Файл: Содержание гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 121

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Попытки разграничить либо определить правосубъектность гражданина и правосубъектность индивидуального предпринимателя предпринимаются регулярно[5]. Мы считаем, что так же, как нет необходимости доказывать самостоятельность правосубъектности граждан в гражданском, семейном, трудовом и т.д. праве, так же нет в этом необходимости и в гражданском и предпринимательском праве. Статус физического лица в гражданском праве и статус индивидуального предпринимателя в предпринимательском - это разные отраслевые статусы.

Правосубъектность индивидуального предпринимателя в сфере предпринимательского права предопределяется его участием как в горизонтальных, так и в вертикальных правоотношениях, тогда как субъекты гражданского права участвуют только в горизонтальных правоотношениях.

По мнению С.А. Зинченко, все субъекты предпринимательства имеют специальный правовой статус, как и специальную правосубъектность. В действующем гражданском законодательстве этот специальный правовой статус определен посредством указания на цель деятельности[6].

Теории специальной правосубъектности индивидуального предпринимателя зачастую строятся на позиции несамостоятельности отрасли предпринимательского права. При этом правосубъектность индивидуального предпринимателя рассматривается как дополнительная к правосубъектности гражданина как субъекта гражданского права. По нашему мнению, правосубъектность индивидуального предпринимателя в сфере предпринимательской деятельности является не специальной, а общей отраслевой предпринимательско-правовой. Правосубъектность индивидуального предпринимателя должна отражать его способность к участию не только в горизонтальных, но и в вертикальных отношениях, т.е. в отношениях с регулятивными органами.

Индивидуальный предприниматель как субъект предпринимательского права, по нашему мнению, обладает общей предпринимательско-правовой отраслевой правосубъектностью, поскольку в сфере предпринимательской деятельности индивидуальный предприниматель может иметь любые права и нести обязанности. Вместе с тем существуют изъятия из режима общей правосубъектности индивидуального предпринимателя - он не может осуществлять деятельность в определенных сферах в силу его организационно-правовой формы. Кроме того, как исключение также можно рассматривать крестьянское (фермерское) хозяйство, правосубъектность которого является, по нашему мнению, специальной, поскольку ограничена сферой деятельности - сельским хозяйством.


Представляется, что концепция специальной правосубъектности индивидуального предпринимателя возникла с принятием Закона РСФСР от 07.12.1991 N 2000-1 "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации", утратившем силу с 01.01.2004, в соответствии с которым индивидуальный предприниматель мог осуществлять лишь те виды деятельности, которые были заявлены при регистрации.

Как мы полагаем, в действующем законодательстве закреплена позиция общей правосубъектности индивидуального предпринимателя. Такое мнение находит подтверждение в судебной практике. Так, в Постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2017 N 18АП-1132/2017 по делу N А76-18608/2016 указано, Статус индивидуального предпринимателя не меняет правосубъектную сущность обладающего им физического лица, не делает его иным субъектом права. С приобретением или утратой статуса индивидуального предпринимателя трансформируется лишь правосубъектность самого физического лица[7].

Правосубъектность есть предпосылка участия в конкретных правоотношениях. В сфере предпринимательства выделяют три группы отношений: по вертикали, по горизонтали и внутрихозяйственные. Исходя из этого необходимо определять также содержание правового статуса как набора конкретных прав и обязанностей субъекта предпринимательства.

Правосубъектность индивидуального предпринимателя прекращается государственной регистрацией при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Существуют различные подходы к описанию структуры правосубъектности.

О.А. Красавчиков полагал, что по своему содержанию правосубъектность представляет собой явление сложное, слагающееся из двух основных элементов - из правоспособности и дееспособности, которыми обладают субъекты гражданского права[8].

С.С. Алексеев считает, что правосубъектность охватывает два элемента: правоспособность - способность обладать субъективными правами и нести юридические обязанности, т.е. просто иметь их; дееспособность - способность самостоятельно, своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их[9].

В.М. Сырых также подразделяет правосубъектность на правоспособность и дееспособность[10].


По мнению некоторых ученых, правосубъектность включает в себя четыре элемента: 1) правоспособность; 2) дееспособность; 3) деликтоспособность, то есть способность отвечать за гражданские правонарушения (деликты); 4) вменяемость - условие уголовной ответственности. Хотя последние два слагаемых охватываются в конечном счете вторым[11].

В соответствии с п. 1 ст. 17 ГК РФ гражданская правоспособность есть способность иметь гражданские права и нести обязанности. Она возникает в момент рождения и прекращается смертью гражданина. В отличие от правоспособности юридического лица, которая представляет собой, по сути, единство правоспособности, дееспособности и компетенции, правоспособность и дееспособность физического лица в гражданском праве разведены. Правоспособность и дееспособность индивидуального предпринимателя в предпринимательском праве возникают одновременно в момент государственной регистрации.

В научной литературе правоспособность понимается по-разному: как этап, стадия развития правосубъектности[12], как право быть субъектом прав и обязанностей[13], как субъективное право[14], как способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности[15], как признаваемая государством общая (абстрактная) возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем[16], определенное общественное свойство, вытекающее из необходимости обеспечить как преемственность гражданских прав и обязанностей, так и возможность возникновения новых прав и обязанностей, независимо от возраста и психологического состояния, у всех членов данного общества в целях сохранения и укрепления преемственности и устойчивости отношений[17], как состояние; как юридически закрепленная за конкретным лицом общая возможность иметь субъективные права и юридические обязанности[18].

