Во
время перестройки были нарушены связи
между наукой и производством. Но
сегодня уже идет процесс обновления
этих связей. В нашем вузе, к примеру,
кафедра "Радиотехника и радиоэлектронные
системы" (РиРС) в доперестроичное
время успешно трудилась по заказам
Минобороны и космической промышленности.
Развал "оборонки" в свое время
привел к тому, что финансирование
научных работ со стороны государства
было практически прекращено. Но кафедра
не утратила свой научный потенциал.
По заказу автомобилестроителей
на кафедре РиРС, которую возглавляет
д.т.н., про-фессор А.И. Мартяшин,
разработали устройство автоматического
переключения световых приборов
транспортного средства. Эта задача в
автомобильной электронике была решена
впервые. От идеи до ее воплощения, т.е.
до получения Патента РФ на изобретение,
прошло около года. Среди авторов -
профессор, д.т.н. В.И. Волчихин, к.т.н.,
доцент В.И. Кулапин, д.т.н., профессор
А.И. Мартяшин, ст. инженер Д.Г. Сафронкин,
а также представители Ульяновского
автомобильного завода, которые
занимались дизайном, безопасностью
и готовили программу испытаний.
О
необходимости создания автоматического
переключателя световых приборов (фар)
в автомобилях говорит тот факт, что,
по данным автоинспекции, 40% аварий на
трассах связано с "ослеплением".
Водители часто не хотят переключать
дальний свет фар на ближний при
приближении встречного автомобиля.
Новое устройство позволит повысить
безопасность движения, т.к. будет
производить автоматическое переключение
дальнего света фар на ближний за 300
метров до приближающегося автомобиля
и обратное переключение с ближнего
на дальний свет.
Кроме того, в
современных грузовых машинах в так
называемой "гитаре" переключения
света часто происходит короткое
замыкание из-за образования и оседания
на корпусе медной пыли в результате
трения механических контактов. Наши
умельцы сделали и новую "гитару",
где нет трения, а значит, исключена
возможность замыкания, что должно
увеличить срок службы прибора.
На
днях завершились межведомственные
испытания переключения в реальных
дорожных условиях на автомобиле
ВАЗ-2105. И они
дали положительные
результаты. Впереди - заводские
испытания. Разработчики уверены, что
ноу-хау будет внедрено в производство
на заводах ВАЗ и УАЗ.
На кафедре
радиотехники имеется и ряд других
разработок. Учеными этой кафедры
созданы системы обеспечения безопасности
и контроля в различных областях
деятельности человека. Например, для
нефтяников предлагается электронная
система, обеспечивающая безопасность
работы с легковоспламеняющимися
жидкостями, для транспортников -
устройство в виде браслета для контроля
за физическим состоянием водителей,
которое уже использовалось для слежения
за состоянием людей, охраняющих особо
важные объекты. Кроме этого, на кафедре
разрабатывается новая датчиковая
аппаратура для управления современным
автомобилем, а также большая работа
проделана на кафедре по созданию
учебных лабораторий удаленного
доступа. В конце прошлого года ассистент
А.В. Сорокин и профессоры А.И. Мартяшин
и П.П. Чураков получили благодарность
Минобразования за участие в Международной
выставке "Современная образовательная
среда", проходившей в Нижнем
Новгороде.
На кафедре РиРС постоянно
работает выставка, на которой
представлены последние изобретения
ученых. Сейчас там представлено 20
экспонатов.
|