ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.06.2020
Просмотров: 159
Скачиваний: 4
032301 РЕГИОНОВЕДЕНИЕ / Регионовед - специалист по странам Северной Европы
факультет Управления
1 курс 1 семестр
лекций_22_,
практических __22_
Темы семинарских занятий
Семинар №1
Концепции современного естествознания – учебная дисциплина вуза
Вопросы к семинару:
-
Предмет, цели и задачи, содержание курса «Концепции современного естествознания (КСЕ)»
-
Дать понятие методологии КСЕ. Привести пример научного знания: заявить парадигму, показать синергетику информации по заявленной парадигме и эволюцию.
-
Наука как феномен культуры. Сравнить естественно - научную и гуманитарную культуры. Критерии научности. Формы научного знания. Естественно - научная картина мира
-
Процесс научного познания
-
Характеристика равновесных и неравновесных систем.
Литература
-
Горелов А.А.Концепции современного естествознания – М.: Центр, 2000.
-
Грушевицкая Т.Г., Садохин Концепции современного естествознания. М.: ВШ, 1998
-
Концепции современного естествознания. Под.ред.проф. В.Н Лавриненко и проф. В.П.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000
-
Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,1999
-
Концепции современного естествознания Учебник для вузов: Под ред.Л.А.Михайлова. -СПб.: Питер,2008 -335с
-
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1999
Семинар №2
Наука- процесс познания. Методы и критерии науки..
Вопросы:
-
Методы научного познания:
Всеобщие: метафизические, диалектические,
Методы эмпирического познания: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение,
Теоретического познания: формализации, аксиоматизации, гипотетико-дедуктивный,
Общенаучные методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, абстрагирование, аналогия, моделирование.
Привести примеры. Критерии оценки методов: эффективность, научность, экономичность, безопасность.
-
Модели развития науки:: I-парадигмальная (т.Кун ХХ век), II- научно-исследовательские программы (И.Лакатос, ХХвек
-
Системно-структурный подход (по Симонову Д.А.):Основные понятия: система, элемент, подсистема, надсистема, связь, структура (иерархия), субстрат;
-
Информационный подход: проблема, развитие, информация;Законы существования системы: закон максимальной пространственной экспансии, усложнения, деградации; онтогенез системы.
Литература
-
Горелов А.А.Концепции современного естествознания – М.: Центр, 2000.
-
Грушевицкая Т.Г., Садохин Концепции современного естествознания. М.: ВШ, 1998
-
Концепции современного естествознания. Под.ред.проф. В.Н Лавриненко и проф. В.П.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000
-
Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,1999
-
Концепции современного естествознания Учебник для вузов: Под ред.Л.А.Михайлова. -СПб.: Питер,2008 -335с
-
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1999
-
Симонов Д.А. Концепции современного естествознания в вопросах и ответах: Учебное пособие.-М.:ТК Велби, Из-во Проспект, 2005.- 208с
Семинар №3
Материя как физическая реальность.
-
Структура материи: виды – вещество и поле; способ существования материи - движение и развитие; формы существования материи – пространство и время.
-
Основные положения специальной (СТО) теории относительности А.Эйнштейна. Пространственно-временной континуум.
-
Основные положения общей (ОТО) теории относительности А.Эйнштейна
-
Свойства пространства и времени с современных позиций. Биологическое, психологическое и социальное пространство - время, примеры
-
Сравнительная характеристика физических картин мира: механистической, электромагнитной, квантово-полевой, современной.
-
Уметь объяснить принципы: дальнодействия, близкодействия, соответствия, неопределенности Гейзенберга, дополнительности.
-
Характеристика симметрии, ее виды внутренняя и внешняя; ее формы: геометрическая и динамическая.
-
Определение асимметрии, ее виды внутренняя и внешняя; ее формы: геометрическая и динамическая.
-
Роль симметрии и асимметрии в научном познании
-
Задачи современной физики. Нанотехнологии
Темы сообщений:
-
Современные исследования в области симметрии и суперсимметрии.
-
. Управляемый ядерный синтез.
-
Исследования в области твердого тела.
-
Основные положения субстанциальной концепции на пространство и время (Демокрит- И.Ньютон)
-
Основные положения реляционной концепции (Аристотель- Г.Лейбниц)
-
Что означают термины «глобальная инвариантность», «локальная инвариантность.
Литература
1. Горелов А.А.Концепции современного естествознания – М.: Центр, 2000.
-
Грушевицкая Т.Г., Садохин Концепции современного естествознания. М.: ВШ, 1998
-
Концепции современного естествознания. Под.ред.проф. В.Н Лавриненко и проф. В.П.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000
-
Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,1999
-
Концепции современного естествознания Учебник для вузов: Под ред.Л.А.Михайлова. -СПб.: Питер,2008 -335с
-
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1999
Семинар №4
Структурные уровни организации материи. Микромир.
Вопросы:
-
Дать характеристику материи как системы – совокупности элементов (минимальных, неделимых компонент в рамках системы) и связей между ними.
-
Классификация уровней организации материи (микро-, макро-, мегамир).
-
Структурные уровни вещества в микромире: элементарные частицы (кварки) – нуклоны – ядра – атомы – молекулы. Свойства элементарных частиц. «Поле», виды взаимодействия в микромире.
-
Структура атома, молекулы.
-
Химическая картина мира. Характеристика основных концептуальных систем химического знания:
а) структура вещества (химический элемент, химическое соединение, производство новых материалов),
б) структура химии (атомы, молекулы, органические вещества, проблемы твердого тела),
в) ученье о химическом процессе (условия протекания химических реакций, катализ, биокатализ),
г) эволюция в химии (отбор химических элементов в процессе самоорганизяции).
3. Закон постоянства состава, закон сохранения массы и энергии, законы химической кинетики, катализ.
4.Решение задач.
Темы сообщений:
-
Современная классификация элементарных частиц.
-
Виртуальные частицы. Представители, роль в материальном мире
-
Физический вакуум, его роль в развитии Вселенной
-
Структура химической промышленности
-
Виды химической промышленности в Архангельской области.
-
Роль произведенной в области химической продукции для России и в мире.
Литература
-
Горелов А.А.Концепции современного естествознания – М.: Центр, 2000.
-
Грушевицкая Т.Г., Садохин Концепции современного естествознания. М.: ВШ, 1998
-
Концепции современного естествознания. Под.ред.проф. В.Н Лавриненко и проф. В.П.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000
-
Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,1999
-
Концепции современного естествознания Учебник для вузов: Под ред.Л.А.Михайлова. -СПб.: Питер,2008 -335с
-
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1999
-
Симонов Д.А. Концепции современного естествознания в вопросах и ответах: Учебное пособие.-М.:ТК Велби, Из-во Проспект, 2005.- 208с
Семинар №5
Структурные уровни организации материи. Мегамир.
Вопросы:
-
Предмет космологии.
-
Вселенная как система
-
Основные модели Вселенной: «Постоянного состояния» и «Горячей Вселенной», «Большого взрыва»
-
Онтогенез звезд, виды звезд.
-
Галактики, их виды: спиральные, эллиптические, неправильные. Млечный путь.
-
Солнце и солнечная система, гипотезы образования, особенности организации.
Темы сообщений:
-
Звездная форма бытия космической материи
-
Земля-планета солнечной системы
-
Гипотезы возникновения ледниковых эпох: астрономические, земные
-
Роль вакуума в эволюции космоса
-
Звезды – фабрики по производству химических элементов
Литература
-
Горелов А.А.Концепции современного естествознания – М.: Центр, 2000.
-
Грушевицкая Т.Г., Садохин Концепции современного естествознания. М.: ВШ, 1998
-
Концепции современного естествознания. Под.ред.проф. В.Н Лавриненко и проф. В.П.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000
-
Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,1999
-
Концепции современного естествознания Учебник для вузов: Под ред.Л.А.Михайлова. -СПб.: Питер,2008 -335с
-
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1999
-
Симонов Д.А. Концепции современного естествознания в вопросах и ответах: Учебное пособие.-М.:ТК Велби, Из-во Проспект, 2005.- 208с
Семинар № 6
Земля – планета Солнечной системы
-
Строение Земли. Ядро, мантия, астено-, литосфера и связи между ними.
-
Земля – объект в процессе становления. Фазы эволюции.
-
. Концепции классической геологии: нептунизм, плутонизм, униформизм, эволюционизм, мобилизм
-
Концепция неклассической геологии - глобальная эволюция. Основания: однородность химического состава, энергетическая динамика, дифференциация вещества, эволюция геосферных оболочек.
-
Положения тектонической концепции.
Темы сообщений
-
Трансгрессия и регрессия океана
-
Концепции возникновения ледниковых эпох.
-
Возраст Земли
Литература
-
Горелов А.А.Концепции современного естествознания – М.: Центр, 2000.
-
Грушевицкая Т.Г., Садохин Концепции современного естествознания. М.: ВШ, 1998
-
Концепции современного естествознания. Под.ред.проф. В.Н Лавриненко и проф. В.П.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000
-
Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,1999
-
Концепции современного естествознания Учебник для вузов: Под ред.Л.А.Михайлова. -СПб.: Питер,2008 -335с
-
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1999
-
Симонов Д.А. Концепции современного естествознания в вопросах и ответах: Учебное пособие.-М.:ТК Велби, Из-во Проспект, 2005.- 208с
Семинар №7
Органическая форма макромира - Биологический уровень материи
Вопросы:
-
Определение жизни. Признаки жизни.
-
Различия между живой и неживой материей.
-
Концепции происхождения жизни: креационизма, панспермии, самопроизвольного зарождения, стационарного состояния, биохимическая концепция А.И.Опарина.
-
Голобиоз и генобиоз.
Структурные уровни организации живой материи:
а) молекулярно-генетический; (факторы регуляции деятельности генов: генные, белковые, физико-химические; мутации, ее виды, мутагены, дрейф генов; генотип и фенотип); б) клеточный (основные положения клеточной теории);
2. Онтогенетический (организменный) уровень. Механизм воспроизводства жизни
3. Концептуальные основы антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в онтогенезе и филогенезе человека. Эволюция человека: древнейший, древний и человек современного типа
Темы сообщений:
-
Основные этапы биологической эволюции
-
Новинки о происхождении человека в научной литературе.
-
В.И.Вернадский о начале и вечности жизни на Земле
-
Тонкие энергетические тела, их функции
-
Система чакр
-
Проблема нормы и патологии в медицине
-
Что нужно знать о СПИДе сегодня
-
Генная инженерия сегодня
Литература
-
Горелов А.А.Концепции современного естествознания – М.: Центр, 2000.
-
Грушевицкая Т.Г., Садохин Концепции современного естествознания. М.: ВШ, 1998
-
Концепции современного естествознания. Под.ред.проф. В.Н Лавриненко и проф. В.П.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000
-
Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,1999
-
Концепции современного естествознания Учебник для вузов: Под ред.Л.А.Михайлова. - СПб.: Питер,2008 -335с
-
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1999
-
Симонов Д.А. Концепции современного естествознания в вопросах и ответах: Учебное пособие.-М.:ТК Велби, Из-во Проспект, 2005.- 208с
Семинар №8
Бессознательное и сознательное в человеке, индивид, личность.
-
Привести структуру человеческой психики: сознание, подсознательное, бессознательное.
-
Концепции З.Фрейда и Э.Фромма
-
Эмоциональные процессы и состояния: эмоции, чувства, аффекты, страсть.
-
Когнитивно-физиологическая концепция эмоций С.Шехтера.
-
Приведите способы активации творческих мыслительных способностей.
-
Ментальные законы
-
Биоэтика
Литература
-
Горелов А.А.Концепции современного естествознания – М.: Центр, 2000.
-
Грушевицкая Т.Г., Садохин Концепции современного естествознания. М.: ВШ, 1998
-
Концепции современного естествознания. Под.ред.проф. В.Н Лавриненко и проф. В.П.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000
-
Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,1999
-
Концепции современного естествознания Учебник для вузов: Под ред.Л.А.Михайлова. - СПб.: Питер,2008 -335с
-
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1999
-
Симонов Д.А. Концепции современного естествознания в вопросах и ответах: Учебное пособие.-М.:ТК Велби, Из-во Проспект, 2005.- 208с
Семинар №9
Биосферный уровень организации материи.
Вопросы:
-
Понятие биосфера, ее границы и состав
-
Концепции В.И.Вернадского о биосфере .
-
Биосфера - единый монолит живого вещества, организованность которого определяется преобладанием космической энергии.
-
Функции биосферы:
а) газовая,
б) концентрационная,
в) окислительно-восстановительная,
г) биохимическая.
-
Система: природа — биосфера — человек, ее противоречия
-
Гелиобиология. Космические циклы. Работы А.Л.Чижевского.
Литература
-
Горелов А.А.Концепции современного естествознания – М.: Центр, 2000.
-
Грушевицкая Т.Г., Садохин Концепции современного естествознания. М.: ВШ, 1998
-
Концепции современного естествознания. Под.ред.проф. В.Н Лавриненко и проф. В.П.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000
-
Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,1999
-
Концепции современного естествознания Учебник для вузов: Под ред.Л.А.Михайлова. - СПб.: Питер,2008 -335с
-
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1999
-
Симонов Д.А. Концепции современного естествознания в вопросах и ответах: Учебное пособие.-М.:ТК Велби, Из-во Проспект, 2005.- 208с
Семинар №10
Экология.
-
Предмет и объект экологии. Экосистема.
-
Цели и задачи – наблюдение – обобщение - предсказание - программирование -информирование.
-
Аутэкология. Законы существования вида
-
. Синэкология. Принципы существования сообществ
-
. Динамика популяций.
-
Экология человека.
-
Современные экологические проблемы
Литература
-
Горелов А.А.Концепции современного естествознания – М.: Центр, 2000.
-
Грушевицкая Т.Г., Садохин Концепции современного естествознания. М.: ВШ, 1998
-
Концепции современного естествознания. Под.ред.проф. В.Н Лавриненко и проф. В.П.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000
-
Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,1999
-
Концепции современного естествознания Учебник для вузов: Под ред.Л.А.Михайлова. - СПб.: Питер,2008 -335с
-
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1999
-
Симонов Д.А. Концепции современного естествознания в вопросах и ответах: Учебное пособие.-М.:ТК Велби, Из-во Проспект, 2005.- 208с