Файл: Профессиональный стресс – определение, стресс-факторы Проявления стресса. Эмоциональное выгорание.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Профессиональный стресс: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, стресс-факторы. проявления стресса. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ
1.1 Профессиональный стресс как разновидность стресса
1.2 Проявления профессионального стресса. Эмоциональное выгорание
3.1 Влияние гендерных факторов на профессиональный стресс
3. Особенности проявления профессионального стресса Уработников правоохранительных органов. Практические рекомендации по улучшению ситуации
3.1 Влияние гендерных факторов на профессиональный стресс
Для выявления роли гендерных факторов на особенности протекания профессионального стресса было проведено социологическое исследование (выборка – 40 чел.). Объектом наблюдения стали члены коллектива Управления Министерства внутренних дел по Вологодской области – 40 сотрудников, из которых 29 мужчин и 11 женщин.
Профессиональная деятельность работника правоохранительных органов относится к группе наиболее стрессогенных профессий, напрямуюспособствующих ухудшению психическогои физического здоровья сотрудников УМВД. Профессиональный стресс для них – довольно обычное явление. Практика показывает, что сотрудники правоохранительных органов подвержены разрушающему воздействию стресса на физическое и психическое здоровье больше, чем представители других профессий [8; с. 92].
«Работа в органах внутренних дел отличается своей интенсивностью и напряженностью, которые связаны с выполнением служебных обязанностей в жестко ограниченные сроки, наличием, в основном, количествен-ных критериев оценки успешности деятельности, постоянным взаимодействием с людьми, среди которых преобладает криминогенный контингент, экстремальностью условий деятельности, необходимостью принятия решений правового характера. Все это отражается на здоровье сотрудников органов внутренних дел и объясняет достаточно широкую распространенность среди них различных психосоматических расстройств и заболеваний, возникающих под воздействием такого состояния, как профессиональный стресс» [13; с. 47].
Предполагалось выяснить, существует ли взаимосвязь выраженности стрессового напряжения с полом работников правоохранительных органов, и кто в большей степени подвержены профессиональному стрессу – мужчины или женщины.
Методики исследования: оценка умственной работоспособности по Э. Крепелину, опросник САН (самочувствие, активность, настроение),тест на профессиональный стресс Т.Д. Азарных и И.М. Тыртышникова, шкала психологического стресса Лемура-Тесье-Филлиона, адаптированная Н.Е. Водопьяновой.
«Специалисты, занимающиеся изучением профессионального стресса, предлагают разнообразные классификации причин стресса, который возникает в помогающих и коммуникативных профессиях, к которым можно отнести и работу в правоохранительных органах» [8; с. 92].
Наиболее стрессогенными в подобных профессиях считаютсяследующие профессиональные требования [8; с. 92]:
- длительное и интенсивное общение, которое зачастую включает в себя разнообразные коммуникативные и эмоционально сложные ситуации общения;
- недостаточная профессиональная подготовка;
- эмоциональные взаимоотношения с клиентами и подчиненными;
- профессиональная ответственность;
- неспособность помогать или действовать эффективно;
- изоляция от поддержки коллег;
- недостаточное моральное и материальное стимулирование » [никол; с. 92].
Все эти факторы могут послужить причиной возникновения профессиональной стресса и эмоционального выгорания. В деятельности же непосредственно правоохранительных органов выделяют пять главных групп факторов, которые создают стресс:
- межорганизационные факторы;
- внутриорганизационная практика;
- практика уголовного производства;
- сама полицейская деятельность;
- общественные отношения.
«Все эти основные области включают в себя источники стресса: конфликт, скука, практика продвижения в должности, сменная работа, ситуации риска, судебные решения» [8; с. 92].
В «экстремальных» видах деятельности, к которым можно отнести работу сотрудников правоохранительных органов, людям приходится максимально мобилизовать все ресурсы своего организма. Это делается для повышения эффективности выполнения работы. А достигается путем мобилизации не только двигательных способностей, но мобилизации и умственной работоспособности.Стресс, который возникает в процессе службы у сотрудников правоохранительных органов, может помешать их эффективной работе» [8; с. 92].
