Файл: Современная законодательно-нормативная база защиты государственной тайны..pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕТЫ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
1.1.Понятие государственной тайны
1.2 Правовое регулирование государственной тайны
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
2.1 Законодательно-нормативная база защиты государственной тайны
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ
2.1 Законодательно-нормативная база защиты государственной тайны
В ч. 4 ст. 29 Конституции РФ[1] сказано, что "список данных, составляющих государственную тайну, определяется государственным законодательством". Данное решение продиктовано потребностью защиты суверенитета России, обеспечения ее обороны и безопасности и соотносится с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, допускающей в данных целях ограничение государственным законом прав и свобод человека и гражданина, а, следовательно, и права на информацию.
Правовой режим государственной тайны установлен Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 "О государственной тайне".
Закон РФ "О государственной тайне" в ст. 3 установил состав законодательства Российской Федерации о государственной тайне, который базируется на Конституции РФ, Государственном законе от 28.12.2010 № 390-Φ3 "О безопасности", а также положениях иных актов законодательства, регламентирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.
Соответственно Закону РФ "О государственной тайне", государственная тайна – это защищаемые государством данные в сфере его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.
Следовательно, государственную тайну на основании ст. 5 Закона РФ "О государственной тайне" составляют:
– данные в военной сфере;
– данные в сфере экономики, науки и техники, затрагивающие вопросы обеспечения обороноспособности и безопасности страны;
– информация в сфере материальной, денежно-кредитной, внешней политики и экономики, преждевременное распространение которых может причинить ущерб безопасности страны;
– данные в сфере разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности.
Своевременность отнесения данных к государственной тайне и их засекречивание представляется в определении ограничений на распространение данных сведений с момента их получения (разработки) либо заблаговременно. [8]
Уровень секретности данных, которые составляют государственную тайну, должен соответствовать уровню тяжести ущерба, который может быть причинён безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных данных.
Устанавливаются три степени секретности сведений, которые составляют государственную тайну, и соответствующие данным степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: "особой важности", "совершенно секретно" и "секретно".
Порядок определения размеров ущерба, который может быть причинён безопасности Российской Федерации вследствие распространения данных, которые составляют государственную тайну, и правила отнесения указанных сведений к какой-либо степени секретности определяются Правительством РФ.
Применение предоставленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, Закон РФ "О государственной тайне" не допускает.
Государственная политика в области формирования информационных ресурсов, то есть отдельных документов и отдельных массивов документов, в частности в информационных системах (библиотек, архивов, фондов, банков данных и др.), ориентирована на формирование условий для результативного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач общественного и экономического развития Российской Федерации. [15]
Одним из основных ориентиров государственной политики в данной области считается формирование и защита информации.
Обладателем информации может быть гражданин (физическое лицо), юридическое лицо, Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование.
Государственный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации[4]" определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления.
По общему правилу государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа, подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.
Вместе с тем в соответствии со ст. 10 Закона об информации запрещено относить к информации с ограниченным доступом:
- законодательные и другие нормативные акты, - документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, - документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления- документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций,
Государственной тайной в соответствии с Законом РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. № 5485-1 (с изменениями от 6 октября 1997 г.) являются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации, в частности:
1. Сведения в военной области:
2. Сведения в области экономики, науки и техники:
3. Сведения в области внешней политики и экономики:
4. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:
К сведениям конфиденциального характера Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 отнесены служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти (служебная тайна), а также сведения, связанные с коммерческой деятельностью (коммерческая тайна). Информация составляет служебную или коммерческую тайну, если она отвечает следующим трем условиям:
информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам;
к информации нет свободного доступа на законном основании;
обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (ст. 139 ГК).
К категории конфиденциальной информации относится также информация о гражданах (персональные данные). Конституция гарантирует каждому гражданину неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и допускает ограничение этих прав только на основании судебного решения (ст. 23).
2.2 Система защиты государственной тайны
Защита информации разбивается на решение двух основных групп задач:
1) своевременное и полное удовлетворение информационных потребностей, возникающих в процессе управленческой, инженерно-технической, маркетинговой и иной деятельности, т.е. обеспечение специалистов организаций, предприятий и фирм секретной или конфиденциальной информацией;
2) ограждение засекреченной информации от несанкционированного доступа к ней соперника, других субъектов в злонамеренных целях.
При решении первой группы задач (обеспечение специалистов информацией) учитывается, что специалисты могут использовать как открытую, так и засекреченную информацию. Снабжение специалистов открытой информацией ничем не ограничивается, кроме ее фактического наличия. При снабжении же их засекреченной информацией действуют ограничения: наличие соответствующего допуска (к какой степени секретности информации он допущен) и разрешение на доступ к конкретной информации. [9]
B решении проблемы доступа специалиста к соответствующей засекреченной информации всегда существуют противоречия: с одной стороны, надо максимально ограничить его доступ к засекреченной информации и тем самым уменьшить вероятность утечки, а с другой — наиболее полно удовлетворить потребности специалиста в информации, в том числе и засекреченной, для обоснованного решения им служебных задач.
B обычных, т.е. не режимных, условиях, специалист имеет возможность использовать в целях решения стоящей перед ним проблемы разнообразную информацию: ретроспективную, узко- и широкотематическую, отраслевую и межотраслевую, фактографическую и концептуальную. При обеспечении специалиста засекреченной информацией возможности доступа к ней ограничиваются двумя факторами: его служебным положением и решаемой специалистом в настоящее время проблемой.
Вторая группа задач (ограждение защищаемой информации от несанкционированного доступа к ней соперника) включает определенные условия:
• защита информационного суверенитета страны и расширение возможности государства по укреплению своего могущества за счет формирования и управления развитием своего информационного потенциала;
• создание условий эффективного использования информационных ресурсов общества;
• обеспечение безопасности защищаемой информации: предотвращение хищения, утраты, несанкционированного уничтожения, модификации, блокирования информации и т.п., вмешательства в информацию и информационные системы;
• сохранение секретности или конфиденциальности засекреченной информации в соответствии с установленными правилами ее защиты, в том числе предупреждения ее утечки и несанкционированного доступа к ее носителям;
• сохранение полноты, достоверности, целостности информации и массивов и программ обработки;
• недопущение безнаказанного растаскивания и незаконного использования интеллектуальной собственности, принадлежащей государству. [14]
При рассмотрении проблем защиты информации часто затрагивается вопрос о режиме секретности, т.е. конфиденциальности (в дальнейшем — режим секретности), который тесно примыкает к понятию защита информации, переплетается с ним, а иногда и отождествляется.
Режим секретности является частью системы защиты засекреченной информации, а точнее, это реализация системы защиты информации для конкретного объекта или одного из его структурных подразделений или конкретной работы.
Основное назначение режима секретности — обеспечить соответствующий уровень защиты информации, так как чем выше степень ее секретности, тем устанавливается и более высокий уровень ее защиты и соответствующий режим секретности. Режим секретности — это не регламентация правовых норм и правил защиты сведений, а реализация на конкретном объекте действующих норм и правил защиты сведений, составляющих государственную тайну; установленных и регламентированных соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами.
Режим секретности включает следующие основные группы мер:
1) разрешительную систему, определяющую порядок доступа в служебных целях конкретных сотрудников к определенной защищаемой информации и в конкретные помещения, где ведутся конфиденциальные или секретные работы;
2) порядок и правила делопроизводства с секретными или конфиденциальными документами и иными носителями защищаемой информации, при этом возможно разделение потоков документальной информации по степени секретности сведений, содержащихся в документах, а также разделение потоков информации, документов, содержащих государственную и коммерческую тайну;
3) установление пропускного и внутри объектового режима, соответствующего степени секретности информации, имеющейся на объекте;
4) воспитательно-профилактическую работу, уровень и содержание которой должны соответствовать уровню требуемой защиты информации с целью предотвратить или значительно уменьшить риск утечки засекреченной информации через сотрудников объекта, работающих с такой информацией.
B рамках установленного на объекте режима секретности проводятся все остальные мероприятия по защите сведений, составляющих государственную тайну. [10]
По объему защищаемой информации, принадлежащей одному собственнику, сведения, составляющие государственную тайну, значительно превосходят другие виды охраняемых тайн и в частности, коммерческую тайну. Однако суммарный объем защищаемой коммерческой информации, составляющей определенную тайну, может быть не меньше, чем объем сведений, составляющих государственную тайну.
B ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» дано определение системы защиты этой тайны: «Под системой защиты государственной тайны понимается совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях». Таким образом, в систему защиты сведений, отнесенных к государственной тайне, и их носителей входят следующие элементы: