Файл: Теоретические основы социальной политики государства.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы социальной политики государства
1.1. Сущность социальной политики
1.2. Основные принципы социальной политики
2.1. Социальная политика поддержки многодетных семей
2.2. Государственная социальная поддержка пенсионеров и малоимущих граждан
2.3. Направления совершенствования социальной политики в сфере поддержки слабозащищенных граждан
Предметом особого внимания органов управления федерального и регионального уровня, общественных структур становится проблема реформирования пенсионной системы. Должно быть достигнуто большее соответствие размера получаемой пенсии трудовому вкладу, должен утвердиться принцип равной ответственности работодателя и работника за формирование средств, предназначенных на цели пенсионного обеспечения.
Главенствующее значение при этом должны приобрести принципы дифференцированности и адресности в оказании услуг, социальной помощи и поддержки.
Непреходящее значение имеют профессионализм кадров системы социальной защиты, их способность правильно определять актуальные проблемы, оценивать и анализировать их, вырабатывать программу позитивных перемен.
Направленность социальной политики государства является не только содержательной, но и организационной основой социальной работы, выполняя важную методологическую функцию относительно последней.
Выводы:
Таким образом, можно сделать вывод:
1. Социальная политика — это система экономических отношений, обеспечивающая каждому члену общества гарантии определенного уровня жизни, минимально необходимого для развития и использования его способностей.
2. Основными принципами проведения социальной политики являются:
защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;
обеспечение помощи самым бедным семьям;
выдача помощи на случай безработицы;
обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;
развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;
проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.
3. Социальная политика выполняет следующий ряд функций:
обеспечение политической устойчивости власти;
обеспечение такого распределения власти в хозяйстве, которое
признавалось бы большинством справедливым;
налаживание такой системы распределения экономических ресурсов и результатов экономической деятельности, которая в основном устраивает подавляющее большинство населения, что подразумевает реализацию принципа социальной справедливости;
обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня экологической безопасности;
обеспечение обществом и государством необходимого и достаточного уровня социальной защищенности как населения в целом, так и каждой социальной группы;
Глава 2. Государственная социальная политика поддержки слабозащищенных категорий граждан: современное состояние и перспективы совершенствования
2.1. Социальная политика поддержки многодетных семей
Семья является одним из древнейших и важнейших институтов общества, влияющих на формирование и развитие личности. Многодетная семья самой своей сущностью способствует реализации личностных и общественных потребностей. В многодетных семьях создаются благоприятные условия воспитания, поскольку дети тесно взаимодействуют друг с другом и, как правило, с раннего возраста начинают выполнять определенные обязанности. Однако в экономическом плане именно многодетная семья оказывается наиболее язвимым и слабозащищенным социальным институтом.
Необходимость особого социального обеспечения многодетных семей обусловлена тем, что многодетные родители не только несут повышенную нагрузку по воспитанию и содержанию детей, уходу и присмотру за ними, но и располагают из-за этого меньшими возможностями для получения средств существования за счет оплачиваемой работы вне дома.
По данным Росстата, процент многодетных семей среди малоимущих домашних хозяйств увеличивается. Если в 2011 году он составлял 6,5%, то к 2014-му вырос до 8,6%. Это свидетельствует о том, что многодетные семьи нуждаются в активной поддержке государства [10].
- необходимости социальной поддержки многодетных семей пишут и представители власти. Премьер-министр России Д. А. Медведев в статье «Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики» затрагивает такой компонент государственной семейной политики, как материнский капитал, и говорит о его важности и необходимости дальнейшей реализации программы [15].
СМИ, в свою очередь, публикуют сводки о несправедливости по отношению к многодетным семьям. Так, например, НТВ сообщает, что в Астраханской области мать шестерых детей родила седьмого ребенка во втором браке и семья, потеряв статус многодетной, лишилась льгот. Это связано с тем, что по закону Астраханской области многодетными считаются только семьи, в которых все дети рождены в одном браке. Журналисты указывают, что так называемый Закон о пасынках был принят в Астраханской области в 2014 году с целью экономии бюджетных средств. Таким образом, актуальность темы подтверждается как статистикой, так и вниманием к этой теме со стороны властей и СМИ
Объект данного исследования - многодетные семьи. Предмет исследования - оценка многодетными семьями государственной семейной политики.
Цель работы - анализ реализуемой в России государственной социальной политики в отношении многодетных семей, оценка семьями эффективности этой политики и доступности мер социальной поддержки. Задачи исследования включают: а) теоретическую концептуализацию социальных проблем многодетных семей в России; б) обзор федеральных и региональных правовых актов, регулирующих социальную поддержку многодетных семей; в) сравнительный анализ социальной политики в Москве и Московской области; г) изучение мнения многодетных семей о получаемых льготах, пособиях и компенсациях.
Эмпирическое исследование проведено методом пилотажного социологического опроса. Объем выборки - 40 человек, ее составили многодетные родители, проживающие в Москве. Опрос проведен в октябре 2016 года. Для анализа данных были использованы методы дескриптивной статистики.
Отношение к многодетным семьям в нашем обществе противоречиво. С одной стороны, многодетность может традиционно отождествляться с бедностью и неблагополучием. Тогда провозглашается необходимость государственной социальной поддержки семьи, что считается одной из важнейших функций социального государства [12]. Например, Е. Г. Азарова считает, что многодетные семьи в настоящее время чаще всего относятся к категории неблагополучных семей. При этом систему государственной поддержки этих семей она считает крайне неэффективной. Основной причиной этого автор называет перенос ответственности за социальное обеспечение семьи с федерального на региональный уровень власти [11]. В связи с этим меры социальной поддержки многодетных семей различаются в субъектах Российской Федерации. Соответственно, масштабы социальной помощи очень сильно зависят от уровня экономического благосостояния региональных бюджетов.
С другой стороны, многодетность сегодня может быть и осознанным выбором представителей городского среднего класса, который никак нельзя считать «нуждающимся». Так, О. В. Ку- рис на основании социологического исследования фиксирует сдвиг в общественном мнении - если всего несколько лет назад многодетность считали асоциальным явлением и проявлением иждивенчества, то сейчас многодетность становится престижной в материально благополучной среде [13].
Н. В. Шахматова выявляет образ жизни и проблемы многодетных семей различного типа. Автор в своем исследовании изучает факторы, влияющие на ценности многодетных семей, их мотивы и образ жизни. Она полагает, что все эти особенности необходимо учитывать для усиления принципа адресности в реализации государственной помощи многодетным семьям [18].
Премьер-министр Д. А. Медведев в уже упомянутой статье «Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики» говорит о неразрывности экономического развития и роста благосостояния населения. В главе «Эффективность социального развития» он акцентирует внимание на государственной семейной политике. Важнейшими инструментами социальной политики, с точки зрения Д. А. Медведева, являются материнский капитал, ежемесячные пособия многодетным семьям, включая дотации на жилищно-коммунальные услуги, а также выделение земельных участков [15].
В книге «Детерминанты репродуктивного поведения населения и факторы семейного неблагополучия: результаты панельных исследований» подчеркивается, что именно политика государства (вместе с изменениями в демографических процессах и на рынке труда) является самым важный фактором, определяющим уровень детской бедности в стране. В источнике представлены основные модели семейной политики согласно теории государства благосостояния. Авторы утверждают, что наиболее близка России просемей- ная модель, которая характерна для англосаксонских стран. В этой модели семья считается самодостаточной единицей, поэтому поддержка государства предоставляется только нуждающимся семьям [14].
В газете «Известия» опубликована статья «Государственная помощь не доходит до бедных». Для данного исследования она интересна тем, что в ней - на основе аналитической записки Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Министерства финансов РФ «Эффективная социальная поддержка населения. Версия 3.0: адресность, нуждаемость, универсальность» - анализируется эффективность социальной поддержки в России. Автор говорит о том, что 19% бедных в России не получают социальной поддержки, а 87% тех, кто пользуется различными льготами и пособиями, в них не нуждаются. Также в статье затрагивается проблема недостаточной информированности населения о возможных льготах и выплатах. Нуждающиеся, которые не получают социальную поддержку, либо не имеют возможности коммуницировать с органами социальной защиты, либо не владеют современными информационными технологиями. «В России нет таких структур, которые отслеживали бы положение потенциально уязвимых категорий граждан и
рассказывали им о возможных источниках социальной помощи», - отмечает автор [16].
Таким образом, литературный обзор свидетельствует как о неоднозначном статусе многодетных семей в современном российском обществе, так и о проблемах в реализации государственной социальной политики в отношении этой категории населения. Вопросу о том, какие конкретные меры социальной поддержки предлагает государство многодетным семьям, будет посвящена следующая часть исследования.
Согласно главе 3 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации [1]. Из этого следует, что законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие указанные сферы, могут приниматься как на федеральном, так и на региональном уровне. Как уже было показано выше, процесс децентрализации - перенос полномочий с уровня федерального центра на уровень субъектов Российской Федерации - в области социальной политики может приводить к существенным различиям в ее реализации в разных регионах.
В Указе Президента РФ от 5 мая 1992 года № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (в редакции 2003 г.) полномочия по определению семей, относящихся к многодетным, переданы органам субъектов Российской Федерации. Также в указе представлены основные льготы и выплаты многодетным семьям, обязательные для исполнения в регионах. Таким образом, законы и иные нормативные правовые акты субъектов не должны противоречить данному указу [2].
Важнейшую роль в развитии семьи занимает действующая Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, которая среди прочих мер обозначает необходимость создания условий для уменьшения числа малоимущих семей с несовершеннолетними детьми; повышения профилактической направленности и адресности предоставления социальных услуг [3]. Свое развитие и детализацию социальная политика в отношении детей получает на региональном уровне.
К нормативно-правовой базе семейной политики Московской области как субъекта Российской Федерации, помимо вышеуказанных документов, относится Закон Московской области от 12 января 2006 года № 1/2006-ОЗ (ред. от 28 декабря 2016 г.) «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» [4].
Закон определяет меры социальной поддержки семьи и детей, предпринимаемые органами государственной власти Московской области. Их главной целью является повышение качества жизнедеятельности важнейшего института общества - семьи. Поддержка многодетных семей занимает важное место в социальной политике региона.
Многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц). К многодетным семьям по мерам социальной поддержки приравниваются семьи, утратившие статус многодетных в связи с достижением одним или несколькими детьми совершеннолетия, при условии, что совершеннолетние дети обучаются в образовательных организациях всех типов по очной форме обучения и не достигли 23 лет.