ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 15.06.2020

Просмотров: 1682

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

плата за труд (заработная плата)

+ доходы от собственности (рента, процент)

+ доход от предпринимательской деятельности (прибыль)

= факторные доходы

+ трансфертные платежи

= личный (персональный) доход

– налоги

= располагаемый (чистый) доход.



Для характеристики неравномерности персонального распределения доходов используют кривую Лоренца (см. рис. 8.4).



Если на горизонтальной оси отложить все население страны, поделенное на 5 групп (квинтелей), в каждую из которых входит 20% населения, а по вертикальной – национальный доход страны (совокупность всех доходов, полученных обществом за год), то биссектриса 0С будет характеризовать абсолютное равенство. На долю 20% населения приходится 20% национального дохода, на долю 40% населения – 40% национального дохода и т.д.

Кривая 0АВС (кривая Лоренца) отражает фактическое распределение доходов. Беднейшая часть населения получает 5–6% национального дохода, богатейшая – 40–50%. Чем больше выпуклость кривой Лоренца, тем неравномернее распределен доход.


Отношение площади сегмента 0АВСЕ к площади треугольника 0CD – индекс концентрации доходов (коэффициент Джинни) измеряет неравенство в распределении доходов. Чем выше значение коэффициента, тем сильнее неравенство, тем больше поляризация общества по уровню доходов. Чем ближе этот коэффициент к 0, тем равномернее распределены доходы.


Еще один показатель, употребляемый для характеристики дифференциации доходов – это децильный коэффициент, который равен отношению среднего дохода 10% наиболее обеспеченных граждан к среднему доходу 10% наименее обеспеченных граждан.


Вопрос №45

Внешние эффекты и общественные блага

Рыночная сделка между продавцом и покупателем часто затрагивает интересы третьих лиц.

Влияние деятельности одного человека на благосостояние другого называется внешним эффектом (экстерналием). Положительное влияние оценивается как положительный внешний эффект (реставрация исторических зданий, развитие новых технологий и др.), а если оно неблагоприятно – как отрицательный внешний эффект (загрязнение окружающей внешней среды, шум, помехи хозяйственной деятельности и т. д.).

Участники рыночных сделок в своих действиях не принимают их в расчет, поэтому издержки общества при производстве товаров и услуг расходятся с индивидуальными. В случае отрицательного эффекта они превышают индивидуальные издержки на величину негативного воздействия.

Разницу между индивидуальными и социальными издержками составляют издержки загрязнения окружающей среды, которые производитель перекладывает на общество, поэтому, с общественной точки зрения, их предложение на рынке превышает общественную потребность и должно быть меньше равновесного. Только при этих условиях будет возрастать общественное благосостояние (рис 34.1).



Рис. 34.1. Рыночное равновесие и социальный оптимум в условиях отрицательного внешнего эффекта
D – спрос (частная ценность); S – предложение (частные издержки; E – равновесная рыночная цена; SИЗД – социальные издержки; O – общественный оптимум производства.

Рыночный механизм, помимо внешних отрицательных затрат, не позволяет учесть и внешний положительный эффект, когда социальные издержки ниже частных. Производство компьютеров, например, дает большой социальный эффект повышения технического уровня производства (рис. 34.2).


Рис. 34.2. Рыночное равновесие и социальный оптимум в условиях положительного внешнего эффекта
D – спрос (частная ценность); S – предложение (частные издержки; E – равновесная рыночная цена; SИЗД – социальные издержки общества; O – общественный оптимум производства.

Определяя рыночную потребность в компьютерах, производители не учитывают данного эффекта, поэтому их предложение меньше, чем общественный оптимум.

Корректировка несовершенства рынка путем воздействия на стимулы, побуждающие агентов рынка учитывать внешние результаты своей деятельности как внутренние, называется интернализацией внешних эффектов.

