ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 15.06.2020
Просмотров: 1680
Скачиваний: 3
Кроме этих двух методов познания экономической действительности в практике развития экономики как науки было выработано и применяются немало способов и приемов познания экономической действительности.
Способы и приемы:
1. статистические наблюдения - это изучение и анализ статистического материала, характеризующего экономические явления и процессы в конкретных условиях места и времени. Это позволяет выявить основные закономерности в развитии явлений и процессов.
2. Выдвижение и проверка гипотез. Гипотеза - это предположение того, что лежит в основе процесса и явления, то есть предположительное суждение о закономерной причинно-следственной связи между явлениями и процессами экономической жизни.
3. Анализ и синтез. Анализ - помогает разлагать и расщеплять то или иное экономическое явление или экономические отношения на их составные части и исследует каждую из этих частей отдельно. Путем синтеза экономика как наука воссоздает целостную единую картину явления или процесса.
4. Индукция и дедукция. Посредством индукции (нововведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция же (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частичным.
5. Системный подход. Системный подход - это метод подготовки научно-обоснованных решений крупных комплексных проблем в сфере управления, планирования, финансов, кредитов и т.д. Осуществляется это на таких принципах, как динамичность системы, взаимодействие и связь элементов системы, целостность системы, выделение главного звена (главного элемента системы).
Итак, экономика - это наука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.
Вопрос №6
Функции экономической теории
Экономической теории, как и любой науке, свойственна теоретико-познавательная функция. Она объясняет закономерности, процессы и явления экономической жизни общества. Актуальным становится внедрение в экономику новых форм человеческой деятельности, которые не только предусматривают дематериализацию и миниатюризацию производства, но и формируют ноосферно-космическую экономику (от греч. noos -- разум). Последняя будет базироваться преимущественно на использовании интеллектуального потенциала человека и ознаменует глубокую интеграцию национальных хозяйств в общую систему международного разделения труда. В таких условиях общепланетарное мышление, общечеловеческие интересы и ценности при решении любых проблем будут приоритетными. Впрочем, абсолютизировать общий процесс транснационализации экономических производственных отношений и производительных сил нецелесообразно. В странах рыночной экономики, которые развиваются, да и в тех, которые переходят к рыночной экономике, безусловно, еще длительное время национальное будет преобладать над интернациональным. Контуры новой парадигмы в экономической теории могут быть обозначены не только на основе глубокого изучения наиболее существенных тенденций, закономерностей и законов развития экономики на глобальном уровне, но и при помощи прагматического согласования противоречивой системы экономических интересов отдельных стран, межгосударственных общностей, разных предприятий и организаций. Это обусловливает объективную необходимость поиска отдельными странами и регионами оптимального соотношения различных форм собственности, который должен базироваться на экономических (а не идеолого-политических) основах и регулироваться прежде всего экономическими законами и хозяйственной целесообразностью. Любое знание является ценным не само по себе, а тем, что служит практическим целям общества. Таким образом, экономическая теория не может ограничиваться простой констатацией фактов или описывать определенные экономические закономерности. Ее теоретико-познавательную функцию должна дополнить практическая функция. Один из принципов реализации практической функции экономической теории состоит в целостном видении экономических процессов. Так, невозможно решить проблему, например, реформы цен, не определившись в вопросах построения банковской системы, организации бюджета, налоговой политики, уровня монополизации народного хозяйства и т. п.
Важным принципом разработки практических предложений на основе экономического анализа является учет не только экономических, но и разнообразных социокультурных факторов общественного развития. Можно, например, высокопрофессионально исследовать исходя из глобального уровня такие самые серьезные проблемы, с которыми сталкивается человечество, как ограниченность ресурсов или усиление неодинаковости условий жизни в странах с инертными экономическими системами. При этом известно, что в попытках стимулирования производства и продвижения по пути социально-экономического прогресса человека часто рассматривают преимущественно как гомоэкономикус (экономический человек). Однако не следует забывать о традиционных структурах потребностей, системах ценностных ориентации, отношении чужого и своего богатства, т. е. отбрасывать то, что обусловливает тип экономической культуры и экономической психологии в отдельных странах. Если теоретико-познавательная функция экономической теории направлена на разработку методологических подходов и принципов анализа социально ориентированной рыночной экономики, развертывание фундаментальных исследований механизмов хозяйствования, социо-эколого-экономической культуры развития, то практическая функция (на нынешнем этапе развития украинского государства) нацелена на создание национальных банков экономической, социальной и экологической информации, организацию центров исследований, которые обеспечивают составление эффективных программ развития отдельных областей (регионов) страны, обработку информации, экспертизу принимаемых решений.
