Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (особенности структур управления российских предприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Роль организационной структуры управления предприятия в рыночных условиях

1.1. Понятие, сущность, виды и функции организационных структур управления предприятием

1.2. Особенности структур управления российских предприятий

Глава 2. Методы изучения эффективности организационной структур

2.1. Информационная основа исследования организационной структуры управления предприятием

2.2. Показатели оценки эффективности организационной структуры управления предприятием

2.3. Методы исследования организационной структуры управления предприятием

Глава 3. Анализ организационной структуры ООО «Транспортные услуги»

3.1. Краткая характеристика ООО «Транспортные услуги»

3.2. Оценка организационной структуры ООО «Транспортные услуги»

3.3. Рекомендации по совершенствованию организационной структуры ООО «Транспортные услуги»

Заключение

Список литературы

Основными структурообразующими документами, обеспечивающими деятельность предприятия, являются устав, договор, штатное расписание, должностные инструкции, положения о подразделениях, положение об организационной структуре.

2.2. Показатели оценки эффективности организационной структуры управления предприятием

Оценка эффективности организационной структуры управления предприятием направлена на выявление ее способности обеспечивать достижение поставленных целей при минимальных и необходимых затратах (соответствия реального использования организацией внутренних возможностей блоку «механизм управления» концептуально модели).

Такая оценка проводится с использование коэффициента механизма управления (Кму), расчет осуществляется на основе метода ранжирования частных показателей по формуле:

Кму = ∑qi * Ai (1)

где qi - коэффициент весомости показателя (он устанавливается экспертным путем по характеру его влияния на результаты работы предприятия);

Ai - оценка в баллах по шкале от 1 до m[29].

Шкала оценки данного показателя при 10-ти балльной шкале следующая:

  • 0-3 - организационная структура не отвечает целям и задачам деятельности предприятия;
  • 3-6 - организационная структура неэффективна, механизм управления не регламентирует взаимодействие элементов и их целенаправленное развитие;
  • 6-8 - организационная структура способствует эффективной деятельности предприятия, однако механизм управления недостаточно эффективно обеспечивает реализацию целевых установок и выработку решений на достижение максимальных результатов при минимальных и необходимых затратах;
  • 8-10 - организационная структура и механизм управления являются эффективными.

В качестве частных показателей выступают следующие: длительность управленческого цикла, непрерывность управленческого цикла, ритмичность управления, оперативность принимаемых решений, экономичность системы управления, уровень исполнительности аппарата управления, уровень качества подготовки управленческих решений, уровень использования рабочего времени в аппарате управления. Для их оценки может быть использован экспертный метод.


2.3. Методы исследования организационной структуры управления предприятием

В целях оценки эффективности организационной структуры предприятия может быть использована методика, предложенная Н.Н. Федоровой[30].

Этап 1. Анализ организационно-регламентирующего обеспечения системы менеджмента. На этом этапе анализируются основные структурообразующие документы; делается вывод о том, насколько они позволяют выстроить эффективную систему управления и контроля за деятельностью аппарата управления на предприятии.

Этап 2. Анализ целостности объекта управления. Цель анализа - оценка степени взаимосвязи и взаимообусловленности подразделений организации. В качестве метода исследования используется матрица взаимосвязи и
взаимообусловленности структурных подразделений. Взаимообусловленность деятельности структурных подразделений и основных видов деятельности предприятия обосновывается прямой зависимостью результатов деятельности одного подразделения от результатов деятельности другого подразделения.

Этап 3. Анализ внешней эффективности организации (анализ степени использования организацией внешних возможностей). Цель анализа - оценка степени применения системой управления возможностей внешней среды, учета угроз, обнаружение причин рассогласования результата и цели в проблемных зонах, степени соответствия организационной структуры управления совокупности условий ее функционирования во внешней среде. Методом исследования на этом этапе является SWOT-­анализ.

Этап 4. Анализ внутренней эффективности организации (анализ степени использования организацией ее внутренних возможностей, характеризующих потенциал организации). Цель анализа - оценка способности организационной структуры управления обеспечивать достижение поставленных целей при минимальных и необходимых затратах (соответствия реального использования организацией внутренних возможностей блоку «механизм управления» концептуально модели, формализованному в виде обобщающего показателя Кму).

Этап 5. Анализ соответствия организационной структуры управления производственной структуре. Цель анализа - оценка соответствия двух основных подсистем друг другу, формирование информации для разработки мер по обеспечению экономического, технологического, социально-психологического и организационного соответствия. Оценка эффективности организационной структуры может быть проведена только с позиции ее результативности для управляемого объекта. С этой точки зрения в цепочке наиболее значимых факторов, учитываемых при анализе организационной структуры, основными являются: уровень специализации → объем и тип производства → технологические факторы → организация производственного процесса → производственная структура → воспроизводственная структура → финансовая структура → организационная структура[31].


Таким образом, проведенное во второй главе работы исследование позволяет сделать вывод, что актуальность оценки структур управления обусловлена тем, что в настоящее время многие отечественные предприятия сталкиваются проблемой их низкой эффективности. Оценка эффективности организационной структуры управления предприятием направлена на выявление ее способности обеспечивать достижение поставленных целей при минимальных и необходимых затратах.

Информационной основой исследования организационных структур управления являются нормативные, организационные, распорядительные, справочно-информационные документы.

В целях оценки эффективности организационной структуры предприятия может быть использована методика, предложенная Н.Н. Федоровой, и включающая пять этапов: 1) анализ организационно-регламентирующего обеспечения системы менеджмента; 2) анализ целостности объекта управления; 3) анализ внешней эффективности организации; 4) анализ внутренней эффективности организации; 5) анализ соответствия организационной структуры управления производственной структуре.

