Файл: Государтсво как политичсекий институт.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2020

Просмотров: 241

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Президент без согласования с парламентом, но, учитывая расклад в нем политических сил, назначает главу правительства, вместе с которым они формируют кабинет министров. Глава государства председательствует на заседаниях правительства, утверждает его решения и тем самым контролирует его деятельность. Сам президент не обладает правом законодательной инициативы, но таким правом пользуется премьер-министр, несущий всю ответственность за деятельность правительства. Парламент имеет возможность контролировать правительство через утверждение ежегодного бюджета, а так же с помощью вынесения ему вотума недоверия.

Референдум

Одним из механизмов правления является референдум. Он предусматривает решение наиболее важных для общества вопросов посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами. Референдум используется в качестве законодательного механизма большинством демократических государств мира, особенно на местном уровне.

В разных станах имеются существенные расхождения в области права инициирования референдума. В одних государствах (Великобритания, Швеция, Норвегия и др.) инициаторами его являются лишь парламент и правительство, в других (например, Франция) - и президент, в третьих (Швейцария, Австрия, Италия) - непосредственно народ. В Швейцарии граждане могут добиться проведения референдума по тому или иному закону, собрав 50 тыс. подписей. Для того чтобы референдум состоялся, вовсе не обязательно участие в нем большинства населения. Всенародные голосования используются не только для принятия законов, но и для их отмены. В ряде стран (Франция, Австралия и др.) они обязательны для принятия конституционных поправок.

Хотя проведение референдумов, особенно в масштабах всей страны, - дело достаточно сложное и дорогостоящее, с их помощью народ способен непосредственно выразить свою волю, стать творцом законов, проявить инициативу. Кроме того, возможность проведения всенародного голосования заставляет государственные органы и правительство больше ориентироваться на мнение народа. Опыт многих стран показывает, что наиболее эффективно использование референдумов на региональном уровне, где агитационные и мобилизационные компании не требуют больших финансовых затрат и поддержки со стороны крупных организаций и где люди лучше разбираются в сути решаемых вопросов.

Территориальное устройство. Унитарное государство

Различают две основные формы территориального устройства государства: унитарную и федеративную. Унитарное государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Оно имеет единую конституцию и гражданство. Все государственные, в том числе судебные, органы составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм.


Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Швеция, Дания и др.) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания). Централизованные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. В централизованных же унитарных государствах, крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами и самостоятельно решают, переданные им в ведение центральными органами, вопросы, как правило, в области образования, коммунального хозяйства, органы общественного порядка и т.п. Однако, в отличие от субъектов федерации, в области налогообложения их компетенции сильно ограничены, что ставит их в сильную финансовую зависимость от центра.

Федерация - это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и двойное гражданство.

Федеральный принцип государственного устройства призван обеспечить свободное объединение и равноправное взаимодействие общностей; создать оптимальные возможности для выражения региональных и других интересов меньшинств, для постепенной подготовка оппозиции к выполнению общесоюзных правительственных функций; приблизить власть и управление к гражданам.

Члены федерации - соучастники общегосударственного суверенитета - фактически не обладают индивидуальным суверенитетом и правом одностороннего выхода из союзного государства.

Конфедерация - постоянный союз самостоятельных государств для осуществления конкретных совместных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенцию союза решение лишь ограниченного числа вопросов. Чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы.

Формы территориального устройства и формы правления влияют на строение законодательной и исполнительной властей государства. Не менее важную значимость для нормального функционирования всего государственного механизма имеет судебная власть. Независимое правосудие призвано контролировать соблюдение конституции и законов всеми государственными и общественными учреждениями и гражданами, разрешать возникающие между ними споры, обеспечивать стабильность государственного и общественного строя.









































Заключение

Государство – основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики.
Поэтому и в теоретическом, и в обыденном сознании, и в действительности все три явления – государство, власть и политика – вполне естественно отождествляются.
Общая теория о государстве возникла в конце XIX в. Признаки государства рассматривались в так называемой «теории трех элементов», согласно которой государство существует там, где есть народ (население), территория и государственная власть. Необходимо показать причины возникновения государства и охарактеризовать исторические рубежи его развития. История становления государства – сложный и многообразный процесс, опосредованный многими историческими, региональными особенностями каждой эпохи, спецификой локальных цивилизаций, общественно-экономических формаций и другими факторами. Важнейшими признаками государства являются 1) публичная власть (особая система органов и учреждений); 2) определенная территория, на которую распространяются законы данного государства; 3) система правовых норм и законов; 4) армия.


























Список использованной литературы

1. Ашенкампф Н.Н., Погорельская С.В. Современная геополитика: Учебное пособие. - М.: Академический проспект, 2005. - 208 с.

2. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. Изд. 2-е, доп. и перераб.: Учебник для вузов. - М.: Логос, 2006. – 532 с.

3. Общая и прикладная политология. Учебное пособие. Под общей редакцией В. И. Жукова, Б.И. Краснова. - М.: МГСУ, 2007. – 256 с.

4. Пронин Э.А. Политология. Конспект лекций.. - М.: МИЭМП , 2005. - 70 с.

5. Соловьёв А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 384 с.

17