Файл: Современная законодательно-нормативная база защиты государственной тайны..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение 

Актуальность вопроса о защите государственной тайны связана с тем, что в современном мире с возможностью доступа к большому количеству информации важным остается недопущение и мониторинг информации, свободный оборот которой запрещен. З

Отталкиваясь из интересов страны, общества и населения, область применения Закона «О государственной тайне» ограничена определенными видами деятельности: военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной.

Законодательство РФ о государственной тайне базируется на Конституции РФ, Законе РФ «О безопасности» и Законе «О государственной тайне», а также на положениях иных актов законодательства, регламентирующих отношения, которые связаны с защитой государственной тайны.

Страна растрачивает масштабные бюджетные средства на обеспечение и защиту собственной безопасности. Объектом влечения зарубежных разведок являются защищаемые государством важнейшие сведения (государственная тайна) о положении обороноспособности государства, его внешнеполитическом, экономическом, разведывательном, контрразведывательном и научно-техническом потенциале. Российская Федерация испытывает давление, в том числе и политических институтов зарубежных государств с целью ослабить надзор за сохранением капиталоемких составляющих государственной тайны. Складывающаяся ситуация говорит о потребности усиления работы по защите государственной тайны.

Целью данной работы является изучение современной законодательно-нормативной базы защиты государственной тайны. 

Дать понятие государственной тайны;

Рассмотреть правовое регулирование государственной тайны;

Изучить законодательно-нормативную базу защиты государственной тайны;

Охарактеризовать система защиту государственной тайны.

Объект  работы – государственная тайна

Предмет - нормативная база защиты государственной тайны

Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания, а также связанные с ним специальные методы: анализа и синтеза, структурно-системный, исторический, моделирования, формальнологический, статистический, сравнительно-правовой, прогностический и другие.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕТЫ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

1.1.Понятие государственной тайны

Существующая в государстве система сохранения государственной тайны во многом унаследована от тоталитарной власти и концептуально не пригодна для продуктивного применения в обстоятельствах демократического государства с рыночной экономикой. Данное положение позволяет манипулировать понятиями государственной тайны. Научный прогресс в большей мере имеет зависимость от свободы распространения информации между учеными, которые должны иметь возможность сотрудничать на межгосударственном уровне и принимать участие в научном процессе без опасения преследований. Сфера науки и техники в большей мере составляет на данный момент предмет отечественной государственной тайны. По Указу Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении списка сведений, отнесенных к государственной тайне [5]» (в последней редакции), засекречиваются «сведения о достижениях науки и техники, о технологиях, которые могут быть применены в создании принципиально новых изделий, технологических процессов в разных сферах экономики, достижения атомной науки, принципиально новые изделия, технологии. Сведения, раскрывающие ориентиры развития средств, технологий двойного назначения, программ, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных работ».

Куда относится химия, и биотехнологии, и высокоэффективные технологические процессы и т.п. Общая гипертрофированная система секретности и ведомственные барьеры приводят к тому, что даже внутри военно-промышленного комплекса лучшие достижения не могут свободно циркулировать, упираясь в незримые границы, что представляется большой преградой для формирования конкурентоспособной экономики, рентабельных на межгосударственном уровне финансово-промышленных групп, масштабных хозяйственных структур. В дальнейшей перспективе и затруднено появление мелкого наукоемкого бизнеса. [6]

Иной взгляд. Под понятием государственная тайна стоят огромные материальные средства и активы, труд огромного количества поколений ученых, учебных учреждений, научно-исследовательских институтов, экспериментальных баз, инфраструктура и т.д. Масштабных бюджетных вложений требует на данный момент разработка научного открытия, это деньги, которые страна отрывает от пенсионеров, детских учебных заведений и др. ради завтрашнего дня, так как завтрашнее благополучие имеет тесную связь с инвестициями в научно-технический процесс сейчас. Защита государственной тайны считается одним из самых важных ориентиров деятельности федеральных органов. Вопросы, которые связаны с государственной тайной, ее охраной, а также проблемы разглашения государственной тайны были актуальны во все времена.