Правоспособность, по нашему мнению, не может пониматься как возможность, поскольку это влечет ее отождествление с субъективным правом. Правоспособность не является субъективным правом, так как она является предпосылкой обладания субъективными правами. Кроме того, правоспособность воплощает отношение ее носителя с государством, в то время как субъективное право - с обязанным лицом[19].


Лица в праве способны быть носителями как субъективных прав, юридических обязанностей, так и законных интересов, поэтому понимание правоспособности как способности лица иметь субъективные права и юридические обязанности значительно уже объема тех возможностей, которые предоставлены субъектам законодательством.

Правоспособность, рассматриваемая как возможность, становится идентичной содержанию понятия "субъективное право", что, по нашему мнению, не может быть верным. Правоспособность является предпосылкой правообладания, способностью иметь гражданские права, законные интересы и нести юридические обязанности. Субъективное право также имеет иную структуру, нежели правоспособность.

Правоспособность включает набор способностей субъектов, который сводится к способности иметь права и нести обязанности.

Замечаем, что способность осуществлять предпринимательскую деятельность является основным содержанием предпринимательской правосубъектности. Таким образом, все субъекты предпринимательского права являются таковыми исключительно в силу того, что они либо осуществляют предпринимательскую деятельность, либо ее регулируют. Именно поэтому индивидуальные предприниматели, не осуществляющие лицензируемые виды деятельности, обладают общей предпринимательской правосубъектностью и правоспособностью.

Правоспособность субъекта предпринимательского права (предпринимательская правоспособность) означает способность иметь права и обязанности по осуществлению и регулированию (организации) предпринимательской деятельности[20]. Предпринимательская правоспособность - неотъемлемый элемент понятия субъекта предпринимательского права. Она дает возможность вести предпринимательскую деятельность, участвовать в предпринимательских отношениях.

Дееспособность, наряду с правоспособностью, также является элементом правосубъектности. Наличие дееспособности характерно для физического лица, у юридического лица дееспособность и правоспособность существуют в неразрывном единстве и образуют праводееспособность.

Дееспособность в научной литературе понимается, как способность субъекта своими действиями приобретать для себя права и создавать для себя обязанности и деликтоспособность субъекта - способность самостоятельно нести ответственность за совершенные гражданские правонарушения; признаваемая нормами объективного права способность самостоятельно, своими осознанными действиями осуществлять юридические права и обязанности; установленная законом юридическая способность лица самостоятельно совершать правомерные юридические действия и нести юридическую ответственность за правонарушения; признаваемая государством способность субъекта лично совершать юридические действия, т.е. способность лично своими действиями вступать в правоотношения, осуществлять субъективные права и исполнять юридические обязанности; дееспособность является правом, которым гражданин обладает постоянно как определенным юридическим состоянием; это способность субъектов права вступать в конкретные отношения и своими действиями приобретать права и обязанности, осуществлять и исполнять их; способность физического лица своими действиями приобретать и осуществлять права, исполнять обязанности, нести ответственность за свои поступки, т.е. обладать деликтоспособностью; способность лица своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности, что означает не только способность к совершению сделок и других правомерных действий, но и способность к совершению правонарушений (деликтоспособность); сложное правовое состояние лица, которое отражает постоянно меняющийся уровень его готовности к выполнению различных функций субъекта права; возможность самостоятельно совершать любые правомерные действия, связанные с осуществлением субъективных прав и исполнением юридических обязанностей, и самостоятельно отвечать за правонарушения; оценка состояния правовой зрелости лица, его готовности к осуществлению функций субъекта права.


В соответствии с п. 1 ст. 21 ГК РФ дееспособностью гражданина признается способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Вместе с тем достижение полной дееспособности в гражданском праве по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, автоматически не влечет возникновения полной дееспособности в иных отраслях права.

Дееспособность, по нашему мнению, должна включать как способность к правомерному поведению, так и способность к неправомерному (противоправному) поведению, из которой проистекает обязанность нести ответственность.

Таким образом, дееспособность отражает волевое поведение лица, которое проявляется как в активных действиях, так и в воздержании от их совершения.

Н.И. Матузов, А.В. Малько несение ответственности рассматривают как компонент юридической обязанности[21], поэтому в качестве элемента дееспособности правильно выделять способность нести ответственность как составляющую способности исполнять юридические обязанности.

Определение дееспособности, данное в ст. 21 ГК РФ, не включает способности нести ответственность, несмотря на то, что в научной и учебной литературе такая способность в составе дееспособности или как самостоятельный элемент правосубъектности отмечается. Мы рассматриваем ответственность как разновидность юридической обязанности, поэтому, как нам кажется, способность нести ответственность включается в способность нести обязанность.

По нашему мнению, нельзя согласиться с формулировкой ГК в той части, в которой элементом дееспособности считаются лишь те обязанности, которые созданы гражданином для себя. Зачастую обязанности возникают помимо воли субъекта, создаются для него другими лицами или обстоятельствами, и лишь исполнение или неисполнение обязанности зависит от воли лица, например обязанность отвечать по обязательствам при осуществлении предпринимательской деятельности, за исключением случаев действия непреодолимой силы. Способность защищать свои права, очевидно, также является элементом дееспособности. Такая способность является предпосылкой формирования правомочия защиты в структуре субъективного права.