Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Кредит можно назвать одним из ключевых открытий человечества. Путем дополнительного привлечения финансовых ресурсов заёмщик получает реальную возможность серьезно их увеличить, расширить собственный бизнес, или улучшить свою жизнь, приобретя дорогостоящую покупку. Именно кредит во многом является обязательным условием и предпосылкой эффективного развития всей мировой современной экономики, и фактически неотъемлемым фактором экономического роста.
От уровня эффективности и бесперебойности нормального функционирования всей кредитной системы в целом, напрямую зависят не только получение денежных средств вовремя, но и текущие темпы экономического развития государства. Соответственно, важность и нужность кредита объясняется существующими закономерностями кругооборота и оборота капитала: где-то высвобождаются финансы, а где-то в них появляется потребность.
Говоря про существующие в настоящее время кредиты, особняком стоят государственные кредиты. Многие страны нуждаются в привлечении лишних наличных средств при маленьких объемах налоговых зачислений и других ресурсов.Так как кроме беспроцентных зачислений, государство привлекает еще и деньги на возмездных началах, применяя форму государственного займа. Государство в данных связях может выступать в роли клиента, поручителя, заимодавца.Исходя из всего вышесказанного можно сделать однозначный вывод о актуальности выбранной темы.
Целью работы являетсяанализ государственного кредита на современном этапе.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность государственного кредита;
- охарактеризовать формы и функции государственного кредита;
- проанализировать внутренний государственный кредит;
- проанализировать внешний государственный кредит.
Объектомработы является государственный кредит.
Предметомработы является государственный кредит в России на современном этапе.
Данная работа основывается на научных трудах и заявлениях многих достаточно известных авторов по данной тематике. Кроме того, использовались официальные нормативно-правовые документы и интернет источники.
При написании курсовой работы применялись такие научно-исследовательские методы как:сравнение, анализ и синтез.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА
1.1 Сущностьгосударственного кредита
Прежде, чем анализировать особенности государственного кредита, логичным видится кратко рассмотреть, что, собственно, понимается под термином кредит, его основные принципы. Только в таком случае, можно будет понять, в чем проявляется специфика государственного кредитования. Кроме того, обозначенные ниже принципы относятся в том числе и к государственным кредитам, которые по своей сути, являются лишь одной из разновидностей кредита в общем смысле.
Кредит — это сделка в виде официального договора, которая была заключена между кредитной организацией и заемщиком, по предоставлению денежных средств в определенном объемев виде так называемой ссуды на четко оговоренных условиях[1]. Кредит может быть предоставлен на самые разные цели и на различных условиях, как физическим, так и юридическим лицам.
Далее следует рассмотреть основные принципы, без которых невозможно существование кредитования. К ним относят срочность, платность, целевую направленность, дифференцированность, возвратность и обеспеченность. В первую очередь нужно отметить срочность кредита, которая отражает важность его своевременного возврата, причем не в любой приемлемый для заемщика временной период, а в точно обозначенный срок, который точно оговорен и зафиксирован в заключенном кредитном договоре или другом, аналогичном документе. [2]
Нарушение этого условия можно назвать для кредитора достаточным основанием для санкций экономического характера в видероста взимаемого процента, а при последующей отсрочке– предъявления особых требований финансового типа в рамках судебного разбирательства.
Следующим неотъемлемым принципом можно назвать платность кредита. Он выражает надобность не только прямого возврата заемщиком полученных от банковской организацииденежных кредитных ресурсов, но и оплаты так называемого права на их практического использование. С экономической точки зрения сущность платы за кредит отражается в распределении дополнительно приобретенной за счет его практического использования прибыли непосредственно между заемщиком и кредитором. На практикеданный принцип видится в процессе установления величины банковского процента определенного размера, который выполняет три главные функции:
- перераспределение определенной части, полученной физическими и юридическими лицами, прибыли и доходов;
- осуществление регулирования промышленного производства и обращения путем распределения имеющихся кредитных капиталов на различных уровнях;
- во время кризисов защиту денежных накоплений клиентов банка от инфляционных процессов.
В целом подтверждая роль кредита как одного из специализированного товара, платность кредита определенным образом оказывает стимулирование заемщика к его наиболее эффективному использованию. Именно данная функция не в полной мере применялась в период плановой экономики, когда серьезная часть кредитных ресурсов предоставлялась различными государственными банковскими структурами за чисто символическую плату либо минимального размера, либо вовсе на беспроцентной основе.
Имея фундаментальные отличия от традиционного механизма ценообразования на прочие виды товаров, главным элементом которого является затраты труда на их создание, стоимость кредита отражает некое общее соотношение имеющегося спроса и предложения на современном рынке кредитных капиталов и зависит от множества факторов, в том числе весьма специфического характера[3]:
- цикличности экономического развития;
- уровня инфляции;
- эффективности осуществления регулирования кредитов со стороны государства;
- имеющейся ситуации на мировом кредитном рынке;
- динамики имеющихся накоплений финансового характера физических и юридических лиц;
- производственной динамики;
- конкретного сезона производства;
- соотношения между объемами кредитов и имеющейся задолженностью.
