ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2020

Просмотров: 519

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примечание. Американская система. В США и некоторых европейских странах существует некое подобие «дифференциации обучения по интересам». Около 50% учебного времени отводится на обязательные предметы - «ядро», куда входит пять базисов: язык и литература, математика, естествознание, социальные науки, компьютер. Другая половина учебного времени занята предметами по выбору, которые предлагаются в виде «пакетов», содержащих по несколько десятков спецкурсов. Учащиеся выбирают несколько учебных курсов в пакетах гуманитарного, естественнонаучного, математического содержания. Обязательный результат обучения состоит в зачете определенного ограниченного количества курсов в каждом пакете.

Литература

1.   Выготский Л .С. Психология искусства. - М., 1968.

2.     Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности. - М., 1986.

3.     Горюнова Л. Развитие ребенка как его жизнетворчество // Искусство в школе. -1993. -N» 1.

4.     Джуршскш Л.Я. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность. - М.: Знание, 1989.

5.     Каптерев П.Ф. Об эстетическом воспитании. Избранные пед. сочинения. - М., 1982.

6.     Кузина Г.Н. и др. Как развивать художественное восприятие у школьников. -М., 1988.

7.     Лебедев Д. Школа гармонии // Искусство в школе. -1992. - №3,4.

8.     ЛукА.Н. Эмоции и личность. - М., 1982.

9 Луначарский А.В. Избранные статьи по эстетике. - М-, 1973.

10.    Маанди НА. Школа моей мечты // Народное образование. -1995. - №3.

11.    Олыианихова Л.Е. Эмоции и воспитание. - М., 1983.

12.    Основы эстетического воспитания / Под ред. А.К.Дремова. - М., 1975.

13.     Селевко Г.К. и др. Культурологический социально-педагогический комплекс. - Ярославль: ИУУ, 1993.

14.     Селевко Г.К. Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей.-М.: РИПКРО, 1996.

15.     Система эстетического воспитания в школе / Под ред. С.А.Герасимова. - М .1983

16.  Ситник Л.П. Идейно-эстетическое воспитание школьников в процессе урочных, факультативных и внеклассных занятий. - М., 1979.

6.5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков)

Каждый ребенок есть однажды случающееся чудо.

Э. Ильенков

Унт Инге Эриховна - доктор педагогических наук, профессор НИИ педагогики Эстонии, автор широко распространенной системы индивидуализации учебных заданий.

Границкая Антонина Сергеевна - профессор Института иностранных языков им. Мориса Тореза, автор адаптивной системы обучения в школе.

Шадриков Владимир Дмитриевич - действительный член РАО, доктор психологии, профессор, руководитель массового эксперимента по применению индивидуально-ориентированного образовательного процесса.

Индивидуальное обучение - форма, модель организации учебного процесса, при которой: 1) учитель взаимодействует лишь с одним учеником; 2) один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и т.п.). Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обученности. Индивидуальное обучение в таком «чистом» виде применяется в массовой школе весьма ограниченно (для занятий с девиантными детьми).


Индивидуальный подход - это:

1)      принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;

2)  ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним;

3)      учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения;

4)  создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.

Индивидуализация обучения - это: 1) организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся; 2) различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход.

Технология индивидуализированного обучения - такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией». Однако технологии, ставящие во главу угла индивидуализацию, делающие ее основным средством достижения целей обучения, можно рассматривать отдельно, как самостоятельную систему, обладающую всеми качествами и признаками целостной педагогической технологии.

Метод проектов. Еще в 1919 г. в городе Дальтон (США) Е. Паркхарст делает попытку заменить классно-урочную систему индивидуальной работой с каждым учеником с последующей работой каждого ученика по плану, выработанному совместно с педагогом. Ученики получили возможность продвигаться в изучении школьных программ каждый своим темпом, первую половину дня работали самостоятельно на основе рабочих руководств, без всякого расписания. Во второй половине - занятия в группе по интересам; не запрещалось собираться в группах или парах, чтобы какие-то вопросы или темы обсуждать или прорабатывать сообща. Этот опыт получил название «Дальтон-план». В России он как «метод проектов» применялся во многих школах и вузах в 20-х годах; сегодня школьная практика вновь обращается к нему. Метод проектов - это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

В современной отечественной педагогической практике и теории наиболее яркими примерами технологий внутриклассной индивидуализации обучения являются следующие:

-  технология индивидуализированного обучения Инге Унт;

-  адаптивная система обучения А.С.Границкой;

-   обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана В.Д.Шадрикова.


Технологии индивидуализации обучения представляют динамические системы, охватывающие все звенья учебного процесса: цели, содержание, методы и средства.

Классификационные характеристики технологий индивидуализированного обучения

По уровню применения: все уровни.

По философской основе: гуманистические.

По основному фактору развитая: комплексная: био-, социои психогенные

По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторные.

По ориентации на личностные структуры: информационная, 1)ЗУН + 2) СУД.

По характеру содержания: обучающая, светская, гуманитарная, общеобразовательная, личностно-ориентированная +дидактоцентрическая, проникающие.

По типу управления: система «репетитор».

По организационным формам: альтернативные, академические + клубные, индивидуально-групповые.

По подходу к ребенку: гуманно-личностные.

По преобладающему методу: программированные, саморазвивающие, творческие

По направлению модернизации: альтернативные.

По категории обучаемых: все категории.

Акцент целей

•   Сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей).

•   Содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся.

•  Формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика.

•  Улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов.

•  Формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества

Концепции индивидуализации обучения

Гипотеза Инге Унт: в современных условиях главной формой индивидуализации обучения является самостоятельная работа учащегося в школе и дома.

Гипотеза А.С.Границкой: в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60-80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками.

Гипотеза В.Д.Шадрикова: развитие способностей эффективно, если давать ребенку картину усложняющихся задач, мотивировать сам процесс учения, но оставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен, доступен.

Общие принципы

•  Индивидуализация есть стратегия процесса обучения.

•  Индивидуализация является необходимым фактором формирования индивидуальности.

•  Использование индивидуализированного обучения по всем изучаемым предметам.

•  Интеграция индивидуальной работы с другими формами учебной деятельности.

•  Учение в индивидуальном темпе, стиле.

•  Предпосылкой индивидуализации обучения является изучение особенностей школьников, которые в первую очередь следует учитывать при индивидуализации учебной работы: обучаемость, учебные умения, обученность, познавательные интересы.

•  Индивидуальная работа требует адекватного уровня развития общеучебных умений и навыков.

Особенности содержания и методики

Инге Унт: индивидуальные учебные задания для самостоятельной работы, рабочие тетради на печатной основе, руководства к индивидуализированной самостоятельной работе. Приспособление к имеющейся учебной литературе.

А.С.Границкая: оригинальная нелинейная конструкция урока: часть первая -обучение всех, часть вторая - два параллельных процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками. Использование обобщенных схем (Шаталов), работы в парах сменного состава (Дьяченко), многоуровневых заданий с адаптацией (карточки Границкой).

В.Д.Шадриков: учебный план, программы и методические пособия для шести уровней, которые позволяют вести обучение в зависимости от способностей каждого ученика. Выбирая посильный уровень сложности по каждому предмету, ученики оказываются в классах с переменным составом. И, не теряя в объеме и содержании предмета, вместе движутся в освоении учебной программы. Причем выбор уровня сложности достаточно подвижен и делается не «навсегда», как в классах выравнивания, например, а в соответствии с сегодняшним наличным состоянием способностей учащегося.

Шесть уровней сложности позволяют охватить практически всех детей, не выкидывать на улицу неуспевающих, организовать учебный процесс, посильный для всех, адаптированный к способностям ученика, к развитию их.

Общие особенности технологий индивидуализации

•  Учет факторов, которые обусловливают неуспеваемость школьников (пробелы в знаниях, дефекты в мышлении, в навыках учебной работы, пониженная работоспособность и др.).

•  Способы преодоления индивидуальных недостатков в знаниях, умениях и навыках, в процессе мышления.

•  Учет и преодоление недостатков семейного воспитания, а также неразвитости мотивации, слабости воли.

•  Оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным учащимся (творческая деятельность, сочетание классной и внешкольной работы).

•  Предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения.

•  Формирование общеучебных умений и навыков.

•  Формирование адекватной самооценки учащихся.

•  Использование технических средств обучения, включая ЭВМ.

Аналоги технологии индивидуализации

Метод проектов (см. п. 5.2.).

Система Ю.Драля (учебно-методический комплект заданий).

Индивидуальные компьютерные обучающие программы (разветвленные, адаптивные). В США существует так называемая батовская система, в которой учебный процесс делится на две части. Первая часть - это урочная работа с классом в целом, а вторая -индивидуальные занятия с теми учащимися, которые нуждаются в таких занятиях: либо для того, чтобы не отстать от общепринятых норм, либо с теми, кто отличается сравнительно развитыми способностями. С последней категорией работает учитель, а с менее способными и отстающими учениками занимается помощник учителя.

План Трампа, широко известный в США - система организационных форм обучения, сочетающая занятия в больших аудиториях с индивидуальными занятиями в малых группах. Лекции с использованием современных технических средств (телевидения, ЭВМ и др.) для больших групп в 100-1500 человек читают высококвалифицированные преподаватели, профессора. Малые группы в 10-15 человек обсуждают материалы лекции, ведут дискуссии. Индивидуальная работа проводится в

 школьных кабинетах, лабораториях. Время этих видов занятий распределяется так: на лекционные занятия отводится 40%; на занятия в малых группах - 20%; на индивидуальную работу в кабинетах и лабораториях - 40%. Классов как таковых нет, состав малых групп непостоянный.

Литература

1. Акимова М.К. и др. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. - М., 1992.

2.     Алексеев СВ. Дифференциация в обучении предметам естественнонаучного цикла.-Л., 1991

3.     Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение, 1982.

4.     Боголюбов С.К. Индивидуальные задания по курсу черчения. - М., 1994.

5.     Воловин М.Б. Индивидуальные задания по математике для 5 класса. - М,. 1994.

6.     Границхая А, С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе. - М : Просвещение, 1991.

7.     Гроот Р. Дифференциация в образовании //Директор, -1994. - ,V» 5.

8.     Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения //Директор школы. -1995. - ЛЬ 6.

9.     Дифференциация как система. В 2 ч. - М., 1992.

Ю.Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991.

11.  Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. -Казань, 1982.

12.   Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г. С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся, - М., 1971.

13.   Ливер Бетти Лу. Обучение всего класса / Пер. с англ. О.Е.Биченковой. - М.: Новая школа. 1995.

14.   Лошнова О.Б. Уровневая дифференциация обучения. - М., 1994.

15.   ПидкасистыйП.И. Самостоятельная познавательная деятельность школь ников в обучении, - М.: Педагогика, 1985.

16.   Рабунскип B.C. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников: на основе анализа их самостоятельной учебной деятельности. - М., 1975.

17.      Рожинова Л.Н. Актуальные проблемы дифференцированного обучения. - М.: Народное образование, 1992.

18.      Селевко Г.К. и др. Дифференциация обучения. - Ярославль, 1995.

19.      Соловьев В., Глазунова М. Анализ ситуации - условие успеха / / Народное образование -1996. -ЛИ.

20.      Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика. 1990

21.      Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. - М., 1996.

22.      Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная политика. - М.: Логос, 1993