ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2020
Просмотров: 671
Скачиваний: 3
Четвертое последствие - отставание цен государственных предприятий от рыночных. В частном секторе рыночной экономики цены издержек производства и товаров пересматриваются чаще и быстрее, чем в государственном (регулируемом) секторе. Во время инфляции госпредприятия вынуждены обосновывать каждое повышение цен, получать на это разрешение всех вышестоящих организаций. Процесс этот долог и неэффективен, и в условиях ежемесячного резкого, неожиданного и скачкообразного роста инфляции даже технически трудно осуществим. В итоге нарастает дисбаланс частного и общественного секторов. Данный эффект особенно опасен, так как государство утрачивает свой экономический потенциал воздействия на рынок.
Пятым по счету последствием мы выделили обратную пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы.
Реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции. Так, если в 1990 г. темп инфляции в США был 4%, то обладатели денег в этом же году получили реальный доход на валюту на эти же 4% ниже.
Рост инфляции практически всегда сочетается с высокой, хотя и неполной занятостью и большим объемом национального производства. И наоборот, снижение инфляции совпадает по времени со спадом производства и ростом безработицы. Пример: Польша весной 1990 г. Здесь частичная стабилизация роста цен сопровождалась продолжающимся спадом производства и значительным ростом безработицы (только за весну 1990 г. безработица возросла в 2 раза - с 200 тыс. до 400 тыс. человек).
Очередное последствие инфляции - нестабильность экономической информации.
Цены - это главный индикатор рыночной экономики. Ценовая информация - главная для бизнеса. Недостаточность и нестабильность экономической информации мешают составлению бизнес - планов. В ходе инфляции цены постоянно меняются, продавцы и покупатели товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается активность бизнеса.
8. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Смещение кривой совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса.
Совокупный спрос — это объем товаров иуслуг (объем национального продукта, совокупность конечных товаров), который потребители, предприятия и правительство готовы купить (на которые предъявляется спрос на рынках страны) при данному уровне цен (в данный момент времени, при данных условиях).
Совокупный спрос () — это сумма планируемых расходов на приобретение конечной продукции; это реальный объем производства, который потребители (включая фирмы и правительство) готовы купить при данном уровне цен. Основной фактор, влияющий на — общий уровень цен. Их взаимосвязь отражается кривой , которая показывает изменение суммарного уровня всех расходов в экономике в зависимости от изменения уровня цен. Зависимость между реальным объемом производства и общим уровнем цен является отрицательной или обратной. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо выделить основные составляющие : потребительский спрос , инвестиционный спрос , спрос со стороны государства и чистый экспорт , и проанализировать воздействие изменения цен на эти составляющие.
Совокупный спрос
-
— Спрос населения страны на потребительские товары
-
— Спрос предприятий на инвестиции
-
— Государственные закупки (госзаказы)
-
— Экспортируемый спрос (иностранные покупатели товаров на экспорт)
Потребление: с ростом уровня цен реальная покупательская способность падает, в результате чего потребители будут чувствовать себя менее состоятельными и соответственно будут покупать меньшую долю реального выпуска по сравнению с той, которую они купили бы при прежнем уровне цен.
Инвестиции: рост уровня цен приводит, как правило, к росту процентных ставок. Кредит становится более дорогим, а это удерживает фирмы от осуществления новых инвестиций, т.е. повышение уровня цен, воздействуя на процентные ставки, приводит к уменьшению второй составляющей — реального объема инвестиций.
Государственные закупки товаров и услуг: в той степени, в которой расходные статьи госбюджета определяются в номинальном денежном выражении, реальная величина государственных закупок при повышении уровня цен также будет сокращаться.
Чистый экспорт: при росте уровня цен в одной стране импорт из других стран будет расти, а экспорт из этой страны — сокращаться, в результате реальный объем чистого экспорта снизится.
Равновесный уровень цен и равновесный объем производства
Совокупный спрос и предложение воздействуют на установленние равновесного общего уровня цен и равновесного объема производства в экономике в целом.
При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть национального продукта захотят приобрести потребители.
Зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального продукта, на который предъявляется спрос, выражается графиком совокупного спроса, который имеет отрицательный наклон.
На динамику потребления национального продукта влияют ценовые и неценовые факторы. Действие ценовых факторов реализуется через изменение в объеме на товары и услуги и графически выражается движением вдоль кривой от точки к точке . Неценовые факторы вызывают изменение в , сдвигая кривую влево или вправо до или .
Ценовые факторы кроме уровня цен:
-
Эффект процентной ставки. При постоянной денежной массе увеличение уровня цен вызовет увеличение процентной ставки, так как растет потребность в деньгах у потребителей для покупок товаров, у производителей для оплаты ресуров. Но возросшие процентные ставки сократят потребительские расходы и инвестиции, то есть произойдет сокращение на реальный объем национального продукта. Высокая процентная ставка увеличит объемы вкладов населения, тем самым отвлекая деньги от спроса на товары.
-
Эффект богатства (дохода). Рост уровня цен (инфляция) сокращает реальную стоимость, или покупательную способность, финансовых активов (акций, облигаций) с фиксированной стоимостью, которой владеют покупатели. В результате снижаются потребительские расходы и
-
Эффект импортных закупок. При увеличении цен внутри страны на отечественные товары падает спрос на отечественные товары, а на более дешевые импортные увеличивается. Одновременно снижается экспорт товаров за границу. Все это приведет к снижению на отечественные товары. И наоборот, если растут цены на импортные товары, то возрастет спрос на отечественные товары, как это произошло в России после дефолта 1998 года.
Неценовые детерминанты (факторы) влияющие на совокупный спрос:
-
Потребительские расходы, которые зависят от:
-
Благосостояния потребителей. При увеличении благосостояния увеличиваются потребительские расходы, то есть происходит увеличение AD
-
Ожидания потребителей. Если ожидается увеличение реальных доходов, то увеличиваются расходы в текущем периоде, то есть увеличивается AD
-
Задолженности потребителя. Долги снижают текущее потребление и AD
-
Налогов. Высокие налоги снижают совокупный спрос.
-
-
Инвестиционные расходы, к которым относят:
-
Изменение процентных ставок. Увеличение процентной ставки приведет к снижению инвестиционных расходов и соответственно снижению совокупного спроса.
-
Ожидаемые прибыли от инвестиций. При благоприятном прогнозе увеличивается AD.
-
Налоги с предприятий. При повышении налогов снижается AD.
-
Новые технологии. Обычно приводят к увеличиению инвестиционных расходов и росту совокупного спроса.
-
Избыточные мощности. Используются не полностью, нет стимула к наращиванию дополнительных мощностей, снижаются инвестиционные расходы и падает AD.
-
-
Государственные расходы
-
Расходы на чистый экспорт
-
Национальный доход других стран. Если национальный доход стран растет, то они увеличивают закупки за границей и тем самым способствуют увеличению совокупного спроса в другой стране.
-
Валютные курсы. Если курс на собственную валюту растет, то страна может больше закупать иностранных товаров, а это ведет к увеличению AD.
-
Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного спроса.
-
Совокупное предложение — реальный объем национального продукта, который может быть произведен при различном (определенном) уровне цен.
Закон совокупного предложения — при более высоком уровне цен у производителей возникают стимулы увеличения объема производства и соответственно увеличивается предложение изготовляемых товаров.
График совокупного предложения имеет положительный наклон и состоит из трех частей:
-
Горизонтальный.
-
Промежуточный (восходящий).
-
Вертикальный.
Неценовые факторы совокупного предложения:
-
Изменение цен на ресурсы:
-
Наличие внутренних ресурсов
-
Цены на импортные ресурсы
-
Господство на рынке
-
-
Изменение в производительности (объем производства/общие затраты)
-
Изменения правовых норм:
-
Налоги с предприятий и субсидии
-
Государственное регулирование
-
Совокупное предложение: классическая и кейнсианская модели
Совокупное предложение () — это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике; это совокупный реальный объем производства, который может быть произведен в стране при различных возможных уровнях цен.
Основным фактором, влияющим на , является также уровень цен, причем зависимость между этими показателями прямая. Неценовыми факторами являются изменения в технологии, ценах на ресурсы, налогообложении фирм и т.д., что графически отражается сдвигом кривой AS вправо или влево.
Кривая AS отражает изменения совокупного реального объема производства в зависимости от изменения уровня цен. Форма этой кривой во многом зависит от того, в каком временном промежутке находится кривая AS.
Различие между краткосрочным и долгосрочным периодом в макроэкономике связывают в основном с поведением номинальных и реальных величин. В краткосрочном периоде номинальные величины (цены, номинальная зарплата, номинальная ставка процента) под воздействием колебаний рынка меняются медленно, являются "жесткими". Реальные же величины (объем выпуска, уровень занятости, реальная процентная ставка) изменяются значительно и их считают "гибкими". В долгосрочном периоде ситуация прямо противоположная.
Классическая модель AS
Классическая модель AS описывает поведение экономики в долгосрочном периоде.
При этом анализ AS строится с учетом следующих условий:
-
объем выпуска зависит только от количества факторов производства и технологии;
-
изменения в факторах производства и технологии происходят медленно;
-
экономика функционирует в условиях полной занятости и объем выпуска равен потенциальному;
-
цены и номинальная зарплата — гибкие.
