений. В результате, каких (совокупных или совместных) измерений получено значение температурного коэффициента?
-
По каким признакам классифицируются методы измерений?
-
В каких случаях при метрологической экспертизе с достаточным основанием можно считать, что единство и достоверность измерений обеспечиваются?
-
Классифицируйте измерение силы электрического тока с помощью амперметра прямого включения на 5А и измерение сопротивления в электрической цепи методом "амперметра-вольтметра" с использованием зависимости закона Ома для цепи постоянного тока.
-
Какого класса точности нужно взять измерительный прибор, чтобы в середине шкалы его погрешность измерения не превышала 1%?
-
Постройте графическое изображение для пределов допускаемых относительных погрешностей средств измерений, если они выражаются как: