Файл: Оптимизация ресурсов организаций (подразделений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 226

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы заключается в том, что с развитием большого числа предприятий розничной и оптовой торговли и разнообразия товарного ассортимента, предприятиям становится все сложнее и сложнее конкурировать между собой, что в свою очередь приводит к поискам решений, поискам мест приложений усилий, чтобы сохранять прибыльность, сохранять свою жизнеспособность и оставаться на плаву среди конкурентов.

Одним из таких направлений является товарный ассортимент. Современный рынок представляет собой стремительно развивающуюся и постоянно преобразовывающуюся систему, включая в себя огромное количество предприятий, ежедневно входящих и выходящих с рынка, меняя род деятельности. Но наиболее важным является тот факт, что предприятия ежедневно внедряют новую продукцию в свой ассортимент и поэтому возникает вопрос: насколько выгодно производить данный товар в данный момент.

Для решения поставленного вопроса существует система планирования ассортимента, включающая в себя различные методики и инструменты, позволяющие грамотно распределять и калибровать имеющиеся на предприятии ресурсы и получать максимальную эффективность от их использования. Одной из таких методик является ABC.

Чтобы быть конкурентоспособными, менеджмент компаний должен максимально эффективно осуществлять ассортиментную политику, дабы выйти победителем в конкурентной борьбе на рынке.

Опыт как отечественных, так и зарубежным предприятий показывает, что проблема повышения эффективности планирования ассортимента на предприятиях постоянно являлась актуальной и остается таковой по сей день.

В связи с этим предприятия начинают искать пути реализации и решения по данным процессам, одним из которых является оптимизация своих товарных остатков, пути привлечения прибыли, максимизации объема продаж, а так же привлечения ИТ-технологий, которые позволяли в считанные минуты вывести нужный отчет по ассортименту, составить нужные графики, показать более детально информацию, например о продажах, что позволяло бы управлять своим предприятием более эффективно, затрачивая меньше времени и получая максимальную прибыль.

Целью курсовой работы является исследование метода ABC за счет проведения анализа структуры торгового ассортимента на примере торгового предприятия ООО «Техносистема» и разработка предложений по его оптимизации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд зада, а именно:


  • рассмотреть понятие товарного ассортимента и его и классификацию;
  • рассмотреть вопросы планирования ассортимента на предприятии;
  • рассмотреть методы анализа торгового ассортимента (ABC и XYZ);
  • дать характеристику деятельности предприятия ООО «Техносистема»;
  • выполнить анализ товарной деятельности предприятия ООО «Техносистема»;
  • дать рекомендации по оптимизации торгового ассортимента;

Объектом исследовании является компания ООО «Техносистема».

Предметом исследования выступает метод ABC и ассортиментная политика предприятия.

Теоретической основой исследования при написании работы стали специальная литература в области торговой и экономической деятельности предприятий, труды таких авторов как Бульба А.В., Волгин В.В., Григорьев М.Н., Демин В.А., Лукинский В.С., Масленкова О.Ф., Миротин Л.Б., Плетнева Н.Г., а также других российских и зарубежных исследователей.

Методологическую основу исследования составили монографический метод исследования, описательный метод, графический и табличный методы, а также метод сравнения и логический метод.

Практическая значимость данной работы заключается в возможности применения знаний, полученных при изучении теоретических основ формирования товарного ассортимента, и использовании полученных результатов для дальнейшего изучения темы.

Исходя из поставленных целей, задач и выбранной методологии исследования работа имеет следующую структуру: введение, три главы основной части, заключение, список использованных источников и приложения.

Глава 1. Теоретические основы формирования товарного ассортимента на предприятии

1.1. Понятие товарного ассортимента и его и классификация

Рассмотрим определение ассортимента товаров. Так, ассортимент товаров — это совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку[1].

Таким образом, огромное количество товаров, которые представлены на рынке, а также агрегированы с помощью признака потребительского назначения или производственного происхождения называют ассортиментом.


Ассортимент обладает возможностью отображать отличия, которые есть между услугами и товарами. Ассортимент считается закономерным распределением всякого множества, интеллектуального по разным показателям, на группы разного значения или же на отдельные звенья. Не считая перечня товаров, помимо прочего бывает перечень услуг, ассортимент идей и так далее.

Торговый ассортимент – представляет собой номенклатуру товаров, подлежащей продаже в розничной торговле[2].

Отметим, что слово «ассортимент» является словом французского происхождения. Каждый автор трактует его по-своему. Ассортимент может в большем объеме охарактеризовать результаты деятельности организации, а также отраслей, которые производят товары народного потребления.

По организации производства товаров и необходимо рассматривать один из самых важных факторов, которые определяют такие понятия, как степень сбалансированности предложения и спроса на определённом товарном рынке.

Товарный ассортимент является набором товаров, которые объединены или сочетаются по определённому признаку или совокупности признаков, это могут быть: цвет, вид, размер и так далее. В зависимости от товаров народного потребления можно выделить два вида ассортимента товаров: торговый и производственный[3].

Производственный ассортимент товаров является перечнем товаров, которые выпускаются определёнными предприятиями, которые объединены или отраслями промышленности либо сельского хозяйства.

Торговый ассортимент является перечнем товаров, которые были подобраны для реализации в магазинах розничной торговли. Данный ассортимент содержит внутри себя неограниченное количество различных наименований, также разновидностей продукции, которая выпускается непосредственно организациями разных отраслей промышленности, также сельского хозяйства.

Для обеспечения надлежащего уровня обслуживания потребителей, а также роста экономических показателей деятельности торговой фирмы в значительной степени зависит от правильного формирования ассортимента.

Ассортиментная политика — это формирование ассортимента продукции в зависимости от денежного состояния организации, ее стратегических целей и нужд рынка. Ассортиментная политика обычно преследует долгосрочные цели.

Формирование ассортиментной политики и ее реализация необходимы для контролирования величины выручки, определения точки безубыточности. А также для предсказания частоты инвестиций в развитие бизнеса. Формирование товарной политики, и ее реализации, начинает быть особенно важным, когда есть свобода выбора конкретного вида деятельности.


При котором данная политика предполагает наличие информации о ценах, особенности продуктов, сегментов рынка и уровень экономических отношений с зарубежными странами, макроэкономических тенденций. Все эти факторы, необходимые для анализа безубыточности управления массой прибыли и безубыточности для этой цели, такие как налоговая оптимизация, прогнозирование, инвестиции собственных средств для развития бизнеса.

Рассмотрим признаки классификации ассортимента товаров.

Признаками классификации ассортимента являются такие факторы, как местонахождение товаров в торговле либо промышленности, широта охвата товаров, а также степень удовлетворения потребностей и так далее (рисунок 1).

Рисунок 1. Классификация ассортимента товаров[4]

Стоит отметить, что необходимо различать торговый ассортимент, ассортимент товаров и товарную номенклатуру. В широком смысле под номенклатурой понимается перечень терминов, названий или категорий, которые употребляются в какой-либо отрасли техники либо науки и прочее.

Таким образом, классификация ассортимента товаров может различаться по следующим признакам:

  • по расположению товаров;
  • по широте охвата товаров;
  • по степени удовлетворения потребностей;
  • по состоянию в конкретный момент времени;
  • по характеру удовлетворяемых потребностей;
  • по структуре ассортимента;

1.2. Планирование ассортимента на предприятии

В задачи планирования ассортимента на предприятии входят следующие критерии[5]:

1. Удовлетворение потребностей покупателей - один из главных принципов маркетинга, который соответствует задаче глубокой дифференциации и сегментации рынка и обеспечивает прочную связь с покупателями.

2. Рациональное применение технологических знаний и опыта предприятия.

3. Оптимизация финансовых результатов организации – формирование и планирование ассортимента основывается на планируемой рентабельности и величине прибыли.

4. Приобретение новых потребителей расширяя сферы применения имеющейся производственной программы. Данный метод весьма консервативен, так как рассчитан на краткосрочные результаты и предполагает увеличение жизненного цикла устаревающих товаров за счет нахождения новых рынков сбыта.


5. Соблюдение принципов гибкости за счет диверсификации деятельности предприятия, включая нетрадиционные отрасли.

6. Соблюдение принципа синергизма, предполагающего расширение областей производства и услуг предприятия, связанных между собой определенной технологией, единой квалификацией кадров и другой логической зависимостью.

Работа по формированию ассортимента товаров на предприятиях должна вестись непрерывно с соблюдением следующих основных принципов[6]:

  • учет особенностей спроса потребителей, способов его наиболее полного удовлетворения;
  • включение в ассортимент новых изделий, спрос на которые еще не сформировался;
  • обеспечение выполнения экономических показателей работы предприятий;

В процесс планирования ассортимента предприятия входят три ключевых этапа:

Первый этап включает в себя установку группового ассортимента изделий, то есть определяется ассортиментный профиль организации и каналы распределения. Учитывая это определяется роль и место организации в совокупной системе торгового обслуживания данной отрасли.

Второй этап подразумевает установление количественного соотношения отдельно взятых групп изделий, то есть происходит расчет структуры группового ассортимента.

На третьем этапе определяется внутригрупповой ассортимент, то есть производится подбор определенных видов изделий каждой группы по разным признакам. При этом на каждом предприятии необходимо обеспечение соответствия предлагаемого ассортимента изделий спросу покупателей.

Основными факторами, влияющими на построение ассортимента, являются:

1) тип и размер предприятия;

2) техническая оснащенность предприятия;

3) условия товарного снабжения;

4) численность обслуживаемого предприятием населения;

5) место расположения предприятия по отношению к другим предприятиям;

6) транспортные связи между населенными пунктами и другие специфические факторы, которые влияют на процесс формирования ассортимента продукции на определенном предприятии.

Процесс планирования ассортимента на предприятии представлен на рисунке 2.

Рисунок 2. Процесс планирования ассортимента на предприятии[7]

Основная цель анализа и планирования ассортимента заключается в сбалансированном распределении финансовых элементов между различными сферами бизнеса. С целью возможности инвестирования в развитие инновационной деятельности, предприятию нужно, чтобы некоторые из наиболее «зрелых» видов его деятельности или групп продуктов генерировали прибыль.