В этих условиях кривая AS вертикальна на уровне выпуска при полной занятости факторов производства (рис. 2.1).
Сдвиги AS в классической модели возможны лишь при изменении величины факторов производства или технологии. Если такие изменения отсутствуют, то кривая AS в краткосрочном периоде зафиксирована на потенциальном уровне, и любые изменения AD отражаются только на уровне цен.
Классическая модель
AS
AD1 и
AD2 —
кривые совокупного спроса
AS
— кривая совокупного предложения
Q*
— потенциальный объем производства.
Кейнсианская модель AS
Кейнсианская модель AS рассматривает функционирование экономики в краткосрочном периоде.
Анализ AS в этой модели базируется на следующих предпосылках:
-
экономика функционирует в условиях неполной занятости;
-
цены и номинальная зарплата относительно жесткие;
-
реальные величины относительно подвижны и быстро реагируют на рыночные колебания.
Кривая AS в кейнсианской модели горизонтальна или имеет положительный наклон. Следует обратить внимание на то, что в кейнсианской модели кривая AS ограничена справа уровнем потенциального объема выпуска, после чего она приобретает вид вертикальной прямой, т.е. фактически совпадает с долгосрочной кривой AS.
Таким образом, объем AS в краткосрочном периоде зависит главным образом от величины AD. В условиях неполной занятости и жесткости цен колебания AD вызывают прежде всего изменение объема выпуска (рис. 2.2) и лишь впоследствии смогут отразиться на уровне цен.
Кейнсианская модель AS
Итак, мы рассмотрели две теоретические модели AS. Они описывают вполне возможные в действительности разные воспроизводственные ситуации, и если объединить предполагаемые формы кривой AS в одну, то мы получим кривую AS, включающую три отрезка: горизонтальный, или кейнсианский, вертикальный, или классический и промежуточный, или восходящий.
Горизонтальный отрезок кривой AS соответствует экономике спада, высокому уровню безработицы и недоиспользованию производственных мощностей. В этих условиях любое повышение AD — желательно, так как оно ведет к росту объема производства и занятости, не увеличивая при этом общий уровень цен.
Промежуточный отрезок кривой AS предполагает такую воспроизводственную ситуацию, когда увеличение реального объема производства сопровождается некоторым ростом цен, что связано с неравномерным развитием отраслей и применением менее производительных ресурсов, поскольку более эффективные ресурсы уже задействованы.
Вертикальный отрезок кривой AS имеет место тогда, когда экономика работает на полную мощность и достичь дальнейшего роста объема производства в короткий срок уже невозможно. Увеличение совокупного спроса в этих условиях приведет к повышению общего уровня цен.
Общая модель AS.
I
— кейнсианский отрезок; II — классический
отрезок; III — промежуточный отрезок.
Или Совокупное предложение.
С овокупное предложение — это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Это понятие часто используется как синоним ВВП или ВНП.
Кривая совокупного предложения AS, показывает, какой реальный объем национального производства может быть предложен на рынок предпринимателями при разных значениях общего уровня цен в экономике. AS может быть приравнено к величине ВНП или ВВП (AS = ВНП = ВВП).
На способность экономики произвести тот или иной объем товаров и услуг влияет количество и качество применяемых факторов производства (земли, труда, капитала, предпринимательские способности). Тогда AS = рента + зарплата + процент + прибыль.
Кривая совокупного предложения условно состоит из трех частей:
-
горизонтальной или кейнсианской (производство растет при неизменяемом уровне цен и при не полном использовании производственных мощностей и ресурсов);
-
восходящей (увеличивается объем национального продукта и растут цены);
-
вертикальной или классической (экономика достигает высшей точки своих производственных возможностей).
Совокупное предложение находится в зависимости от уровня цен. Более высокие цены стимулируют производство товаров и их предложение. Более низкие цены, наоборот, сокращают производство и предложение товаров.
На совокупное предложение также влияют неценовые факторы. Если ценовые факторы показывают движение по кривой совокупного предложения, то неценовые смещают кривую вправо при уменьшении издержек и влево – при их увеличении. К неценовым факторам относятся те, которые могут изменить издержки:
-
цены на ресурсы (земельные, трудовые, капитальные). Их повышение увеличивает издержки производства, поэтому снижает совокупное предложение и кривая AS смещается влево;
-
рост производительности труда увеличивает объем производства и тем самым – совокупное предложение и кривая AS сместится вправо;
-
правовое регулирование (налоги, субсидии): если налоги вырастут, то издержки увеличатся, совокупное предложение сократится, кривая сместится влево, и наоборот.