Глава 3. Анализ организационной структуры ООО «Транспортные услуги»

3.1. Краткая характеристика ООО «Транспортные услуги»

ООО «Транспортные услуги» создано 29 декабря 2011 г.

Адрес государственной регистрации предприятия: Владимирская область, г. Владимир, ул. Зеленая, д. 73, оф. 197.

Направления деятельности предприятия:

  • обеспечение сервиса по доставке груза от двери до двери, крупногабаритного груза, по таможенному оформлению в портах погрузки и прибытия;
  • отправка 20-футовых и 40-футовых контейнеров;
  • автоперевозка грузов;
  • страхование и отслеживание всех видов грузов;
  • услуги таможенного оформления грузов.

Для выявления тенденций экономического развития ООО «Транспортные услуги» в табл. 3 представлены основные технико-экономические показатели за последние три года и цепные темпы роста этих показателей.

Таблица 3

Динамика основных технико­­-экономических показателей


деятельности ООО «Транспортные услуги» за 2012-2014 гг.[32]

Наименование показателя

Ед. изм.

Значение показателя

Изменение показателя

2014 г.

2015 г.

2016 г.

абсолют.

относит.

2015/

2014

2016/

2015

2015/

2014

2016/

2015

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Объем реализации услуг

тыс.руб.

123584

295777

245676

172193

-50101

139,33

-16,93

Численность

работающих

чел.

чел.

14

7

28

18

39

26

14

11

11

8

100,00

157,14

139,29

144,44

в том числе рабочих

Выработка

одного ра­ботающего

одного рабочего

тыс.руб.

тыс.руб.

8827,43

17654,86

10563,46

16432,06

6299,39

9449,08

1736,03

-1222,80

-4264,07

-6982,98

119,67

-6,93

-40,37

-42,50

Фонд заработной платы работающих

в том числе ФЗП рабочих

тыс.руб.

тыс.руб.

11090,66

5118,47

48431,04

23436,36

57031,65

32400,94

37340,38

18317,89

8600,61

8964,58

336,68

357,88

117,76

138,25

Продолжение таблицы 3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Среднегодовая

заработная плата

одного ра­ботающего

одного рабочего

тыс.руб.

тыс.руб.

792,19

731,21

1729,68

1302,02

1462,35

1246,19

937,49

570,80

-267,32

-55,83

118,34

78,06

-15,45

-4,28

Полная себестоимость услуг, работ

тыс.руб.

100853

252924

233647

152071

-19277

150,78

-8,63

Затраты на 1 руб. реализации

руб.

0,82

0,87

0,95

0,05

0,08

6,01

9,2

Прибыль (убыток) от основной деятельности

тыс.руб.

22731

42853

12029

20132

-30824

88,5

-71,92

Уровень рентабельности услуг

%

22,6

16,9

5,1

-5,7

-11,8

-25,22

-69,8


По данным табл. 3, можно сделать выводы о деятельности ООО «Транспортные услуги» за анализируемый период.

В 2015 г. на предприятии значительно увеличился объем реализованных услуг – на 39,33 % по сравнению с 2014 г., что обусловлено привлечением крупного заказчика. Однако, в 2016 г. эта тенденция развития не получила продолжения и объем реализации услуг сократился на 16,93 %. В то же время на протяжении всех анализируемых лет росла численность персонала: в 2015 г. она увеличилась на 14 чел., или в два раза, а в 2016 г. – еще на 39,29 %. Численность рабочих также возрастала: на 157,14 % в 2015 г. и на 44,44 % - в 2016 г.

В то же время рост выработки работающих отмечался только в 2015 г., когда она увеличилась относительно 2014 г. на 19,67 %. В 2016 г. выработка работающего сократилась на 40,37 %. Если же рассматривать изменения выработки рабочих, то на протяжении всех анализируемых лет они негативные: в 2015 г. выработка рабочего сократилась на 6,93 %, а в 2016 г. – на 42,50 %.

Фонд заработной платы увеличивается в течение всех трех анализируемых лет – на 336,68 % в 2015 г. и на 117,76 % в 2016 г. Это обусловлено как ростом численности персонала, так и среднегодовой заработной платы. Отметим, что при снижении выработки, заработная плата работников предприятия растет, то есть требование расширенного воспроизводства не соблюдается.

Анализируя изменения себестоимости услуг, отметим, что в 2015 г. ее темпы опережали темпы роста объема реализации услуг, что негативно отразилось на темпах роста прибыли от реализации услуг: при росте выручки в 2015 г. относительно 2014 г. на 139,33 %, прибыль от реализации услуг выросла только на 88,50 %. В 2016 г. выручка от реализации услуг снизилась относительно 2015 г. на 16,93 %, а полная себестоимость услуг – только на 8,63 %. В результате прибыль от реализации услуг в 2016 г. значительно ниже показателя 2015 г. – на 71,92 %.

Рентабельность услуг снижается на протяжении всех трех анализируемых лет – в 2016 г. она составила 5,1 %, что на 17,5 п.п. ниже показателя 2014 г. и на 11,8 п.п. - показателя 2015 г.

Таким образом, деятельность ООО «Транспортные услуги» в 2015 г. была прибыльной. По сравнению с 2014 г. почти вдвое увеличились объем реализации и себестоимость работ. А вследствие более высоких темпов роста объема реализации по сравнению с себе­стоимостью увеличилась прибыль от основной деятельности за этот период на 189,4%. В 2016 г. фирма сдала позиции, общий объем реализации снизился на 16%, сократилась численность персонала на 1 человека, уменьшился фонд оплаты труда. Большинство показателей 2016 г. имеют негативную тенденцию.