Файл: Структура правового сознания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время в сложных политико-правовых условиях становления новой российской государственности существенно возрастают требования, предъявляемые к уровню правосознания всех членов общества.

Реформирование Российского государства, попытка построения демократического правового государства неосуществимы без кардинального улучшения качественных характеристик обозначенной правовой категории.

Между тем социологические и статистические данные, практическая деятельность свидетельствуют о распространенности негативного отношения к праву различных слоев населения, в том числе государственных служащих. Это проявляется в значительном росте числа правонарушений с их стороны, а также в нередких фактах нарушен и я законности среди различных категорий чиновников.

Все это отрицательно сказывается на эффективности проводим ой в стране политико-правовой реформы и свидетельствует о необходимости исследования проблем правосознания как доминирующего элемента механизма поведения (деятельности ) в юридически значимых ситуациях.

Важно помнить и то, что выявление причин и закономерностей, обусловливающих генезис и деформацию правосознания, - необходимые условия разработки эффективных средств правового воздействия на общественные отношения.

Правосознание представляет собой одну из форм или областей человеческого сознания, явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Попытка уяснить его конкретную роль в процессе правотворчества и правореализации с давних пор находится в поле зрения представителей российской науки.

В современной российской науке четко определилась тенденция на более глубокое, всестороннее изучение содержательных компонентов правового 3 знания, таких, как структура правосознания, его виды, способы формирования, факторы, обусловливающие деформацию правосознания.

Представляется, что правосознанию присущи следующие признаки:

Правосознание – одна из форм общественного сознания.

Правосознание оказывает нормативное и регулирующие воздействие на деятельность людей.

Правосознание есть знание правовых явлений.

Правосознание характеризуется определенными отношениями людей к правотворчеству и правореализации.

Таким образом, правосознание как форма или область сознания отражает правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях.


ГЛАВА 1. Понятие правового сознания

1.1 Основные черты правового сознания

Первоначально проблемы правосознания в России рассматривались во второй половине XIX века, как раз тогда, когда произошла кодификация российского законодательства и происходила активная дискуссия о взаимовлиянии законов и правосознания.

Ученые, проводившие исследования в конце ХIХ - начале XX века, предлагали три основных определения правового сознания. Правовое сознание – это: положительное отношение к праву; совокупность правовых переживаний: устойчивые правовые взгляды, которые не включают психологический аспект.

В дореволюционный период правосознание преимущественно рассматривалось во взаимосвязи с национальной культурой, с определенными историческими фактами. Изучением особенностей российского правового сознания того времени занимались такие известные ученые, как И.А. Ильин, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкнй, C. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, Б.Н. Чичерин и др.

В этот период правовое сознание рассматривалось учеными не как самостоятельное явление, а как существующая взаимосвязь с другими явлениями, такими как государство или право.

В советской правовой науке проблеме правового сознания также уделялось достаточно внимания, однако исследование правосознания на данном этапе развития правовой мысли проходило под влиянием особых историко-политических условий и с существующими ограничениями в свободе научной мысли.

В послереволюционный период неоднозначно оценивались исследования в сфере правосознания. По мнению В.В. Сафронова, русское национальное правовое сознание в советский период не только не развивалось, а наоборот, всячески подавлялось. Совсем противоположной точки зрения придерживались М.А. Рейснер, П.И. Стучка, которые считали, что проблемы правового сознания весьма актуальны и широко освещались в работах послереволюционного периода.

Неоднократно отмечалось отсутствие целостного и четкого понимания правосознания, большая часть исследований была направлена на изучение новых типов правового сознания (коммунистическое, социалистическое, революционное, классовое), а не на разработку проблем самого понятия3. Почти все исследователи представляли правосознание как классовое явление, которое обусловливалось общественным бытием и материальными условиями жизни.


Современная теория права уделяет проблемам правового сознания особое внимание. Так правовая действительность отражается в правосознании в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации в форме социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях.

В современной российской науке четко определилась тенденция на более глубокое, всестороннее изучение содержательных компонентов правового сознания, таких, как структура правосознания, его виды, способы формирования, факторы, обусловливающие деформацию правосознания.

Проанализировав основные теоретико-правовые подходы к пониманию правового сознания, можно сделать вывод о том, что правосознание – это форма человеческого сознания, представляющая собой отражение правовой реальности, совокупность знаний, представлений, мыслей, убеждений и чувств, возникающих у индивидуума, группы лиц или всего общества по отношению к действующему праву и к правовой реальности.

Рассмотрение понятия «правосознание» дает возможность выделить ряд его характерных особенностей. Во-первых, правосознание определяется как самостоятельная форма общественного сознания, тесно взаимодействующая с моральными, религиозными, политическими и другими формами сознания.

Правосознание выступает как выражение сознания политического в категориях прав и обязанностей юридического, а также, в большинстве случаев, и нравственного характера, раскрываемых в оценочных понятиях: законного и незаконного, справедливого и несправедливого, нравственно и юридически оправданного и наоборот. Все это свидетельствует о том, что политическое сознание выражается в правосознании как в одной из своих форм и играет по отношению к нему ведущую роль. В свою очередь правосознание и мораль оказывают весьма существенное воздействие на политическое сознание, ориентируя его развитие на правовые и нравственные ценности. Политическое сознание, таким образом, приобретает черты легитимности и нравственной оправданности. Правосознание же всегда политически значимо и нравственно ориентированно. В нем юридически и нравственно осознаются и оцениваются цели и средства политики.

Во-вторых, в правовом сознании отражается отношение субъекта к праву, юридической практике, поведению (деятельности) других субъектов правоотношений, их оценка. Особенность правосознания выражается также в способе отражения правовых явлений общественной жизни. Осознание правовых явлений осуществляется с помощью специальных юридических понятий и категорий, таких как «правомерность», «неправомерность»,


«юридическая ответственность», «законность» и др.

В-третьих, правосознание как целостное понятие охватывает волю, чувства, мысли и всю сферу бессознательного духовного опыта, дает представление о прошлом, настоящем и будущем права. Объектом познания правосознания выступает действующее право во всем многообразии его проявлений. Но вместе с тем, оно может включать в себя и оценку права прошлого или формировать представление о праве желательном, возможном. Кроме того, правосознание можно рассматривать как своеобразный механизм саморегуляции поведения людей, исходящий из его способности ориентировать субъектов права в разных правовых ситуациях на принятие юридически значимых, правомерных решений.

В юридической литературе различными авторами назывались те или иные признаки правосознания, отмечались его отдельные характерные черты. В наиболее систематизированном виде они изложены Р.С. Байниязовым в его работах, посвященных проблемам правосознания в российском обществе. На его взгляд, к характерным чертам, признакам правосознания относятся следующие:

      • правосознание имеет неразрывную связь с правом, которое для него является основным объектом отражения, познания и воздействия;
      • правосознание отражает юридическую действительность, т. е. все, что существует и действует в сфере права (правотворчество, правоприменение, правопорядок, деятельность правоохранительных органов, законодательство на всех его уровнях и т. д.);
      • правосознание влияет на право и юридическую действительность с позиций правовой идеологии и правовой психологии, что приводит к изменению права и юридической действительности;
      • правосознание имеет нормативное значение для участников общественных отношений, т. е. оно выступает в качестве регулятора их поведения;
      • правосознание полисубъектно: оно присуще отдельным гражданам, различным социальным группам, обществу в целом (особая часть общества – юристы, для которых правосознание – это сознание профессиональное, что является признаком некоего духовно-культурного явления);
      • правосознание имеет теснейшую связь не только с правом, юридической практикой, но и с государством; государственный аппарат, органы публичной власти оказывают большое влияние на процесс формирования правосознания как отдельных граждан, так и общества в целом (в этом случае правосознание тесно взаимодействует с политическим сознанием);
      • правосознание – не только позитивный, но и негативный фактор, т. е. оно допускает правовой нигилизм как свою разновидность, проявляющуюся в некомпетентной критике права и правоприменительной практике, правовом инфантилизме, правовом эгоцентризме, правовом негативизме и т. п., что в конечном итоге, имеет негативные, деструктивные последствия для права. Правосознание является неизбежным спутником права, хотя в своем развитии может опережать право, может адекватно отражать правовые требования, а может отставать от отдельных направлений правового развития. Одной из важнейших особенностей правосознания является его способность опережать право. Прежде чем появится закон, через волю и сознание законодателя должно пройти требование, желание, необходимость издания этого закона. Иначе говоря, сначала появляется осознанная потребность в издании закона, а потом появляется и сам закон. Вот эта осознанная правовая потребность в издании закона уже является частью правосознания.

Правосознание как самостоятельное явление в структуре общественного сознания, как особое явление духовной культуры, вполне определенным образом воздействует на общество в целом, его социальные слои и отдельного человека.

1.2 Структура правового сознания

Структура правового сознания впервые была проанализирована И.Е. Фарбером в работе «Правосознание как форма общественного сознания» в 1963 году. В структуру правосознания входят два элемента: правовая идеология и правовая психология.

Правовая идеология – это совокупность знаний и представлений о действующем праве и явлениях правовой реальности. Правовая психология

  • это собрание убеждений, чувств, эмоций, оценок действующего права и явлений правовой реальности.

Правовая идеология предстает в виде системы идей, взглядов, теорий о сущности, социальном назначении права, о возможностях его использования для решения социальных проблем. Это концептуальное, теоретическое отражение потребностей и интересов людей, получившее выражение в юридических понятиях и категориях. Ядром правовой идеологии, ее обязательным компонентом являются знания права, которые по своей сути обращаются к каждому человеку с предписаниями, дозволениями и запретами, предоставляют ему права и возлагают на него обязанности.

Ее признаками являются: концептуальное осмысление и выражение коренных интересов и целей классов и социальных групп; выработка ее идеологами (политиками, юристами, философами); целеустремленная направленность правовой идеологии к реализации своих возможностей через различные формы сознания, чтобы стать мотивом практической деятельности народа.

Правовая идеология характеризуется системностью и в значительной степени научностью, т.к. она претендует на теоретическое воспроизведение и выражение представлений о праве и закономерностях правовой жизни общества. Отсюда понятийный строй категории «правовая идеология» проявляет себя через правовую науку и ее состояние в учебниках, монографиях, статьях ученых, их лекциях, а также в программных документах политических партий, движений, выступлениях их лидеров и официальных должностных лиц государства. Правовую идеологию всегда можно обнаружить в конкретных письменных документах (послания президента, программы реформ, призывы и установки политических партий) или устных заявлениях профессиональных политиков.