Файл: Структура правового сознания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теоретическое правосознание есть систематизированное концептуальное отражение закономерностей правовой жизни общества в форме научных понятий и категорий. Это гносеологически более высокий уровень отражения в сознании людей правовой сферы, состоящий в стремлении не ограничиваться анализом и оценкой правовых явлений, а вскрыть их сущность. Отсюда теоретическое правосознание представлено правовой наукой и идеологией. Теоретическое правосознание характеризуется преобладающей ролью рациональных элементов над психическими. Его содержание, представленное в виде идей, понятий, научных конструкций, входит составным элементом в духовную культуру общества и наиболее ярко характеризует интеллектуальный мир правовой культуры. С теоретическим правосознанием тесно связано, взаимодействует и взаимопересекается, но не совпадает правосознание профессиональное.

В целом в подавляющем большинстве случаев у субъектов формируется положительное отношение к праву, обуславливающее массовое.правомерное поведение, но возможно формирование отрицательного отношения к праву, и тогда мы говорим о деформации правового сознания. Деформация правового сознания может приобретать различные формы: идеализм, конформизм, радикализм, инфантилизм и нигилизм, которые будут рассмотрены в третьей главе.

1.4 Функции правового сознания

Функции правосознания – это основные направления воздействия правосознания на социальную действительность и самого субъекта. В различных литературных источниках называются следующие функции: познавательная, воспитательная, идеологическая, гносеологическая, прогностическая, моделирующая, регулирующая, оценочная и т. д. Такая многозначная оценка роли правосознания не случайна. И.А. Ильин, например, через правосознание рассмотрел все основные сферы политико- правовой жизни общества: положительное и естественное право, уголовную вину, сущность и форму государства, аксиомы правосознания и ряд других вопросов, продемонстрировав, таким образом, гносеологическую и практическую значимость правосознания для государства и права.

Н.Л. Гранат выделяет следующие функции правосознания: познавательная, оценочная, регулятивная функции правосознания.

Некоторые авторы считают, что существуют и другие функции правосознания. Так, например, Е.А. Лукашева, анализируя функцию правового моделирования, отмечает в частности, что «результатом познавательного и прогностического процесса является формирование определенных моделей (правил поведения)». Н.А. Бура придерживается мнения, что есть функция «развития правовой науки». В.А. Щегорцев выделяет регулятивную, идеологическую, нормативно-прогностическую функции правосознания. Он также считает, что есть и функция правового моделирования.


Роль правосознания в жизни общества выходит за рамки трех основных функций. Исходя из практической институциональной обособленности государства и права в жизни общества, целесообразно выделить особые функции правосознания. К числу таких функций, на наш взгляд, следует отнести: познавательную, оценочную, регулятивную, мировоззренческую и воспитательную.

Познавательная функция правосознания выражается в том, что оно служит объективным средством, исключительным инструментом отражения и осознания явлений правовой действительности. Через правосознание осуществляется обыденный, профессиональный и научный анализ закономерностей правовой жизни общества во всех ее проявлениях, познается истинность самого права и способов правового регулирования, формулируются научно-практические знания о праве. Реальными инструментами познания мира правовых явлений выступают правовые идеи, понятия, гипотезы, теории, посредством которых осуществляется анализ юридической сферы, накапливаются и уточняются правовые знания. На основе правового познания происходит совершенствование действующего законодательства, властное регулирование общественных отношений в рамках правоприменительной деятельности, а также саморегулирование гражданами своего поведения.

Процесс познавательной деятельности в сфере права позволяет субъектам одновременно формулировать свое оценочное отношение к действующему законодательству и практике его правотворчества и реализации. Отсюда, познавательная функция правосознания тесно связана с оценочной.

Оценочная функция правосознания состоит в его способности служить средством определения степени полезности правовых явлений для практической жизнедеятельности людей. Оценочный процесс осуществляется параллельно с познавательным, и выглядит как измерение права и юридической деятельности через призму категорий правомерного и неправомерного, законного и незаконного, справедливого и несправедливого. Оценочная деятельность придает законченный характер познанию права, нацеливает юридические знания на решение практических задач в соответствии с осознанными человеческими интересами. Исключительно важное значение имеет правосознание, сориентированное на идеалы добра, справедливости, гуманизма, права и свободы граждан. Оно побуждает субъектов юридической деятельности рассматривать правовое регулирование через призму правовых ценностей, ориентироваться на достижение высших правовых идеалов.


Оценочный характер правосознания проявляется в эмоциональной окрашенности идей, взглядов, теорий, в формировании чувств удовлетворенности либо, наоборот, неудовлетворенности правовой действительностью. Ценным в правовой сфере признается то, что соответствует человеческим желаниям и внутренне усвоенным идеалам.

Правосознание, как отмечается в литературе, способствует формированию следующих основных видов оценочных отношений: к праву в целом (его принципам, нормам, институтам); к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, преступникам); к правоохранительным органам (прокуратуре, адвокатуре, суду, юстиции и т. д.); к своему собственному поведению (самооценка). Оценить право или нормативную ситуацию означает соотнести их со своими желаниями и настроениями, измерить собственным жизненным опытом и сформировать свое субъективное отношение. Результатом этого является формирование ценностно-ориентационного отношения в сфере права, что позволяет данную функцию правосознания иногда называть ценностно- ориентационной.