С теоретико-познавательной функцией связана не только практическая, но и воспитательная функция экономической теории. Ее реализация в широком понимании основывается на необходимости перехода от административно организованного общества к цивилизованному, экономически организованному, которое базируется на консенсусе и гармонизации интересов разных социальных, национальных, территориально-экономических образований.
Содержанием воспитательной функции экономической теории является формирование экономической психологии каждого человека, социальной или профессиональной группы. С этой точки зрения воспитательная функция более тесно связана с практической, чем с теоретико-познавательной. Иными словами, практическая функция опосредует связь теоретико-познавательной и воспитательной функции экономической теории. Опыт развитых обществ свидетельствует, что основой консенсуса интересов и ценностей не только больших (влиятельных), но и малых (не всегда инертных) социальных групп, жизнеспособности саморегулируемой системы являются стоимостные отношения, отражающие и сочетающие социальные, экономические и политические интересы различных самодеятельных групп. Раскрытие содержания воспитательной функции экономической теории возможно на основе изучения экономического поведения людей (или их профессиональных групп) и факторов, которые его определяют. Они включают мотивацию, направленную на приумножение достатка (сюда относится и повышение уровня квалификации), мышление, отражающее экономические связи и отношения между субъектами, а также поступки, базирующиеся как на традициях, так и на специальных знаниях. Особенность ситуации, сложившейся сегодня в украинском государстве, состоит в том, что определенные социальные группы овладевают эффективным экономическим поведением намного быстрее, чем другие, и благодаря этому выходят на оперативный экономический простор. При таких обстоятельствах возникает вопрос о сравнении социального эффекта, который дает вышедшая вперед группа, с теми социальными и экономическими преимуществами, которые она получает. Овладение экономической теорией является предпосылкой повышения социальной активности разных групп общества, сознательного хозяйствования, овладения современным экономическим мышлением.
Вопрос №7
Производство и потребности. Классификация потребностей.
Производство – это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. В этом процессе взаимодействуют основные факторы производства – труд, капитал, земля. Однако в настоящее время стали употреблять обобщающий термин ресурсы. Ресурсы необходимы для создания потребительских благ, или конечных товаров и услуг.
Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности.
В общем виде потребности можно рассматривать как желание потребителя приобрести и использовать товар и услугу, которые представляются им полезными и обеспечивают взаимосвязь производства и потребления.
Главная цель любого общества – решение проблемы удовлетворения потребностей, цель экономической теории – поиск наиболее эффективных путей удовлетворения потребностей в условиях ограниченности ресурсов.
По мнению Ефимова потребности – это выражение нужды, недостатка в чем-либо необходимого для поддержания развития человека и общества в целом.
Классификация потребностей – общий подход.
1.
-
Первичные потребности – это потребности в средствах существования (пища, одежда).
-
Вторичные потребности – это потребности производного характера, потребности выбора (книги).
2.
-
Индивидуальные – потребности отдельного человека, которые дифференцированы в зависимости от индивидуальных потребностей человека.
-
Общественные – потребности коллективного пользования, позволяют пользоваться теми или иными благами сообща, в удовлетворении этих потребностей не бывает исключений, т.е. нет ограничений доступа к ним.
3.
-
Материальные – обусловлены материальным производством и потреблением материальных благ.
-
Духовные – потребности из сферы услуг.
4.
-
Действительные – могут быть удовлетворены данным уровнем развития общественного производства.
-
Абсолютные – потребности будущего.
А. Маслоу предложил историко-социологический подход в классификации потребностей. Он выделил пять групп потребностей.
1. Физические потребности (пища, вода).
2.Потребности безопасности и самосохранения.
3. Потребности в контактах между людьми.
4. Потребности в уважении.
5. Потребности в саморазвитии.
Потребности – это самая подвижная и динамичная категория, которая оказывает влияние на все стороны общественной жизни, прежде всего экономику. Потребности оказывают влияние на развитие общественного производства, стимулируя его. Те блага, которые направлены на удовлетворение потребностей, становятся условием для дальнейшего развития потребностей.
Вопрос №8
Производство и ресурсы. Классификация факторов производства.
Удовлетворению потребностей служит процесс производства, направленный на создание материальных благ.
Факторы производства – это ресурсы, вовлекаемые в процесс производства. Среди таковых:
-
Труд.
-
Капитал.
-
Земля или природные ресурсы.
-
Наука и информация.
-
Предпринимательство.
1. Труд – рабочая сила, применяемая в процессе производства материальных благ. Рабочая сила - это совокупность физических и умственных способностей, которыми обладает человек и использует их при создании товаров и услуг.
