Файл: макроэкономика оветы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2020

Просмотров: 671

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Четвертое последствие - отставание цен государственных предприятий от рыночных. В частном секторе рыночной экономики цены издержек производства и товаров пересматриваются чаще и быстрее, чем в государственном (регулируемом) секторе. Во время инфляции госпредприятия вынуждены обосновывать каждое повышение цен, получать на это разрешение всех вышестоящих организаций. Процесс этот долог и неэффективен, и в условиях ежемесячного резкого, неожиданного и скачкообразного роста инфляции даже технически трудно осуществим. В итоге нарастает дисбаланс частного и общественного секторов. Данный эффект особенно опасен, так как государство утрачивает свой экономический потенциал воздействия на рынок.

Пятым по счету последствием мы выделили обратную пропорциональность темпа инфляции и уровня безработицы.

Реальная денежная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции. Так, если в 1990 г. темп инфляции в США был 4%, то обладатели денег в этом же году получили реальный доход на валюту на эти же 4% ниже.

Рост инфляции практически всегда сочетается с высокой, хотя и неполной занятостью и большим объемом национального производства. И наоборот, снижение инфляции совпадает по времени со спадом производства и ростом безработицы. Пример: Польша весной 1990 г. Здесь частичная стабилизация роста цен сопровождалась продолжающимся спадом производства и значительным ростом безработицы (только за весну 1990 г. безработица возросла в 2 раза - с 200 тыс. до 400 тыс. человек).

Очередное последствие инфляции - нестабильность экономической информации.

Цены - это главный индикатор рыночной экономики. Ценовая информация - главная для бизнеса. Недостаточность и нестабильность экономической информации мешают составлению бизнес - планов. В ходе инфляции цены постоянно меняются, продавцы и покупатели товаров все чаще ошибаются в выборе оптимальной цены. Падает уверенность в будущих доходах, население утрачивает экономические стимулы, снижается активность бизнеса.

8. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Смещение кривой совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса.

Совокупный спрос — это объем товаров иуслуг (объем национального продукта, совокупность конечных товаров), который потребители, предприятия и правительство готовы купить (на которые предъявляется спрос на рынках страны) при данному уровне цен (в данный момент времени, при данных условиях).

Совокупный спрос () — это сумма планируемых расходов на приобретение конечной продукции; это реальный объем производства, который потребители (включая фирмы и правительство) готовы купить при данном уровне цен. Основной фактор, влияющий на — общий уровень цен. Их взаимосвязь отражается кривой , которая показывает изменение суммарного уровня всех расходов в экономике в зависимости от изменения уровня цен. Зависимость между реальным объемом производства и общим уровнем цен является отрицательной или обратной. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо выделить основные составляющие : потребительский спрос , инвестиционный спрос , спрос со стороны государства  и чистый экспорт , и проанализировать воздействие изменения цен на эти составляющие.


Совокупный спрос 

  •  — Спрос населения страны на потребительские товары

  •  — Спрос предприятий на инвестиции

  •  — Государственные закупки (госзаказы)

  •  — Экспортируемый спрос (иностранные покупатели товаров на экспорт)

Потребление: с ростом уровня цен реальная покупательская способность падает, в результате чего потребители будут чувствовать себя менее состоятельными и соответственно будут покупать меньшую долю реального выпуска по сравнению с той, которую они купили бы при прежнем уровне цен.

Инвестиции: рост уровня цен приводит, как правило, к росту процентных ставок. Кредит становится более дорогим, а это удерживает фирмы от осуществления новых инвестиций, т.е. повышение уровня цен, воздействуя на процентные ставки, приводит к уменьшению второй составляющей  — реального объема инвестиций.

Государственные закупки товаров и услуг: в той степени, в которой расходные статьи госбюджета определяются в номинальном денежном выражении, реальная величина государственных закупок при повышении уровня цен также будет сокращаться.

Чистый экспорт: при росте уровня цен в одной стране импорт из других стран будет расти, а экспорт из этой страны — сокращаться, в результате реальный объем чистого экспорта снизится.

Равновесный уровень цен и равновесный объем производства

Совокупный спрос и предложение воздействуют на установленние равновесного общего уровня цен и равновесного объема производства в экономике в целом.

При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть национального продукта захотят приобрести потребители.

Зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального продукта, на который предъявляется спрос, выражается графиком совокупного спроса, который имеет отрицательный наклон.

На динамику потребления национального продукта влияют ценовые и неценовые факторы. Действие ценовых факторов реализуется через изменение в объеме  на товары и услуги и графически выражается движением вдоль кривой  от точки  к точке . Неценовые факторы вызывают изменение в , сдвигая кривую  влево или вправо до или .

Ценовые факторы  кроме уровня цен:

  • Эффект процентной ставки. При постоянной денежной массе увеличение уровня цен вызовет увеличение процентной ставки, так как растет потребность в деньгах у потребителей для покупок товаров, у производителей для оплаты ресуров. Но возросшие процентные ставки сократят потребительские расходы и инвестиции, то есть произойдет сокращение  на реальный объем национального продукта. Высокая процентная ставка увеличит объемы вкладов населения, тем самым отвлекая деньги от спроса на товары.

  • Эффект богатства (дохода). Рост уровня цен (инфляция) сокращает реальную стоимость, или покупательную способность, финансовых активов (акций, облигаций) с фиксированной стоимостью, которой владеют покупатели. В результате снижаются потребительские расходы и 

  • Эффект импортных закупок. При увеличении цен внутри страны на отечественные товары падает спрос на отечественные товары, а на более дешевые импортные увеличивается. Одновременно снижается экспорт товаров за границу. Все это приведет к снижению  на отечественные товары. И наоборот, если растут цены на импортные товары, то возрастет спрос на отечественные товары, как это произошло в России после дефолта 1998 года.


Неценовые детерминанты (факторы) влияющие на совокупный спрос:

  • Потребительские расходы, которые зависят от:

    • Благосостояния потребителей. При увеличении благосостояния увеличиваются потребительские расходы, то есть происходит увеличение AD

    • Ожидания потребителей. Если ожидается увеличение реальных доходов, то увеличиваются расходы в текущем периоде, то есть увеличивается AD

    • Задолженности потребителя. Долги снижают текущее потребление и AD

    • Налогов. Высокие налоги снижают совокупный спрос.

  • Инвестиционные расходы, к которым относят:

    • Изменение процентных ставок. Увеличение процентной ставки приведет к снижению инвестиционных расходов и соответственно снижению совокупного спроса.

    • Ожидаемые прибыли от инвестиций. При благоприятном прогнозе увеличивается AD.

    • Налоги с предприятий. При повышении налогов снижается AD.

    • Новые технологии. Обычно приводят к увеличиению инвестиционных расходов и росту совокупного спроса.

    • Избыточные мощности. Используются не полностью, нет стимула к наращиванию дополнительных мощностей, снижаются инвестиционные расходы и падает AD.

  • Государственные расходы

  • Расходы на чистый экспорт

  • Национальный доход других стран. Если национальный доход стран растет, то они увеличивают закупки за границей и тем самым способствуют увеличению совокупного спроса в другой стране.

  • Валютные курсы. Если курс на собственную валюту растет, то страна может больше закупать иностранных товаров, а это ведет к увеличению AD.

      1. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Не­ценовые факторы совокупного спроса.

    Совокупное предложение — реальный объем национального продукта, который может быть произведен при различном (определенном) уровне цен.

    Закон совокупного предложения — при более высоком уровне цен у производителей возникают стимулы увеличения объема производства и соответственно увеличивается предложение изготовляемых товаров.

    График совокупного предложения имеет положительный наклон и состоит из трех частей:

    • Горизонтальный.

    • Промежуточный (восходящий).

    • Вертикальный.

    Неценовые факторы совокупного предложения:

    • Изменение цен на ресурсы:

      • Наличие внутренних ресурсов

      • Цены на импортные ресурсы

      • Господство на рынке

    • Изменение в производительности (объем производства/общие затраты)

    • Изменения правовых норм:

      • Налоги с предприятий и субсидии

      • Государственное регулирование

    Совокупное предложение: классическая и кейнсианская модели

    Совокупное предложение () — это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике; это совокупный реальный объем производства, который может быть произведен в стране при различных возможных уровнях цен.

    Основным фактором, влияющим на , является также уровень цен, причем зависимость между этими показателями прямая. Неценовыми факторами являются изменения в технологии, ценах на ресурсы, налогообложении фирм и т.д., что графически отражается сдвигом кривой AS вправо или влево.


    Кривая AS отражает изменения совокупного реального объема производства в зависимости от изменения уровня цен. Форма этой кривой во многом зависит от того, в каком временном промежутке находится кривая AS.

    Различие между краткосрочным и долгосрочным периодом в макроэкономике связывают в основном с поведением номинальных и реальных величин. В краткосрочном периоде номинальные величины (цены, номинальная зарплата, номинальная ставка процента) под воздействием колебаний рынка меняются медленно, являются "жесткими". Реальные же величины (объем выпуска, уровень занятости, реальная процентная ставка) изменяются значительно и их считают "гибкими". В долгосрочном периоде ситуация прямо противоположная.

    Классическая модель AS

    Классическая модель AS описывает поведение экономики в долгосрочном периоде.

    При этом анализ AS строится с учетом следующих условий:

    • объем выпуска зависит только от количества факторов производства и технологии;

    • изменения в факторах производства и технологии происходят медленно;

    • экономика функционирует в условиях полной занятости и объем выпуска равен потенциальному;

    • цены и номинальная зарплата — гибкие.

    В этих условиях кривая AS вертикальна на уровне выпуска при полной занятости факторов производства (рис. 2.1).

    Сдвиги AS в классической модели возможны лишь при изменении величины факторов производства или технологии. Если такие изменения отсутствуют, то кривая AS в краткосрочном периоде зафиксирована на потенциальном уровне, и любые изменения AD отражаются только на уровне цен.

    Классическая модель AS
    AD1 и AD2 — кривые совокупного спроса
    AS — кривая совокупного предложения
    Q* — потенциальный объем производства.

    Кейнсианская модель AS

    Кейнсианская модель AS рассматривает функционирование экономики в краткосрочном периоде.

    Анализ AS в этой модели базируется на следующих предпосылках:

    • экономика функционирует в условиях неполной занятости;

    • цены и номинальная зарплата относительно жесткие;

    • реальные величины относительно подвижны и быстро реагируют на рыночные колебания.

    Кривая AS в кейнсианской модели горизонтальна или имеет положительный наклон. Следует обратить внимание на то, что в кейнсианской модели кривая AS ограничена справа уровнем потенциального объема выпуска, после чего она приобретает вид вертикальной прямой, т.е. фактически совпадает с долгосрочной кривой AS.

    Таким образом, объем AS в краткосрочном периоде зависит главным образом от величины AD. В условиях неполной занятости и жесткости цен колебания AD вызывают прежде всего изменение объема выпуска (рис. 2.2) и лишь впоследствии смогут отразиться на уровне цен.

    Кейнсианская модель AS

    Итак, мы рассмотрели две теоретические модели AS. Они описывают вполне возможные в действительности разные воспроизводственные ситуации, и если объединить предполагаемые формы кривой AS в одну, то мы получим кривую AS, включающую три отрезка: горизонтальный, или кейнсианский, вертикальный, или классический и промежуточный, или восходящий.


    Горизонтальный отрезок кривой AS соответствует экономике спада, высокому уровню безработицы и недоиспользованию производственных мощностей. В этих условиях любое повышение AD — желательно, так как оно ведет к росту объема производства и занятости, не увеличивая при этом общий уровень цен.

    Промежуточный отрезок кривой AS предполагает такую воспроизводственную ситуацию, когда увеличение реального объема производства сопровождается некоторым ростом цен, что связано с неравномерным развитием отраслей и применением менее производительных ресурсов, поскольку более эффективные ресурсы уже задействованы.

    Вертикальный отрезок кривой AS имеет место тогда, когда экономика работает на полную мощность и достичь дальнейшего роста объема производства в короткий срок уже невозможно. Увеличение совокупного спроса в этих условиях приведет к повышению общего уровня цен.

    Общая модель AS.
    I — кейнсианский отрезок; II — классический отрезок; III — промежуточный отрезок.

    Или Совокупное предложение.

    С овокупное предложение — это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Это понятие часто ис­пользуется как синоним ВВП или ВНП.

    Кривая совокупного предложения AS, показывает, какой реальный объем на­ционального производства может быть предложен на рынок предпринимателями при разных значениях общего уровня цен в экономике. AS может быть приравнено к величине ВНП или ВВП (AS = ВНП = ВВП).

    На способность экономики произвести тот или иной объем товаров и услуг влияет количе­ство и качество применяемых факторов произ­водства (земли, труда, капитала, предпринима­тельские способности). Тогда AS = рента + зар­плата + процент + прибыль.

    Кривая совокупного предложения условно состоит из трех частей:

    • горизонтальной или кейнсианской (производство растет при неизменяемом уровне цен и при не полном использовании производственных мощностей и ре­сурсов);

    • восходящей (увеличивается объем национального продукта и растут цены);

    • вертикальной или классической (экономика достигает высшей точки своих про­изводственных возможностей).

    Совокупное предложение находится в зависимости от уровня цен. Более высо­кие цены стимулируют производство товаров и их предложение. Более низкие цены, наоборот, сокращают производство и предложение товаров.

    На совокупное предложение также влияют неценовые факторы. Если ценовые факторы показывают движение по кривой совокупного предложения, то нецено­вые смещают кривую вправо при уменьшении издержек и влево – при их увели­чении. К неценовым факторам относятся те, которые могут изменить издержки:

    • цены на ресурсы (земельные, трудовые, капитальные). Их повышение увеличи­вает издержки производства, поэтому снижает совокупное предложение и кривая AS смещается влево;

    • рост производительности труда увеличивает объем производства и тем самым – совокупное предложение и кривая AS сместится вправо;

    • правовое регулирование (налоги, субсидии): если налоги вырастут, то из­держки увеличатся, совокупное предложение сократится, кривая сместится влево, и наоборот.