Файл: Профессиональный стресс – определение, стресс-факторы Проявления стресса. Эмоциональное выгорание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Профессиональный стресс считается неотъемлемой частью современной жизни как мужчин, так и женщин. Каждого человека окружает большое количество неблагоприятных факторов, оказывающих негативное воздействие не только на его психическое состояние, но и на работоспособность и, как следствие, на профессиональную деятельность. Стресс, испытываемый мужчинами и женщинами, может не только весьма негативно сказаться на их общем состоянии, но и приводить к серьезным отрицательным социальным последствиям. При этом существуют определенные различия между протеканием профессионального стресса у мужчин и женщин и их реакцией на него.

Объект данной исследовательской работы –гендерные различия проявлений профессионального стресса.

Предмет исследования – психологические реакции женщин и мужчин – сотрудников правоохранительных органов на профессиоанльный стресс.

Цель работы –выявить и охарактеризовать гендерные различия проявлений профессионального стресса.

Для решения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- дать характеристику профессиональному стрессу как явлению, найти основные стресс-факторы, раскрыть сущность эмоционального выгорания;

- выявить гендерные различия проявлений профессионального стресса;

- определить особенности проявления профессионального стресса на примере работников правоохранительных органов;

- дать практические рекомендации по преодолению проявлений и последствий профессиональных стрессов в коллективе.

Работа написана на основе научной, научно-популярной и учебной литературы, а также результатов социологических исследований.

1. Профессиональный стресс: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, стресс-факторы. проявления стресса. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ

1.1 Профессиональный стресс как разновидность стресса

Вопрос, как возникает стресс у человека, динамика его протекания и последствия переживания человеком, уже достаточно давно привлекает внимание ученых. Проблеме стресса, в том числе профессионального, посвящено огромное количество научных трудов. Начало изучению положили труды Ганса Селье, который в 1930–1950-е гг. создал биологическую теорию стресса, утверждающую, что стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование [8; с. 90].Согласно теории Селье, в небольших количествах стресс необходим всем, так как заставляет думать, искать выход из проблемы и т.д. Такаяформа стресса положительно влияет на организм человека, и Селье назвал ее эустрессом. Стресс же, ухудшающий состояние и поведение человека, был назван им дистрессом. Именно из-за дистресса организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы.


Механизм развития стрессаделится на три стадии. Первая – стадия тревоги, характеризующаяся экстренной мобилизацией защитных функций организма. Вторая – стадия сопротивляемости, где наблюдается устойчивое поддержание достигнутого уровня адаптированности. Третья – стадия истощения, в которой наблюдается упадок сил, возникает дезадаптация [8; с. 90].

Позднее Р. Лазарус ввел понятие эмоционального, или психологического стресса, понимая под ним широкий круг изменений психических проявлений, сопровождающихся выраженными неспецифическими изменениями биохимических, электрофизиологических и других элементов стресса. Отличие психологического стресса от биологического заключается в том, что он зависит от индивидуальных психологических особенностей человека, при этом его характеристики менее жестко и однозначно навязываются спецификой внешних воздействий [8; с. 90].

Особой разновидностью стресса является профессиональный стресс, основные причины возникновения которого – это экстремальные воздействия факторов рабочего процесса и влияние организационных, социальных, экологических и технических особенностей трудовой деятельности. При этом развитие профессионального стресса может быть связано не только с особенностями его рабочего процесса, но и с другими, самыми различными событиями в его жизни. Однако обычно он все же связан с тяжелой рабочей нагрузкой, отсутствием самоконтроля за результатом работы, ролевой неопределенностью, ролевым конфликтом, плохим обеспечением безопасности работы, несправедливыми оценками труда и иными профессиональными факторами [3; с. 38].

Неблагоприятное состояние и экстремальные значения факторов организации, содержания, средств и условий деятельности, их чрезмерное воздействие на конкретного работика, несоответствие его функциональных и профессиональных возможностей, представлений и установок на парирование и преодоление эти неожиданных, интенсивных, длительных воздействий может явиться причиной развития профессионального стресса [3; с. 40].

