Файл: Современная законодательно-нормативная база защиты государственной тайны..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

2.1 Законодательно-нормативная база защиты государственной тайны

В ч. 4 ст. 29 Конституции РФ[1] сказано, что "список данных, составляющих государственную тайну, определяется государственным законодательством". Данное решение продиктовано потребностью защиты суверенитета России, обеспечения ее обороны и безопасности и соотносится с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, допускающей в данных целях ограничение государственным законом прав и свобод человека и гражданина, а, следовательно, и права на информацию.

Правовой режим государственной тайны установлен Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 "О государственной тайне".

Закон РФ "О государственной тайне" в ст. 3 установил состав законодательства Российской Федерации о государственной тайне, который базируется на Конституции РФ, Государственном законе от 28.12.2010 № 390-Φ3 "О безопасности", а также положениях иных актов законодательства, регламентирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

Соответственно Закону РФ "О государственной тайне", государственная тайна – это защищаемые государством данные в сфере его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Следовательно, государственную тайну на основании ст. 5 Закона РФ "О государственной тайне" составляют:

– данные в военной сфере;

– данные в сфере экономики, науки и техники, затрагивающие вопросы обеспечения обороноспособности и безопасности страны;

– информация в сфере материальной, денежно-кредитной, внешней политики и экономики, преждевременное распространение которых может причинить ущерб безопасности страны;

– данные в сфере разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.

Своевременность отнесения данных к государственной тайне и их засекречивание представляется в определении ограничений на распространение данных сведений с момента их получения (разработки) либо заблаговременно. [8]

Уровень секретности данных, которые составляют государственную тайну, должен соответствовать уровню тяжести ущерба, который может быть причинён безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных данных.


Устанавливаются три степени секретности сведений, которые составляют государственную тайну, и соответствующие данным степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".

Порядок определения размеров ущерба, который может быть причинён безопасности Российской Федерации вследствие распространения данных, которые составляют государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к какой-либо степени секретности определяются Правительством РФ.

Применение предоставленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, Закон РФ "О государственной тайне" не допускает.

Государственная политика в области формирования информационных ресурсов, то есть отдельных документов и отдельных массивов документов, в частности в информационных системах (библиотек, архивов, фондов, банков данных и др.), ориентирована на формирование условий для результативного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач общественного и экономического развития Российской Федерации. [15]

Одним из основных ориентиров государственной политики в данной области считается формирование и защита информации.

Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.

Государственный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации[4]" определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.

По общему правилу государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа, подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

Вместе с тем в соответствии со ст. 10 Закона об информации запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

- законодательные и другие нормативные акты, - документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, - документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления- документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций,


Государственной тайной в соответствии с Законом РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (с изменениями от 6 октября 1997 г.) являются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации, в частности:

1. Сведения в военной области:

2. Сведения в области экономики, науки и техники:

3. Сведения в области внешней политики и экономики:

4. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

К сведениям конфиденциального характера Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 отнесены служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти (служебная тайна), а также сведения, связанные с коммерческой деятельностью (коммерческая тайна). Информация составляет служебную или коммерческую тайну, если она отвечает следующим трем условиям:

информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;

к информации нет свободного доступа на законном основании;

обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (ст. 139 ГК).

К категории конфиденциальной информации относится также информация о гражданах (персональные данные). Конституция гарантирует каждому гражданину неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и допускает ограничение этих прав только на основании судебного решения (ст. 23).

2.2 Система защиты государственной тайны

Защита информации разбивается на решение двух основных групп задач:

1) своевременное и полное удовлетворение информационных потребностей, возникающих в процессе управленческой, инженер­но-технической, маркетинговой и иной деятельности, т.е. обеспе­чение специалистов организаций, предприятий и фирм секретной или конфиденциальной информацией;

2) ограждение засекреченной информации от несанкциониро­ванного доступа к ней соперника, других субъектов в злонамерен­ных целях.

При решении первой группы задач (обеспечение специалистов информацией) учитывается, что специалисты могут использовать как открытую, так и засекреченную информацию. Снабжение спе­циалистов открытой информацией ничем не ограничивается, кроме ее фактического наличия. При снабжении же их засекреченной ин­формацией действуют ограничения: наличие соответствующего до­пуска (к какой степени секретности информации он допущен) и разрешение на доступ к конкретной информации. [9]


B решении проблемы доступа специалиста к соответствующей засекреченной информации всегда существуют противоречия: с од­ной стороны, надо максимально ограничить его доступ к засекре­ченной информации и тем самым уменьшить вероятность утечки, а с другой — наиболее полно удовлетворить потребности специалиста в информации, в том числе и засекреченной, для обоснованного решения им служебных задач.