Последствия профессионального стресса для работника правоохранительных органов могут быть различными: физиологические (сердечно-сосудистые заболевания, головные боли, расстройства сна, желудочно-кишечные расстройства); эмоциональные (гнев, фрустрация, враждебность, эмоциональный уход); поведенческие (отчуждение или «сгорание личности», пристрастие к наркотикам, алкоголю, физическое истощение и даже настроенность на увольнение); патопсихологические (депрессия, паранойя, тревожность, самоубийства); семейные отношения (стресс может спровоцировать супружеско-семейные проблемы и развод); криминальные (коррупция, угрозы физического насилия и т.д.). «Все это оказывает сильное влияние не только на личность полицейского, но также на его профессиональную деятельность, семейные отношения, на его социальную адаптацию» [8; с. 92].
Особенно часто выделяется тенденция полицейских изолировать себя от общества, формирование сети ограниченного социального общения, которое в итоге разрушает чувство общности с населением. Это может привести к состоянию аномии, то есть к тому, что сотрудник правоохранительных органов выходит из значимых для него межличностных отношений. Могут появиться такие явления как цинизм, агрессивность, жестокость, насилие и снижение профессиональной эффективности [8; с. 92].
В ходе проведенного эмпирического исследования выраженности стрессового напряжения и работоспособности сотрудников правоохранительных органов было выявлено, что среди испытуемых 25 человек обладают низкими показателями работоспособности, то есть 62,5% от общей выборки, из них 16 мужчин (40%) и 9 женщин (22,5%).Остальные 15 испытуемых (37,5%) имели высокие показатели работоспособности, среди которых 13 мужчин (32,5%) и 2 женщины (5%).
Умственная работоспособность мужчин преобладает над показателями женщин. Возможно, это связано с тем, что у мужчин лучше развиты аналитические способности и математический счет, которые в основном и необходимы для успешного выполнения тестового задания.
Среди испытуемых выявлены 23 человека со средними показателями самочувствия, активности и настроения, что составляет 57,5% от общей выборки, из них 17 мужчин и 6 женщин, представленные 42,5% и 15% соответственно. Высокий уровень измеряемых показателей продемонстрировали 17 испытуемых (42,5% от общей выборки), среди них 12 мужчин (30%) и 5 женщин (12,5%). В целом испытуемым вбольшей степени свойственно демонстрировать хорошее самочувствие,достаточный уровень активности и приподнятое настроение.
В ходе оценки стрессового напряжения было выявлено, что среди испытуемых есть 25 человек с низким стрессовымнапряжением, что составляет 62,5% от общей выборки, из них 19 мужчин и 6 женщин (47,5% и 15% соответственно). Высокий уровеньстрессового напряжения демонстрируют 15 человек (37,5%), среди которых 10мужчин (25%) и 5 женщин (12,5%).
Таким образом, в целом испытуемые демонстрируют в большейстепени низкий уровень стрессового напряжения. При этом они достаточно хорошо справляются суровнем стресса, адаптируются к изменяющимся условиям, стрессоустойчивы иработоспособны.
Было выявлено также, что стрессовое напряжение сотрудников УМВД обратно пропорционально показателям умственной работоспособности. Получается, что чем ниже уровень стресса работника правоохранительных органов, тем лучше онсправляется с началом работы, быстрее включается, лучше осваивает новые навыки,тем выше его упражняемость, работоспособность и активность. Наличие стресса,наоборот, снижает умственную работоспособность и активность человека: онбыстрее устает, не готов осваивать новый материал, показатели его упражняемостигораздо ниже показателей сотрудников правоохранительных органов, неподверженных стрессу, и это серьезно может осложнить выполнение должностныхобязанностей.
Испытуемые без выраженного стрессового напряжения, напротив, демонстрируют высокую работоспособность на всех этапах выполнения работы. Они справляются с большим количеством заданий, более активны, деятельны, чувствуют себя бодрыми и отдохнувшими.
