ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.06.2020
Просмотров: 3279
Скачиваний: 14
Технология создания турпродукта
/Пакетные туры/
Курс лекций для студентов ИГБиТ
Преподаватели: Веткин Владимир Анатольевич,
кандидат физико-математических наук, доцент
Винтайкина Елена Владимировна
2010
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1.В. А. Веткин. Технология создания туристского продукта: Учебное пособие. – М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008.
2. О. Ю. Грачева, Ю. А. Маркова, Л. А. Мишина, Ю. В. Мишунина. Организация туристического бизнеса: Технология создания турпродукта. Учебно-практическое пособие. М.: «Дашков и Ко», 2010.
3. Яцек Качмарек, Анджей Стасяк, Богдан Влодарчик. Туристический продукт. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
4. Морозов М. А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризма.: Учебник. – М.: Академия, 2006.
Дополнительная литература
5. Балабанов А. И., Балабанов И. Т. Экономика туризма: Учебное пособие.
– М.: Нолидж, 2001.
6. Ушаков Д. С. Прикладной туроперейтинг. – М.-Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2004.
7. Ильина Е. Н. Туроперейтинг: Организация деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2004.
8. Курчеева Г. И. Основы туристического бизнеса. – Новосибирск, 2002.
9. Менеджмент туризма: Туризм как объект управления. Коллектив авторов. М.: Финансы и статистика, 2004.
10. Зорин И. В., Квартальнов В. А. Энциклопедия туризма: Справочник. – М.: Финансы и статистика, 2000.
11. Саратовцев Ю. И. Технология туризма. – СПб.: СПбГИЭУ, 2002.
12. Сенин В. С. Организация международного туризма. – М.: Финансы и статистика, 2000.
13. Соболева Е. А. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмы.
- М.: Финансы и статистика, 2001.
14. Темный Ю. В. Введение в экономику туризма. – М.: Советский спорт, 2001.
15. Волошин Н. И. Правовое регулирование туристской деятельности: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 1998.
16. Экономика и организация туризма: Международный туризм: Учебное пособие. Коллектив авторов. – М.: Кнорус, 2005.
17. Ефремова М. В. Основы технологии туристского бизнеса. – М.: Ось-89, 1999.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................. ........................................................................... 4
Глава 1. Выбор вида турпродукта для проектирования................................... 9
1.1. Турпродукт и его производители………………………………… 10
1.1.1. Термины и понятия…………………….…………………. 10
1.1.2. Типы и виды туризма…………………………………….. 13
1.1.3. Туроператоры и турагенты..……………………………… 19
1.1.4. Турпродукт: виды, уровни, стадии создания…………… 21
1.1.5. Свойства и особенности туруслуг и турпродукта……… 30
1.1.6. Классификация создаваемого турпродукта……………… 35
1.2. Выбор исходного турпродукта ........................................................ 42
1.2.1. Выбор вида туризма и ценовой категории будущего
турпродукта ………………………………………………. 43
1.2.2. Комплексный маркетинговый подход в выборе
исходного турпродукта ………………………………….. 44
1.3. Исходные данные турпродукта, выбранного
к проектированию .......................................................................... 65
Глава 2. Проектирование выбранного турпродукта ………………………… 71
2.1. Изучение и анализ ресурсов выбранной дестинации в свете
вида турпродукта, выбранного к проектированию......................... 71
2.2. Свойства и цели выявленного в дестинации турпродукта ............. 76
2.2.1. Общий и частные турпродукты. Базовые турпродукты .... 77
2.2.2. Уточнение вида проектируемого турпродукта
и его целей ………………………………………………… 79
2.2.3. Выявление структуры общего уточненного турпродукта ... 82
2.2.4. Выявление свойств и целей частных турпродуктов ............ 85 2.3. Идеальный турпродукт. Оптимальный турпродукт……………….. 86
2.4. Структура проектируемого турпродукта ……………….…………. 98
2.4.1. Принципы отбора базовых услуг и турпродуктов……….. 100
2.4.2. Унифицированность принципов отбора базовых услуг
и турпродуктов в разных видах туризма ………………. .. 110
2.5. Условия создания оптимального турпродукта …………………… 111
2.6. Организационная и экономическая проработка
проектируемого турпродукта ......................................................... 114 2.6.1. Выбор туроператором схемы работы в
дестинации…………………………………………………….. 115
2.6.2. Выбор вариантов бронирования услуг контрагентов ......... 117
2.6.2.1. Бронирование мест в средствах размещения……. 118
2.6.2.2. Бронирование мест на авиарейсах………………. 127
2.6.2.3. Бронирование мест при железнодорожных
перевозках………………………………………….. 129
2.6.2.4. Бронирование мест при автобусных перевозках… 130
2.6.2.5. Бронирование экскурсионных услуг……………… 130
2.6.2.5. Бронирование услуг страховых компаний………. 130
2.6.3. Планирование себестоимости проектируемого турпродукта....................................................................................... 132
2.6.4. Расчет необходимого количества мест в
средствах размещения .............................................................. 145
2.6.5. Составление рекомендаций по улучшению
базовых турпродуктов ............................................................ 156 Глава 3. Формирование спроектированного турпродукта …………………… 158
3.1. Подготовка к заключению договоров
с поставщиками услуг ………………………………………….. 158
3.2. Формирование туров ................................................................. 160
3.3. Расчет цен туров с учетом сезонных колебаний спроса.......... 164
3.4. Проверка свойств созданного турпродукта ............................. 168
3.5. Каталог туров .............................................................................. 169
3.6. Стандартный набор документов ................................................171
3.7. Доработка и модернизация турпродукта ……………………. 171
Заключение ............................................................................................................ 173
Приложения ....................................…………………………………………….. 174
Введение
Для людей, работающих в турбизнесе, очевидно, что успех деятельности всех субъектов турбизнеса – туроператоров, турагентств, транспортных компаний, средств размещения, предприятий питания, экскурсионных бюро и т. д. – в значительной степени определяется свойствами выпускаемой ими продукции, а именно – свойствами и качеством услуг, предлагаемых указанными субъектами потребителю – туристу.
Продукцией туроператоров является турпродукт - комплекс услуг, предлагаемых туристу при организации его путешествия. Как показывает практика, турпродукт обладает особенностями, отличающими его от любой составляющей его отдельной услуги. Это отличие состоит в том, что потребительские свойства и потребительская ценность этого комплекса услуг не определяются простой суммой потребительских свойств и ценностей услуг, входящих в этот комплекс. Более того, этот комплекс услуг обладает новыми свойствами, отсутствующими у каждой отдельной услуги, составляющей этот комплекс. Это нередко приводит к тому, что туроператор, собрав по своему разумению такой комплекс из различных услуг, каждая из которых отвечает современным стандартам качества и пользуется достаточно высоким спросом, получает турпродукт, который не пользуется ожидавшимся, спрогнозированным спросом у потребителя.
Ретроспективное знакомство с самыми разными видами турпродукта различных туроператоров показывает, что заметная часть созданных турпродуктов через некоторое время после их создания и проверки на практике начинает подвергаться переделке или доработке. Особенно это касается экскурсионных туров: меняется состав объектов показа, маршрут тура, средства размещения или программа тура в целом. Эта переделка вызвана, как правило, тем, что результат реализации турпродукта оказывается заметно ниже ожидаемого.
Существует много причин, которые могут привести к такому неприятному для создателя турпродукта результату. Это и решение о создании турпродукта, не опирающееся на существующие потребности и предпочтения покупателей или опирающееся на их неправильную оценку. Это и недооценка серьезных конкурентов по создаваемому продукту. Это и недостаточно профессионально организованное продвижение турпродукта на рынок туруслуг. Это и несбалансированное вложение средств в различные виды ресурсов, необходимых как для создания, так и для реализации турпродукта. Это и плохо организованная работа отдела бронирования. Это и низкое качество отдельных услуг, составляющих турпродукт и т. п.
В тоже время нередко определяющей причиной таких неудач являются не удовлетворяющие потребителя свойства турпродукта как комплекса услуг. Туроператор может объединить услуги, каждая из которых пользуется высоким спросом, может выбрать турпродукт, по которому он способен создать конкурентные преимущества, может добиться профессионализма в продвижении турпродукта, может сбалансировать все необходимые ресурсы, грамотно организовать работу всех отделов, может добиться того, чтобы качество отдельных услуг соответствовало современным стандартам качества и, при всем этом, не добиться желаемого результата. И все потому, что причина – в самом турпродукте именно как в совокупности услуг. Каждая из услуг в отдельности может пользоваться спросом, а их совокупность – нет. Это означает, что произвольный набор, непродуманное объединение даже качественных услуг в единый комплекс не обеспечивает достаточно высокую востребованность созданного турпродукта. Требуется знание правил, приемов, методов, то есть знание технологии создания турпродукта, позволяющей получить высоко востребованный и удовлетворяющий туроператора продукт.
Переход от проблемы создания одного турпродукта к проблеме выбора такого ассортимента производимой продукции, который обеспечил бы успех всей деятельности туроператорской фирмы, связан с выбором продуктовой стратегии туроператора и умением оптимизировать как отдельный, частный турпродукт, так и весь ассоритмент производимых турпродуктов.
Другая серьезная проблема, с которой сталкивается туроператор, - достижение приемлемой прибыльности созданного продукта. Турпродукт может вызывать большой интерес у потребителя, быть востребованным, но при реализации по установившимся на рынке ценам быть низкорентабельным или даже убыточным. Это может произойти потому, что туроператор не смог правильно спланировать себестоимость создаваемого продукта, подобрать поставщиков услуг (контрагентов) и получить от них приемлемые цены на предоставляемые ими услуги, а также не сумел сбалансированно вложить имеющиеся финансовые средства в ресурсы, необходимые для создания и успешной реализации турпродукта.
Необходимость увязывать и сочетать востребованность трупродукта с обеспечением его достаточной прибыльности понимают туроператоры и люди, занимающиеся теорией туризма и, в частности, технологией создания турпродукта. Во всех работах по туроперейтингу описывается процесс проектирования тура. К сожалению, описание проектирования тура как совокупности туруслуг, приобретающей новые качества вольно или невольно у многих авторов подменяется описанием процесса проектирования именно отдельных услуг. Складывается впечатление, что эти авторы не понимают или не признают, что для получения высоко востребованного турпродукта соединение отдельных услуг в единый комплекс требует знания и применения на практике определенных принципов и правил, а незнание или игнорирование этих принципов и правил, произвольный подбор услуг, или подбор, основанный на личных пристрастиях и представлениях создателя турпродукта, как раз и приводит к появлению многочисленных продуктов, не привлекающих покупателя.
Возможно, это в некоторой степени связано с тем, что в Государственных стандартах Российской Федерации отсутствует даже само понятие «туристский продукт» как самостоятельная, качественно отличающаяся от туристской услуги категория. ГОСТ Р 50681-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Проектирование туристских услуг» содержит раздел 5.8. «Проектирование отдельных видов туристских услуг». Здесь кратко перечислены требования и документы, связанные с проектированием туристского путешествия, туристского похода и экскурсии, которые рассматриваются как разновидности туристской услуги вообще. Раздел, как и положено в ГОСТе, устанавливает формальный порядок проектирования туристского путешествия, то есть тура, которое в стандарте называется «услугой». В стандарте даже отсутствует констатация факта качественного отличия туристского путешествия как комплекса услуг от любой отдельной услуги, включенной в этот комплекс и от суммы услуг, составляющих турпродукт. Проектирование путешествия по сути рассматривается как разновидность проектирования отдельной услуги.
Если мы признаем, что потребительские качества тура как совокупности туруслуг не определяются простой суммой потребительских качеств отдельных входящих в тур услуг и что эта совокупность услуг приобретает некое новое качество, отсутствующее у любой из составляющих этот тур услуг, то необходимо технологию создания турпродукта в целом и тура как товарной формы турпродукта рассматривать как самостоятельный раздел туристской науки.
Кроме того, описывая процесс создания тура, большинство авторов сводит описание этого процесса к пересказу содержания ГОСТ Р 50681-94, а именно, раздела «Проектирование отдельных видов туристских услуг». Но этот стандарт, как, кстати, четко указано в разделе 1 этого стандарта, устанавливает лишь порядок разработки документации при проектировании туристских услуг. То есть устанавливает лишь правила документального оформления процесса проектирования туруслуги, но не выявляет принципы и правила проектирования турпродукта, следование которым позволяет создать его привлекательным для потребителя, и рентабельным для туроператора. Отсутствие комплексного подхода к технологии создания турпродукта, который сочетал бы в себе интересы как потребителя, так и туроператора – свойство большинства представленных в нашей туристской литературе работ.
Необходимо отметить еще и следующий факт. Практически все авторы работ, рассматривающих технологию создания туроператором конкретного тура в выбранном виде туризма, описывают следующую схему этого процесса:
- изучение потребительского рынка с целью выявления в выбранном виде туризма туристских потребностей и предпочтений потенциальных потребителей будущего тура;
- разработка проекта будущего тура,
- разработка программы обслуживания туристов,
- составление технологической документации.
Эта схема предполагает периодическое проведение маркетинговых исследований потребителей с целью выявления туристских потребностей и предпочтений в определенном виде туризма. Такого рода исследования достаточно широко применяются для выявления потребностей и предпочтений потребителей товаров широкого потребления – это продукты питания, бытовая техника, косметика и т. п. При этом используются те или иные методы /например, анкетирование, опросы потребителей и т. д/, и для получения более или менее достоверных результатов достаточно охватить этим исследованием одну-две тысячи человек, поскольку знание объекта опроса, показывает большинство опрошенных.
В случае же туруслуг и турпродукта ситуация выглядит существенно иначе. Продукция туристской индустрии не относится к продукции широкого спроса.
На сегодняшний день менее 10% населения России пользуется услугами турфирм. Если при этом учесть, что в этой группе потребителей доля тех, кто пользуется услугами конкретного вида туризма, например, познавательного, составляет менее 10%, а услугами таких видов туризма, как спортивный, паломнический, экологический, экстремальный – менее 1% по каждому из видов, то становится понятно, почему предлагаемое во многих книгах и учебниках изучение потребительского рынка с целью выявления потребностей и предпочтений в конкретном виде туризма на практике – во всяком случае в России - не применяется. Ведь если при выявлении мнений, касающихся товаров широкого спроса, из каждых десяти опрошенных «в теме» окажутся от пяти до десяти человек, то для выявления хотя бы одной тысячи человек, интересующихся тем же познавательным туризмом, придется охватить исследованием, как минимум, 100 000 жителей России, а в случае, например, спортивного туризма – более миллиона человек. Эти цифры, определяющие величину затрат, необходимых для проведения таких исследований, наглядно иллюстрируют нежизненность маркетингового подхода к выявлению потребностей потребителей в конкретном виде туризма путем изучения потребительского рынка.