Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 2
Рисунок 3 – Индекс государственных облигаций[16]
В целом, в результате анализа, проведенного в данном параграфе, можно отметить несколько моментов. Российская Федерация активно перенимает опыт развитых иностранных государств в области выпуска государственных ценных бумаг. Очевидно, что на сегодняшний день, эффективное и стабильное функционирование государства без их наличия и обращения, по сути, невозможно. Существует очень много различных инструментов на рынке государственных ценных бумаг. Можно сделать объективный вывод о уровне важности функционирующего в нашей стране рынка государственных ценных бумаг, он требуется для успешного, эффективного и стабильного экономического развития России. Именно этот рынок позволяет государству привлекать необходимые денежные средства в самых разных целях.
2.2Анализ внешнего государственного кредита
Внешний государственный кредит- совокупность отношений, в которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта на мировом финансовом рынке. Эти отношения приобретают форму государственных внешних займов. Сумма полученных внешних займов с учетом начисленных процентов надлежит включению в государственный долг страны.
Стоит отметить, что роль Российской Федерации на международной арене как кредитора и гаранта ограничена в связи с проблемами внутри страны, а также из-за санкций и запретов, введенных против России, однако круг кредиторов России довольно широк, он представлен ведущими развитыми государствами и международными финансовыми институтами. Наша страна выступает во внешних отношениях в первую очередь в качестве заемщика.
Внешний долг — суммарные денежные обязательства государства, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определённую дату, то есть общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам.
Рассмотрим объем и динамику государственного долга РФ. Чтобы делать правильные выводы, следует взять статистику в динамике, допустим за несколько последних лет.
Таблица 3.
Государственный внешний долг России[17]
Год (на 1 января) |
Сумма в млрд. $ |
Абсолютный прирост в сравнении с годом ранее |
2014 |
727,1 |
+90,7 |
2015 |
599,5 |
-127,6 |
2016 |
518,5 |
-81 |
2017 |
518,7 |
+0,2 |
2018 |
529 |
+10,3 |
Как видно из представленной таблицы, после кризиса 2014 года наблюдалось резкое сокращение государственного долга в абсолютных величинах. Объясняется это в основном геополитическими факторами и причинами, с целью уменьшить воздействие иностранных кредиторов на экономику страны. Однако в последние 2 года видна тенденция к поддержанию государственного долга на текущих величинах. Связано это в том числе с тем, что в экономике нет лишних средств, которые было бы возможно бросить на выплату внешних долговых обязательств.
Внешний долг России снизился в 2018 году на 64,4 миллиарда долларов и составил 453,7 миллиарда, сообщается на сайте ЦБ РФ. Это минимум за последние десять лет.[18]
По итогам 2018 года объём внешнего долга России достиг минимальной отметки за последние 10 лет. Согласно данным Центробанка, соответствующая сумма уменьшилась на 12,4% ($64,4 млрд) и по состоянию на 1 января 2019 года опустилась до $453,7 млрд. В последний раз показатель находился вблизи такой отметки в апреле 2009-го и составлял $445,5 млрд.
В структуру внешнего долга входят долги государственных органов, Центробанка и коммерческих банков, компаний и домохозяйств перед иностранными юридическими лицами. В 2018 году объем долга сократился в общей сложности на 12,4 процента по сравнению с 2017-м годом.
Как следует из материалов ЦБ, на сегодняшний день основная часть внешнего долга страны ($312,3 млрд) приходится на частный сектор. Так, в 2018-м нефинансовые организации сократили объём задолженности на 9,4% — до $312,3 млрд, а банковский сектор — на 17,5%, до $85,3 млрд.
Отметим также, что на долю государства сейчас приходится лишь 12% ($56,2 млрд) от общего объёма российского внешнего долга. В целом за 2018 год задолженность федерального правительства уменьшилась на 20,8% — до $44,1 млрд, а Центробанка — на 16,6%, до $12,1 млрд.
Наибольший вклад в снижение размера долга внесли юридические лица и домохозяйства, долги которых за прошлый год уменьшились более чем на 32 миллиарда долларов. Связано это с санкциями, которые ограничили возможность получения российскими компаниями кредитов в западных банках. Иностранцы выходят и из российского государственного долга: доля нерезидентов в объеме выпусков российских ОФЗ упала на 1 декабря 2018 года до минимума с середины 2016-го.
В итоге нынешний объем внешнего долга оказался минимальным за последние десять лет. Ниже значения были только в апреле 2009 года. Наибольшего же объема внешний долг страны достигал в середине 2014 года. Тогда он был выше нынешнего на 280 миллиардов долларов.
Нестабильная ситуация в глобальной экономике на данный момент создаёт определённые риски для нацвалют развивающихся государств. В результате заимствования в валюте для этих стран (и для России в том числе) становятся всё менее привлекательными.
Займы в валюте сегодня рискованные и невыгодные. Поэтому сейчас гораздо проще и дешевле делать их внутри страны, чем и занимается Минфин, а также крупные корпоративные заёмщики. Так что сокращение внешнего долга — это абсолютно адекватная мера, которая соответствует всем внешним вызовам. Данные ЦБ говорят о том, что и страна, и бизнес имеют хороший запас прочности в условиях рисков для рубля.
Более того, сокращение объёмов внешней задолженности эксперты также связывают с текущим состоянием бюджета страны. Так, в условиях профицита государственной казны у России нет необходимости в дополнительных заимствованиях.
По данным Министерства финансов, в 2018 году бюджетный профицит в России достиг 2,7% ВВП. Так, положительная разница между доходами и расходами казны составила 2,746 трлн рублей. Отметим, что полученное значение превысило заложенный в законе о бюджете показатель в 2,1% ВВП.
Одновременно с этим эксперты указывают и на высокий объём международных резервов Банка России. Согласно материалам регулятора, в 2018 году соответствующая сумма составила $468,5 и превысила показатель внешнего долга $453,7 млрд.
Сложившаяся ситуация говорит о том, что внешний долг у нас обеспечен. Причём стоит отметить, что сейчас 20% от наших резервов приходится на золото. Это означает, что мы платёжеспособны, и если вдруг от нас неожиданно потребуют досрочного погашения долга, то у нас будут средства для выплаты. Важно, что мы независимы от кредиторов.
Сейчас объём российского госдолга остаётся одним из самых низких в Европе. Вместе с тем, на сегодняшний день многие развитые страны, напротив, всё чаще склонны увеличивать объёмы своей долговой нагрузки. Так, например, в Японии соответствующий показатель составляет около 250% ВВП, в США — более 100%, а в Италии — порядка 120%.
На этом фоне, по мере прогнозируемого правительством ускорения российской экономики международные рейтинговые агентства будут пересматривать суверенный рейтинг страны в сторону повышения. В результате России будут выдавать заимствования под более низкие проценты и государство сможет вновь начать постепенно увеличивать внешний долг для инвестиций в эффективные проекты.
Если же говорить не про заимствования, а про выдачу государственных кредитов, то ситуация следующая. Сумма, которую Россиидолжны иностранные государства, достигает почти 40 млрд долларов, часть из которых — еще «советские» долги. Однако конкретные страны и их задолженности Москва старается не афишировать.
Такая практика была принята еще в советское время. Собственно, общая сумма долга была раскрыта не просто так — а для иностранных инвесторов в проспекте евробондов (без дополнительной конкретики).
В итоге Минфин крайне удачно разместил эти евробонды 21 марта — на 3 млрд долларов и 750 млн евро. План на весь год был занять всего 3 млрд долларов, а инвесторы готовы были дать в долг России в четыре раза больше — 12 млрд долларов. 40% удовлетворенных заявок пришлись на инвесторов из Британии, инвесторы из континентальной Европы купили 18% выпуска, инвесторы из США — 17%.
Постараемся рассмотреть, кто же входит в число нынешних должников России. Возможно, большая часть суммы — это все-таки советский долг. По состоянию на начало 2016 года общий долг России достигал 34 млрд долларов, сократившись в разы со 145 млрд долларов (эта сумма была посчитана в свое время из расчета 0,66 рубля за доллар по курсу Госбанка СССР). Россия получила право взыскивать долги СССР на основании того, что взяла на себя обязательства обслуживать внешние долги Советского Союза.