Регулятивная функция правосознания является логическим продолжением и конкретизацией ценностно-ориентационного отношения субъекта к явлениям правовой деятельности. Ее содержанием выступает осознанное поведение личности в виде саморегулирования собственных поступков и совершения актов юридически значимой деятельности. Правосознание как одно из социально-правовых явлений обладает безусловным нормативным характером. Это означает, что правовые взгляды, идеи, чувства и ориентации, составляющие его содержание, обладают типичностью, всеобщностью, повторяемостью, упорядоченностью воздействия в человеческом сознании и поведении и, таким образом, управляют деятельностью людей. Сами нормы права предстают пред нами как особого рода правовые взгляды, обладающие специфической юридической структурой и особым, государственно-волевым содержанием. Отсюда, правосознание, будучи идейно-психологической основой правовых норм, через познавательную и оценочную сферы личности управляет ее деятельностью. Оно определяет правомерное и противоправное поведение, внутренне аргументирует избирательные акты человеческого поведения.

Регулятивный характер правосознания не тождествен регулятивности правовых норм. Последние являются продуктом государственной воли, являются обеспеченными средствами государственного принуждения и формально-определенными регуляторами общественных отношений. Правосознание же действует на поведение людей через знания о праве, правовые ориентации и установки. Это своеобразное «предофициальное», или «доофициальное», регулирование человеческого поведения на основе информации об идейно-психологическом содержании права. Правосознание регулирует, но регулирует незаметно, вплетаясь в сознательно-волевую деятельность людей и управляя ею.


В системе функций правосознания в качестве определяющей роли выступает мировоззренческая функция. Все другие функции правового сознания являются «производными», т.е. они находятся в зависимости от мировоззренческой функции, ибо, не имея общих мировоззренческих позиций и юридических знаний, невозможно рассуждать о правовом сознании и его функциях.

В советской и современной философской литературе имеются различные определения мировоззрения, в них рассматриваются его уровни и роль в жизни обществ и человека. На наш взгляд, наиболее верное и полное определение мировоззрения дается в «Философском энциклопедическом словаре». В нем отмечается, что мировоззрение «есть система взглядов на объективный мир, место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания действительности, ценностные ориентации».

Знания, ценности, идеалы получают свою жизненность лишь тогда, когда они, будучи основой мировоззрения, обретают качество убеждения. Убежденность является составляющим элементом мировоззрения и потому образует его стержень, раскрывает устойчивую и психологическую установку человека. Главное в убеждении – это уверенность в правоте своих взглядов. Руководствуясь убеждениями и ради их выполнения, человек подчиняет свои чувства, совесть, волю и поступки. Мировоззрение определяет жизненную позицию человека, он решает, как ему быть, как поступить, какой вид деятельности выбрать. Жизненная позиция – это окончательный выбор форм человеческой деятельности. Мировоззрение – не простая сумма суждений и умозаключений, в его формировании и функционировании участвуют не только разум, но и человеческие эмоции.

Воспитательная, или идеологическая, функция правосознания проявляется в том, что оно выступает элементом духовной культуры общества и личности, служит идейно-психологическим средством воспитания сознательного и ответственного отношения людей к жизни. Правосознание в различных его видах аккумулирует в себе идеи, взгляды, теории о политико-правовой действительности, пропагандирует правовые знания, а также может целенаправленно агитировать за определенные юридические ценности и стандарты поведения. Бесспорна и значима его роль в качестве средства сдерживания человеческого эгоизма и пропаганды правомерного образа жизни. Предупреждая о грядущих последствиях неправомерного поведения угрозой наказания, позволяя распознавать образ законного и незаконного, справедливого и несправедливого в сфере права, правосознание «подсказывает» и учит образцам и вариантам законопос- лушной деятельности. Оно – объективно удобное средство воспитания уважительного отношения людей к действующему законодательству. И вся система правового воспитания общества нацелена на формирование позитивных элементов индивидуального и общественного правосознания.


Все функции правосознания проявляют себя в нерасторжимом единстве: их нельзя ни отрывать друг от друга, ни противопоставлять. Они представляют собой взаимосвязанные основные способы его формирования и реализации.

Таким образом, познание природы действия функций правосознания имеет большое практическое значение. Правовое сознание, выполняя смыслонесущие функции, определяет их социальную роль и значимость в жизни общества и индивида, позволяет более полно и объективно познать и осмыслить правовую действительность. Вышеназванные функции определяют уровень развития в государстве законности, правового и общественного порядка, а также формируют индивидуальное правосознание граждан, так как положительное отношение к закону, праву будет способствовать реализации предписаний юридических норм.

2. Понятие и причины деформации правового сознания

Термин «деформация» буквально означает «изменение формы, искажение чего-либо». Как отмечал в свое время В.Н. Кудрявцев любая деформация в правовой сфере действия индивида (поведения, правосознания, правовой культуры и т. д.), вызванная различными объективными и субъективными факторами, с его стороны часто приводит к противоправному поступку.

Впервые идея негативного отношения к правовым нормам и ценностям сознания в юридической науке была предложена в советский период И. И. Карпецом и А. Р. Ратиновцом. По их мнению, «одной из конкретных, ближайших и непосредственных причин, порождающих преступление и отличающих его от иных антиобщественных поступков, является разрушение или пробельность правовых ценностей в правовой культуре и юридическом сознании индивида, которое выражается либо в правовом инфантилизме – несформированности и пробельности правовой культуры, либо в правовом негативизме - активной противоправной тенденции личности».

Эта идея положила начало новой линии в юриспруденции – изучению правосознания законопослушных граждан и преступников - и получила определенное эмпирическое подтверждение. В частности, были выявлены существенные различия правосознания названных категорий лиц на оценочном и регулятивном уровнях его формирования.

С.А Ковалев предлагает следующее определение деформации правосознания: это негативное социальное явление, для которого свойственны такие изменения его состояния, которые искаженно отражают реальную общественную и личную правовую действительность и выражают негативное отношение к действующей системе права, законности и правопорядку в целом.