Файл: «Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Движение библиотечного фонда»(Выбор комплекса задач автоматизации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 265

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая работа посвящена автоматизации одной из сторон практической деятельности с использованием баз данных.

База данных – это поименованная совокупность структурированных данных предметной области.

В актуальности темы данной курсовой работы не приходится сомневаться, учитывая бурное развитие информационных технологий в нашем обществе.

Актуальность разработки программы заключается в следующем:

- приложение «Библиотека» представляет собой программу для управления базой данных;

- программа полностью автоматизирует труд оператора ПЭВМ: автоматически заносит вводимые пользователем данные в таблицы базы данных, изменяет структуру таблиц (добавление/удаление записей).

- при использовании программы значительно снижается трудоёмкость ведения базы данных взятых и оставшихся книг.

Целью курсовой работы является создание приложения, которое автоматизирует работу сотрудников библиотеки, что приводит к экономии большого количества времени.

Проектирование реализации операций бизнес-процесса «Движение библиотечного фонда»предназначено для упрощения работы сотрудников библиотеки.

Задачами курсовой работы является систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по использованию готовых и созданию собственных баз данных, применяя систему объектно-ориентированного программирования Delphi, а также развитие навыков ведения самостоятельной работы.

Предметом исследования является библиотека.

При выполнении курсового проекта я пользовалась программами: Microsoft Access и Borland Delphi 7.

ГЛАВА 1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1 Выбор комплекса задач автоматизации

База данных - поименная совокупность структурированных данных, относящихся к определенной предметной области. Под предметной областью принято понимать часть реального мира, подлежащую изучению для организации управления и автоматизации (предприятия, организации). Анализ предметной области позволяет определить, какие данные содержатся в БД. Пользователями БД могут быть различные прикладные программы, программы-комплексы, а также специалисты предметной области, которые называются конечными пользователями.


Модель предметной области. Модель предметной области - это наши знания о предметной области. Знания могут быть как в виде неформальных знаний в мозгу эксперта, так и выражены формально при помощи каких-либо средств. В качестве таких средств могут выступать текстовые описания предметной области, наборы должностных инструкций, правила ведения дел в компании и т.п. Опыт показывает, что текстовый способ представления модели предметной области крайне неэффективен. Гораздо более информативными и полезными при разработке баз данных являются описания предметной области, выполненные при помощи специализированных графических нотаций. Имеется большое количество методик описания предметной области. Из наиболее известных можно назвать методику структурного анализа SADT и основанную на нем IDEF0, диаграммы потоков данных Гейна-Сарсона, методику объектно-ориентированного анализа UML, и др. Модель предметной области описывает скорее процессы, происходящие в предметной области и данные, используемые этими процессами. От того, насколько правильно смоделирована предметная область, зависит успех дальнейшей разработки приложений.

Предметной областью моей базы является библиотека.

Каждая книга, хранящаяся в библиотеке, имеет следующие параметры: название, автор, издание, год издания, жанр, ключевые слова, количество страниц. Каждая книга имеет уникальный номер- шифр.

Характеристика документооборота, возникающего при решении задачи

Характеристика существующих бизнес –процессов

Исследуемым объектом является информационная система библиотеки, взаимодействие с внешней средой указано на рис.1.1.

Рисунок 1.1 - Контекстная диаграмма информационной системы

На вход информационной системы поступают:

  • Книги;
  • Люди;
  • Запросы.

На выходе информационной системы получаются:

  • Книги;
  • Отказы клиентов;
  • Читатель/покупатель.

Процессами управления являются:

  • Нормативные акты;
  • Особенности СУБД.

Для полноценной работы системы необходим:

  • Персонал.

В систему обращаются люди для получения необходимой информации о наличии, приобретении, возврата книг, делают они это лично (люди), либо получают информацию по телефону (запрос).

В систему поступают новые закупленные книги, журналы (книги), а так же поступают книги от читателей, которые спешат вернуть прочитанные книги в библиотеку, чтобы взять новые.


В библиотечной системе есть свои правила (нормативные акты), установленные как законодательством, так и уставом библиотеки, которые регламентируют порядок выдачи, продажи, учёта книг, составление отчётов и документов, поведение персонала в различных ситуациях.

За обеспечением работы всей системы следят люди (персонал). Обязанности работников регламентируются (нормативные акты).

2. Диаграммы декомпозиций

Вся библиотечная система состоит из трёх основных частей, а именно:

  • Ведение каталога;
  • Поисковой системы;
  • Системы формирования заказов.

Взаимодействие этих блоков (подсистем) показано на рис. 1.2.

Организация каталогов, занесение информации в базу данных, учёт книг, читателей всё это происходит в подсистеме «Ведение каталогов». Через неё проходят все книги, все читатели, это самый основной компонент информационной системы библиотеки, в нем осуществляется вся основная деятельность библиотеки.

Рисунок 1.2 -Взаимодействие основных компонентов системы

Поисковая подсистема занимается непосредственной обработкой запросов от системы или запросов из вне, а так же предоставлением информации по этим запросам.

Система формирования заказов, занимается продажей книг клиентам, не является основной для разрабатываемой библиотечной системы, обеспечивает коммерческую деятельность данного учреждения.

2.1 Ведение каталога

Подсистема ведения каталогов состоит из двух основных элементов:

  • Ведение каталога книг;
  • Ведение каталога читателей.

На входы этих элементов системы идут книги и люди соответственно. Управляющими воздействиями являются нормативные акты и полученные данные на ранее заданные запросы (выполненные запросы). Работу этих элементов обеспечивает персонал. Выполнение этих процессов дают системе информацию, которая будет записываться в Базу Данных, тем самым получается информационная привязка книг и людей к этой библиотечной системе рис.1.3.

Рисунок 1.3 - Подсистема ведения каталогов

2.1.1 Ведение каталога книг

Как и любой другой каталог, каталог ведения книг имеет такие основные компоненты:

  • Формирование сведений о книге;
  • Пополнение БД;
  • Определение книг на склад.

Взаимодействие которых даёт на выходе информацию о книге, которая будет записана в базу данных. Информацию о её местонахождение, где её можно будет по необходимости быстро отыскать. Персонал обеспечивает транспортировку книг в указанное место.

Корректировка формирования информации о книги и её месторасположении осуществляется путём мелких запросов к базе данных, о наличии записей о похожих книгах рис. 1.4.

Рисунок 1.4 - Ведение каталога книг

Каждый компонент модуля ведения каталога книг рис. 1.4., распадается на составные части, которые наглядно показаны на рис. 1.5, рис. 1.6, рис. 1.7.

На этапе формирования сведений о книге рис. 1.5, выявляются данные по книжке, которые необходимо будет занести в библиотечную систему, название книги, её автор, тематика этой книги. Там же формируется цена на эту книгу, на основании нормативных актов, которыми обеспечивает руководство системы. На этапе формирования данных происходит уточнение, проверка уже наличия каких-то данных в системе по этим книгам.

Рисунок 1.5 - Формирование сведений о книге

После уточнения и сформирования данных о книгах, следует записать эти данные в соответствующие таблицы базы данных информационной библиотечной системы рис. 1.6. Тем самым получаем уже учтённые в системе книги и пополненную информацию в БД.

Этап определение книг на склад рис. 1.7, работает с двумя типами данных, это книги, которые транспортируются персоналом на определённые полки и информация о этих книгах, которая уточняется тем, что к ней дописывается место расположение книги, где её можно будет отыскать задействовав информационную систему.

Рисунок 1.6 - Пополнение БД

Рисунок 1.7 - Определение книг на склад

2.1.2 Ведение каталога читателей

Устройство этого элемента системы очень схоже с «ведением каталога книг» рис. 1.4, за одним исключением у него отсутствует блок «определения книг на склад», он здесь и не нужен. Так же блок «Пополнения БД читателей» видоизменён, если сравнивать его с «Пополнением БД» рис. 1.10. Элемент «Сбор сведений» представлен на рис. 1.9. Основные блоки «модуля ведения каталога читателей» представлены на рис.1.8.

Рисунок 1.8 - Ведение каталога читателей

Люди обращаются в библиотечную систему, что бы взять книгу. В этом блоке система собирает информацию о человеке рис. 1.9, является ли он читателем этой библиотеки. Если он приходит в первый раз, то на него быстро формируется соответствующая учётная запись в базе данных рис.1.10, и с ним работают как с читателем, предоставляя ему возможность взять на чтение книгу. Информация о взятой читателем книги заносится в базу данных.


Рисунок 1.9 - Формирование сведений о читателе

Сбор сведений о человеке сводится к работе персонала, об уточнении данных о лице методом ведения диалога, установленным нормативными актами.

Проверка сведений сводится к запросам к базе данных о наличии записей о человеке, и на их основе система уже проверяет, числится ли такой человек за читателями и имеются ли на нём какие ни будь задолженности.

Уточнение сведений, это процесс согласования данных в базе данный и читателем, с целью их последующего уточнения.

Пополнение БД читателей рис.10, названа так относительно условно, в этом модуле помимо создания записей и занесение информации в БД есть такие компоненты, в который персонал активно отвечает на запросы читателя используя всю мощь информационной системы (работа с клиентом) рис.1.10. В этом же модуле, осуществляется выдача необходимых книг читателю.

Рисунок 1.10 - Пополнение БД читателей

Рисунок 1.11 - Работа с клиентом

Работа с клиентом происходит в три этапа рис.1.11: принятие запроса на книгу, поиск это книги используя ИС и занесение информации о взятой книги в учётную запись читателя. Этот момент является одним из основных в разрабатываемой системе, он должен быть наиболее быстрым и удобным.

2.2 Поисковая системный библиотека каталог книга

Одни из важных компонентов любой информационной системы является поисковая система, без которой использование информационных систем не является целесообразным. По большей части, поисковой системой является сама СУБД, и включает в себя три основных компонента рис. 1.12:

  • Принятие запроса рис. 1.13;
  • Использование СУБД (по обработке запроса) рис. 1.14;
  • Формирование удобного вида отчёта рис.1.15.

Рисунок 1.12 - Компоненты поисковой системы

Управляющими воздействиями здесь являются особенности функционирования определённой СУБД, её типы данных, используемые в нёй триггеры и т.д. Нормативные акты влияют на вид отчётов которые формирует СУБД.

Рисунок 1.13 - Принятие запроса

Рисунок 1.14 - Использование СУБД (по обработке запроса)