Существует следующая, весьма подробная классификация причин профессионального стресса.

1. Организационные характеристики.

1.1. Структура организации:

а) специализация и разделение труда;

б) централизация управления;

в) соотношение структуры и функции организации;

г) формализация задания;

д) участие в управлении (в принятии решения);

е) кадровая политика, продвижение по службе [3; с. 40].

1.2. Организационные процессы:


а) цели деятельности (реальность, ясность, противоречивость и т.д.);

б) обратная связь о результатах деятельности;

в) профессиональная подготовка (переподготовка) [3; с. 40].

1.3. Управление организацией:

а) политика найма;

б) оценки деятельности;

в) оплата труда;

г) режим работы;

д) сдвиги рабочих смен;

в) охрана труда и техника безопасности;

ж) забота о здоровье работников;

з) организация рабочего места.

2. Рабочие характеристики.

2.1. Содержание работы:

а) объем работы (величина рабочей нагрузки);

б) сложность задания, наличие проблемных ситуаций;

в) ответственность, опасность задания;

г) информационная загрузка;

д) временные ограничения;

е) способы выполнения действий;

ж) проявления творчества, поиска, риска[3; с. 40].

2.2. Средства работы:

а) безопасность труда;

б) надежность техники;

в) компоновка приборов на рабочем месте;

г) кодирование информации;

д) разборчивость текстуры;

е) светотехнические особенности приборов;

ж) конструкция органов управления[3; с. 40].

2.3. Физико-химические и технические условия труда:

а) микроклимат и газовый состав воздуха на рабочем месте;

б) шум, вибрация, освещенность;

в) факторы опасности и вредности;

г) конструкция рабочего места, обзор, досягаемость до органов управления;

д) интерьер (дизайн) помещения [3; с. 40].

2.4. Социальные условия:

а) психологический климат;

б) совместимость, сплоченность;

в) межличностные отношения (конфликты);

г) ролевой статус;

д) конкуренция;

е) личное доверие;

ж) общественное признание, одобрение;

з) социальная ответственность [3; с. 40].

3. Индивидуальные характеристики.

3.1. Профессиональные:

а) уровень знаний, навыков, умений;

б) профессиональный опыт;

в) стремление к профессиональному совершенствованию;

г) кризисы карьеры;

д) удовлетворенность профессиональных ожиданий и результатов (целей)[3; с. 40].

3.2. Морально-нравственные и организационные:

а) нравственная зрелость и устойчивость;

б) целеустремленность;

в) дисциплинированность;

г) профессиональная ответственность;

д) аккуратность.

3.3. Психологические:

а) трудовая направленность;

б) развитие способностей и профессионально важныхкачеств;

в) особенности личности (тревожность, интернальность–экстернальность, интровертированность–экстравертированность, нейротизм, ригидность, агрессивность, эмоциональная реактивность, склонность к риску и др.);


г) психические состояния (уровень бдительности и готовности, доминантные состояния, фобии, утомление, депрессия, поведение типа А или В)[3; с. 40].

3.4. Физиологические:

а) острые и хронические заболевания;

б) пороги чувствительности анализаторов;

в) биологические ритмы;

г) функциональная асимметрия парных органов;

д) функциональные состояния (монотония, укачивание, гипоксия и др.);

е) возрастные изменения;

ж) вредные привычки.

3.5. Физические:

а) развитие силы, скорости, ловкости, выносливости;

б) антропометрические и биомеханические особенности[3; с. 40].

При этом причины подразделяются на две большие группы – непосредственные и главные.

«Непосредственной причиной можно считать событие, прямым следствием которого является развитие психической напряженности и стресса: например, сложность или опасность рабочего задания, возникновение проблемной ситуации, связанной с угрозой для здоровья и жизни, отказ системы управления объектом, дефицит времени на парирование ошибочного действия, конфликт с руководством и др. Чаще всего непосредственные причины стресса бывают связаны с экстремальностью содержания и условий трудовой деятельности» [3; с. 40].