Далее стоит отметить целевой характер кредита. Он распространяется на большую часть видов кредитных операций, выражая важность целевого практического использования денежных средств, которые были получены от кредитора. Нарушение этого обязательства может влечь за собой досрочный отзыв выданного кредита или введения определенного штрафа.
Принцип дифференцированного кредита. Данный принцип определяет одноименный подход со стороны банковской организации к различным категориям потенциальных заемщиков. С практической точки зрения, реализация его может зависеть как от различных сугубо индивидуальных интересов конкретнойкредитной организации, так и от осуществляемойсо стороны государства политики осуществления поддержки некоторых отраслей или сфер.
Обязательным является принцип возвратности. Он обязует возвращать в полном объеме с начисленными процентами взятые в кредит финансовые средства. В отличие от времен Советского Союза, в современных условиях рыночной экономики понятие так называемой «безвозвратной ссуды»невозможно.
Ну и наконец обеспеченность кредита. Данный принцип выражает надобность обеспечения определенной защиты интересов кредитора имущественного характера при любом возможном нарушении заемщиком имеющихся обязательств.Крайне актуален данный принцип в кризисных и нестабильных ситуациях. Теперь, собственно, перейдем к предметному рассмотрению сущности государственного кредита.
Государственный кредит — это одна из форм привлечения государством денежных ресурсов для выполнения своих функций.
Государственный кредит — это часть системы государственных финансов. Так как государство почти всегда нуждается в привлечении дополнительных денежных ресурсов, а объем налогов и других доходов в системе государственного бюджета ограничен, то систему безвозмездной передачи ресурсов (сбор налогов и т. п.) государство дополняет привлечением средств на возвратных началах
Если говорить про нашу страну, то Российская Федерация является либо кредитором, либо заемщиком, либо гарантом. Государственные кредиты могут быть предоставлены российским юридическим и физическим лицам, иностранным государствам, иностранным юридическим и физическим лицам, международным организациям.В основном государство не предоставляет, а получает займы.
1.2Формы и функции государственного кредита
От банковского или коммерческого займа государственный кредит отличается типом обеспечения. Банковский или рыночный займы обеспечиваются простыми ценностями. Когда денежные средства берет государство, то в качестве займа выступает вся его состоятельность, все принадлежащее ему наследство и доходы. Когда государство берет на себя ответственность возвратить кредит и выполнить необходимые обязательства, оно становится поручителем. И когда заемщик свои обязательства выполняет своевременно и в полном объеме, то поручителю не нужно будет нести лишние расходы. Но в большинстве случаев государственное поручительство необходимо клиентам малонадежным, а значит, централизованным финансовым фондам приходится нести затраты.[4]
Причины, почему государству в собственной экономической занятости трудно обойтись без государственного займа:
- Присутствие бюджетного дефицита также может привести к надобности государственного займа.
- Направление курса экономики на социальную сферу, повышение вложения в охрану окружающего мира, то есть процедуры, которые требуют повысить государственные затраты.
В обычных ситуациях государственный заем имеет добровольный характер. Но также имеются исключения. К примеру, после второй мировой войны людей заставили подписаться на государственных бумагах, замыслом каких был сбор денег, которые предназначались для возобновления национальной экономики после войны.
Государственный кредит как правовая категория – это группа экономических связей, которые складываются между государством и другими лицами, финансовыми компаниями. Он выдается на условиях возвратности, платности. Госкредит связан с бюджетным дефицитом, будучи источником его покрытия.
В отдельных ситуациях при его помощи могут мобилизоваться средства в фонды целевого назначения либо елевые проекты. Кроме того, в систему госкредита относят кредиты, которые предоставляются под госгарантии либо для пополнения валютных резервов ЦБ.
Сейчас государство выступает в качестве заемщика и заимодателя. Располагая большими деньгами, государство одновременно и берет в долг и предоставляет заем иным странам и клиентам в других странах (юридическим и физическим особам). Также государство, выступает как поручитель погашения кредитов экономическими особами, в работе каких государство заинтересовано.
Бланк кредитного договора можно скачать здесь. Необходимость государственного кредита заложена в несбалансированности доходов и затрат государства (недостаток государственного бюджета), которая возмещается привлечением кредитных средств. Инфляция и государственный долг – это два метода погашения недостатка государственного бюджета.
Под формой займа подразумевается внешнее проявление содержания тех экономических отношений, какие выражает заем. Бывают товарная и денежная формы кредита. Классификация госкредитов по основным формам:
- госзаймы, которые предоставляются на основании кредитных договоров;
- кредиты, которые привлекаются госорганами управления путем эмиссии и размещения государственных ценных бумаг;
- подержанные гарантии, которые предоставляются властями предприятиям и организациям с целью привлечения заемных ресурсов;
- иные формы.