B обычных, т.е. не режимных, условиях, специалист имеет воз­можность использовать в целях решения стоящей перед ним про­блемы разнообразную информацию: ретроспективную, узко- и ши­рокотематическую, отраслевую и межотраслевую, фактографиче­скую и концептуальную. При обеспечении специалиста засекречен­ной информацией возможности доступа к ней ограничиваются дву­мя факторами: его служебным положением и решаемой специали­стом в настоящее время проблемой.

Вторая группа задач (ограждение защищаемой информации от несанкционированного доступа к ней соперника) включает опреде­ленные условия:

• защита информационного суверенитета страны и расшире­ние возможности государства по укреплению своего могу­щества за счет формирования и управления развитием сво­его информационного потенциала;

• создание условий эффективного использования информаци­онных ресурсов общества;

• обеспечение безопасности защищаемой информации: предот­вращение хищения, утраты, несанкционированного уничтоже­ния, модификации, блокирования информации и т.п., вмеша­тельства в информацию и информационные системы;

• сохранение секретности или конфиденциальности засекре­ченной информации в соответствии с установленными пра­вилами ее защиты, в том числе предупреждения ее утечки и несанкционированного доступа к ее носителям;

• сохранение полноты, достоверности, целостности информа­ции и массивов и программ обработки;

• недопущение безнаказанного растаскивания и незаконного использования интеллектуальной собственности, принадле­жащей государству. [14]

При рассмотрении проблем защиты информации часто затраги­вается вопрос о режиме секретности, т.е. конфиденциальности (в дальнейшем — режим секретности), который тесно примыкает к понятию защита информации, переплетается с ним, а иногда и отождествляется.

Режим секретности является частью системы защиты засекре­ченной информации, а точнее, это реализация системы защиты информации для конкретного объекта или одного из его структур­ных подразделений или конкретной работы.


Основное назначение режима секретности — обеспечить соот­ветствующий уровень защиты информации, так как чем выше сте­пень ее секретности, тем устанавливается и более высокий уровень ее защиты и соответствующий режим секретности. Режим секрет­ности — это не регламентация правовых норм и правил защиты сведений, а реализация на конкретном объекте действующих норм и правил защиты сведений, составляющих государственную тайну; установленных и регламентированных соответствующими законода­тельными и подзаконными нормативными актами.

Режим секретности включает следующие основные группы мер:

1) разрешительную систему, определяющую порядок доступа в служебных целях конкретных сотрудников к определенной защи­щаемой информации и в конкретные помещения, где ведутся кон­фиденциальные или секретные работы;

2) порядок и правила делопроизводства с секретными или кон­фиденциальными документами и иными носителями защищаемой информации, при этом возможно разделение потоков документаль­ной информации по степени секретности сведений, содержащихся в документах, а также разделение потоков информации, докумен­тов, содержащих государственную и коммерческую тайну;

3) установление пропускного и внутри объектового режима, со­ответствующего степени секретности информации, имеющейся на объекте;

4) воспитательно-профилактическую работу, уровень и содер­жание которой должны соответствовать уровню требуемой защиты информации с целью предотвратить или значительно уменьшить риск утечки засекреченной информации через сотрудников объекта, работающих с такой информацией.

B рамках установленного на объекте режима секретности про­водятся все остальные мероприятия по защите сведений, состав­ляющих государственную тайну. [10]

По объему защищаемой информации, принадлежащей одному собственнику, сведения, составляющие государственную тайну, значительно превосходят другие виды охраняемых тайн и в частно­сти, коммерческую тайну. Однако суммарный объем защищаемой коммерческой информации, составляющей определенную тайну, может быть не меньше, чем объем сведений, составляющих госу­дарственную тайну.

B ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» дано определение системы защиты этой тайны: «Под системой защиты государствен­ной тайны понимается совокупность органов защиты государствен­ной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также ме­роприятий, проводимых в этих целях». Таким образом, в систему защиты сведений, отнесенных к государственной тайне, и их носи­телей входят следующие элементы: