Файл: Теоретические основы социальной политики государства.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы социальной политики государства
1.1. Сущность социальной политики
1.2. Основные принципы социальной политики
2.1. Социальная политика поддержки многодетных семей
2.2. Государственная социальная поддержка пенсионеров и малоимущих граждан
2.3. Направления совершенствования социальной политики в сфере поддержки слабозащищенных граждан
Рис. 2. Информированность о льготах и выплатах
Помимо вопроса о степени информированности в анкете присутствует вопрос о приоритетном канале информирования. Наибольшее количество респондентов - 43,6% - получают информацию о возможных льготах и выплатах от своих знакомых, 25,6% - при личном обращении в органы социальной защиты населения Москвы, 23,1% - на сайтах общественных организаций многодетных семей. Мы видим, что многодетные семьи получают необходимую информацию, если они сами в этом заинтересованы, при этом приоритетны неофициальные источники информирования.
Рис. 3. Трудности при оформлении документов на льготы
В анкете респондентам также была предоставлена возможность сказать, в каких конкретно мерах государственной поддержки они нуждаются (кроме тех, что есть сейчас). Анализ ответов показывает, что 72,5% респондентов предлагают ввести новые виды помощи от государства. Предположение о том, что среди многодетных семей существуют иждивенческие настроения подтверждается, так как три респондента (7,5% от выборки) со среднедушевым доходом на каждого члена семьи выше 30 тыс. руб. просят ввести дополнительные меры поддежки. Среди них - льготная или бесплатная продленка в школе, повышение ежемесячного пособия, скидка на земельный налог и на налог на имущество. Данные дополнительные льготы и повышение пособий необоснованны в связи с тем, что многодетные семьи с доходом выше среднего уровня не относятся к наиболее нуждающимся. Но в то же время на вооружение стоит взять предложения от семей со среднедушевым доходом ниже среднего. Среди них такие дополнительные меры поддержки, как продление декрета по уходу за ребенком, бесплатное обучение детей в секциях и кружках, снижение процента на ипотеку для многодетных. В свою очередь, 20% респондентов затронули жилищную проблему. Все из них говорят о том, что первоочередное право многодетных семей на получение земельных участков в действительности не работает. Это создает достаточно серьезную проблему, потому что многие семьи испытывают трудности, связанные с недостаточной площадью жилья и отсутствием возможности купить новое.
Не испытывают трудностей в оформлении документов многодетной семьи 82,1% респондентов (рис. 4). Значит, нельзя утверждать, что многодетные семьи не получают достаточной поддержки со стороны государства из-за сложного порядка оформления документов.
Заключительный вопрос анкеты представлен в виде ранговой шкалы Лайкерта. Респондентам предлагалось оценить по пятибалльной шкале государственную семейную политику по следующим составляющим: экономическая составляющая, жилищные условия, культурно-образовательная и воспитательная составляющая, здравоохранение, социальная защита и отношение общества к многодетным семьям. Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2 Оценка социальной политики многодетными семьями
Оценка социальной политики |
Количество респондентов |
Низкая |
16 (40%) |
Средняя |
22 (55%) |
Высокая |
2 (5%) |
Таким образом, большинство респондентов комплексно оценивают проводимую социальную политику как среднюю - равно, как и уровень доступности льгот и пособий (табл. 2).
При анализе ответов на вопросы анкеты было выявлено, что мнения респондентов по отдельным вопросам сильно разнятся. Одни получают все возможные льготы и выплаты и удовлетворены поддержкой, которая им оказывается со стороны государства, а другие имеют совершенно противоположное отношение к государственной семейной политике, и в их ответах присутствуют претензии к различным ее направлениям. Тем не менее все предлагаемые государством меры социальной поддержки - льготы, пособия, выплаты и т.п. - многодетным семьям доступны, и они об этом хорошо информированы. Рассматривая отношение многодетных семей к различным аспектам государственной семейной политики - к здравоохранению, экономической составляющей, культурно-образовательной составляющей, жилищным условиям и социальной сфере, - мы видим, что степень удовлетворенности государственной семейной политикой средняя. Но явно прослеживается, что экономическая составляющая и жилищные условия в рамках проводимой государством семейной политики оцениваются респондентами ниже остальных параметров. Анализ ответов также показал, что многодетные семьи преимущественно составляют слабозащищенную категорию населения со среднедушевым доходом на каждого члена семьи ниже уровня прожиточного минимума и нуждаются в дополнительной помощи и поддержке. Но в то же время они могут демонстрировать и иждивенческие настроения. Средние показатели удовлетворенности проводимой социальной политикой свидетельствуют о том, что федеральным и региональным органам власти стоит поддерживать уже существующий политический курс в области социальной защиты семьи и стремиться на практике углублять принципы адресности и доступности помощи.
2.2. Государственная социальная поддержка пенсионеров и малоимущих граждан
В соответствии с положениями ст. 7 Конституции Российская Федерация является социальным государством.
Главная задача социального государства - достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Оно призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование.
Юридическая природа и отдельные особенности социального обеспечения и мер социальной поддержки в Российской Федерации отражают конституционную обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни.
Российское законодательство под правом социального обеспечения понимает гарантированную ст. 39 Конституции Российской Федерации возможность граждан законным путем удовлетворять свои социальные потребности.
Это совокупность правовых норм, регулирующих комплекс социально-экономических мер, проводимых государством, по предоставлению гражданам различных выплат и услуг в случаях, если они окажутся лишенными всех или части своих доходов от труда, на все время или на какой-то период, в связи с нетрудоспособностью, старостью и в других случаях, предусмотренных российским законодательством [1, с. 5].
Конституция Российской Федерации закрепляет основные направления социальной защиты государства. Это:
- государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;
- пенсии инвалидам и иным нетрудоспособным лицам;
- создание системы социальных служб занятости, призванных принимать действенные меры по трудоустройству лиц, не имеющих постоянной работы, и выплачивать им в соответствии с действующим законодательством пособия по безработице;
- выплата государственных пенсий и социальных пособий и т.д. [2, с. 21].
По мнению Е.П. Шнейдеровой, термин «социальная поддержка» получил широкое распространение в России в 2004-2005 гг., когда началась масштабная реформа российской социальной системы. Целью реформы было перераспределение нагрузки по финансированию социальных обязательств государства между федерацией и ее субъектами. При этом произошла так называемая «монетизация льгот», т.е. многие натуральные льготы заменили денежными выплатами. Эта мера вызвала возмущение и протесты социально слабых слоев населения - пенсионеров, ветеранов, инвалидов, поскольку денежные выплаты не покрывают в полном объеме расходов, которые вынуждены нести эти категории граждан в связи с отменой льгот [3, с. 35].
Федеральный закон № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”» [4] отменил сложную систему натуральных льгот и компенсаций, заменив ее едиными мерами социальной поддержки, а для некоторых наиболее незащищенных категорий граждан (которые в связи с непреодолимыми физическими недостатками не могут самостоятельно обеспечить себя материально, имеют особые заслуги перед страной либо пострадали в результате техногенных катастроф, ответственность за последствия которых приняло на себя государство) - мерами социальной помощи.
Различные компенсационные выплаты и социальные доплаты были введены с целью оказания помощи некоторым группам граждан в преодолении негативных последствий перехода к рыночной экономике. Одни компенсационные выплаты являлись кратковременными, другие применились в течение длительного периода.
Сущность и роль социальной доплаты в современной России базируется на принципе введения системы федеральных и региональных доплат, предполагающих совокупный размер материального обеспечения не ниже прожиточного минимума.
Как гласит распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» [5], дальнейшее развитие пенсионной системы на основе заложенных в нее страховых принципов должно осуществляться в целях повышения уровня пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров и ее финансовой сбалансированности для устойчивого функционирования в долгосрочной перспективе и предусматривать достижение следующих показателей:
- начиная с 2010 года достижение минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера и повышение среднего размера трудовых пенсий по старости к 2016-2020 годам до величины не менее 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера;
- создание условий для повышения индивидуального коэффициента замещения утраченного заработка, на который начислялись страховые взносы, трудовой пенсии по старости не менее чем до 40 %.
Для достижения этих целей, в том числе, предполагается установление принципа назначения социальной пенсии соответствующего вида, если размер трудовой пенсии не обеспечивает пенсионеру прожиточного минимума в Российской Федерации, и адресного доведения размера выплаты неработающим пенсионерам в совокупности с иными мерами социальной поддержки до указанной величины (установление социальной доплаты).
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.12.2009 № 972н [6] распределены на 2010 год средства федерального бюджета на осуществление региональных социальных доплат к пенсии.
Всего по России объем межбюджетного трансферта на указанные цели составил 2 120 000 рублей. Межбюджетные трансферты предоставляются субъектам РФ на выплату региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам, проживающим на территории РФ, в целях доведения общей суммы их материального обеспечения до установленной в субъекте РФ величины прожиточного минимума пенсионера, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.
На практике формы пенсионного обеспечения, установленные в субъектах Российской Федерации, достаточно разнообразны. Это доплаты к государственным пенсиям лиц, удостоенных звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, Героя Социалистического Труда, пенсионное обеспечение участников Великой Отечественной войны, лиц, награжденных орденами и медалями, а также других категорий граждан (инвалидов, неработающих пенсионеров и т.п.). Финансирование расходов на дополнительное пенсионное обеспечение, устанавливаемое субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, осуществляется за счет средств их бюджетов.
Так, с 1 января 2010 г. в Волгоградской области вводится социальная доплата на выравнивание уровня доходов для пенсионеров. По данным областного отделения Пенсионного фонда России, в январе помимо пенсии 63,8 тыс. жителей Волгоградской области получат социальную доплату. В числе таких граждан оказались те пенсионеры, чей доход ниже прожиточного минимума для данной категории лиц в регионе.
При этом пенсионеры с крайне низким доходом составляют 9 % от общей численности лиц, получающих пенсии. Средний размер такой доплаты составляет 983,44 руб., максимальный - 3 000 руб. Доплата размером около 500 руб. будет начислена 73 % от общего числа нуждающихся в ее получении пенсионеров [7, с. 3].
Следует отметить, что в Волгоградской области прожиточный минимум составляет 4 284 руб., что ниже общероссийского - 4 780 руб. Именно от указанной разницы и зависит характер доплаты.