Файл: Рынок ценных бумаг, проблемы и перспективы развития.pdf
Добавлен: 14.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные положения рынка ценных бумаг
1.1 Основные понятия рынка ценных бумаг
1.3 Эффективность операций с ценными бумагами
Глава 2. Перспективы развития рынка ценных бумаг в современных условиях
2.1 Рынок ценных бумаг России: проблемы и перспективы развития в современных условиях
2.2 Региональный рынок ценных бумаг: проблемы и перспективы развития
Введение
Ценная бумага – это продукт современного рынка, который создан человеческим умом и временем. Если современный рынок и продолжает развиваться, несмотря на все сопутствующие ему экономические и социальные проблемы, то этим он во многом обязан именно развитию современного рынка ценных бумаг.
Безусловно, значение рынка ценных бумаг в функционировании и развитии рыночной экономике велико. Но какое именно место рынок ценных бумаг занимает в экономике, и какую роль играет в протекании различных экономических процессов, мы попытались определить в данной работе, которая получила название "Рынок ценных бумаг и его роль в функционировании рыночной экономики".
Особую актуальность этой теме придает развитие рынка ценных бумаг в современном мире. Особенно это касается рассмотрения принципов развития и особенностей рынка ценных бумаг в России.
Для того чтобы представить выбранную тему детально, мы проанализировали цели, задачи и функции рынка ценных бумаг, изучили его основные характеристики и свойства. Кроме этого, в работе была выявлена структура и подробная классификация рынков ценных бумаг, также рассмотрены его участники.
В процессе работы были проанализированы различные таблицы, графики и схемы, которые представлены в приложениях. Некоторые из них разработаны самостоятельно на основании изученных источников по теме.
Целью написания данной курсовой работы является подробное рассмотрение рынка ценных бумаг, самих ценных бумаг как объектов рынка, а также изучение принципов функционирования и организации рынка ценных бумаг в Российской Федерации.
Задачи работы:
- рассмотреть основные понятия рынка ценных бумаг;
- охарактеризовать виды ценных бумаг;
- оценить эффективность операций с ценными бумагами
Проанализировать перспективы развития рынка ценных бумаг в современных условиях в рамках страны в целом и на примере конкретного региона.
Таким образом, значение данной курсовой работы заключается в подробном рассмотрении и изучении принципов функционирования рынка ценных бумаг и его влияния на хозяйственную деятельность различных экономических субъектов.
Глава 1. Основные положения рынка ценных бумаг
1.1 Основные понятия рынка ценных бумаг
Сущность и структура рынка ценных бумаг.
Следует различать три понятия: финансовый рынок, фондовый рынок и рынок ценных бумаг.
Финансовый рынок – это рынок, на котором объектами купли- продажи выступают деньги и капиталы.
Рисунок 1 - Структура финансового рыка
Фондовый рынок – это рынок ценных бумаг, в основе которого лежат деньги как капитал.
Рынок ценных бумаг – это совокупность экономических отношений между участниками рынка по поводу выпуска и обращения ценных бумаг[1].
Рисунок 2 - Структура рынка ценных бумаг
Важным элементом эффективно функционирующей рыночной экономики является рынок ценных бумаг, который как элемент входит в систему финансового рынка. Финансовый рынок распадается на две части:
- Рынок заемного каптала представлен в условиях рыночной экономики кредитно- банковской системой страны.
- Рынок собственного капитала представляет собой рынок ценных бумаг, то есть ту часть финансового рынка, которая обеспечивает возможность оперативного перелива финансовых средств в различные секторы экономики и способствует активизации инвестиций. Таким образом, главная задача рынка ценных бумаг является привлечение инвестиций, определяющие возможность долгосрочного экономического развития. Рынок ценных бумаг – один из важнейших инструментов государственной бюджетной политики[2].
Основным объектом является ценная бумага. В современной экономической литературе существует множество определений этого понятия. Однако большинство экономистов сходятся во мнении, что ценная бумага – это особым образом оформленный документ, выражающий имущественное отношение между сторонами, подтверждающий право ее владельца на какие- либо имущество, либо его денежный эквивалент.
Существует ряд классификаций ценных бумаг (см. Приложение Б).
Процедуру выпуска ценных бумаг называют эмиссией. Ценные бумаги называют эмиссионными, размещение которых требует проспекта эмиссии и регистрации выпуска регулирующими органами, и неэмиссионными, размещение которых не требует проспекта эмиссии.
Сущность рынка ценных бумаг определяется его функциями. К ним относятся:
- Коммерческая – целью любого рынка является получение прибыли (чистого дохода) или приумножение вложенного в рынок капитала;
- Оценочная (ценностная, измерительная) – любой товар на рынке, в том числе и ценные бумаги, получает свою собственную рыночную цену;
- Информационная – информация о событиях на рынке должна быть выявлена и доведена в установленном порядке до всех его участников;
- Регулирующая – рынок действует по вырабатываемым им правилам, которые его участники обязаны соблюдать добровольно или в силу их законодательного закрепления;
- Перераспределительная. Посредством рынка ценных бумаг осуществляется перераспределение сбережение или вообще свободных денежных средств из их простых денежных форм в различные формы капитала. Покупка доходной ценной бумаги означает, что деньги инвестора превратились в капитал;
- Защитная, или антирисковая. Рынок представляет своим участникам финансовые инструменты защиты капитала от тех или иных рисков[3].
Участниками рынка ценных бумаг является эмитенты, инвесторы, профессиональные участники, государственные органы регулирования и контроля (см. Приложение А).
Эмитенты – юридическое лицо либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами рынка ценных бумаг по осуществлению закрепленных ими прав. Эмитенты подразделяются на следующие группы: государственные органы ( государственные ценные бумаги), акционерные промышленные и торговые кампании (акции, облигации, векселя), инвестиционные компании и инвестиционные фонды, пенсионные фонды, акционерные коммерческие банки (акции, облигации, векселя, банковские сертификаты), частные предприятия (векселя), нерезиденты, прочие эмитенты. Инвестиционная компания – юридическое лицо, действует не за счет клиента, а за свой собственный счет. Основной функцией инвестиционной компании являются выпуск собственных ценных бумаг (акций, облигаций), вложение полученных средств в ценные бумаги, купля- продажа ценных бумаг в качестве дилера (ценные бумаги реализуется часто только среди юридических лиц).
Инвестиционный фонд – один из видов инвестиционной компании, его специфика в России заключается в привлечении средств населения.
Существует три вида инвестиционных фондов[4]:
- инвестиционный фонд в виде ОАО выпускает обыкновенные акции, которые могут быть проданы всем желающим.
- чековый инвестиционный фонд – фонд приватизации. Создание было связано с ваучерной приватизацией и обернулось обманом вкладчиков.
- новый вид инвесторов в РФ являются паевые инвестиционные фонды (ПИФ). ПИФ – не юридическое лицо, а лишь имущественный комплекс. Права собственника сохраняются за инвестором. Инвестор получает инвестиционный пай. У такой ценной бумаги есть цена размещения и цена выкупа. Цена размещения - цена, которую платит инвестор при покупке пая, цена выкупа – цена, по которой инвестиционный пай выкупает управляющая компания. В зависимости от срока возврата (инвестор может потребовать свои денежные средства обратно) ПИФ делятся на открытые и закрытые. Открытые можно продать паи в любой день, закрытые зависят от сроков в проспекте эмиссии. В РФ ПИФ являются открытыми.
Инвестор – физическое или юридическое лицо, приобретающее ценные бумаги от своего имени и за свой счет. Инвесторы делятся на стратегических, институциональных и частных.
Стратегические инвесторы ставят своей целью получение контроля над деятельностью АО. Степень влияния на деятельность АО зависит от количества акций.
Институциональные инвесторы - это портфельные инвесторы, то есть они формируют свой портфель ценных бумаг с целью получения дохода. К ним относятся коммерческие банки, инвестиционные компании, пенсионные фонды.
Частные инвесторы – это индивидуальные инвесторы.
Брокеры – это организации, которые заключают сделки купли – продажи ценных бумаг для своих клиентов за счет самих клиентов.
Дилеры – это организации, которые продают и покупают ценные бумаги от своего имени и за свой счет на основе объявленных ими цен.
Управляющие компании – это организации, осуществляющие доверительное управление ценными бумагами и вложениями в них денежными средствами клиентов.
Регистраторы – это организации, задачей которых является ведение списков (реестров) владельцев ценных бумаг.
Депозитарии – это организации, которые должны осуществлять хранение и (или) учет ценных бумаг участников рынка.
Клиринговые организации – это организации, осуществляющие расчетное обслуживание участников рынка ценных бумаг.
Организаторы рынка – это организации, которые способствуют (создают необходимые условия) заключению сделок на рынке ценных бумаг.
Состав профессиональных участников рынка ценных бумаг в нашей стране определяется законом «о рынке ценных бумаг» и уточняется по мере развития самого рынка.
Выпуск ценных бумаг осуществляется под жестким контролем со стороны органов, регулирующих рынок ценных бумаг. Обращение ценных бумаг осуществляется по рыночным ценам.
Различают первичный и вторичный рынок ценных бумаг.
На первичном рынке реализуются вновь выпускаемые ценные бумаги. Здесь продается внебиржевой оборот. Ценные бумаги на этом рынке приобретаются непосредственно покупателями – крупными кредитно- финансовыми институтами и населением.
На вторичном рынке обращаются как ранее, так и дополнительно выпущенные ценные бумаги. Существует две основные организационные разновидности вторичных рынков ценных бумаг: организованный рынок ценный бумаг, регулируемый государством, представлен биржевыми и организованными внебиржевыми системами торговли, и неорганизованный (стихийный) рынок ценных бумаг. На неорганизованном рынке ценных бумаг главную роль играет официальная фондовая биржа.
Фондовая биржа – это организация, исключительным предметом деятельности которой является обеспечение необходимых условий нормального обращения ценных бумаг, определение их рыночных цен и надлежащие распространение информации о них, поддержание высокого уровня профессионализма участников рынка ценных бумаг.
Термин «биржа» произошел от места в городе Брюгге (Голландия), где собирались купцы перед домом богача Ван дер Бурзе, фамильным гербом которого были три кошелька. Кошелек по-голландски произносится «бурзэ». В XVI веке в городе Антверпене появилась первая фондовая биржа, где обращались облигации. Затем в Амстердаме возникла фондовая биржа для акций. В XVII веке произошло разделение товарных и фондовых бирж[5].
Биржа призвана обеспечивать условия нормативного цивилизованного обращения ценных бумаг. Все ценные бумаги, поступающие на биржу, проходят процедуру листинга (допуска ценных бумаг к биржевым торгам). Целью листинга является допуск к биржевым торгам только качественных ценных бумаг. На бирже осуществляется регистрация сложившихся в процессе купли-продажи курсов акций и облигаций (котировка). Цену, по которой заключается сделки с ценными бумагами, называется курсом.
Фондовая биржа в РФ создается в форме закрытого акционерного общества и должна иметь не менее трех членов. Операции на фондовой бирже могут осуществляться только ее членами. На организованных рынках ценных бумаг составляются фондовые индексы – методы измерения цен на акции в сравнении со средними показателями. При расчете индексов учитываются акции многих компаний. Составляются как сводные, так и отраслевые индексы.
Принятие решения о покупке ценных бумаг осуществляется на основе анализа, целью которого является оценка инвестиционных качеств ценных бумаг и их сопоставимость с риском. Применяются следующие методы анализа: фундаментальный и технический анализ, анализ с использованием рейтингов и фондовых индексов, формирование фондового портфеля.
Эффективность деятельности любого предприятия в рыночных условиях зависит от рационального использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Применение трудовых ресурсов непосредственно связано с оплатой труда, экономический анализ которой объективно необходим для ее контроля, регулирования, принятия обоснованных и своевременных управленческих решений.
Методика анализа оплаты труда достаточно широко представлена в экономической литературе, в частности в работах Г.В. Савицкой, Н.В. Вой- толовского, Н.И. Курганской, А.А. Федченко, Р.А. Яковлева [ 1-5]. Эти авторы исходят из того, что цель проведения анализа заключается в изыскании неиспользованных резервов возможной экономии фонда заработной платы. Имеющиеся различия в методике анализа в основном обусловлены уровнем сложности и наглядности расчетов, а также значимостью определенных направлений анализа.