Важно отметить, что, согласно полученным данным, значимых различий выраженности стрессового напряжения между мужчинами и женщинами выявлено не было. Лишь на уровне тенденции можно предполагать, что женщины в несколько большей степени подвержены стрессу. Однако такие данные могут со значительной вероятностью объясняться неоднородностью выборки. Поэтому для подтверждения данной гипотезы необходимо в перспективе увеличить выборку опрашиваемых и сделать ее более равномерной.
Тем не менее, можно отметить наличие различий в работоспособности мужчин и женщин в сфере правоохранительных органов. Мужчины демонстрируют более высокий уровень работоспособности на всех этапах выполнения работы: они лучше включаются в работу, справляются с большими объемами заданий. Вероятно, это связано с тем, что данная сфера деятельности в большей степени ориентирована на мужчин, поэтому их показатели закономерно выше.
3.2 Практические рекомендации по улучшению ситуации
Работа в правоохранительных органах занимает большое количество времени, душевных сил и постоянно держит в напряжении. В рамках профилактики профессионального стресса для выработки адаптивного поведения важным аспектом является формирование у работников активной позиции по отношению к рабочим стрессорам, повышение личной и социальной значимости их преодоления, а также уверенности в своих силах и оптимизма. В систему подготовки и психологического сопровождения профессиональной деятельности необходимо включить комплекс занятий по ознакомлению с проблемой выгорания и обучению методам экстренной антистрессовой самопомощи [1; с. 150].
Для повышения стрессоустойчивости, а также для улучшения работоспособности сотрудников правоохранительных органов можно посоветовать следующие рекомендации.
1. В структурах правоохранительных органов для выявления начальных стадий профессионального стресса и выгорания у сотрудников целесообразно проводить регулярные психодиагностические обследования.
2. Включить в систему обучения и повышения квалификации сотрудников в профильных вузах в рамках специальных образовательных программ и в систему психологического сопровождения их профессиональной деятельности комплекс занятий, направленных на информирование о механизмах и личносных факторах профессионального стресса и выгорания.
3. Оганизовать систему тренингов, направленных на развитие стрессоустойчивости и профилактику выгорания у работников правоохранительных органов, в первую очередь у женщин. В программу тренингов включить занятия по повышению самооценки и уровня контроля над жизненными ситуациями, развитию коммуникативных навыков, выработке адаптивных способов совладания со стрессом на работе и формированию групповой поддержки.
4. Для преодоления выгорания психологам проводить в форме групповых занятий психокоррекционную работу, которая в большей степени должна быть направлена на минимизацию дисбаланса между личностными ресурсами и требованиями профессии, активизацию личностных ресурсов и нормализацию эмоционального фона.
5. Рекомендовать руководителям совместно с психологами кадровых служб проводить мероприятия по развитию организационной культуры, успешной адаптации персонала, повышению трудовой мотивации и привлекательности работы в правоохранительных органах.
6. Психологам рекомендовать проводить с руководителями в рамках специальных профессиональных семинаров, практикумов и круглых столов обучающие занятия по оптимизации социально-психологического климата в коллективе и сплочению рабочих команд.
7. Развивать систему индивидуального консультирования работников, переживающих профессиональный стресс. Важное значение в профилактике стресса имеет профессиональное общение и умение устанавливать позитивные отношения с коллегами, создание соответствующего уровня коммуникаций для работников, подвергшихся выгоранию, повышение их коммуникативной компетентности в проблемных профессиональных ситуациях, а также на развитие знаний и умений межличностного и делового общения.
Реализация данных мероприятий способна активизировать личностные ресурсы работников, сформироватьих адекватную самооценку и повысить профессиональную эффективность, а также уровень личного контроля за событиями в профессиональной жизни и собственным здоровьем, выработать адаптивное поведение в сложных рабочих ситуациях, а также снизить уровеньпрофессионального стресса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стресс является неспецифическим ответом организма на любое предъявляемое ему требование. В небольших количествах стресс необходим, так как заставляет человека развиваться, однако в ряде случаев онспособен серьезно ухудшать состояние и поведение человека, приводя к его общей дезадаптации и формируя широкий круг изменений психических проявлений, сопровождающихся выраженными негативными неспецифическими изменениями.