Файл: макроэкономика оветы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.06.2020

Просмотров: 677

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Yd = С + S,

то при росте располагаемого дохода увеличивается и потребление, и сбережения. Поэтому в экономике существуют определенные поведенческие коэффициенты, которые Кейнс назвал "предельной склонностью к потреблению" и "предельной склонностью к сбережению".

К основным факторам, влияющим на потребление, относятся:

·     ставка процента;

·     количество денег в стране;

·     богатство домашних хозяйств;

·     ожидание изменения дохода;

·     реальное и ожидаемое изменение потребительских цен;

·     реклама;

·     демографические, психологические и многие другие факторы.

Настоящую революцию в исследовании потребления совершил Джон Кейнс, который связал потребление, прежде всего, с величиной текущего дохода:

С = С(у).

Проанализируем кейнсианские аксиомы потребления.

Первая кейнсианская аксиома потребления. Реальные потребительские расходы являются стабильной функцией реального дохода.

Тем самым Кейнс хотел подчеркнуть, что прочие факторы (процентная ставка, богатство, ожидания и пр.) либо несущественны, либо взаимно исключают друг друга.

Вторая кейнсианская аксиома потребления, или «основной психологический закон Кейнса»: «Люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход» (Общая теория занятости, процента и денег. – М., 1978. – С. 157).

То есть при возрастании дохода у потребление С также увеличивается, но в целом отстает от увеличения дохода.

Используя известное понятие кейнсианской макроэкономики – предельную склонность к потреблению – МРС, можно определить угол наклона линии потребления к оси абсцисс в каждой данной точке. Предельная склонность к потреблению – это величина, на которую изменяется объем потребления при увеличении дохода на одну единицу:

.

Предельная склонность к потреблению – величина положительная – меньше единицы (0 < Cу < 1).

Если линия потребления прямая, то величина МРС постоянна, если же линия потребления выпукла, то МРС изменяется, постепенно уменьшаясь.

Третья кейнсианская аксиома потребления: предельная склонность к по­треблению (МРС) меньше средней склонности к потреблению (АРС).

Средняя склонность к потреблению (АРС – average propensity to consume) – это величина, равная отношению потребления С к доходу у при каждом данном значении дохода:

 

                                     .                                            (4.11)

 

Средняя склонность к потреблению демонстрирует угол наклона луча, исходящего из начала координат к данной точке на линии потребления.

Четвертая кейнсианская аксиома потребления: при низких уровнях дохода потребление С может превышать доход.

В этом случае АРС > 1, возникает расходование сбережений или так называ­емые «отрицательные сбережения» (dissaving).

Пятая кейнсианская аксиома потребления: с увеличением дохода величина АРС уменьшается, приближаясь к величине МРС.


Рассмотрим линейную функцию потребления (рис. 4.7): 

 

Рис. 4.7. Линейная функция потребления

 

С = Са + Су,

 

где С – текущее потребление, Са – автономное потребление по отношению к доходу, т. е. потребление, независимое от величины дохода. В свою очередь, произведение Суу можно назвать индуцированным потреблением, т. е. потреблением, зависящим от величины дохода.

Что касается АРС, то она определяется вложением:

 

                           .                                    (4.12)

 

Шестая кейнсианская аксиома потребления: предельная склонность к потреблению снижается с ростом дохода.

Проиллюстрируем эту ситуацию (рис. 4.8). Шестую гипотезу Кейнса, невозможно изобразить в рамках простой линейной функции.

         а                                                       б

 

Рис. 4.8. Средняя и предельная склонность к потреблению (линейная функция)

 

Поэтому в данном случае мы предлагаем вниманию относительно простую нелинейную функцию второй степени, полученную путем эмпирических исследований в 1971 г. Ральфом Хасби:

С = 506 + 0,92у – 0,000014у2.

В данном случае предельная склонность к потреблению

Су = 0,92 – 0,0028у.

То есть, здесь предельная склонность к потреблению сама по себе является линейной функцией по доходу, а значит, при росте дохода предельная склонность к потреблению снижается, а линия функции потребления имеет выпуклый вид (рис. 4.9).

 

 

Рис. 4.9. Линия функции потребления

 

По мнению Кейнса, в основе снижения МРС при росте доходов кроются, по крайней мере, две причины. Во-первых, при конъюнктурном подъеме экономической активности доходы предпринимателей растут быстрее, чем доходы домашних хозяйств. Однако МРС предпринимателей в целом ниже, чем МРС домашних хозяйств. Поэтому совокупная МРС имеет тенденцию к снижению. Во-вторых, при конъюнктурном спаде экономической активности (падение дохода) увеличивается доля безработных, живущих за счет пособий по безработице. Безработные же имеют наиболее высокий уровень МРС.

Вывод. Кейнсианская линия потребления может иметь вид, изображенный как на рис. 4.7, так и на рис. 4.8.

Мы знаем, что сбережения представляют собой отсроченное потребление, т. е. ту часть дохода, которая не потребляется в настоящее время. Простейшая функция сбережения в кейнсианской трактовке имеет вид

 

                                    S = –Ca + Syy,                                              (4.13)

 

или

S = –Ca + (1 – Cy) y,

где S – объем сбережений в частном секторе; Sy – предельная склонность к сбережению, равная . Мы уже знаем, что С + S = у, т. е. совокупный доход распадается на потребление и сбережение. Но и ΔС + ΔS = Δy. Отсюда легко доказать, что Су + Sy = 1:

 


30.ИнвестиционныЙ спрос. Основные типы инвестиций.

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ СПРОС - желаемое или планируемое фирмами пополнение своего капитала.


Основные типы инвестиций:

1) производственные инвестиции;

2) инвестиции в товарно-материальные запасы (ТМЗ);

3) инвестиции в жилищное строительство.

Если экономика на подъеме, то возрастают инвестиции в товарно-материальные ценности, чтобы увеличить производство. Если в экономике спад производства, то растут запасы готовой продукции, спрос падает, производство не расширяется. Таким образом, инвестиции играют роль барометра состояния экономики.

Инвестиции, как было показано выше, подразделяются:

1) на реальные (прямые), вложенные в производство и взятые в постоянных ценах;

2) портфельные (финансовые), вложенные в акции, облигации и другие ценные бумаги, связанные с титулом собственности и дающие право на получение дохода от собственности. Финансовые инвестиции могут стать как дополнительным источником расширения производства, так и предметом биржевой игры.

Различают также валовые и чистые инвестиции.

Валовые инвестиции — это затраты на замену изношенного оборудования и на расширение производства. Они полностью учитываются в ВНП. Если из валовых инвестиций вычесть амортизацию, то получим чистые инвестиции — расходы на покупку нового оборудования.

31.Инвестиционный доход.

Доход, получаемый от владения акциями или облигациями, купленными по справедливой цене. Для владельца облигацийон принимает форму регулярно получаемого процента плюс погашение самой облигации в оговоренный срок. Для владельца акций — в виде регулярно получаемого дивиденда и возросшего курса акции при ее продаже. Поскольку доход, получаемый в виде дивиденда облагается налогом, многие инвесторы предпочитают вкладывать средства в быстрорастущие организацииакции которых быстро поднимаются в цене.

ЧИСТЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ДОХОД — доход в виде процентов и дивидендов, полученных гражданами одного государства от граждан других государств, за вычетом процентов и дивидендов, выплачиваемых гражданами данного государства гражданам других государств.

32.Индуцированные инвестиции. Предельная склонность к инвестированию.

ИНДУЦИРОВАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ- инвестиции, вызываемые потребностью общества в соответствующих товарах и услугах, на получение, производство которых используются инвестиции.

Предельная склонность к инвестированию показывает, на сколько единиц увеличатся инвестиции в случае снижения ставки процента на один пункт.

Предельная склонность к инвестированию — доля прироста расходов на инвестиции в любом изменении дохода:

- изменение величины инвестиций;

- изменение дохода. Постельное белье- детское и семейное купить в интернет - магазине.

33.Экономическое равновесие. Кейнсианский крест.

РАВНОВЕСИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ — состояние экономической системы, рынка, характеризуемое наличием сбалансированности, уравновешиванием двух разнонаправленных факторов, например равновесия спроса и предложения, производства и потребления, доходов и расходов. Равновесие может быть неустойчивым, кратковременным и устойчивым, длительным.


ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ - момент в движении рыночной экономической системы. Характеризуется равенством спроса и предложения товаров и ресурсов, системой равновесных цен. Различают общее и частичное равновесие. Последнее возникает на отдельных рынках товаров и услуг, труда, денежном рынке. Равновесие достигается в результате действия рыночных регуляторов: цены, заработной платы, ставки процента. Если спрос на какой-либо товар превышает при данной цене его предложение, образующийся дефицит ведет к повышению цены. Это стимулирует расширение объема производства данного товара. Соответственно увеличивается его предложение. Новая цена и будет ценой, обеспечивающей равновесие спроса и предложения, т. е. равновесной ценой. Такую же роль играет равновесная ставка процента на денежном рынке и равновесный уровень заработной платы на рынке труда. Эти равновесные величины определяются на графиках в точке пересечения кривых спроса и предложения.

Кейнсианский крест - Модель "доходы-расходы" - кейнсианская модель равновесия национального дохода, в которой: - планируемые расходы (совокупный спрос) и национальный продукт (совокупное предложение) являются функцией дохода и не зависят от цен, которые остаются фиксированными; а - национальный продукт равен национальному доходу, который, в свою очередь, равен располагаемому доходу вместе с чистыми налогами.

34.Спрос на деньги. Предложение денег.

СПРОС НА ДЕНЬГИ - количество денег, которое хотело бы иметь население и государство для удовлетворения своих потребностей.

Спрос на деньги включает:

1) текущий спрос - потребность покрытия текущих расходов, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности субъектами экономики;

2) отложенный спрос, обусловленный необходимостью покрытия будущих затрат за счет накопления и сбережения денег. Отложенный спрос обусловлен периодичностью получения денег и необходимостью покрытия расходов, превышающих текущие доходы;

3) спекулятивный спрос, обусловленный ожиданием изменения доходности альтернативных денежных инструментов.

Под предложением денег понимают денежную массу в обращение т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент.

Предложение денег в экономике осуществляет государство посредством банковской системы, включающей Центральный банк (ЦБ) и коммерческие банки (КБ).

В целом предложение денег включает в себя наличность и депозиты. ЦБ создает наличные деньги, которые поступают в экономику путем покупки у населения, фирм и правительства золота, ценных бумаг, валюты, а также через предоставление правительству и КБ кредитов. Наличность, поступившая в экономику от ЦБ, распределяется по следующим направлениям: одна часть оседает в кассе домашних хозяйств и фирм, другая поступает в КБ в виде депозитов.


Основные факторы, определяющие предложение денег:

1) розничный товарооборот. От его объема и структуры зависят выручка торговых организаций, поступление выручки от пассажирского транспорта;

2) поступление налогов и сборов с населения;

3) поступления на счета по вкладам в Сбербанк и коммерческие банки;

4) поступление наличных денег от реализации государственных и других ценных бумаг;

5) золотовалютные резервы. Их увеличение создает условия для проведения активной денежно-кредитной политики на открытом рынке, при определении объема кредитных ресурсов и позволяет увеличивать предложение денег;

6) состояние баланса Центрального банка.

35.ДенежныЙ рынок. Связь денежного рынка с товарным рынком.

Де́нежный ры́нок— система экономических отношений по поводу предоставления денежных средств в долг. Чаще всего срок денежного займа меньше года. На более длительные сроки заём может сопровождаться выпуском дополнительных ценных бумаг (векселей, закладных, облигаций, акций), и тогда он переходит в рынок капитала. Совокупность денежного рынка и рынка капитала составляет более общую финансовую категорию — финансовый рынок.

Денежный рынок может быть подразделён на:

Рынок розничных операций

Рынок межбанковских кредитов

Рынок евровалют.

ТОВАРНЫЙ РЫНОК — рынок отдельных товаров или товарных групп, сходных по производственным или потребительским признакам и являющийся элементом внутреннего рынка товаров и услуг.

Связь между товарным рынком и рынком облигаций, является ключевой межрыночной связью. В этом взаимоотношении проблема инфляции играет ключевую роль.

Курс доллара влияет на товарный рынок, который влияет на рынок облигаций, который в свою очередь влияет на рынок акций. Товарные рынки движутся в одном направлении с доходностью на облигации, но в противоположном с ценами на облигации.Необходимо отметить, что цены на облигации и их доходность изменяются в обратных направлениях.

36.Цели кредитно-денежной политики. Инструменты кредитно-денежной политики.

Кредитно–денежная политика – часть общей макроэкономической политики, которая влияет на монетарные факторы нестабильности.

Кредитно–денежная политика – совокупность мероприятий, предпринимаемых правительством в кредитно–денежной сфере с целью регулирования экономики.

Цели кредитно–денежной политики:

1) устойчивые темпы роста национального производства;

2) стабильные цены;

3) высокий уровень занятости населения;

4) равновесие платежного баланса.

Кредитно–денежная политика осуществляется Центральным банком страны.

На первом этапе Центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов. На втором – изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.