ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2020

Просмотров: 159

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

032301 РЕГИОНОВЕДЕНИЕ / Регионовед - специалист по странам Северной Европы

факультет Управления

1 курс 1 семестр



лекций_22_,

практических __22_



Темы семинарских занятий


Семинар №1

Концепции современного естествознания – учебная дисциплина вуза

Вопросы к семинару:

  1. Предмет, цели и задачи, содержание курса «Концепции современного естествознания (КСЕ)»

  2. Дать понятие методологии КСЕ. Привести пример научного знания: заявить парадигму, показать синергетику информации по заявленной парадигме и эволюцию.

  3. Наука как феномен культуры. Сравнить естественно - научную и гуманитарную культуры. Критерии научности. Формы научного знания. Естественно - научная картина мира

  4. Процесс научного познания

  5. Характеристика равновесных и неравновесных систем.

Литература

  1. Горелов А.А.Концепции современного естествознания – М.: Центр, 2000.

  2. Грушевицкая Т.Г., Садохин Концепции современного естествознания. М.: ВШ, 1998

  3. Концепции современного естествознания. Под.ред.проф. В.Н Лавриненко и проф. В.П.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000

  4. Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,1999

  5. Концепции современного естествознания Учебник для вузов: Под ред.Л.А.Михайлова. -СПб.: Питер,2008 -335с

  6. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1999


Семинар №2

Наука- процесс познания. Методы и критерии науки..

Вопросы:

  1. Методы научного познания:

Всеобщие: метафизические, диалектические,

Методы эмпирического познания: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение,

Теоретического познания: формализации, аксиоматизации, гипотетико-дедуктивный,

Общенаучные методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, абстрагирование, аналогия, моделирование.

Привести примеры. Критерии оценки методов: эффективность, научность, экономичность, безопасность.

  1. Модели развития науки:: I-парадигмальная (т.Кун ХХ век), II- научно-исследовательские программы (И.Лакатос, ХХвек

  2. Системно-структурный подход (по Симонову Д.А.):Основные понятия: система, элемент, подсистема, надсистема, связь, структура (иерархия), субстрат;

  3. Информационный подход: проблема, развитие, информация;Законы существования системы: закон максимальной пространственной экспансии, усложнения, деградации; онтогенез системы.


Литература

  1. Горелов А.А.Концепции современного естествознания – М.: Центр, 2000.

  2. Грушевицкая Т.Г., Садохин Концепции современного естествознания. М.: ВШ, 1998

  3. Концепции современного естествознания. Под.ред.проф. В.Н Лавриненко и проф. В.П.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000

  4. Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,1999

  5. Концепции современного естествознания Учебник для вузов: Под ред.Л.А.Михайлова. -СПб.: Питер,2008 -335с

  6. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1999

  7. Симонов Д.А. Концепции современного естествознания в вопросах и ответах: Учебное пособие.-М.:ТК Велби, Из-во Проспект, 2005.- 208с



Семинар №3

Материя как физическая реальность.


  1. Структура материи: виды – вещество и поле; способ существования материи - движение и развитие; формы существования материи – пространство и время.

  2. Основные положения специальной (СТО) теории относительности А.Эйнштейна. Пространственно-временной континуум.

  3. Основные положения общей (ОТО) теории относительности А.Эйнштейна

  4. Свойства пространства и времени с современных позиций. Биологическое, психологическое и социальное пространство - время, примеры

  5. Сравнительная характеристика физических картин мира: механистической, электромагнитной, квантово-полевой, современной.

  6. Уметь объяснить принципы: дальнодействия, близкодействия, соответствия, неопределенности Гейзенберга, дополнительности.

  7. Характеристика симметрии, ее виды внутренняя и внешняя; ее формы: геометрическая и динамическая.

  8. Определение асимметрии, ее виды внутренняя и внешняя; ее формы: геометрическая и динамическая.

  9. Роль симметрии и асимметрии в научном познании

  10. Задачи современной физики. Нанотехнологии


Темы сообщений:

  1. Современные исследования в области симметрии и суперсимметрии.

  2. . Управляемый ядерный синтез.

  3. Исследования в области твердого тела.

  4. Основные положения субстанциальной концепции на пространство и время (Демокрит- И.Ньютон)

  5. Основные положения реляционной концепции (Аристотель- Г.Лейбниц)

  6. Что означают термины «глобальная инвариантность», «локальная инвариантность.


Литература


1. Горелов А.А.Концепции современного естествознания – М.: Центр, 2000.

  1. Грушевицкая Т.Г., Садохин Концепции современного естествознания. М.: ВШ, 1998

  2. Концепции современного естествознания. Под.ред.проф. В.Н Лавриненко и проф. В.П.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000

  3. Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,1999

  4. Концепции современного естествознания Учебник для вузов: Под ред.Л.А.Михайлова. -СПб.: Питер,2008 -335с

  5. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1999


Семинар №4


Структурные уровни организации материи. Микромир.

Вопросы:

  1. Дать характеристику материи как системы – совокупности элементов (минимальных, неделимых компонент в рамках системы) и связей между ними.

  2. Классификация уровней организации материи (микро-, макро-, мегамир).

  3. Структурные уровни вещества в микромире: элементарные частицы (кварки) – нуклоны – ядра – атомы – молекулы. Свойства элементарных частиц. «Поле», виды взаимодействия в микромире.

  4. Структура атома, молекулы.

  5. Химическая картина мира. Характеристика основных концептуальных систем химического знания:

а) структура вещества (химический элемент, химическое соединение, производство новых материалов),

б) структура химии (атомы, молекулы, органические вещества, проблемы твердого тела),


в) ученье о химическом процессе (условия протекания химических реакций, катализ, биокатализ),

г) эволюция в химии (отбор химических элементов в процессе самоорганизяции).

3. Закон постоянства состава, закон сохранения массы и энергии, законы химической кинетики, катализ.

4.Решение задач.

Темы сообщений:

  1. Современная классификация элементарных частиц.

  2. Виртуальные частицы. Представители, роль в материальном мире

  3. Физический вакуум, его роль в развитии Вселенной

  4. Структура химической промышленности

  5. Виды химической промышленности в Архангельской области.

  6. Роль произведенной в области химической продукции для России и в мире.

Литература

  1. Горелов А.А.Концепции современного естествознания – М.: Центр, 2000.

  2. Грушевицкая Т.Г., Садохин Концепции современного естествознания. М.: ВШ, 1998

  3. Концепции современного естествознания. Под.ред.проф. В.Н Лавриненко и проф. В.П.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000

  4. Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,1999

  5. Концепции современного естествознания Учебник для вузов: Под ред.Л.А.Михайлова. -СПб.: Питер,2008 -335с

  6. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1999

  7. Симонов Д.А. Концепции современного естествознания в вопросах и ответах: Учебное пособие.-М.:ТК Велби, Из-во Проспект, 2005.- 208с



Семинар №5

Структурные уровни организации материи. Мегамир.


Вопросы:

  1. Предмет космологии.

  2. Вселенная как система

  3. Основные модели Вселенной: «Постоянного состояния» и «Горячей Вселенной», «Большого взрыва»

  4. Онтогенез звезд, виды звезд.

  5. Галактики, их виды: спиральные, эллиптические, неправильные. Млечный путь.

  6. Солнце и солнечная система, гипотезы образования, особенности организации.


Темы сообщений:

  1. Звездная форма бытия космической материи

  2. Земля-планета солнечной системы

  3. Гипотезы возникновения ледниковых эпох: астрономические, земные

  4. Роль вакуума в эволюции космоса

  5. Звезды – фабрики по производству химических элементов

Литература

    1. Горелов А.А.Концепции современного естествознания – М.: Центр, 2000.

    2. Грушевицкая Т.Г., Садохин Концепции современного естествознания. М.: ВШ, 1998

    3. Концепции современного естествознания. Под.ред.проф. В.Н Лавриненко и проф. В.П.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000

    4. Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,1999

    5. Концепции современного естествознания Учебник для вузов: Под ред.Л.А.Михайлова. -СПб.: Питер,2008 -335с

    6. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1999

    7. Симонов Д.А. Концепции современного естествознания в вопросах и ответах: Учебное пособие.-М.:ТК Велби, Из-во Проспект, 2005.- 208с




Семинар № 6

Земля – планета Солнечной системы


  1. Строение Земли. Ядро, мантия, астено-, литосфера и связи между ними.

  2. Земля – объект в процессе становления. Фазы эволюции.

  3. . Концепции классической геологии: нептунизм, плутонизм, униформизм, эволюционизм, мобилизм

  4. Концепция неклассической геологии - глобальная эволюция. Основания: однородность химического состава, энергетическая динамика, дифференциация вещества, эволюция геосферных оболочек.

  5. Положения тектонической концепции.


Темы сообщений

  1. Трансгрессия и регрессия океана

  2. Концепции возникновения ледниковых эпох.

  3. Возраст Земли


Литература

  1. Горелов А.А.Концепции современного естествознания – М.: Центр, 2000.

  2. Грушевицкая Т.Г., Садохин Концепции современного естествознания. М.: ВШ, 1998

  3. Концепции современного естествознания. Под.ред.проф. В.Н Лавриненко и проф. В.П.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000

  4. Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,1999

  5. Концепции современного естествознания Учебник для вузов: Под ред.Л.А.Михайлова. -СПб.: Питер,2008 -335с

  6. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1999

  7. Симонов Д.А. Концепции современного естествознания в вопросах и ответах: Учебное пособие.-М.:ТК Велби, Из-во Проспект, 2005.- 208с



Семинар №7

Органическая форма макромира - Биологический уровень материи


Вопросы:

  1. Определение жизни. Признаки жизни.

  2. Различия между живой и неживой материей.

  3. Концепции происхождения жизни: креационизма, панспермии, самопроизвольного зарождения, стационарного состояния, биохимическая концепция А.И.Опарина.

  4. Голобиоз и генобиоз.