Влияние государства на внешние эффекты

Поскольку сам по себе рыночный механизм не способен учесть социальные издержки, необходимо вмешательство государства, которое может компенсировать отрицательный внешний эффект следующим образом:

  1. запретив производство продукта, если отрицательный эффект чрезвычайно велик;

  2. установив предельно допустимые нормы загрязнения природы;

  3. введя налоги Пигу (Р. Пигу (1877–1959) – американский экономист), которые имеют специальное назначение – нейтрализацию отрицательного внешнего эффекта;

  4. установив право собственности на ресурсы и предоставив возможность сторонам придти к соглашению без санкций и судебных разбирательств. В этом случае возникает особый рынок – рынок прав, которые можно продавать.

Возможность учета в рыночном механизме социальных последствий внешних эффектов впервые доказал в 30-е гг. XX в. американский экономист Р. Коуз, поэтому подобная теоретическая конструкция называется теоремой Коуза. Он же ввел в науку понятие трансакционных издержек – затрат, связанных с установлением прав собственности. Теорема гласит: в условиях четко фиксированных прав собственности на ресурсы, т. е. низких трансакционных издержек и разрешения правительства свободно обмениваться ими, у агентов рынка возникает возможность интернализовать внешние эффекты без дополнительных затрат.

Чистое общественное благо

Внешние эффекты – не единственная трудность рынка. Несостоятельность рынка проявляется также в отношении общественных благ, являющихся одной из разновидностей благ, потребляемых совместно всеми потребителями независимо от того, оплачивают их или нет.


Все блага можно разделить на:

  • частные – исключительные блага, являющиеся объектом рыночного соперничества. Исключительные они потому, что можно помешать людям ими пользоваться, а объектами соперничества являются вследствие того, что потребление блага одним человеком сокращает возможность для других;

  • чистые общественные, которые не являются исключительными и не выступают объектом соперничества, так как появление дополнительного потребителя не снижает полезности, получаемой другими, при этом невозможно исключить кого-либо из потребителей блага (например, прослушивания духового оркестра в парке);

  • промежуточные, которые не обладают в полной мере свойствами ни частного блага, ни общественного. Если людей невозможно исключить из потребления блага, несмотря на его уменьшение в потреблении (например, рыбалка на озере), то такие блага называются общим ресурсом. В случае, когда благо исключительно, но не является объектом соперничества (например, содержание пожарной команды в городе), оно является естественным монопольным благом.

Хозяйственный оборот частных благ эффективно регулирует рынок. Общественные блага должно обеспечить государство за счет общего налогообложения населения. Промежуточные блага предполагают косвенное воздействие государства на рыночный механизм. Здесь часто возникает проблема нахлебников – своеобразных «зайцев» – людей, которые, пользуясь неисключительностью благ, стремятся воспользоваться ими бесплатно (например, полюбоваться салютом, произведенным на частные средства). Это приводит к тому, что часть благ уходит из рыночного оборота вследствие невозможности компенсировать затраты и, чтобы их предоставить населению, государство должно само заплатить за них из своего бюджета. При этом выгоду извлечет каждый потребитель.

Типичными примерами общественных благ являются:

  • национальная оборона;

  • фундаментальные научные исследования;

  • программы борьбы с бедностью.

Целесообразность предоставления государством чистых общественных благ населению определяется на основе сравнения сопутствующих издержек и выгод. Подобный анализ «затраты – выгоды» является неточным и приблизительным из-за невозможности проверить его рынком. В связи с этим предоставление общественных благ населению находится под сильным влиянием не столько экономических, сколько политических факторов.


Вопрос №47

Понятие национальной экономики и основные цели макроэкономического воспроизводства. Структура национальной экономики


Национальная экономика — исторически сложившаяся система общественного

воспроизводства страны, взаимосвязанная совокупность отраслей, видов

производства и территориальных комплексов, охватывающая все сложившиеся


формы общественного труда.


Главной целью всей экономической политики является создание

эффективной и конкурентоспособной экономики. При этом механизмы и методы

достижения этой цели включают в себя набор инструментов, позволяющий

создать благоприятную среду для хозяйственной деятельности всех субъектов

экономики независимо от форм собственности.

Кроме нее перед национальной экономикой ставятся и др. цели:

1. Стабильные высокие темпы роста национального объема производства. Это

означает устойчивый рост производства товаров и услуг в данной стране без

резких изменений, спадов и кризисов.

2. Стабильность цен. Нужно учитывать, что неизменные в течение

длительного времени цены замедляют темпы роста ВНП, снижают занятость

населения. Низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула

производителя, высокие же, наоборот, стимулируют производство, но снижают

покупательную способность населения. Поэтому достижение стабильности цен в

современной рыночной экономике означает не "замораживание" их на длительный

период, а плановое регулируемое изменение.

3. Поддержание внешнеторгового баланса. На практике это означает

достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также

стабильный обменный курс национальной валюты на валюты других стран. Если в

страну ввозится больше товаров, чем продается за границу, то возникает

отрицательное сальдо торгового баланса. Если вывозится больше товаров, чем

поступает в страну, то говорят о положительном сальдо. На состояние

торгового баланса значительное влияние оказывает курс валюты — величина

денежной единицы одной страны, выраженной в денежной единице другой страны.

Повышение или понижение курса валют может изменить достигнутый баланс и

вызвать положительное или отрицательное сальдо.

4. Высокий уровень занятости. Он достигается в случае, если каждый

желающий получить работу находит ее. Но это не означает, что полная

занятость охватывает все трудоспособное население страны. В любой стране в

каждый данный момент времени есть определенное количество людей, временно

не работающих в связи со сменой места работы или места жительства. Кроме

того, всегда есть структурная безработица, обусловленная несоответствием

структуры новых рабочих мест, связанных с внедрением новых технологий,

имеющейся структуре рабочей силы и отставанием последней по

квалификационным требованиям и новым профессиям от спроса на эти профессии.


Структура национальной экономики представляет собой устойчивые

количественные соотношения между ее составными частями. Различают

воспроизводственную, социальную, территориальную структуры и инфраструктуру

национальной экономики. Воспроизводственная структура отражает ее деление


на наиболее массовые виды экономических субъектов, которые воспроизводятся

сами и в результате своей деятельности воспроизводят потоки товаров и услуг

между ними. В экономике каждой страны можно выделить три крупные

взаимосвязанные группы воспроизводственной структуры: домашние хозяйства,

предприятия (предпринимательский бизнес), государство.

Особое место в воспроизводственной структуре занимает домашнее хозяйство.

Оно является важной сферой национальной экономики, где потребляется

значительная часть национального дохода, накапливаются огромные суммы

денежных средств. Эта группа выступает основным поставщиком трудовых

ресурсов.

Социальная структура национальной экономики означает деление ее на

секторы — совокупности социально-экономических единиц, объединенных

определенными социально-экономическими отношениями. Национальную экономику

можно разделить на подобные секторы по группам предприятий, населения,

видам труда и другим признакам. Для экономической теории важное значение

имеет деление национальной экономики на секторы в соответствии с формами

собственности на средства производства. По этому критерию в Беларуси можно

выделить следующие секторы: государственный (республиканский),

муниципальный, частный, коллективный, смешанный и др.

Отраслевая структура предполагает деление национальной экономики на

отрасли — качественно однородные группы хозяйственных единиц, выполняющие в

процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально-

экономическому содержанию функции. В отраслевой структуре выделяют крупные

народнохозяйственные отрасли (промышленность, сельское хозяйство, наука и

др., причем каждая из них имеет подотрасли). Отраслевая структура играет

важную роль в национальной экономике, т.к. именно в отраслевом "разрезе"

осуществляется планирование и прогнозирование, происходит учет

статистических данных.

Территориальная структура определяется размещением производительных сил

на территории страны и означает деление национальной экономики на

экономические районы. Например, в РБ можно выделить западный и восточный

экономические районы со своими территориально - производственными

комплексами, занятостью населения, природными ресурсами и другими

характеристиками.

Инфраструктура включает в себя отрасли, обслуживающие производство. К ним

относятся шоссейные и железные дороги, энерго-, водо- и газоснабжение,

связь и другие отрасли.


Вопрос №48

Макроэкономические показатели. Понятие национального продукта (ВНП) и подходы к его измерению


В качестве основного показателя, характеризующего годовой объем национального производства, используется валовой национальный продукт. Валовой национальный продукт (ВНП, GNP) – это рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в стране за год. ВНП: