Файл: Международные стандарты финансовой отчетности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

л) правдивое представление предполагает отсутствие существенных ошибок и отклонений в бухгалтерской отчетности.

Иссследовав теоритическу основу МСФО, можно сделать следующие выводы:

Международные стандарты учета позволяют не только сократить расходы компаний по подготовке своей отчетности (особенно в условиях консолидации финансовой отчетности предприятий, работающих в разных странах), но и снизить затраты по привлечению капитала.

Известно, что рыночная цена капитала определяется двумя основными факторами: перспективной отдачей и рисками. Некоторые из рисков действительно характерны для деятельности самих компаний, однако есть и такие, которые вызваны недостатком информации, отсутствием точных сведений об отдаче капиталовложений.

Одной из причин информационной недостаточности является отсутствие стандартизированной финансовой отчетности, которая, сохраняя капитал, фактически приумножает его. Это объясняется тем, что инвесторы согласны получать чуть более низкие доходы, зная, что большая открытость информации снижает их риски.

Глава 2. Международные стандарты финансовой отчетности

2.1 МСБУ (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности"

МСБУ (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности" развивает основные положения, закрепленные в Принципах, в этом стандарте более детально раскрываются основные формы финансовой отчетности, их назначение, содержание, порядок представления элементов в финансовой отчетности. В отличие от Принципов, где в основном раскрываются требования к качеству информации, МСБУ (IAS) 1 затрагивает вопросы формы и структуры представления финансовой отчетности.

Целью МСБУ (IAS) 1 является обеспечение базы для представления финансовой отчетности, сопоставимой как с собственной финансовой отчетностью компании за предшествующие периоды, так и с финансовой отчетностью других компаний. Для достижения этой цели стандартом устанавливаются требования к структуре и минимальному набору показателей финансовых отчетов.

Положения МСБУ (IAS) 1 относятся ко всей финансовой отчетности, представляемой в соответствии с МСФО, и действуют в равной степени для всех организаций, независимо от того, должны ли они составлять консолидированную или индивидуальную финансовую отчетность.


МСБУ (IAS) 1 не распространяется на промежуточную финансовую отчетность, составление которой регламентировано МСБУ (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность". Дополнительные требования для банков и аналогичных финансовых институтов, не противоречащие МСБУ (IAS) 1, устанавливает МСБУ (IAS) 30 "Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов".

Комплект финансовой отчетности включает:

1) бухгалтерский баланс (balance sheet) ,

2) отчет о прибылях и убытках (income statement или P&L statement) ,

3) отчет об изменениях капитала (changes in equity statement) ,

4) отчет о движении денежных средств (cash flow statement) , пояснительную записку (explanatory note) , где излагаются основные положения учетной политики, а также даются дополнительные пояснения.

МСБУ (IAS) 1 предусматривает раскрытие информации по определенным статьям непосредственно в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках, отчете об изменениях капитала, а также по другим статьям — или непосредственно в составе вышеуказанных отчетов, или в примечаниях.

Непосредственно в составе бухгалтерского баланса, подготовленного согласно требованиям МСФО, должны быть представлены как минимум следующие статьи:

1) основные средства;

2) инвестиционная недвижимость;

3) нематериальные активы;

4) финансовые активы — за исключением показателей, указанных и пунктах 5) , 8) и 9) ;

5) инвестиции, отраженные на основе долевого метода; 6) биологические активы;

7) запасы;

8) дебиторская задолженность покупателей и прочие виды задолженности;

9) денежные средства и эквиваленты денежных средств;

10) кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам, а также прочие виды задолженности;

11) резервы;

12) финансовые обязательства — за исключением показателей, указанных в пунктах 10) и 11) ;

13) обязательства и активы, относящиеся к текущим налогам (согласно М(БУ (IAS) 12 "Налоги на прибыль") ;

14) активы и обязательства по отложенным налогам (в соответствии с положениями МСБУ (IAS) 12 "Налоги на прибыль") ;

15) доля меньшинства, представленная в капитале;

16) акционерный капитал, выпущенный компанией, а также фонды (резервный капитал), относящиеся к владельцам капитала материнской компании.

Сравнительный анализ положений МСБУ (IAS) 1 и положений ПБУ 1/98, 4/99.

В таблице 2.4 представлена сравнительная характеристика финансовой отчетности, которая формируется компаниями согласно МСФО и российским нормативным документам (ПБУ 1/98, ПБУ 4/99) .

Комплект российской финансовой отчетности

Комплект финансовой отчетности по МСФО

Бухгалтерский баланс (форма № 1)

Бухгалтерский баланс

Отчет о прибылях и убытках (форма 2)

Отчет о прибылях и убытках

Отчет об изменениях капитала (форма 3)

Отчет об изменениях капитала

Отчет о движении денежных средств (форма № 4)

Отчет о движении денежных средств

Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5)

Аналога в МСФО нет

Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6)

Аналога в МСФО нет

Пояснительная записка

Пояснительная записка, включающая учетную политику

Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, если она подлежит обязательному аудиту

Не включается в комплект финансовой отчетности


Таблица 2.Сравнительная характеристика комплектов финансовой отчетности по МСФО и российскому законодательству

2.2 МСБУ (IAS) 2 "Запасы"

МСБУ (IAS) 2 "Запасы" регламентирует представление в финансовой отчетности, составленной в соответствии с требованиями МСФО, информации о запасах.

Традиционно существуют два подхода к оценке запасов:

1)  по первоначальной (исторической) стоимости;

2)  по текущей рыночной стоимости.

Первый способ оценки дает наиболее достоверную оценку валового дохода компании, но искажает оценку активов в балансе, второй позволяет более точно оценить активы в балансе, однако искажает оценку себестоимости продаж.

Согласно требованиям МСБУ (IAS) 2 запасы оцениваются по наименьшей из двух величин: себестоимости и возможной чистой стоимости продажи. Правило наименьшей оценки активов основано на принципе осмотрительности (консерватизме) . Такой подход повышает значимость баланса для кредиторов.

В МСБУ (IAS) 2 используются следующие основные определения понятий, которые не были приведены в предыдущих разделах.

Запасы (inventory) - это активы, которые:

1)  предназначены для продажи;

2)  прошли предпродажную подготовку;

3) материалы, используемые в процессе производства или для предоставления услуг.

В соответствии с МСБУ (IAS) 2 запасы классифицируются как:

1) товары и другое имущество для перепродажи;

2) производственные запасы, материалы;

3) незавершенное производство;

4) готовая продукция.

Запасы компании, предоставляющей услуги, могут находиться в составе незавершенного производства.

МСБУ (IAS) 2 не распространяется на такие активы, как:

1) незавершенное производство по договорам подряда;

2) финансовые инструменты;

3) биологические активы, связанные с сельскохозяйственной деятельностью;

4) запасы у товарных брокеров.

Стоимость запасов, списываемых в производство, следует оценивать на основе одного из двух методов:

1) метода ФИФО (FIFO: first-in, first-out cost) ;

2) метода средневзвешенной себестоимости.

Метод ЛИФО (LIFO: last-in, last-out cost) запрещен к применению МСБУ (IAS) 2.

Согласно методу ФИФО запасы, закупленные первыми, будут проданы первыми. Соответственно в балансе запасы будут отражены по последним закупкам, которые в условиях инфляции могут быть дороже.

Согласно методу средневзвешенной стоимости средневзвешенная стоимость рассчитывается исходя из стоимости запасов на начало отчетного периода, а также всех единиц запасов, которые были приобретены (или произведены) в течение отчетного периода.


Для всех запасов, имеющих одно и то же предназначение, следует использовать один и тот же метод оценки независимо от их географического местонахождения или применяемых систем налогообложения.

Сравнение положений российского ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" и МСБУ (IAS) 2 "Запасы".

Отражение запасов и международной финансовой отчетности регулируется МСБУ (IAS) 2 "Запасы", в российской финансовой отчетности — ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", их сравнение позволяет выделить ряд различий при учете материально-производственных запасов.

Основное различие касается оценки запасов. ПБУ 5/01 предписывает оценивать материально-производственные запасы по фактической себестоимости. А в конце отчетного периода материально-производственные запасы должны переоцениваться таким образом: "Материально-производственные запасы, которые морально устарели, полностью пли частично потеряли свое первоначальное качество либо текущая рыночная стоимость, стоимость продажи которых снизилась, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом реи-рва под снижение стоимости материальных ценностей". Данное требование не разъясняет, как должны оцениваться запасы, цена возможной реализации которых в одном отчетном периоде была ниже фактической себестоимости, а в следующем отчетном периоде выросла выше фактической себестоимости.

МСБУ (IAS) 2 предусматривает оценку запасов по наименьшей из двух величин: себестоимости и возможной чистой цене продаж. При этом в соответствии с МСБУ (IAS) 2 возможная цена продаж рассчитывается за вычетом расходов на продажу, что не предусмотрено ПБУ 5/01.

2.3. МСБУ (IAS) 8"Учетная политика, изменение учетных оценок и ошибки".

Финансовые отчеты должны быть сравнимы между собой, обеспечивать полезной информацией пользователей, которых интересует не только текущее финансовое состояние компании, денежные потоки, движение капитала и результаты хозяйственной деятельности за текущий период, но и общие тенденции изменения финансовых показателей. Для создания возможности оценки показателей финансовой отчетности в динамике компания должна последовательно применять одни и те же принципы и правила учета и составления финансовой отчетности и четко описывать в пояснительной записке к ней любое отклонение от установленных учетной политикой правил.


Каждый финансовый отчет представляет собой результат выбора определенных принципов и методов учета из всего их спектра, допустимого стандартами. Компания выбирает ту или иную учетную политику, исходя из специфики бизнеса и экономической реальности. Со временем меняются ожидания и цели компании, а также совершенствуются и методики и стандарты учета и финансовой отчетности, что приводит к необходимости внесения изменений в учетную политику компаний.

Учет и отражение в финансовой отчетности изменений в применяемой учетной политике являются одними из ключевых вопросов в МСФО. Это связано с тем, что анализ финансовой отчетности основан на сравнимости и соответствии показателей различных периодом А любое изменение в учетной политике приводит к несоответствию в финансовых отчетах и к искажению результатов анализа. Поэтому прежде чем принять решение об изменении принципов учета, необходимо взвесить и оценить эффект, который окажут эти изменения на сопоставимость показателей финансовой отчетности.

МСБУ (IAS) 8 посвящен вопросам учета всех основных изменений в финансовой отчетности принципов, оценок, стандарт также определяет порядок корректировки ошибок, допущенных при формировании финансовой отчетности. Целью стандарта является гармонизации учета изменений учетной политики, бухгалтерских оценок и правил исправления ошибок с точки зрения сопоставимости финансовой отчетности компании за различные периоды, а также финансовой отчетности разных компаний.

При подготовке финансовой отчетности предполагается, что однажды принятые учетные принципы не изменяются и однотипные события учитываются одинаковыми методами. Следовательно, компания должна иметь серьезные основания для изменения учетной политики. МСБУ (IAS) 8 устанавливает критерии выбора и изменения учетной политики, а также определяет требования по раскрытию информации о влиянии учетных оценок и ошибок на отчетные данные. Требования же по раскрытию информации об учетной политике установлены МСБУ (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности".

МСБУ (IAS) 8 охватывает:

1) выбор учетной политики или ее изменение;

2) изменения учетных оценок;

3) исправление ошибок, допущенных в предшествующих отчетных периодах.

Отражение бухгалтерских изменений в финансовой отчетности. МСБУ (IAS) 8 предусматривает три варианта отражения изменений в финансовой отчетности:

1) ретроспективное отражение;

2) отражение в текущем периоде;

3) перспективное отражение.