В сфере государственной тайны используются такие понятия:

– носители сведений, составляющих государственную тайну – материальные объекты, в частности физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

– система защиты государственной тайны – совокупность органов защиты государственной тайны, применяемых ими средств и способов зашиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, совершаемых в данных целях;

– допуск к государственной тайне – процедура оформления права граждан на доступ к информации, которая непосредственно составляет государственную тайну, а фирм, учреждений и организаций – на проведение работ с применением данных сведений;

– доступ к информации, которая составляет государственную тайну – санкционированное полномочным должностным субъектом ознакомление определенного субъекта со сведениями, составляющими государственную тайну;

– гриф секретности – реквизиты, свидетельствующие об уровне секретности сведений, находящихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;

– средства защиты сведений – технические, криптографические, программные и иные средства, которые предназначены для защиты сведений, которые составляют государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства надзора результативности защиты сведений;

– список сведений, которые составляют государственную тайну – комплектность категорий сведений, в согласии с которыми сведения определяются к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, утвержденных государственным законом;

– отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание – введение в установленном Законом РФ "О государственной тайне[3]" порядке для сведений, которые составляют государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям;

– рассекречивание сведений и их носителей – снятие ранее введенных в предусмотренном Законом РФ "О государственной тайне" порядке ограничений на распространение сведений, которые составляют государственную тайну, и на доступ к их носителям.

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание совершается в согласии с принципами законности, обоснованности и своевременности и раскрываются в ст. 6 Закона РФ "О государственной тайне".


Законность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание представляется в согласии засекречиваемых сведений положениям Перечня сведений, составляющих государственную тайну.

Обоснованность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание представляется в установлении методом экспертной оценки целесообразности засекречивания определенных сведений, вероятных экономических и других последствий данного акта, исходя из баланса жизненно важных интересов страны, общества и населения.

1.2 Правовое регулирование государственной тайны

Закон РФ «О государственной тайне» № 5485-1 от 21. 07. 1993 г. регламентирует отношения, появившиеся в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием либо рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Государственная тайна – защищаемые страной сведения в сфере его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Список данных, которые составляют государственную тайну:

1) данные в военной области;

2) данные в сфере экономики, науки и техники;

3) данные в сфере внешней политики и экономики;

4) данные в сфере разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности. [16]

Отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание совершается в согласии с принципами законности, обоснованности и своевременности.

Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию такие данные:

о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, которые непосредственно угрожают безопасности и здоровью населения, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

о положении экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о положении преступности;

о привилегиях, компенсациях и льготах, которые предоставляются государством гражданам, должностным субъектам, организациям, предприятиям;

о фактах не соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

о размерах золотого запаса и федеральных валютных резервах страны;


о положении здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами. [7]

Должностные субъекты, принявшие решение о засекречивании таких данных, несут уголовную, административную либо дисциплинарную ответственность отталкиваясь от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. Граждане могут обжаловать данные решения в судебной инстанции.

Государственная тайна подлежит защите. К органам защиты государственной тайны определяются:

межведомственная комиссия по защите государственной тайны;

органы государственной исполнительной власти (Государственная служба безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации, Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации и их органы на местах;

органы федеральной власти, предприятия, учреждения, организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации.

Допуск должностных субъектов и граждан Российской Федерации к государственной тайне совершается в добровольном порядке. Допуск субъектов, которые имеют двойное гражданство, субъектов без гражданства, а также лиц из ряда зарубежных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. [12]

Должностные субъекты и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в согласии с существующим законом.

Надзор за обеспечением защиты государственной тайны исполняют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и государственными законами.

Межведомственный надзор за обеспечением защиты государственной тайны в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях осуществляют органы федеральной исполнительной власти.