Главной же причиной возникновения стресса служат индивидуальные (психологические, физиологические, профессиональные) особенности субъекта труда [3; с. 40].

Кроме того, учеными принято выделять большую группу дополнительных факторов жизни и деятельности индивида – сопутствующих, обусловливающих причин, которые предрасполагают к возникновению и усугубляют проявления профессионального стресса. К ним относятся несоответствие ряда организационных характеристик деятельности представлениям и установкам конкретного индивида (в области участия в принятии решения, продвижение по службе, наличия информации о результатах деятельности и т.д.), недостатки эргономики и т. д.[3; с. 40].

В эту же категорию причин включаются общие (глобальные) социальные и организационные стрессоры (преступность, экономические спады, экологические изменения, политические и военные кризисы, рост безработицы и т. п.), а также личностные стрессоры (семейные конфликты, потеря близких, юридические и финансовые проблемы, снижение трудоспособности, возрастные и жизненные кризисы и т. д.).

«Перечисленные факторы определяют общую организацию психического и физического состояния индивида, снижение его устойчивости к воздействию непосредственных и главных причин стресса, ослабление возможностей к преодолению стрессового состояния» [3; с. 40].


1.2 Проявления профессионального стресса. Эмоциональное выгорание

При этом профессиональный стресс и его вредное воздействие могут проявляться очень индивидуально, и значение тех или иных рабочих обстоятельств на человека существенно различается даже в относительно однородной профессиональной группе. «В литературе по профессиональному стрессу рабочая нагрузка, как понятие, не получила однозначного толкования. Такое положение связано, по крайней мере, с двумя обстоятельствами. Во-первых, с различием во взглядах на суть нагрузки. Она является то ли объективным условием реального рабочего процесса, то ли субъективным отражением интенсивности какого-либо воздействия; ее воздействие рассматривается с позиций непосредственного (оперативного) эффекта, кумуляции эффектов, отдаленных последствий конкретного воздействия и т. д. Во-вторых, характер рабочей нагрузки существенно зависит от вида конкретной деятельности и включает не только параметры трудового процесса, которые можно измерять (объем, скорость, интенсивность воздействия и т. п.), но и качественные характеристики, такие как степень значимости результата, новизну рабочей ситуации и т.п.» [3; с. 40].

Рабочую нагрузку принято определять как воздействие на субъекта совокупности факторов трудовой деятельности, определяющих содержание (сложность) и условия выполнения конкретных задач, соотнесенное с возможностями (способностями) реализовать предъявленные ею требования. Общая рабочая нагрузка рассматривается как сочетание умственной, физической и эмоциональной нагрузки трудовой деятельности[6; с. 57]. Рабочая нагрузка не является какой-либо фундаментальной физиологической или психологической концепцией, а отражает процесс взаимодействия оператора с рабочей задачей. Величина работы, которую индивид должен выполнить, определяется в некоторой степени тем, сколько он хочет сделать и какими ресурсами для этого располагает. Объективно задаваемая задача может вызвать низкий или высокий уровень нагрузки в зависимости от того, какой уровень профессиональной подготовки имеет работник, его состояние и степень мотивации на выполнение задачи [бодров; с. 40].

Профессиональный стресс в значительной степени определяется рабочими требованиями, которые связаны с характером рабочей нагрузки, а напряжение в процессе трудовой деятельности обусловливается несоответствием между рабочими требованиями и возможностями человека, его индивидуальными ресурсами. Напряжение может возникать в результате каких-либо чрезмерных требований или неудовлетворенных потребностей.Так, к прмиеру, умственная нагрузка в деятельности оператора ЭВМ определяется объемом и содержанием информации о рабочих процессах и результатах выполнения трудовых задач, а также уровнем когнитивных, личностных, профессиональных и других возможностей индивида, и происходит из-за когнитивных ограничений [3; с. 40].