Структурные уровни организации живой материи:

а) молекулярно-генетический; (факторы регуляции деятельности генов: генные, белковые, физико-химические; мутации, ее виды, мутагены, дрейф генов; генотип и фенотип); б) клеточный (основные положения клеточной теории);

2. Онтогенетический (организменный) уровень. Механизм воспроизводства жизни

3. Концептуальные основы антропосоциогенеза. Биологическое и социальное в онтогенезе и филогенезе человека. Эволюция человека: древнейший, древний и человек современного типа


Темы сообщений:

  1. Основные этапы биологической эволюции

  2. Новинки о происхождении человека в научной литературе.

  3. В.И.Вернадский о начале и вечности жизни на Земле

  4. Тонкие энергетические тела, их функции

  5. Система чакр

  6. Проблема нормы и патологии в медицине

  7. Что нужно знать о СПИДе сегодня

  8. Генная инженерия сегодня


Литература

  1. Горелов А.А.Концепции современного естествознания – М.: Центр, 2000.

  2. Грушевицкая Т.Г., Садохин Концепции современного естествознания. М.: ВШ, 1998

  3. Концепции современного естествознания. Под.ред.проф. В.Н Лавриненко и проф. В.П.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000

  4. Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,1999

  5. Концепции современного естествознания Учебник для вузов: Под ред.Л.А.Михайлова. - СПб.: Питер,2008 -335с

  6. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1999

  7. Симонов Д.А. Концепции современного естествознания в вопросах и ответах: Учебное пособие.-М.:ТК Велби, Из-во Проспект, 2005.- 208с


Семинар №8


Бессознательное и сознательное в человеке, индивид, личность.


  1. Привести структуру человеческой психики: сознание, подсознательное, бессознательное.

  2. Концепции З.Фрейда и Э.Фромма

  3. Эмоциональные процессы и состояния: эмоции, чувства, аффекты, страсть.

  4. Когнитивно-физиологическая концепция эмоций С.Шехтера.

  5. Приведите способы активации творческих мыслительных способностей.

  6. Ментальные законы




  1. Биоэтика

Литература

  1. Горелов А.А.Концепции современного естествознания – М.: Центр, 2000.

  2. Грушевицкая Т.Г., Садохин Концепции современного естествознания. М.: ВШ, 1998

  3. Концепции современного естествознания. Под.ред.проф. В.Н Лавриненко и проф. В.П.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000

  4. Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,1999

  5. Концепции современного естествознания Учебник для вузов: Под ред.Л.А.Михайлова. - СПб.: Питер,2008 -335с

  6. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1999

  7. Симонов Д.А. Концепции современного естествознания в вопросах и ответах: Учебное пособие.-М.:ТК Велби, Из-во Проспект, 2005.- 208с



Семинар №9

Биосферный уровень организации материи.


Вопросы:

  1. Понятие биосфера, ее границы и состав

  2. Концепции В.И.Вернадского о биосфере .

  3. Биосфера - единый монолит живого вещества, организованность которого определяется преобладанием космической энергии.

  4. Функции биосферы:

а) газовая,

б) концентрационная,

в) окислительно-восстановительная,

г) биохимическая.

  1. Система: природа — биосфера — человек, ее противоречия

  2. Гелиобиология. Космические циклы. Работы А.Л.Чижевского.


Литература

  1. Горелов А.А.Концепции современного естествознания – М.: Центр, 2000.

  2. Грушевицкая Т.Г., Садохин Концепции современного естествознания. М.: ВШ, 1998

  3. Концепции современного естествознания. Под.ред.проф. В.Н Лавриненко и проф. В.П.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000

  4. Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,1999

  5. Концепции современного естествознания Учебник для вузов: Под ред.Л.А.Михайлова. - СПб.: Питер,2008 -335с

  6. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1999

  7. Симонов Д.А. Концепции современного естествознания в вопросах и ответах: Учебное пособие.-М.:ТК Велби, Из-во Проспект, 2005.- 208с


Семинар №10

Экология.


  1. Предмет и объект экологии. Экосистема.

  2. Цели и задачинаблюдение – обобщение - предсказание - программирование -информирование.

  3. Аутэкология. Законы существования вида

  4. . Синэкология. Принципы существования сообществ

  5. . Динамика популяций.

  6. Экология человека.

  7. Современные экологические проблемы


Литература

    1. Горелов А.А.Концепции современного естествознания – М.: Центр, 2000.

    2. Грушевицкая Т.Г., Садохин Концепции современного естествознания. М.: ВШ, 1998

    3. Концепции современного естествознания. Под.ред.проф. В.Н Лавриненко и проф. В.П.Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000

    4. Концепции современного естествознания: Сер. «Учебники и учебные пособия». Ростов н/Д: «Феникс»,1999

    5. Концепции современного естествознания Учебник для вузов: Под ред.Л.А.Михайлова. - СПб.: Питер,2008 -335с

    6. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. М.: Культура и спорт. ЮНИТИ, 1999

    7. Симонов Д.А. Концепции современного естествознания в вопросах и ответах: Учебное пособие.-М.:ТК Велби, Из-во Проспект, 2005.- 208с