ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.06.2020
Просмотров: 156
Скачиваний: 3
Подходы в социально-педагогической деятельности
1. Нормативно-рационалистический. Наблюдение и объяснение конкретной социально-педагогической реальности как формы познания нормативно-рационалистического подхода, рациональное измерение условий, факторов, способов и средств социально-педагогической деятельности - важные инструменты познания. Социальный педагог должен приобрести или развить у себя способности вчувствования во внутренний мир человека и его отношений с окружающей средой, в том числе интуитивного познания на основе сопереживания.
2. Необходимое место должны занимать иррациональные методы и приемы, включая интуицию и фантазию, этико-аксиологические компоненты, и т.д.
3. Теоретический. Сложное содержание социально-педагогической дея-тельности адекватно можно выразить на основе синтеза общенаучных, социально-научных понятий, с одной стороны, и знаний социальных норм, аксеологических определений, с другой. Необходимо овладеть культурой понимания, которая все больше рассматривается как универсальное свойство человеческой жизни, как основное определение человеческого существования, без которого нельзя познать и соответственно регулировать жизнь человека, всего общества. В социально-педагогической деятельности определенное место должны занимать вопросы смысла и значения потребностей человека, проблемы этической и моральной оценки, учеты невербальных форм выражения желаний, потребностей, интересов, умения сопереживать, вчувствоваться, познать смысл происходящих социально-педагогических акций, рефлексировать и саморефлексировать.
4. Личностно-гуманистический подход. В центре социальной педагогики - человек, проблемы личностного развития. Социальный педагог должен утвердить в своей деятельности идею признания человека высшей социальной ценностью, целью и критерием общественного развития; относиться к человеку как к равноправному члену общества, иметь права и свободу выбора своих целей, норм, методов и средств социализации, чувство ответственности за свои поступки.
5. Практически-деятельностный подход. В разработке своих программ и проектов своей деятельности социальный педагог должен исходить из исторически сложившихся систем общественной практики: современного разделения труда, развития форм общественных отношений, определяющих типы и направления социализации и ресоциализации. Следовательно, использование различных механизмов практической деятельности для социализации в виде педагогических технологий, различных форм регулируемой и самостоятельной деятельности учеников.
6. Многомерно-диалектический подход. Необходимо учитывать диалектику общего и особенного, случайного и необходимого, внутреннего и внешнего, возможного и действительного, содержания и формы в социально-педагогической деятельности.
2Семейное консультирование
Консультирование - процесс диалога, ведущий к принятию решения. Понимание консультирования как диалога предполагает постоянный обмен мнениями и информацией, а не единичное мероприятие.
Основными характеристиками консультирования являются:
1. помощь человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению.
2. помощь обучаться новому поведению.
3. способствование развитию личности.
4. признание того, что независимый, ответственный человек способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.
5. основой консультирования является “консультативное взаимодействие” между клиентом и консультантом.
Семейное консультирование представляет собой оказание социально-педагогической консультативной помощи при социальных проблемах, конфликтах между взрослыми и детьми в семье. В отличие от социально-психологического консультирования, в данном случае супружеские проблемы и психология семейных взаимоотношений не являются предметом анализа.
Предметом социально-педагогического консультирования являются:
-в сфере жизнеобеспечения: трудоустройство, оформление льгот, субсидий, инвалидностей, материальная помощь в кризисной ситуации и т.п.;
-в сфере организации быта: обеспечение необходимыми предметами мебели и бытовой техники, ремонт квартиры, дезинфекция, привитие навыков гигиены, организация уголка ребенка в квартире, организация свободного времени, надзора за ребенком и т.п.;
-в сфере семейного здоровья: диагностика и лечение хронических болезней, острых заболеваний детей и взрослых, навыки здорового образа жизни, профилактика болезней, наркологическая помощь детям и т.п.;
-в сфере духовного и морального здоровья: избавление от алкогольной зависимости, традиции и устои семьи, расхождение в ценностных ориентациях членов семьи и т п.;
-в сфере воспитания детей: решение проблем школьной дезадаптации, диагностика и коррекция отклоняющегося поведения, организация психологической, логопедической, психотерапевтической, юридической помощи, педагогическая неинформированность, неполноценность, несостоятельность и т п.;
-в сфере внутренних и внешних коммуникаций семьи: восстановление старых или построение новых позитивных социальных связей, содействие в разрешении конфликтов, гармонизации детско-родительских и супружеских отношений.
В отличие от индивидуального консультирования, при семейном консультировании социальный педагог работает либо с семьей в целом (членами семьи), либо выстраивает консультационный процесс поэтапно: от индивидуального консультирования отдельных членов семьи до проведения совместной встречи.
Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини - тренинги и пр.
Консультирование семей проводится специалистами по необходимым и запрашиваемым проблемам семьи и её членов по направлениям деятельности учреждения и в пределах ведомственной компетентности. Работа с семьей специалистов учреждений, ведомств, организаций неразрывно связана с оказанием помощи, поддержки и заботы о семье, поэтому невозможно выделить семейное консультирование как отдельный вид их деятельности. Однако, по видам и направлениям оказываемого семье консультирования можно выделить основные вопросы, разрешаемые специалистами, а именно - социальные, социально-правовые, социально-педагогические, психологические, социально-психологические, социально-медицинские, социально-досуговые и т.д.:
По социально-педагогическим вопросам осуществляется консультирование учителями и преподавателями учебных дисциплин по организации помощи в обучении, направленное на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей и т.д.;
Социальные педагоги дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования консультируют по вопросам :
-педагогической и социально-психологической подготовки родителей к воспитанию будущих школьников;
- социально-педагогического сопровождения детей с особыми нуждами и их семей;
- вопросам взаимоотношения различных поколений в семье, методах педагогического воздействия на детей, формировании позитивных отношений между детьми и взрослыми;
-социально-психологическим проблемам воспитания «трудных» подростков, проблемам отрицательного влияния безнадзорности и беспризорности на психику ребенка;
-организации режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье;
-подготовки детей дошкольного возраста к занятиям в школе;
- наиболее распространенных ошибках родителей в воспитании детей, особенностям воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии и т.д.;
Таким образом, семейное социально-педагогическое консультирование - это особый вид консультирования, имеющий свой предмет. Оно реализуется в таких направлениях как: социальное, социально-правовое, социально-педагогическое, психологическое, социально-психологическое, социально-медицинское и социально-досуговое.
3Работа социального педагога с семьей
План работы с семьей:
Цель работы: реабилитация семьи и реабилитация прав ребенка.
Задачи работы:
1. Создание в семье стабильной благоприятной обстановки для каждого члена семьи.
2. Восстановление родителей в их родительском потенциале.
3. Изменение взаимоотношений между родителями, родителями и ребенком.
Далее предполагается пошаговая работа с семьей:
1. Знакомство с семьей и установление контакта;
2. Составление первичного акта обследования жилищно-бытовых условий семьи;
3. Снятие острой ситуации в семье, возможно:
- либо изъятие ребенка из семьи;
- либо определение ребенка на время к родственникам, бабушке и т.д.
4. Изучение социального окружения семьи, поиск особо важной персоны (ОВП) с положительным влиянием на поддержку семьи, на ее изменение (школа, соседи, родственники, милиция и т.д.)
Педагогическая реабилитация семьи:
1. Расширение социальных связей детей и подростков, организация досуга путем привлечения их в кружки и секции;
2. Контроль за посещением школы, успеваемостью детей и подростков;
3. Оказание помощи и обучение родителей контролю за выполнением домашнего задания;
4. Консультирование и проведение тематических бесед:
- по формированию трудовых навыков ведения домашнего хозяйства и распределению домашних обязанностей между членами семьи;
- по формированию навыков самообслуживания и соблюдения личной гигиены;
- по формированию и развитию норм культурного поведения;
- по формированию навыков личной безопасности и поведения в различных жизненных ситуациях;
- по профилактике формирования пагубных привычек и употребления ПАВ (наркомания, алкоголизм, табакокурение);
- по формированию ценностных отношений, жизненных позиций, смысловых установок, идеалов, жизненных ориентиров;
5. Содействие в формировании и обучении коммуникативным навыкам;
6. Содействие в формировании психологического пола и подготовки к семейной жизни;
7. Содействие развитию мотивации на успех;
8. Содействие развитию эмоционально-волевой сферы;
9. Содействие развитию самосознанию и саморегуляции поведения, осознанию самого себя.
Работа с родителями.
1. Преодоление педагогической некомпетентности родителей (незнание родителями психологических и возрастных особенностей детей, неправильная оценка собственного ребенка);
2. Преодоление безответственности родителей и безразличия к судьбе детей, изменение родительских установок;
3. Изменение стиля детско-родительских отношений;
4. Рекомендации по созданию благоприятного климата в семье, разрешение конфликтных ситуаций;
5. Содействие в организации совместного досуга, привлечении всех членов семьи (по возможности) к организуемым и проводимым совместно с детьми общим мероприятиям (выставки, праздники, спортивные соревнования и т.д.);
6. Организация консультаций для членов семьи;
7. Контроль за выполнением родителями и детьми рекомендаций специалистов;
Важным аспектом является работы с семьей составление социального паспорта семьи, в который заносятся все необходимые данные о проблемной семье. На основании этих данных специалист планирует содержание социально-педагогической работы. Необходимая часть этой работы - семейное консультирование по проблемным вопросам.
4Типы семей.
Существует несколько типологий, и одна семья может входить в разные типы одновременно по разным показателям.
Разделение семей по структуре:
Основанием для разграничения семей на типы по структуре может служить наличие одной или нескольких брачных пар, их возраст, наличие и число детей у брачной пары, наличие в семье несовершеннолетних детей, число поколений в семье, наличие родственников по боковой линии. Наиболее распространенный тип – нуклеарная семья (от лат. nucleus – ядро), состоящая из одной пары супругов с детьми или без детей, Она может быть полной и неполной – с одним родителем с детьми. Если в семье несколько семейных ядер (прародители, их дети и внуки либо семья братьев и сестер), она называется расширенной, многопоколенной, крупной семьей.
Разделение семей по семейно-жизненному циклу:
По брачному состоянию или возрасту: жизненный путь каждого человека можно представить как добрачный, брачный (новобрачный, повторный, незарегистрированный брак), послебрачный (разведенные, одинокие, не вступившие в брак, вдовствующие).
По семейному циклу: молодая семья (с ребенком-первенцем, детьми до трех лет), семья среднего возраста, пожилых и престарелых.
Разделение семей по региональному признаку (городская, сельская):
В городах преобладают неполные семьи, национально смешанные. На селе больше многодетных многопоколенных семей, что связано с особенностями ведения домашнего хозяйства, жилищными условиями, этническим составом и т.д.Кроме того, существуют деления семей по национальному признаку, по религиозной принадлежности.
Разделение семей по уровню доходов:
Семьей с высоким доходом считается та, которая может позволить себе пользоваться платными услугами в социальной сфере.Кризисной семьей считается та, которая находится за чертой бедности.
Семья социального риска:
К этой категории относятся семьи, социальное функционирование которых затруднено. Это прежде всего семьи многодетные, неполные, матери-одиночки, с детьми-инвалидами или родителями-инвалидами, с детьми-сиротами, или опекаемыми, т.е. семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой. В эту группу необходимо включить также семьи, где родители уклоняются от уплаты алиментов; семьи беженцев и вынужденных переселенцев; семьи военнослужащих срочной службы и проживающих в депрессивных регионах; семьи безработных; семьи малообеспеченные, с низким прожиточным минимумом; родители-учащиеся или студенты; семьи с недееспособными родителями.
В группу с асоциальным поведением относят семьи с родителями, страдающими алкогольной и наркотической зависимостью, родителями или детьми-правонарушителями.
Неблагополучные семьи:
К этой категории относятся семьи, в которых нарушены внутрисемейные отношения, что приводит к серьезным деформациям личности ребенка, его социализации.В основу классификации таких семей положен принцип нарушения внутрисемейных отношений.