С тех пор Россия многим простила долги либо полностью, либо большую часть, начиная с Узбекистана, Киргизии и Монголии, заканчивая далекими от нее Кубе, Ираку, Алжиру, Сирии, Вьетнаму, Эфиопии, Танзании, Лаосу, Мозамбику, Йемену. Всего за 10 лет было списано почти 90 млрд долларов таких обязательств. Так, Ираку списали 21 млрд долларов, Монголии и Афганистану по 11 млрд долларов, КНДР — 10 млрд долларов. В основном, это долги, которые сформировались в советские годы.
Но утверждать, что значительная часть долговых обязательств, имеющихся на балансе сейчас, сформирована еще в период Советского Союза, на мой взгляд, несправедливо, поскольку по большей части заведомо невозвратные кредиты на строительство социализма уже давно списаны.[19]
Долги суверенных государств перед Россией можно разделить на три категории: плата за лояльность, кредит на покупку вооружения и технологически сложного оборудования (в основном для создания ГРЭС и АЭС), а также на покупку ресурсов.
Есть страны, такие как Белоруссия или Киргизия, которые имеют стратегическое значение для внешней торговли, размещения военных баз в проблемных с точки зрения террористической активности или наркотрафика регионах, испытывают определенные финансовые сложности. По сути, это плата не столько именно за лояльность властей, сколько плата за услуги, которые государство-заемщик предоставляет кредитору для реализации его внешней политики и развития торговли.
Часто Россия выдает кредиты другому государству на строительство на его территории АЭС силами «Росатома» или на закупку российского оружия. В этом случае деньги даже не доходят до другой страны.
Кредитор выделяет средства и направляет их производителю, например, военной техники, который по заключенному с государством-заемщиком контракту производит и поставляет ее государству заемщику. По своей сути этот механизм представляет собой не кредитование как таковое, а лизинг.
Третья категория кредитов — это, по сути, покупка ресурсов, чаще всего нефти или газа, либо доступа к недрам для самостоятельной добычи. Однако назвать это кредитованием можно с большой натяжкой. Наиболее наглядные примеры — это Иран, отрезанный от мирового рынка санкциями, и Венесуэла.
Это на самом деле самые качественные долги на балансе любого государства, поскольку обязательства по ним исполняются в натуральном выражении, высоколиквидным сырьем. Определенные риски, безусловно, есть, о чем можно судить на примере той же Венесуэлы, но безрисковых инвестиций и ссуд не бывает в принципе.
Так, Белоруссия, кроме более дешевых нефти и газа, активно берет деньги в кредит у России, как правило, по льготной ставке. Периодически Минск, как и многие другие, просит продлить срок кредитования. Они просто просят новый кредит на оплату старого. В частности, Минск просил дать 1 млрд долларов кредита в этом году, Россия заявила, что готова рефинансировать Белоруссии ранее выданный займ, но на 630 млн долларов.
В 2018 году Белоруссия выплатила России внешний долг на более чем 1 млрд долларов России, плюс еще чуть больше 0,5 млрд долларов Евразийскому фонду стабилизации и развития, где, по факту, главную роль играет Минфин РФ.
В 2011 году Россия выдала Белоруссии государственный льготный экспортный кредит в 10 млрд долларов на строительство в стране АЭС. Погашать она его начнет только через шесть месяцев после ввода АЭС в строй, но не позднее апреля 2021 года, тридцатью равными частями в течение 15 лет.
Ситуация с возвратом долга со стороны Украины в 3 млрд долларов сложней. Киев взял в долг у Москвы в виде выпуска евроблигаций в декабре 2013 года при правлении Януковича, и новая власть в стране не хочет считать этот долг государственным и оплачивать, хотя этот факт признали даже в МВФ.
Армения также активно берет кредиты у России. Так, план на 2019 году занять 490 млн долларов, и основная сумма в 343 млн долларов будет одолжена именно у России. Еще пять лет назад Россия выделила Армении кредит на 270 млн долларов для финансирования работ по продлению сроков работы Армянской АЭС до 2026 года. В конце 2018 года Армения попросила продлить сроки реализации кредита. В 2016 году Армения получила от России кредит на 200 млн долларов на закупку российских вооружений в течение двух лет.