Файл: Управление товарооборотом и товарными запасами на предприятии с целью повышения эффективности коммерческой деятельности (Понятие товарных запасов и их основные функции ).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Теоретические аспекты управления товарооборотом и товарными запасами на предприятии
1.1 Понятие товарных запасов и их основные функции
1.2 Классификация товарных запасов
1.3 Товарооборот. Понятие и основные термины, связанные с ним
1. Планирование объема реализации товаров, обеспечивающего предприятие необходимой суммой прибыли.
1.4 Важнейшие факторы эффективности товарооборота и управления товарными запасами
Глава 2. Раскрыть управление товарооборотом и товарными запасами в ООО «Торгленд»
2.1 Краткая характеристика компании ООО «Торгленд»
2.2 Анализ эффективности розничного товарооборота и управления запасами в ООО "Торгленд"
При анализе структуры товарооборота в 2018 году по сравнению с 2017 г. в суммовом выражении произошло снижение продаж по всем товарным группам, в большей степени за счет закрытия торговых точек по городу. Но по некоторым группам товаров произошло увеличение удельного веса продаж в общем объеме товарооборота. Об этом свидетельствуют данные, представленные в таблице 2.
Таблица 2
Рост удельного веса некоторых видов товаров в общей структуре товарооборота
№ |
Товарные группы |
Рост уд. веса, % |
1. |
Макаронные изделия |
+0,1% |
2. |
Молокопродукты |
+0,1% |
3. |
Хлебобулочные изделия |
+0,1% |
4. |
Мясо и птица |
+0,2% |
5. |
Рыба С/М |
+0,1% |
6. |
Фрукты |
+0,1% |
7. |
Масло растительное |
+0,1% |
8. |
Ликеро-водочные |
+0,1% |
Главной причиной роста продаж по группам товаров является активные мероприятия по проведению рекламных акций, связанных с ценовой политикой Общества. Положительная динамика доходов Общества от розничной торговли свидетельствует об устойчивом положении эмитента на рынке, не смотря на бурный рост числа торговых точек конкурентов. Оценка равномерности выполнения товарооборота за 2017г представлена в таблице 3.
Таблица 3
Товарооборот по месяцам за 2017 г.
Месяц |
продажа продукции по плану |
Продажа продукции фактический |
Процент выполнения плана |
Январь |
87120 |
70252 |
80,64 |
Февраль |
91000 |
87332 |
95,97 |
Март |
92500 |
83900 |
90,70 |
Апрель |
98200 |
94232 |
95,96 |
Май |
100000 |
95132 |
95,13 |
Июнь |
101500 |
110876 |
109,24 |
Июль |
101583 |
94657 |
93,18 |
Август |
107800 |
100004 |
92,77 |
Сентябрь |
108540 |
118899 |
109,54 |
Октябрь |
112400 |
93241 |
82,95 |
Ноябрь |
118788 |
91659 |
77,16 |
Декабрь |
119120 |
90009 |
75,56 |
Итого: |
1238551 |
1130193 |
91,25 |
Определим коэффициент ритмичности, среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации. Данные о товарообороте, необходимые для этого представлены в таблице.
Коэффициент ритмичности = == =0,897
Коэффициент ритмичности близкий к 1, свидетельствует о ритмичности осуществления продаж.
Среднеквадратическое отклонение = ==10,61 %
Коэффициент вариации = =11,63
Значение коэффициента вариации превышает оптимальное значение равное 10, следовательно колебания велики и степень отклонения в выполнении прогнозируемого товарооборота от среднего уровня, так же велика.
При анализе структуры товарооборота в 2018 году по сравнению с 2017 г. можно заметить снижение удельного веса продаж по некоторым товарным группам, в большей степени за счет закрытия торговых точек по городу. Но по ряду групп товаров произошло увеличение удельного веса продаж в общем объеме товарооборота. Эти данные представлены в таблице 4.
Таблица 4
Рост удельного веса продаж отдельных видов товаров в общем объема товарооборота
№ |
Товарные группы |
Рост уд. Веса, % |
1. |
Хлебобулочные изделия |
+0,1% |
2. |
Молокопродукты |
+0,2% |
3. |
Ликероводочные изделия |
+0,1% |
4. |
Масло растительное |
+0,2% |
5. |
Майонез |
+0,1% |
6. |
Кофе |
+0,1% |
7. |
Чай |
+0,1% |
По социально-значимым товарным группам удельный вес в общих продажах в 2017 году остался на том же уровне. Это такие группы, как мясо и птица, крупа, макаронные изделия, мука, сахар, консервы мясные.
Главной причиной роста продаж по группам товаров является активные мероприятия по проведению рекламных акций, связанных с ценовой политикой Общества. Положительная динамика доходов Общества от розничной торговли свидетельствует об устойчивом положении эмитента на рынке, не смотря на бурный рост числа торговых точек конкурентов.
Оценка равномерности выполнения товарооборота за 2018 г.
Определим коэффициент ритмичности, среднеквадратическое отклонение и коэффициент вариации. Данные о товарообороте, необходимые для этого представлены в таблице 5.
Таблица 5
Товарооборот по месяцам за 2018 г
Месяц |
Выпуск продукции по плану |
Выпуск продукции фактический |
% выполнения плана |
Январь |
109989 |
117876 |
107,17 |
Февраль |
110789 |
113000 |
102,00 |
Март |
113000 |
110789 |
98,04 |
Апрель |
113654 |
97899 |
86,14 |
Май |
115880 |
83799 |
72,32 |
Июнь |
118769 |
87879 |
73,99 |
Июль |
119872 |
109876 |
91,66 |
Август |
123987 |
106630 |
86,00 |
Сентябрь |
127699 |
105120 |
82,32 |
Октябрь |
136900 |
109400 |
79,91 |
Ноябрь |
139769 |
106327 |
76,07 |
Декабрь |
146700 |
99400 |
67,76 |
Итого: |
1477008 |
1247995 |
84,49 |
Коэффициент ритмичности = == =0,838
Коэффициент ритмичности близкий к 1, свидетельствует о ритмичности осуществления продаж. Но не смотря на удовлитворительное значение, величина его снизилась в 2017г. по сравнению с предыдущим годом.
Среднеквадратическое отклонение = ==13,28
Коэффициент вариации = = 15,72
Аналогично 2017г., значение коэффициента вариаци превышает оптимальное значение равное 10, следовательно колебания велики и степень отклонения в выполнении прогнозируемого товарооборота от среднего уровня, так же велика. Необходимо отметить, что в отчётном году по сравнению с базовым его значение возрасло и как следствие возрасло отклонение.
Показатели необходимые для проведения факторного анализа представлены в таблице 6
Таблица 6
Исходные данные для факторного анализа
Показатели |
2017 год |
2018 год |
Изменение(+/-),% |
Товарооборот |
1130193,00 |
1247995,00 |
117802,00 |
Среднесписочная численность работников |
867,00 |
791,00 |
-76,00 |
Индекс цен |
1,00 |
1,11 |
0,11 |
Товарооборот (в сопоставимых ценах) |
1130193,00 |
1124319,82 |
-5873,18 |
Производительность: |
1303,57 |
1577,74 |
274,18 |
в действующих ценах |
|||
в сопоставимых ценах |
1303,57 |
1421,39 |
117,82 |
В данном курсовом проекте мы определим влияние численности работников и их производительности труда в действующих и сопоставимых ценах и влияние цен на изменение выпуска продукции.
1)в действующих ценах:
ТО0=Ч0∙ПТ0 = 1130193,00 руб.
ТО’= Ч1∙ПТ0 = 1031123,90 руб.
ТО1=Ч1∙ПТ1 = 1247995,00 руб.
Δ ТО(Ч) = - 99069,10 руб.
Δ ТО(ПТ) = 216871,10 руб.
Δ ТО = 117802,00 руб.
Вывод: на изменение объёма товарооборота оказали влияние два фактора: производительность труда рабочих ( в действующих ценах ) и их численность. Уменьшение числа рабочих привело к снижению товарооборота на 99069,10 руб. Рост производительности труда оказал положительное влияние на товарооборот, то есть увеличил его на 21687,10 руб. Суммарное влияние двух факторов привело к увеличению товарооборота на 117802,00 руб.
2) в сопоставимых ценах:
ТО0=Ч0∙ПТ0 = 867,00∙1303,57 = 1130195,19 руб.
ТО’= Ч1∙ПТ0 = 791,00∙1303,57 = 1031123,87 руб.
ТО1=Ч1∙ПТ1 = 791,00 ∙1421,39 = 1124319,82 руб.
Δ ТО(Ч) = - 99071,32 руб.
Δ ТО(ПТ) = 93195,62 руб.
Δ ТО = -5875,7 руб.
Вывод: на изменение объёма товарооборота оказали влияние два фактора: производительность труда рабочих ( в сопоставимых ценах ) и их численность. Уменьшение числа рабочих привело к снижению товарооборота на 99071,32 руб. Рост производительности труда оказал положительное влияние на товарооборот, то есть увеличил его на 93195,62 руб. Суммарное влияние двух факторов привело к снижению товарооборота на 5875,7 руб.
2.3 Анализ управления товарными запасами в ООО «ТОРГЛЕНД»
Для анализа товарных запасов принято использовать следующие показатели: Объем товарных запасов может измеряться в натуральном и стоимостном выражении. На практике определяют три вида данного показателя:
- минимально допустимый объем, свидетельствующий о необходимости пополнения товарных запасов
- максимальный объем, характеризующий предельную величину товарных запасов,
- резервный объем, гарантирующий владельцу бесперебойную работу предприятия в непредвиденных случаях.
Таблица 7
Анализ товарных запасов в ООО «ТОРГЛЕНД», тыс. руб.
2017 |
2018 |
Минимально допустимый запас |
Максимально допустимый запас |
Резервный объем запасав |
||
2017 |
2018 |
|||||
Колбасные изделия |
174812,6 |
339136,4 |
69925,032 |
440877,33 |
266064,7 |
101740,92 |
Ликероводочные изделия |
130844,3 |
253838 |
52337,736 |
329989,43 |
199145,1 |
76151,406 |
Кондитерские изделия |
133744,3 |
259464 |
53497,728 |
337303,18 |
203558,9 |
77839,194 |
Молокопродукты |
118745,1 |
230365,5 |
47498,04 |
299475,14 |
180730 |
69109,648 |
Хлебобулочные изделия |
98385,84 |
190868,5 |
39354,336 |
248129,09 |
149743,2 |
57260,559 |
Мясо и птица |
68747,04 |
133369,3 |
27498,816 |
173380,03 |
104633 |
40010,777 |
Рыба С/М |
87136,38 |
169044,6 |
34854,552 |
219757,95 |
132621,6 |
50713,373 |
Фрукты |
40888,26 |
79323,22 |
16355,304 |
103120,19 |
62231,93 |
23796,967 |
Пиво |
45698,04 |
88654,2 |
18279,216 |
115250,46 |
69552,42 |
26596,259 |
Сыры твердые и плавленые |
33208,56 |
64424,61 |
13283,424 |
83751,988 |
50543,43 |
19327,382 |
Вино |
42089,4 |
81653,44 |
16835,76 |
106149,47 |
64060,07 |
24496,031 |
Безалкогольные напитки |
26958,78 |
52300,03 |
12131,451 |
67990,043 |
41031,26 |
15690,01 |
Мороженое |
23209,02 |
45025,5 |
10444,059 |
58533,148 |
35324,13 |
13507,65 |
Сахар |
16409,16 |
31833,77 |
7384,122 |
41383,902 |
24974,74 |
9550,1311 |
Коньяк |
20699,1 |
40156,25 |
9314,595 |
52203,13 |
31504,03 |
12046,876 |
Масло животное |
12137,76 |
23547,25 |
5461,992 |
30611,431 |
18473,67 |
7064,1763 |
Табачные изделия |
11352,6 |
22024,04 |
5108,67 |
28631,257 |
17278,66 |
6607,2132 |
Яйцо птицы |
11249,46 |
21823,95 |
5062,257 |
28371,138 |
17121,68 |
6547,1857 |
Майонез |
11293,92 |
21910,2 |
5082,264 |
28483,266 |
17189,35 |
6573,0614 |
Сельдь соленая |
17499,24 |
33948,53 |
7874,658 |
44133,083 |
26633,84 |
10184,558 |
Овощи |
9401,4 |
18238,72 |
4230,63 |
23710,331 |
14308,93 |
5471,6148 |
Масло растительное |
10871,46 |
21090,63 |
4892,157 |
27417,822 |
16546,36 |
6327,1897 |
Шампанское |
10891,26 |
21129,04 |
4901,067 |
27467,758 |
16576,5 |
6338,7133 |
Крупы |
9135,9 |
17723,65 |
3197,565 |
23040,74 |
13904,84 |
5317,0938 |
Кофе |
10858,86 |
21066,19 |
3800,601 |
27386,045 |
16527,18 |
6319,8565 |
Консервы рыбные |
10786,32 |
20925,46 |
3775,212 |
27203,099 |
16416,78 |
6277,6382 |
Чай |
10699,56 |
20757,15 |
3744,846 |
26984,29 |
16284,73 |
6227,1439 |
Макаронные изделия |
5709,78 |
11076,97 |
1998,423 |
14400,065 |
8690,285 |
3323,092 |
Мука |
3929,76 |
7623,734 |
1375,416 |
9910,8547 |
5981,095 |
2287,1203 |
Консервы мясные |
2319,84 |
4500,49 |
811,944 |
5850,6365 |
3530,796 |
1350,1469 |
Маргариновая продукция |
3209,76 |
6226,934 |
1123,416 |
8095,0147 |
4885,255 |
1868,0803 |
Данные, представленные в таблице 7, говорят о достаточной объема запасов и резервов в ООО «ТОРГЛЕНД». Резерв запасов как в 2017 году, так и в 2018 может обеспечить бесперебойные поставки с учетам роста товарооборота на 50% например в праздничные дни, когда рост объема продаж возрастает в несколько раз. Об этом свидетельствуют представленные расчеты, которые показывают, что фактический товарооборот выше минимально допустимого значения и ниже максимально допустимого значения. Эти факты характеризуют уровень запасов как стабильный.
Проанализировав управление товарооборотом и запасами в ООО «ТОРГЛЕНД», можно сделать следующие выводы:
Предприятие должно стремиться к увеличению товарооборачиваемости, так как в результате ускорения:
увеличивается объем товарооборота и полнее удовлетворяется покупательский спрос,
уменьшаются издержки обращения (расходы на хранение, потери, % за кредит) и увеличивается прибыль,
улучшается финансовое состояние предприятия, так как быстрее высвобождаются средства, вложенные в товар, которые можно направить на расчеты с поставщиками, банком, бюджетом, увеличивается объем производства товаров.
Заключение
Товарные запасы на торговых предприятиях должны служить реальным предложением товаров, обеспечивающим их бесперебойную продажу.
В ходе реализации товарные запасы расходуются и взамен выбывающих должны завозиться новые, соразмерные по своей структуре и количеству необходимому ассортименту. В противном случае нарушается устойчивость сформированного ассортимента и создаются неблагоприятные условия, следствием которых будет являться недополучение прибыли предприятием, ухудшение обслуживания покупателей.
Общество с ограниченной ответственностью "ТОРГЛЕНД" входит в 200 лучших предприятий Российской Федерации. Компания включена в перечень социально значимых предприятий федерального и областного значения по области.
Свою деятельность ООО "ТОРГЛЕНД" начало 10.04.2006г., когда магазины «У соседа» стали переходить на новый метод продаж, такой как самообслуживание
По социально-значимым товарным группам удельный вес в общих продажах в 2017 году остался на том же уровне. Это такие группы, как мясо и птица, крупа, макаронные изделия, мука, сахар, консервы мясные.
Главной причиной роста продаж по группам товаров является активные мероприятия по проведению рекламных акций, связанных с ценовой политикой Общества. Положительная динамика доходов Общества от розничной торговли свидетельствует об устойчивом положении эмитента на рынке, не смотря на бурный рост числа торговых точек конкурентов.