Файл: Международные стандарты финансовой отчетности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание каждого из трех вариантов отражения изменений в финансовой отчетности представлено в табл. 3

Ретроспективное

отражение

Отражение в текущем периоде

Перспективное

отражение

Вариант 1 корректировки применяется при изменении учетной политики и исправлении ошибок.

В этом случае требуется корректировка отчетов текущего и всех предшествующих периодов, затронутых изменениями. Информация за предшествующие периоды для представления в одном отчете с текущей информацией корректируется таким образом, как если бы новая учетная политика применялась бы с самого начала. По сути делается пересчет всей сравнительной информации. Кумулятивный эффект учитывается как изменение начального сальдо нераспределенной прибыли с учетом налогового эффекта. Информация о корректировках раскрывается в пояснительной записке к финансовой отчетности.

Вариант 2 корректировки применяется только при изменении бухгалтерских оценок.

Кумулятивный эффект от изменений - разница между нераспределенной прибылью на начало периода и откорректированным новым показателем нераспределенной прибыли, рассчитанным исходя из предположения, что новые оценки использовались во всех предыдущих периодах, включается в текущий финансовый результат и отражается в отчете о прибылях и убытках текущего периода отдельной строкой. Отчетность за предыдущие периоды не корректируется.

Примерами изменения бухгалтерских оценок могут быть изменение срока полезной службы объектов основных средств, изменение способа списания запасов, изменение метода амортизации и оценки сомнительных долгов

Вариант 3 корректировки применяется только при изменении бухгалтерских оценок.

Этот вариант корректировки не предполагает ни изменений отчетности за предшествующие периоды, ни включения кумулятивного эффекта в текущий финансовый результат. Новым бухгалтерским оценкам будут соответствовать только финансовые отчеты текущего и будущих периодов.

Таблица 3.Варианты отражения бухгалтерских изменений в финансовой отчетности.

Однако, выбирая один трех возможных вариантов корректировки показателей финансовой отчетности, необходимо понимать суть различия между понятиями "ошибка", "оценка" и "учетная политика".

Оценка предполагает профессиональное суждение, основанное на самой свежей из доступной информации. Изменение оценки — это формулирование нового правильного вывода после изменения доступной информации. Меняется информация, меняется и оценка.


Ошибка, возникает в результате изначально неверного вывода, искажения информации, а не в результате получения дополнительной информации и формулирования нового правильного суждения. Финансовая отчетность не соответствует МСФО, если она содержит существенные ошибки.

Что касается существенных ошибок, выявленных в отчетном периоде, следующем за периодом их совершения, необходимо за последний отчетный период пересмотреть сопоставимую информацию за период, предшествующий последнему отчетному периоду, и исправить входящие сальдо.

В МСФО в настоящее время больше нет понятия фундаментальной ошибки. В этих условиях любая обнаруженная ошибка исправляется ретроспективно. На практике случаи ошибок встречаются крайне редко, бухгалтеры и аудиторы не стремятся признавать свои ошибки.

Учетная политика, в отличие от оценки, регулирует общие принципы учета. Руководство компании выбирает и применяет учетную политику таким образом, чтобы вся финансовая отчетность соответствовала всем требованиям каждого применяемого стандарта и интерпретации.

Учетная политика применяется последовательно при отражении аналогичных операций. Учетная политика должна быть также последовательна и во временном аспекте, чтобы обеспечить возможность сопоставления данных различных отчетных периодов. В силу этого требования на практике учетная политика меняется крайне редко. Тем не менее, если случается смена учетной политики, то важно четко обозначить последствия каждого ее изменения.

Раскрытие информации об учетной политике, изменении учетных оценок и об ошибках в пояснительной записке к финансовой отчетности. В пояснительной записке к финансовой отчетности раскрывается следующая информация об учетной политике, изменении учетных оценок и об ошибках.

Ошибки. При обнаружении ошибки, допущенной в предшествующих периодах, компания должна:

1)раскрывать информацию о ее характере и величине по каждой затронутой ошибкой статье финансовой отчетности;

2)показать влияние на показатель прибыли на акцию;

3)указать величину корректировки на начало самого раннего из представленных отчетных периодов;

4)описать то, как и когда была исправлена ошибка - в тех случаях, когда ретроспективный пересмотр показателей финансовой отчетности неосуществим.

Оценки. Раскрытию подлежит информация об изменениях оценок, за исключением тех случаев, когда их влияние определить не представляется возможным, при этом следует указать причины, по которым информация не раскрывается.


При выпуске нового стандарта, еще не вступившего в силу, необходимо раскрыть информацию о возможном влиянии его применения в будущем.

По выбору компания может раскрыть следующую информацию:

1)характер предстоящих изменений учетной политики;

2)дату вступления стандарта в силу и дату, с которой выполнение его требований становится обязательным;

3)обсуждение последствий применения стандарта или указание на тот факт, что эти последствия неизвестны.

Правила первого перехода на МСФО. При первоначальном применении МСФО, которое оказывает влияние на отчетные данные текущего, прошлого или будущего периодов, необходимо раскрыть следующую информацию:

1) название соответствующего стандарта;

2) изменения учетной политики, проведенные в соответствии с временными переходными правилами, а также их описание;

3) влияние на настоящее и будущее.Следует показать:

1) корректировки по каждой статье финансовой отчетности за текущий отчетный период и за каждый предыдущий период;

2) корректировки величины прибыли на акцию;

3) как и когда принимались изменения учетной политики - при неосуществимости ретроспективного применения.

Глава 3. Основные выводы и предложения по развитию МСФО

В конце 2006 г. был принят обновленный МСФО 14 "Сегментная отчетность" и опубликован Дискуссионный документ по унификации понятия справедливой стоимости в различных стандартах, действующих на сегодняшний день. До конца 2006 г. долгожданный проект по МСФО в малом и среднем бизнесе оформится в Проект положения (проформа будущего стандарта), а также будут опублиуованы предполагаемые изменения в МСФО 1 "Первое применение МСФО" в отношении стоимости инвестиций в дочерние компании, в МСФО 33 "Прибыль на акцию" и в МСФО 24 "Раскрытие информации о связанных сторонах".

В первом квартале 2007 г. принято изменение в МСФО 23 "Затраты по займам", из которого исключается возможность альтернативных подходов к капитализации и остается требование всегда капитализировать затраты по займам в стоимости квалифицируемого (подходящего под определение стандарта) актива.

Опубликован приближенный к USGAAP Проект положения стандарта МСФО 12 "Налоги на прибыль", где отложенные налоговые активы и отложенные налоговые обязательства будут разделены на долгосрочную и краткосрочную части.


Выйдет в свет Дискуссионный документ по изменению стандарта МСФО 4 "Договоры страхования".

Также в 2007 году будут приняты изменения в МСФО 32 "Финансовые инструменты", МСФО 33 "Прибыль на акцию", МСФО 1 "Первое применение МСФО", МСФО 24 "Раскрытие информации о связанных сторонах", а также совершенно новые стандарты "Обязательства" и "Малые и средние предприятия".

В рамках конвергенции изменится стандарт МСФО 3 "Объединение бизнеса", а также МСФО 1 "Представление финансовой отчетности" – путем отмены отчета о прибылях и убытках и введении отчета о полном доходе (ComprehensiveIncome).

2008 год. Приняты изменения в МСФО 31 "Инвестиции в совместные предприятия", МСФО 12 "Налоги на прибыль", а также Проекты положений обновленных стандартов МСФО 27 "Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность" в части консолидированной финансовой отчетности, МСФО 1 "Представление финансовой отчетности", МСФО 18 "Признание выручки", МСФО 4 "Договоры страхования", а также Проекты положений новых стандартов – "Руководство по определению справедливой стоимости" (с конкретными практическими требованиями по определению справедливой стоимости в специфических ситуациях, которые также будут являться руководством к действию для профессиональных оценщиков).

Вывод: Как можно видеть, СМСФО не останавливается на достигнутом, даже "свежепринятые" стандарты постоянно подвергаются изменениям, что вызывает основные трудности в их применении. Однако напомним, что в соответствии с решением СМСФО обязательное применение всех вышеуказанных стандартов откладывается до 2009 г. Как всегда, досрочное применение стандартов не запрещено.

Предлагаемые пути решения выявленных преоблем:

Решение проблемы №1

Да, МСФО сложны, однако они представляют собой локомотив теории бухгалтерского учёта. Путём изучения МСФО нетрудно быть в хорошей профессиональной форме - оставаться современным квалифицированным специалистом. При оценке внедрения международных стандартов недальновидно ориентироваться исключительно на поставку информации для инвесторов. Чтобы деньги на внедрение не были потрачены неэффективно, необходимо привязать существующую систему управленческого учёта к внедряемым международным стандартам. Основанием для такого подхода может служить изначальное приближение МСФО к управленческой и собственнической идеологии, а также к бизнес-логике. Главным достижением долгого и трудного процесса внедрения МСФО должно стать не привлечение более дешёвого финансирования и выход на IPO, а быстрое и точное извлечение данных, входящих в отчётность по МСФО из системы управленческого бухгалтерского учёта.


Решение проблемы №2

Инвесторам необходима не только отчётность по МСФО, а нечто большее. Данная ситуация нормальна, так как управленческий учёт должен вестись в любой компании. Именно из управленческого учёта можно получать дополнительные данные для избранных инвесторов. К тому же у компаний всегда остаются коммерческие секреты, большинство из которых в отчётности по МСФО не раскрывается. Было бы странно раскрывать все коммерческие секреты в отчётности по МСФО, которая априори является публичной, то есть доступной всем заинтересованным пользователям. Если инвестор имеет контроль над компанией, ему не составит труда узнать любую информацию, в том числе представляющую коммерческую тайну, о компании. Если в отчётности по МСФО раскрывать всю информацию, которая только может прийти в голову инвестору или другому пользователю, то это будет слишком затратно в плане финансовых, трудовых и временных ресурсов для самой компании, да ещё и подорвет конкурентные преимущества путём раскрытия коммерческой тайны. Естественно, что бизнес на это пойти не может и разработчики стандартов (Совет по Международным стандартам финансовой отчётности), понимая это, никогда не включат требования о раскрытии всей информации в стандарты МСФО.

Решение проблемы №3

В соответствии с требованиями международных стандартов компании должны избирать подходы в МСФО аналогичные их национальной практике. Такое требование, в частности, содержится в МСФО 1 "Первое применение Международных стандартов финансовой отчётности"(IFRS 1). При этом разработчики МСФО полагали, что суждения, принятые в национальном учёте при переходе на МСФО не должны быть разными, ведь объект учёта один, а применяемые стандарты на объект учёта объективно не влияют. Естественно, не учтено влияние налогового учёта на бухгалтерскую отчётность, составленную по некоторым национальным стандартам, например, российским. Поэтому российским компаниям просто необходимо отходить от вышеуказанного требования МСФО 1, и отражать операции исходя из независимого профессионального взгляда, который, именно в российских условиях, может отличаться от применяемого для целей составления национальной отчётности.

Рассмотренные выше проблемы являются общими для всех стран, применяющих или готовящихся применять МСФО. Для России сложности обусловлены также невозможностью на ближайшие 5-7 лет, а может быть, и навсегда, отказаться от ведения бухгалтерского учета по национальным стандартам с целью сокращения затрат компаний на несколько видов учета. Среди последних инициатив Правительства РФ в области реформирования национального учета можно назвать публикацию проекта закона "Об официальном бухгалтерском учете".