ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.06.2020
Просмотров: 144
Скачиваний: 4
Министерство образования и науки Российской Федерации
Алтайский государственный технический университет
им. И.И. Ползунова
Кафедра «Детали машин»
УДК 621.81 Расчетное задание
защищено с оценкой
_____________________
Руководитель:
доц., к.т.н. И.М. Ковалев
Привод ленточного конвейера
Пояснительная записка курсового проекта
по дисциплине «Детали машин и основы конструирования»
КПДМ.151001.06.10.000 ПЗ
Проект выполнил: __________ Нечепуренко А.А.
студент гр. ТМ-83 подпись
Нормоконтролер ___________ доц., к.т.н. И.М. Ковалев
подпись
2011
Введение
Основой работы большинства технологических машин является механическое движение их рабочих органов. Механическая энергия, реализуется и передается на расстояние машинами, называемыми механическими приводами. В приводе происходит преобразование параметров движения до требуемых потребителем значений. В большинстве случаев привод является самой ответственной и дорогостоящей частью технологического оборудования и к его качественным показателям предъявляются высокие требования. По этой причине задача создания высокоэффективных приводов является весьма актуальной.
В соответствии с техническим заданием на проектирование разрабатывается привод ленточного транспортера. В кинематической схеме привода электродвигатель соединяется с редуктором упругой муфтой, редуктор с валом конвейера цепной передачей. Схема редуктора – конический одноступенчатый с горизонтальным расположением осей валов.
Исходные данные: F=6,0 кН - окружная сила на барабане; V=1,3м/с -скорость движения ленты; D=200 мм – диаметр барабана.
Ленточный транспортер предназначен для перемещения насыпных и штучных грузов. Режим нагружения привода средний. Во время эксплуатации вал конвейера нагружен мало изменяющейся нагрузкой, реверсивность (смена направления) которой не предполагается.
Задан срок службы привода L=4 лет при коэффициенте суточной (Кс=0,6) и годовой (Кг=0,5) загрузке. Объем производства серийный.
1 Кинематический расчет привода
1.1 Выбор электродвигателя
1.1.1 Определение требуемой мощности
где - потребляемая мощность на выходе для приводного вала.;
-общий коэффициент полезного действия привода..
-
Определяем потребляемую мощность для приводного вала.:
Где F - окружная сила;
V - окружная скорость.
2.Определяем общий коэффициент полезного действия привода:
,
где - КПД быстроходной муфты;
- КПД редуктора с конической передачей;
- КПД цепной передачи;
- КПД опор приводного вала.
Требуемая мощность электродвигателя:
-
1.1.2 Определение требуемой частоты вращения вала электродвигателя
,
где - частота вращения выходного вала;
- ожидаемое общее передаточное число привода
-
Определяем частоту вращения выходного вала:
,
где D – диаметр барабана;
-
Определяем ожидаемое общее передаточное число привода:
,
где - передаточное число цепной передачи;
- передаточное число цилиндрической быстроходной ступени;
Находим минимальное и максимальное общее передаточное число:
Находим минимальную и максимальную требуемую частоту вращения вала двигателя:
-
1.1.3 Выбор электродвигателя
Условия выбора:
-
Тип электродвигателя
1. АИР 132М4
11
1447
2,2
38
2. АИР 160S6
11
970
2,2
48
-
-
1.2 Определение передаточных чисел передач
1.2.1 Общее передаточное число привода
Определим общие передаточные числа для выбранных электродвигателей:
1.2.2 Передаточное число редуктора
Передаточное число редуктора определяется с учетом передаточного числа цепной передачи, которое предварительно принимаем
Двигатель АИР 132М4:
;
Двигатель АИР 160S6:
;
Передаточные числа редуктора.
Тип Электродви- гателя |
|
|
|
|
||
|
|
|
||||
1. АИР 132М4 |
11 |
1447 |
11,6 |
5,8 |
4,64 |
3,7 |
2. АИР 160S6 |
11 |
970 |
7,81 |
3,91 |
3,12 |
2,48 |
Анализ значений
Предельное значение [1…6,3]
Рекомендуемые значения (1,5...4)
В соответствии с рекомендациями при выборе оптимального варианта исключаем , и т.к. он получен при высоком передаточном числе.
Отдаем предпочтение значению , которое получено для двигателя с синхронной частотой 970мин -1. Окончательно выбираем:
АИР 160S6
; ; ; ; .
1.2.3 Передаточные числа быстроходной и тихоходной передач редуктора
По формулам определяем передаточные числа тихоходной и быстроходной ступеней редуктора и округляем до значений ГОСТа :
1.2.4 Передаточное число цепной передачи
1.3 Определение частоты вращения, мощности, вращающего момента на валах привода
-
Частота вращения:
вал электродвигателя: ;
быстроходный вал редуктора : ;
тихоходный вал редуктора : ;
вал машины : .
Полученное значение частоты мин -1 приблизительно равно величине ,которую определяли выше по исходным данным.
-
Мощность:
вал электродвигателя : ;
быстроходный вал редуктора : ;
тихоходный вал редуктора : ;
вал машины : ;
Полученное значение мощности кВт приблизительно равно значению .
-
Вращающие моменты:
вал электродвигателя : ;
быстроходный вал редуктора : ;
тихоходный вал редуктора:
вал машины : ;
-
Вал привода
n, мин -1
Р, кВт
Т, Н*м
Вал двигателя
970
8,91
87,76
Быстроходный вал редуктора
970
8,82
86,87
Тихоходный вал редуктора
242,5
8,47
333,6
Вал машины
123,72
7,8
602,01
2 Расчёт зубчатой конической передачи
2.1 Исходные данные
1) Передаточное число : U = Uред = 4,0.
2) Частота вращения шестерни : n1 = nб =970 мин -1 , (где nб –частота вращения быстроходного вала редуктора).
3) Вращающий момент шестерни редуктора : T1 = Tб = 86,88 Н∙м , (где Tб –вращающий момент быстроходного вала редуктора).
4) Сведения о передаче : прямозубая.
5) Срок службы (долговечность) : .
6) Режим работы : средний.
7) Объём производства : серийное.
-
2.2 Выбор материала и твердости колес
Расчет выполняем для прямозубой конической передачи редуктора,согласно рекомендациям таблиц 9 и 10 для прямозубой передачи при серийном объёме производства и вращающем моменте Т1>50Нм выбираем вариант №8 материала колёс передачи:
Зубчатое колесо |
Сталь |
Термообработка |
Твердость расчетная |
, МПа |
, МПа |
Шестерня |
40 Х |
Закалка ТВЧ |
48 HRC |
900 |
750 |
Колесо |
40 Х |
Улучшение |
285 HB |
900 |
750 |
2.3.1 Определение допускаемых напряжений
1) Ориентировочное значение диаметра внешней делительной окружности колеса по (46):
где: значение коэффициента - K=25 , т.к. и ;
коэффициент для прямозубых конических передач -
вращающий момент шестерни -
передаточное число -
2) Окружная скорость передачи определяем по формуле (47)
где n1 -частота вращения шестерни.
3) Выбираем степень точности передачи : nСТ=(nСТ -1)=(8-1)=7(нормальная).
-
-
-
-
2.3.1.1 Определение допускаемых контактных напряжений
Для расчета допускаемых контактных напряжений определяем:
-
Пределы контактной выносливости колес передачи:
;
2. Коэффициенты запаса прочности: SH1=1,2; SH2=1,1 .
3. Для расчета коэффициентов долговечности определяем:
а) Базовое число циклов напряжений: NHG1=73,8 10 6 циклов; NHG2 =23,4 10 6циклов.
б) Эквивалентное число циклов нагружения :
где: n1 -частота вращения шестерни,
с -число вхождений зубьев колеса в зацепление за оборот.
Коэффициенты долговечности:
Т.к. по условию ZN ≥ 1,то принимаем ZN1 = ZN2 = 1.
4. Коэффициенты шероховатости: ZR1= ZR2=1,0
5. Коэффициенты окружной скорости: ZV1=ZV2=1,0.
Допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса:
МПа
МПа
Для расчета прямозубой конической передачи принимаем допускаемое контактное напряжение: МПа..
2.3.1.2 Допускаемые напряжения изгиба
Для расчета допускаемых напряжений изгиба определяем:
-
Пределы выносливости зубьев колес при изгибе:
=650 МПа;
-
Коэффициенты запаса прочности: = =1,7;
-
Для расчета коэффициентов долговечности определяем:
а) показатели степени кривой усталости: q1 = 9 ; q2 = 6.
б) эквивалентное число циклов нагружения зубьев колес:
циклов
где:
коэффициент эквивалентности для среднего режима работы ;
Коэффициенты долговечности принимаем:
Принимаем YN1 = YN2 =1 , т.к. NFE > 4∙10 6
-
Коэффициенты шероховатости переходной поверхности между зубьями принимаем
;
-
Коэффициент влияния реверсивности нагружения принимаем YA=1 .
Допускаемые напряжения изгиба :
2.3.2 Внешний делительный диаметр колеса
Для расчёта делительного диаметра колеса определяем :
-
Коэффициент внутренней динамики нагружения : KHV = 1,16 ; (при V=3,2 , nСТ = 8 , и H2 =285).
-
Коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине зубчатого винца :
=1,23
Ψbd =0,166∙=0,166∙=0,68.
= =1,23.
Внешний делительный диаметр колеса равен:
Расчётное значение округляем по таблице 23, и принимаем равным 315мм.
2.3.3 Модуль зубчатых колёс
Для расчёта внешнего торцевого модуля me определяем:
-
Коэффициент = 0,85 ,(для прямозубой передачи).
-
Коэффициент внутренней динамики нагружения KFV =1,31 (для прямозубых колёс с
nCT =8 , Vm =3,2 м/с)
-
Коэффициент неравномерности распределения нагрузки по ширине зубчатого венца для колёс с прямым зубом
-
Ширина зубчатого венца колеса b=0,285 ∙Re=0,285 ∙162,34=46,26мм
где предварительное значение внешнего конусного расстояния:
Расчётное значение b округляем по таблице 23, и принимаем b=45.
Внешний торцовый модуль me :
Округляем по ГОСТу me ≥ 2,25мм.
2.3.4 Определение основных размеров передачи
-
Число зубьев колёс.
Число зубьев шестерни и колеса конической передачи
;
-(условие Z1 ≥ 15 выполняется)
-
Фактическое передаточное число.
Фактическое передаточное число передачи
Значение uф не отличается от номинального .
-
Углы делительных конусов.
Углы делительных конусов колёс передачи
шестерни-
колеса-
-
Коэффициент смещения.
-Коэффициент радиального смещения для шестерни
где угол наклона средней линии зуба для колёс с прямым зубом принимаем β=0 0.
-Коэффициент радиального смещения для колеса
-
Внешнее конусное расстояние
-
Основные диаметры колёс передачи.
а) делительный
;
б) вершин зуба
в) впадин зуба
г) средний делительный
;
2.4 Проверочный расчёт передачи
2.4.1 Расчёт на контактную прочность
Контактные напряжения определяем по формуле :
Контактная прочность обеспечена : , недогрузка
составляет 0,68% , что допускается.
2.4.2 Расчёт на прочность при изгибе
Для расчёта напряжений изгиба определяем :
-
Эквивалентное число зубьев колёс :
;
-
Коэффициенты формы зуба :
Напряжения изгиба для зубьев колеса и шестерни :
;
Прочность зубьев на изгиб обеспечена :
; ,
допускается любая недогрузка передачи по напряжениям изгиба .
2.4.3. Расчет на прочность при действии максимальных пиковых нагрузок
Проверяем условие прочности по максимальным контактным напряжениям:
МПа МПа,
где МПа – допускаемые максимальные напряжения для зубьев колеса( МПа – предел текучести)
Контактная прочность обеспечена.
Проверяем условие прочности по максимальным напряжениям изгиба для зубьев шестерни и колеса:
;
МПа
МПа
Максимально возможные коэффициенты долговечности:
(термообработка закалка ТВЧ) (термообработка улучшение)
Коэффициент частоты приложения пиковой нагрузки (при единичных нагрузках):
Допускаемые напряжения изгиба:
МПа;
МПа;
Прочность зубьев на изгиб обеспечена.
2.5 Силы в зацеплении
Определяем силы в зацеплении :
-
Окружная сила : ;
-
Радиальная сила на шестерни :
;
-
Осевая сила на шестерни :
;
-где угол α=20 0 для прямозубой конической передачи.
Силы на колесе соответственно равны : Fr2 = Fa1 ; Fa2 = Fr1 .
3 Расчёт цепной передачи
3.1 Исходные данные
1.1 Кинематические и силовые параметры :
а) Передаточное число Uцеп=1,96
б) Частота вращения ведущей звёздочки n1 = nT = 242,5 мин -1
в) Вращающий момент ведущей звёздочки T1 = TT = 333,62 Нм
1.2 Режим работы C-средний. Динамичность работы - спокойная безударная.
1.3 Количество смен работы Kc = 0,5 (2-х сменная работа)
1,4 Способ смазки переодический.
Регулирование натяжения цепи переодическое.
Угол наклона ветвей цепи к горизонту θ≤45 0
3.2 Проектировочный расчёт
2.1 Число зубьев ведущей звёздочки
Условие выполняется.
-Число зубьев ведомой (большой) звёздочки
Условие выполняется
2.2 Фактическое передаточное число передачи
, условие выполняется
2.3 Для выбора стандартной приводной роликовой цепи определяем :
2.3.1 Коэффициент эксплуатации Kэ
2.3.2 Предварительно принимаем допускаемое давление в шарнирах цепи
2.3.3 Коэффициент рядности принимаем m=1 , пологая что будет выбрана однорядная цепь.
2.3.4 Ориентировочное значение шага цепи
мм
принимаем t=31,75 , практически совпадает оно равно 28 МПа .
Шаг цепи t=31,75 ≤ 44,45мм, поэтому принимаем однорядную цепь
1ПР 31,75-88,5 ГОСТ 13568-97
2.4 Число звеньев цепи (приняв аt=a/t=40)
округляем до целого чётного числа lt= 118
2.5 Фактическое межосевое расстояние
мм
где Y=lt-0,5 ∙( z1+z2)=118 -0,5 ∙74=81
2.6 Длина цепи с учётом принятых числа звеньев и шага
2.7 Диаметры звёздочек :
1) диаметры делительных окружностей
2) диаметры окружностей выступов
3) диаметры окружностей впадин
где r=0,5025d+0,05=0,5025 ∙19,05+0,05=9,62мм
d=19,05мм
2.8 Окружную силу, передаваемую цепью
2.9 Окружную скорость цепи
3.3 Проверочный расчёт
3.1 Частота вращения ведущей звёздочки
где -допускаемая частота вращения цепи с t=31,75 мм
условие выполняется.
3.2 Число ударов шарниров цепи о зубья звёздочки
где -допускаемое число ударов.
условие -выполняется
3.3 Давление в шарнирах цепи
где А=262 мм 2 –площадь проекции опорной поверхности шарнира цепи
условие -выполняется
3.4 Коэффициент запаса прочности S
а) разрушающая нагрузка цепи Q=88,5∙10 3
б) силу предварительного натяжения цепи
где Kf=3- коэффициент провисания ; q=3,8-масса одного метра цепи ; a=1,28-межосевое расстояние ; g=9,81 – ускорение свободного падения.
в) силу натяжения цепи от центробежных сил
-Коэффициент запаса прочности :
Нормативный коэффициент запаса прочности для роликовой цепи с шагом t=31,75 мм при
n1 =242,5 об/мин принимаем
Условие выполняется.
3.5 Сила , действующая на валы звёздочек
где KB=1,15-коэффициент нагрузки вала.
Работоспособность цепной передачи обеспечена .