Труд, как фактор производства, следует отличать от процесса труда. Процесс труда – целесообразная деятельность человека.
Труд, как фактор производства, связан с категориями масштабного характера:
-
Совокупная рабочая сила – количество людей, которые могут быть задействованы в процессе производства;
-
Совокупный работник общества – часть совокупной рабочей силы, применяемая в материальном производстве и создающая материальные блага.
Для фактора «труд» характерен процесс воспроизводства рабочей силы, который включает в себя:
- естественный прирост населения;
- производство работника (обучение, подготовка)
- естественная убыль населения.
2. Капитал – рассматривается в двух формах:
-
Вещественная форма капитала – орудия труда, машины, механизмы, недвижимость.
-
Денежная форма капитала – денежные средства и фиктивный капитал (ценные бумаги).
Фиктивный капитал – обособившаяся часть капитала в вещественной форме, стоимость которого выражена в ценных бумагах.
Капитал в вещественной форме принято называть производственными фондами, которые включают две части – постоянный и переменный капитал.
Для капитала, как фактора производства, характерен процесс воспроизводства – процесс самовозрастания капитала. Источником возрастания капитала является применение рабочей силы.
3. Земля. С одной стороны земля – есть пространство, на котором организуется производство, с другой стороны она является средством производства и предметом труда.
Как предмет труда она испытывает на себе воздействие со стороны работника и орудий труда.
Как средство производства она может обладать экономическим и естественным плодородием.
Естественное плодородие – это способность этого фактора производить растительность.
Экономическое плодородие – естественное плодородие, увеличенное с помощью дополнительного капитала, либо за счет дополнительного труда.
Т.к. земля ограниченна в пространстве, ее участки различаются плодородием и местоположением, то это сказывается на конечных результатах использования этого фактора. Земля, как факто, не самовоспроизводимый ресурс.
4.Предпринимательская деятельность – целесообразная деятельность людей, направленная на получение прибыли. Основные функции предпринимателя:
• соединение факторов производства в одном производственном процессе;
• нахождение наиболее эффективных вариантов соединения этих факторов, позволяющих максимизировать прибыль;
• принятие на себя материальной ответственности, риска (предприниматель рискует своим капиталом, деньгами, авторитетом и т.п.)
5. Наука и информация – специфическая форма общественного производства, специфика в том, что наука как область знания может быть применима для организации процесса производства и использования достижений прогресса в целях повышения эффективности производства. Наука позволяет использовать достижения в различных областях наук в экономических интересах.
Научная информация – особая форма товара, продажа которого не уменьшает величину стоимости этого продукта. Обладание информацией на сегодняшний день становиться одним из условий эффективного и прибыльного хозяйствования.
Указанные факторы производства применяются для создания материальных благ и услуг.
Все факторы производства можно рассматривать как вещественные, или имущественные (земля и капитал) и личные (труд и предпринимательская деятельность), либо как первичные (труд, земля, предпринимательская деятельность) и производные (капитал).
Вопрос №9
Проблемы ограниченности ресурсов. Производственные возможности и их границы.
Людские потребности весьма разнообразны, а экономические ресурсы в любой данный момент времени ограничены. При этом подавляющее большинство ресурсов универсальны, то есть могут быть использованы для изготовления самых различных благ.
Следствием этого являются
два обстоятельства, определяющие весь
строй экономической жизни человечества:
|1| ограниченные ресурсы необходимо
каким-то образом распределить между
производствами различных благ;
|2| выбор любого варианта распределения
(использования) ограниченных благ и
ресурсов для их производства означает,
что все остальные варианты просто
отбрасываются - их реализовать становится
невозможно.
Изучая эти проблемы
обнаружились два важных обстоятельства:
|1| в сфере хозяйственной деятельности
люди как правило ведут себя рационально;
|2| существуют способы согласования
индивидуальных интересов людей при
организации хозяйственной жизни общества
в целом.
Рациональность экономического поведения - человек обычно стремится получить от доступных ему ресурсов наибольшую пользу.
Логика рационального выбора,
осуществляемого людьми в сфере экономики,
определяется двумя обстоятельствами:
1) существованием цены выбора (альтернативной
стоимости);
2) убыванием
полезности потребляемых благ.
1) Цена выбора (альтернативные затраты). Она имеет к цене выбора самое прямое отношение к ограниченности ресурсов. Поскольку все виды экономических ресурсов ограничены и их не хватает на удовлетворение всех видов людских или производственных потребностей, то, выбирая один вариант использования этих ресурсов, мы делаем физически невозможными все остальные - альтернативные - варианты использования тех же ресурсов.